Уошу

редактировать

Уошу. Вашив
Племя Уошу из Невады и Калифорнии Флаг племени Уошу
Общая численность населения
1500 (2007)
Регионы со значительным населением
США. (Калифорния и Невада )
Языки
Английский, Washo

The Washoe или Wašišiw («люди отсюда», или транслитерированные в более древней литературе как Wa She Shu) - племя Большого Бассейна из коренных американцев, живущих рядом с Озеро Тахо на границе между Калифорнией и Невадой. Название «Washoe» или «Washo» (как сами по себе предпочтительны) происходит от автономного имени Waashiw (wa · šiw или wá: šiw) на языке Washo или от Wašišiw ( waší: šiw), форма множественного числа wašiw.

Содержание
  • 1 Территория
  • 2 История
  • 3 Культура
    • 3.1 Жизненный цикл
  • 4 Язык
  • 5 Племя уошу и озеро Тахо
  • 6 племен уошу
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки
  • 9 Дополнительная литература
  • 10 Внешние ссылки
Территория

Люди уошу жили в Большом бассейне и восточных горах Сьерра-Невада по крайней мере последние 6000 лет, некоторые говорят, что до 9000 лет. До контакта с европейцами территория народа уошу была сосредоточена вокруг озера Тахо (; Washo : dáʔaw / daʔaw / Daow - "the озеро "; или dewʔá: gaʔa / dawʔa: gaʔa / Daow aga -" край озера ") и было примерно ограничено южным берегом Медового озера на севере, Западным Уокером Река, озеро Топаз и перевал Сонора на юге, гребень Сьерра-Невада на западе и горы Пайн-Ореш и хребет Вирджиния на востоке. Рядом с озером Тахо Уошу использовал верхние хребты рек Карсон (dá: bal k'iláʔam), Траки (dabayóduweʔ) и Уэст-Уокер на востоке, а также Долина Сьерра (место обширных пресноводных болот, заполненных рогозом, камышами и щелочными лугами, которые впадают в реку Мидл-Форк-Перья ) к северу. Уошу обычно проводил лето в Сьерра-Неваде, особенно на озере Тахо; падение в хребтах на восток; и зима и весна в долинах между ними. Озеро Уошу (c'óʔyaʔ dáʔaw) было названо в их честь.

Вашо / васо были условно разделены на три (в некоторых источниках четыре) региональные группы, говорящие на несколько разных диалектах, которые, в свою очередь, были разделены на группы (сотрудничающие расширяющиеся семьи для сезонной охоты и совместного проживания в зимних лагерях) и в нуклеарных семьях. Региональная группа определялась по месту зимнего лагеря:

  • Welmelti («северяне» или «северные народы уошу»)
  • Павалу / повалу («жители Востока» или «жители центральных уошу»)
  • Hungalelti («южане» или «южные народы уошу») и,
  • Таналелти («жители Запада» или «западные народы уошу»)

Поскольку западная часть территории васо была в горах и подвержена сильным снегопадам, там мало кто зимовал, поэтому очень немногие были организованы в западную группу.

История
Женщина-уошу

народ уошу - единственный Большой Бассейн племя, чей язык не нумический, поэтому считается, что они населяли этот регион раньше, чем соседние племена. Возникшие около 500 г. н.э. около озера Тахо и северные Сьерра-Невада считаются ранней культурой васу. Комплекс Мартиса, возможно, пересекался с культурой Кингс-Бич, и Мартис каменные дома уступили место домам из конической коры исторической культуры Уошу.

Люди Уошу и Соседние северные пайюты были культурно и лингвистически очень разными, и эти два племени иногда конфликтовали.

Люди уошу могли контактировать с испанскими исследователями в в начале 19 века, но Washoe не поддерживала контактов с представителями европейской культуры до 1848 года Калифорнийской золотой лихорадки. Сопротивление Вошу вторжениям на их земли оказалось бесполезным, и последним вооруженным конфликтом с Вошу и неиндейцами был тот случай, когда голодающих Уошу убили за сбор картофеля на европейско-американской ферме около Хани-Лейк в Калифорния.

Утрата долинных охотничьих угодий ферм и сосновых рощ для удовлетворения спроса Вирджиния-Сити на пиломатериалы и уголь заставили большинство Уошу зависеть от работы на белых ранчо, фермах и в городах. Места, где они поселились, стали известны как индейские колонии.

Культура
Луиза Кейзер (Дат Со Ла Ли ), Уошу-плетчик

Пиньонская сосна собирали орехи. осенью обеспечивали большую часть еды, съеденной зимой. Корни, семена, ягоды и дичь обеспечивали большую часть еды в остальное время года. Народ уошу также был хорошо осведомлен о своей земле и о богатых ресурсах. Это включало понимание сезонных циклов как растений, так и животных. Люди вашивов также зависели от рыбной ловли на озере Тахо и окружающих его ручьях. Рыбалка была огромной частью жизни Вашива; и каждая семья имела свои собственные рыболовные угодья, пока контакт с западной цивилизацией не привел к коммерческому рыболовству в этом районе, уничтожив еще один важный ресурс для вашивов.

Танец кедровых орехов и обряды полового созревания девочек остаются очень важными церемониями. Люди Вашив когда-то полагались на знахари и их врожденные знания о лекарственных растениях и обрядах. Большая часть этих знаний и деятельности была утеряна из-за контактов с западным миром.

Культура уошу основана в основном на легендах, объясняющих разные сферы жизни. Легенды передавались из поколения в поколение путем рассказывания историй и рассказывались молодым поколениям, чтобы они научили их основам образа жизни Уошу. Дети могли узнать о методах сбора урожая, приготовлении лекарств, а легенды должны были научить их ценить землю, на которой они жили, и дать им лучшее понимание образа жизни Уошо. Дети воспитывались в среде, в которой семья считалась самым ценным. Вся жизнь васо была сосредоточена на сотрудничестве и единстве, и старшие члены племени должны были передавать свои знания младшим, чтобы культура племени выжила. У каждого в семье была своя роль в повседневных делах, таких как рыбалка, собирательство или охота, что помогало людям Уошу более эффективно выполнять повседневные задачи.

Жизненный цикл

Район проживания людей Уошу позвольте им добывать пищу тремя способами: рыбной ловлей, собирательством и охотой. Поскольку каждый способ требовал специальных навыков и знаний, люди обычно обучались в одной области, чтобы уменьшить вероятность провала задач, за которые они отвечали. Следовательно, жизнь племени васо зависела от реальных возможностей окружающей среды. Кроме того, нехватка источников не позволяла племени действовать сразу во всех отношениях, поэтому образ жизни уошу был разделен на три периода: «год рыбалки», «год сбора» и «год охоты».

  • «Рыбный год», наступивший после периода голодной смерти, начался ранней весной, когда начал таять снег в горах. В то время некоторые члены племени (в основном молодые мужчины, мальчики, а иногда и незамужние женщины) покинули зимние лагеря и двинулись к озеру Тахо, чтобы начать сезон рыбной ловли. Тем самым они смогли спасти остатки продуктовых запасов для людей, которые остались в зимних лагерях. Они использовали пещеры и естественные укрытия в качестве защиты от холода, а также набедренную одежду и одеяла из кроличьей кожи, чтобы согреться. Они ловили сига, которого некоторые из них съели, а некоторых отнесли в зимние лагеря, чтобы их люди могли поесть и набраться сил для обратного путешествия к озеру, которое произошло, когда стало теплее. Решение о том, когда покинуть зимние лагеря и отправиться на озеро Тахо, было решением семьи, и это зависело от состояния и возраста членов семьи (семьи с младенцами или пожилыми людьми, как правило, покидают лагеря позже, чем более сильные члены племени. Племя должно было быть возвращено к берегам озера Тахо к началу июня. Почти каждый член племени был вовлечен в рыбалку, когда наступил сезон. Вашу в полной мере использовали ресурсы озера и поймали столько рыбы, сколько могли. Они узнали, как чтобы сохранить рыбу, высушивая ее на солнце и создавая запасы корма на будущее.
  • «Год сбора» - можно было проводить весь год, но использовались разные способы добычи и разные типы и количество В течение зимы Вошу ели в основном ту пищу, которую они собрали до начала зимнего сезона, потому что овощей было очень мало. С наступлением весны еды становилось все больше и больше. Однако еды было мало. В том месте, где он был найден, он мог прокормить только определенное количество людей, поэтому племя разделилось на более мелкие группы и отправилось искать пищу разными способами. Собиранием обычно занимались женщины, а мужчины занимались рыбалкой на озере или охотой.
  • «Год охоты» - начинался, когда в начале весны появлялись первые животные. Это была только мужская деятельность, поэтому мальчиков обучали с самого раннего возраста. Племя Уошу охотится на более крупных животных, таких как олени, медведи или антилопы, а также на более мелких: кроликов, птиц, белок. Различные методы и время охоты были адаптированы для разных видов животных.

Осень была самым богатым сезоном еды в году, так как можно было использовать все способы добычи пищи. Зимний период был временем голода, так как запасы еды быстро заканчивались, и в самые холодные месяцы года еды почти не было. Однако люди Уошо научились выживать в самое тяжелое время года, научившись использовать ресурсы, которые им дала земля. Они знали, что им необходимо сохранять равновесие, поскольку каждый способ добывания пищи был одинаково важен для выживания этих людей.

Язык

язык вашу / вашив или Wa: SIW ʔítlu (сегодня: Wašiw Wagayay ) было расценено как язык изолят, однако, иногда условно рассматривать как часть спорного Hokan языковая семья. Язык написан латинским шрифтом.

Вашивский язык сейчас считается вымирающим языком, так как только горстка свободно владеющих языком пожилых людей использует его. В Племени недавно произошло возрождение языка и культуры. "Wašiw Wagayay Maal" ("дом, где говорят на Wašiw") был первой попыткой народа Wašiw обновить свой язык для будущих поколений. Племя в настоящее время полагается на племенной Департамент культурных ресурсов, чтобы проводить языковые курсы для сообщества. Однако в последнее время в племени произошел педагогический сдвиг, и молодежь стала центром языковых и культурных программ.

Племя уошу и озеро Тахо

Люди уошу считаются коренными жителями района озера Тахо, населяющие озеро и окружающие его земли на протяжении тысяч лет. Как коренные жители, они верят, что лучше всех знают, как следует ухаживать за землей, и считают себя ответственными за охрану территории озера Тахо, которая ежегодно была центром культурного наследия племен уошу. собрания, где проходили самые традиционные мероприятия. В 2002 году Комитет по энергетике и природным ресурсам официально передал племени уошу из Невады и Калифорнии землю вокруг озера Тахо в культурных целях.

Племена уошу

Согласно Акту о реорганизации индейцев 1934 года, колонии в районе долины Карсон в Неваде и Калифорния получила федеральное признание как племя уошу Невады и Калифорнии. Колония в Рино, Невада, в которой также проживало значительное население пайютов и шошони, получила отдельное признание как индийская колония Рино-Спаркс. Есть свидетельства того, что некоторые уошу поселились в юго-западном регионе Монтаны. В ранчерию Сюзанвилля входят члены Уошу, а также члены северных пайютов, северо-восточных майду, ачомави и атсугеви.

Примечания
Ссылки
  • Дангберг, Грейс (1968). Сказки о васо: три оригинальные индийские легенды о васо. Периодическая газета Государственного музея Невады, номер 1. Карсон-Сити, Невада.
  • д'Азеведо, Уоррен Л. (1986). «Мойка» в Большом бассейне, Уоррен Л. д'Азеведо, изд. С. 466–498. Том 11 в Справочнике североамериканских индейцев, Уильям С. Стертевант, главный редактор. Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт. ISBN 0-16-004578-9, 0160045754.
  • Неверс, Джо Энн (1976). Ва Ше Шу: История племени васо. Межплеменной совет Невады: Служба печати Университета штата Юта.
  • Прицкер, Барри М. (2000). Энциклопедия коренных американцев: история, культура и народы. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-513877-1.
Дополнительная литература
Внешние ссылки
На Викискладе есть медиафайлы, связанные с васо.
Последняя правка сделана 2021-06-20 09:09:34
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте