Варшава Конфедерация, подписанная 28 января 1573 года Польским национальным собранием (sejm konwokacyjny) в Варшаве, была одним из первых европейских актов, предоставляющих религиозные свободы. Это было важным событием в истории Польши и Литвы, которое распространило религиозную терпимость на дворянство и свободных людей в пределах Речи Посполитой и считается формальное начало религиозной свободы в Речи Посполитой. Хотя это не предотвратило все конфликты, основанные на религии, это сделало Содружество намного более безопасным и более терпимым местом, чем большая часть современной Европы, особенно во время последующей Тридцатилетней войны.
Религиозная терпимость в Польша имела давние традиции (например, Статут Калиша ) и была де-факто политикой во время правления недавно скончавшегося короля Сигизмунда II. Однако статьи, подписанные Конфедерацией, официально санкционировали прежний обычай. В этом смысле их можно рассматривать как начало или пик польской толерантности.
После бездетной смерти последнего короля из династии Ягеллонов, польская и литовская знать (шляхта ) собралась в Варшаве, чтобы предотвратить любые сепаратисты действуют и поддерживают существующий правопорядок. Для этого граждане должны были безоговорочно подчиняться решениям, принятым органом; и конфедерация была мощным заявлением о том, что два бывших государства все еще тесно связаны.
В январе дворяне подписали документ, в котором представители всех основных религий обещали друг другу взаимную поддержку и терпимость. Возникла новая политическая система, поддерживаемая конфедерацией, которая способствовала ее стабильности. Религиозная терпимость была важным фактором в полиэтническом и многоконфессиональном государстве, поскольку на территории Содружества проживали многие поколения людей из разных этнических групп (поляки, литовцы, русины, немцы и евреи) и разных конфессий (католики, Протестантский, православный, еврейский и даже мусульманский). «Эта страна стала тем, что кардинал Хозьюш назвал« убежищем для еретиков ». Это было место, где самые радикальные религиозные секты, пытаясь избежать преследований в других странах христианского мира, искали убежища.
Этот акт не был навязан правительством или последствиями войны, а был результатом действий членов польско-литовского общества. На него также повлияла французская резня в день Святого Варфоломея в 1572 году, что побудило польско-литовское дворянство понять, что ни один монарх никогда не сможет совершить подобный акт в Польше.
В подготовке статей больше всего участвовали люди Миколай Сиеницкий (лидер «движения казней »), Ян Фирлей и Ян Зборовски. Их усилиям противостояли многие высокопоставленные лица Римско-католической церкви, был единственным епископом, подписавшим их (Шимон Старовольски утверждал, что сделал это под «угрозой меча»), и будущие правовые акты содержат Статьи Конфедерации были подписаны епископами с оговоркой: «excepto articulo confoederationis». Другой епископ, Вавжинец Гошлицкий, был отлучен от церкви за подписание.
Статьи Варшавской Конфедерации были позже включены в Генрицианские статьи и, таким образом, стали конституционными положениями наряду с Pacta conventa, также установленными в 1573.
Польша в конце XVI века стояла между православной Московией на востоке, мусульманской Османской империей на юге, и Западная Европа, раздираемая между Реформацией и Контрреформацией, на север и запад. Его религиозная терпимость сделала его желанным убежищем для тех, кто избежал религиозных преследований в других местах; По словам кардинала Станислава Осия, он стал «убежищем для еретиков». Конфедерация легализовала ранее неписаные обычаи религиозной терпимости.
Ведутся споры о том, была ли религиозная свобода предназначена только для знати или также для крестьян и других людей; большинство историков отдают предпочтение последней интерпретации.
В 2003 г. текст Варшавской Конфедерации был добавлен в Программу ЮНЕСКО «Память мира».
Конечно, формулировка и содержание Декларация Варшавской конфедерации от 28 января 1573 г. была экстраординарной в отношении преобладающих условий в других частях Европы; и они управляли принципами религиозной жизни в Республике более двухсот лет.
— Норман Дэвис