Уорделл Грей | |
---|---|
Справочная информация | |
Родился | (1921-02- 13) 13 февраля 1921 г.. Оклахома-Сити, Оклахома, США |
Происхождение | Детройт, Мичиган, США |
Умер | 25 мая 1955 (1955-05-25) (34 года). Лас-Вегас, Невада |
Жанры | Джаз, свинг, бибоп |
Профессия(s) | Музыкант |
Инструменты | Теноровый саксофон, кларнет |
Годы работы | 1940–1955 |
Связанные действия | Эрл Хайнс, Бенни Гудман, граф Бэйси, Декстер Гордон |
Уорделл Грей (13 февраля 1921 г. - 25 мая 1955 г.) был американским джазом тенор-саксофонистом, который колебался в периоды свинга и бибопа..
Уорделл Грей родился в Оклахома-Сити, был самым младшим из четырех детей. Его ранние детские годы прошли в Оклахоме, до переезда с семьей в Детройт в 1929 году.
В начале 1935 года Грей начал посещать Северо-Восточную среднюю школу, а затем перешел в Касс. Техническая средняя школа, в которой были выпускниками Дональда Берда, Лаки Томпсона и Эла Маккиббона. Он уехал в 1936 году, до окончания учебы. По совету своего зятя, подростком он начал играть на кларнете, но, услышав Лестера Янга на записи с графом Бэйси, он был вдохновлен переключиться на теноровый саксофон.
Первой музыкальной работой Грея была небольшая группа в России, которая на полставки играла местные танцы. Во время прослушивания на другую работу его услышала молодая пианистка, которая создавала группу в Братском клубе в Флинте, штат Мичиган, и она наняла его. Проведя там очень счастливый год, он перешел в нашу группу (Рашел записал несколько сторон ранее в 1930-х, но больше не сделал этого), а затем перешел в Гранд-Рапидс, штат Мичиган. Примерно в это же время он познакомился с Жанной Гоингс; вместе у них родилась дочь Анита, которая родилась в январе 1941 года.
Прямо по дороге от Конго-клуба находился «Три шестерки»; Джери знала Эрла Хайнса, и когда в конце 1943 года группа Хайнса прибыла в Детройт, она убедила Эрла нанять Уорделла - альт, поскольку в то время не было вакансий тенора.
Это был большой прорыв для 21-летнего парня, поскольку оркестр Earl Hines был известен не только на национальном уровне, но и помогал в карьере некоторых начинающих музыкантов бибопа, включая Диззи Гиллеспи. и Чарли Паркер. Хотя к тому времени, как Грей присоединился к группе, большинство из них уже ушли, игра с группой Hines по-прежнему была живым и вдохновляющим опытом для молодого тенориста. Они совершили поездку по стране, и именно когда они были в Калифорнии, Грей познакомился с Дороти Дюваль. Их сразу привлекло друг к другу. Дороти была замужем, но, хотя брак был на грани распада, неудачное вмешательство «друга» заставило Грея поверить в то, что это не так, и он вернулся в Джери; они поженились в Чикаго в сентябре 1945 года.
Уорделл провел около трех лет с Хайнсом и за это время быстро повзрослел. Вскоре он стал известным солистом, и записи группы показывают расслабленного, беглого стилиста, очень похожего на Лестера Янга. Хотя некоторые концертные выступления Jubilee были переизданы на CD (1), студийные записи 1945-46 годов все еще доступны только на LP.
Он покинул Хайнс в конце 1946 года, поселившись в Лос-Анджелесе, Калифорния ; Вскоре после прибытия туда он записал первую сессию под своим именем. Это была сессия квартета для лейбла Sunset, и на ней Уорделла сильно поддержал Додо Мармароса на фортепиано. На свидании появилось несколько отличных сторон, в частности "" и "Человек, которого я люблю "; есть переиздание всего сеанса, включая альтернативные дубли (2), но выбор доступен на (12).
В Лос-Анджелесе Уорделл работал в нескольких группах, включая Бенни Картера, блюзового певца Айвори Джо Хантера и небольшую группу, которая поддерживала певца Билли Экстайн в турне по Западному побережью. Но на самом деле в Лос-Анджелесе в то время основное внимание уделялось клубам на Центральном авеню, которые все еще процветали после лет бума, вызванного огромным вливанием расходов на оборону во время войны. Здесь Уорделл нашел свою стихию, играя в основном на внеурочных сессиях в таких клубах, как Jack's Basket Room, The Down Beat, Lovejoy's и Club Alabam, и его ранний успех на этих сессиях привел Росс Рассел, чтобы включить его в студийную сессию, которую он организовывал для своей Dial label. Сессия была задумана как демонстрация для Чарли Паркера, но Уорделл показал себя великолепно, не подавая никаких признаков того, что он испуган присутствием Паркера (3).
Именно в клубах на Центральной авеню Уорделл провел свои теноровые бои с Декстером Гордоном. Эти двое идеально подходили друг другу: легкий звук и быстрая доставка Уорделла более чем соответствовали громкому, бурлящему звуку Декстера, а их теноровые турниры стали своего рода символом сцены на Центральной авеню. Позже Гордон вспоминал: «На стойке было много кошек, но к концу сеанса мы с Уорделлом играли очень плавно, чисто... много драйва и изобилие идей ». Их слава начала распространяться, и Росс Рассел сумел заставить их смоделировать одну из их битв в песне «Погоня» (4), которая стала первой общенационально известной записью Уорделла и была оценена как «один из самых захватывающих музыкальных конкурсов в мире». история джаза ».
Успех« The Chase »стал той передышкой, в которой нуждался Уорделл, и он стал все более заметным на публичных сессиях в Лос-Анджелесе и его окрестностях, включая серию джем-сейшенов« Just Jazz », организованную диск-жокей Джин Норман. Концерты проходили в Пасадене Civic Auditorium и Shrine Auditorium и других местах (5, 6, 7). Сессия, которая включала "Just You, Just Me " и "Sweet Georgia Brown ", является одним из лучших исполнений Уорделла, но единственная версия на компакт-диске грубо сокращена. (С тех пор было выпущено несколько неотредактированных версий этих выступлений.) На концерте 1947 года в Elks Ballroom в Лос-Анджелесе участвовали Уорделл и Декстер Гордон, а также 18-минутное выступление, выпущенное на 8-ми записях 78 об / мин. "Охота"; весь концерт был выпущен в виде набора из 3 компакт-дисков (21)
Не считая заклинания с небольшой группой под руководством Эла Киллиана (некоторые записи Jubilee этой группы (8) показывают Уорделла в отличной форме) Уорделл все еще работал в основном в виде разовых сессий в течение 1947 года. Однако на концерте в начале того же года, на котором также присутствовал Бенни Гудман Уорделл настолько впечатлил кларнетиста, что Гудман нанял его в небольшую группу, которую он как раз создавал в рамках своего флирта с бибопом. Гудман ранее весьма критически относился к игре в стиле боп, но, говоря об Уорделле журналу Metronome, он сказал, что «если он боп, это здорово. Он замечательный!»
В новую группу Гудмана вошли молодой шведский кларнетист Аке «Стэн» Хассельгард и первоначально Тедди Уилсон, и она открылась в Click Club Фрэнка Палумбо в Филадельфии в мае 1948 года. Энтузиасты записали ночные трансляции клуба, некоторые из лучших из которых были выпущены на компакт-дисках (9), и они содержат несколько великолепно расслабленных, плавных теноровых произведений Уорделла. В игре группы мало признаков бопа, единственное заметное влияние - это некоторые фразы Уорделла и аспекты аранжировок Мэри Лу Уильямс для группы.
Группа, однако, не имела финансового успеха, и Гудман в конце концов распался, но к настоящему времени Уорделл полностью утвердился на Восточном побережье как многообещающий музыкант. Некоторое время в конце 1948 - начале 1949 года он работал с Count Basie Orchestra, одновременно успев записываться с Таддом Дэмероном (10) и, в отличных сессиях квартета и квинтета, с Аль Хейг (11, 12). Сессия квартета включала "Twisted", одну из самых известных записей Уорделла, которая была использована в качестве основы для бестселлера вокальной версии Энни Росс.
Уорделл покинул Бэйси в 1949 году, чтобы вернуться. Бенни Гудману. Однако жизнь в группе Гудмана становилась для него все более неприятной. К тому же его брак с Джери распадался. В лучшие времена Гудман был непростым работодателем, и это, в сочетании с постоянными поездками, делало Уорделла все более несчастным: записи группы, как студийные сессии (13), так и живые авиашоты (14, 15), представляют собой работы Уорделла, которые ниже своих лучших стандартов. (То, что проблема была в окружении Гудмана, а не в каком-либо падении способностей Уорделла, показано на сеансе, записанном с местными музыкантами в Детройте (11, 18); работа Уорделла на этом сеансе является образцовой).
Покинув Гудмана, Уорделл вернулся к графу Бейси. Бэйси поддался экономическому давлению и распустил свою большую группу, образовав септет, в который входили Кларк Терри и Бадди ДеФранко ; Уорделл присоединился к ним, вероятно, в июле 1950 года. Эта обстановка была для него гораздо более счастливой, и группа достигла определенного успеха; На аэроснимках того времени видна очень расслабленная, качающаяся полоса без слабых звеньев (16).
Именно в это хорошее время с музыкальной точки зрения личная жизнь Уорделла также стала счастливее. В конце концов он развелся с Джери и наконец получил право жениться на Дороти, и вместе с дочерью Дороти, Полой, они поселились в маленьком домике в Лос-Анджелесе.
Единственным недостатком работы с Бэйси (который к тому времени снова увеличил свою группу до биг-бэнда) были постоянные путешествия, и Уорделл в конце концов решил уйти, чтобы больше наслаждаться семейной жизнью. Решение было вполне понятным, хотя ритм-секция Бэйси идеально подходила для свинга Уорделла, и с музыкальной точки зрения любители его игры могут пожалеть о его решении. И неожиданным побочным эффектом было то, что, поскольку работа в районе Лос-Анджелеса была короткой (во всяком случае, для черных музыкантов), Уорделлу все еще приходилось часто путешествовать в поисках работы. Тем не менее, жизнь дома была хорошей, и одно из немногих интервью, которые он когда-либо давал (британскому Melody Maker ), показало, что он очень счастлив.
В 1950 году Грей отыграл концерт в Мемориальном зале ветеранов Сан-Франциско в качестве гостя с группой Джеральда Уилсона. Замечательно запечатленный в стереозвуке высокого качества (единственный подобный пример в его дискографии), эта запись была впервые выпущена в 2006 году (17). Грея можно услышать в отличной форме во время избранных сольных роликов с небольшим комбо-аккомпанементом на "Nice Work if You Can Get It " и "Indiana ", а также с биг-бэндом Уилсона на блюзе. «Голливудское шоссе», где Грей обменивается захватывающими припевами с Zoot Sims и Стэном Гетцем.
Примерно в это время его сессий записи стало меньше, хотя и живые. с Декстером Гордоном, воссоздающим волнения Центрального авеню, и студийная сессия с Art Farmer и Hampton Hawes (оба по 18 лет) - прекрасные примеры игры Уорделла.
Тем не менее, появляется все больше признаков того, что Уорделл не участвует в работе около 1951/52 года, особенно в ходе дальнейших живых выступлений с Декстером Гордоном с февраля 1952 года (5), и кажется что он, возможно, разочаровался в музыкальном бизнесе. То, что он все еще был способен великолепно играть, показывает его работа над живым джем-сейшном в The Haig (19), но таких сессий к настоящему времени было очень мало, и более типичные работы этого периода были записаны на сеанс с Тедди Чарльзом (17).
Примерно в это время Грей, по-видимому, пристрастился к наркотикам; друзья сообщили, что это сказалось. Его игра теперь стала менее плавной, и студийная сессия в январе 1955 года (12), которая должна была стать его последней, показывает сильную, но (по его собственным меркам) довольно неискреннюю игру.
Грей продолжал регулярно работать, несмотря на свои проблемы с наркотиками, и когда Бенни Картер был нанят в мае 1955 года, чтобы предоставить оркестр на открытии Отель «Мулен Руж», он посетил Грея. Грей присутствовал на репетициях, но отсутствовал, когда клуб открылся 25 мая. На следующий день его нашли мертвым на участке пустыни на окраине Лас-Вегаса со сломанной шеей.
Несмотря на то, что обстоятельства были плохо изучены, по большому счету, смерть Грея была признана смертью в результате несчастного случая. Некоторые подозревали нечестную игру, особенно учитывая возможную связь Грея с боссом мафии Мейер Лански.
роман Джеймса Эллроя Холодные шесть тысяч содержит ссылку к исчезновению и смерти Грея: согласно этому, он был убит (вымышленным) расистским заговорщиком Уэйном Тедроу-старшим за роман с его женой Дженис.
Книга Билла Муди «Смерть тенора» рассказывает историю современного расследования смерти Уорделла, проведенного вымышленным детективом / пианистом Эваном Хорном.
Джек Керуак прямо ссылается на Уорделла в своем романе В дороге : «Они жадно ели, пока Нил с бутербродом в руке стоял, поклонившись и прыгая перед большим фонографом, слушая только что купленную мною пластинку дикого бопа под названием« Охота », а Декстер Гордон и Уорделл Грей дурачились. "
Джони Митчелл включила версию песни Росс / Грей" Twisted "в свой дважды платиновый альбом Court и Spark.
(проиндексировано по тексту выше)