Ван Чун

редактировать

Ван Чун (Китайский : 王充; пиньинь : Ван Чонг; Уэйд-Джайлз : Ван Чун ; 27 - ок. 100 г. н.э.), любезное имя Чжунжэнь (仲 任), было китайский метеоролог, астроном и философ, действовавший во время династии Хань. Он разработал рациональный, светский, натуралистический и механистический взгляд на мир и людей и дал материалистический объяснение происхождения Вселенной. Его основной работой был Lunheng (論 衡, «Критические очерки»). Эта книга содержала множество теорий, связанных с ранними науками астрономией и метеорологией, и Ван Чун даже первым в истории Китая упомянул об использовании цепного насоса с квадратным поддоном , что впоследствии стало обычным явлением в орошении и общественных работах в Китае. Ван также точно описал процесс круговорота воды.

В отличие от большинства китайских философов того времени, Ван провел большую часть своей жизни в бедности, не вызванной им самим. Говорят, что он учился, стоя у книжных киосков, и обладал великолепной памятью, которая позволила ему очень хорошо разбираться в китайской классике. В конце концов он достиг ранга окружного секретаря, который вскоре потерял из-за своего воинственного и антиавторитарного характера.

Содержание

  • 1 Жизнь
  • 2 Работа и философия
  • 3 Ранняя научная мысль
    • 3.1 Метеорология
    • 3.2 Астрономия
  • 4 См. Также
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки
  • 7 Внешние ссылки

Жизнь

Ван родился в бедной семье в современном Шанъюй, Чжэцзян. Он родился в семье Ван Сун и пользовался уважением в местной общине за его сыновнее почтение и преданность отцу. По настоянию родителей Ван отправился в столицу Восточной Хань Лоян, чтобы учиться в Имперском университете. Именно там Ван познакомился с авторитетным историком Бан Бяо (3–54), который положил начало Книге Хань. Он также подружился с Бан Гу (32–92), сыном Бан Бяо, который внес дальнейший вклад в Книгу Хань. Поскольку он был беден и не имел достаточно денег, чтобы купить учебные материалы, Вану приходилось часто посещать книжные магазины, чтобы получить знания. Рэйф де Креспиньи пишет, что во время учебы Ван, скорее всего, находился под влиянием современного Старого Текстовые реалисты, такие как Хуан Тан (ум. 28). Из-за своего скромного происхождения Ван стал обижаться на чиновников, которыми восхищались просто из-за их богатства и власти, а не из-за каких-либо академических способностей.

Ван вернулся в свое домашнее командование, где стал местным учителем. Его повысили до почетного звания, но из-за его критического и сварливого характера он решил уйти с этой должности. После этого был период изолированной пенсии, когда Ван сочинил эссе по философии, его Jisu («Об общей морали»), Jeiyi («Осуждение»), Zheng wu («О правительстве») и Yangxing shu («О макробиотике»).. Около восьмидесяти из этих эссе позже были включены в его «Луньхэн» («Беседы, взвешенные на весах»).

Несмотря на добровольный уход на пенсию, он в конце концов принял приглашение инспектора Дун Цинь (фл. 80–90 гг. Нашей эры).) провинции Ян для работы в штабе. Однако вскоре Ван ушел и с этого поста. Се Иу, друг Ван Чуна, давний инспектор и чиновник, сделал официальную рекомендацию суду, попросив Ван стать старшим научным сотрудником при императоре Хань Чжане (годы правления 75–88).. Император Чжан принял это и вызвал Ван Чжуна к своему двору, но Ван заявил о плохом здоровье и отказался ехать. Позднее Ван умер дома около 100 года.

Хотя рационалистическая философия Вана и критика так называемого конфуцианства нового текста в значительной степени игнорировались при его жизни, видный чиновник, а позднее ученый Цай Юн (132–192) написал о своем восхищении письменными работами Вана. Чиновник Ван Лан (ум. 228) приобрел копию книги Ваня Лунхэн и принес ее с собой в свою поездку в 198 г. в суд Хань, учрежденный в Сюйчане премьер-министром Цао Цао (155–220). Поскольку некоторые из сомнительных принципов философии конфуцианства нового текста вышли из употребления и репутации, Раф де Креспиньи заявляет, что рационалистическая философия Ван Чуна стала гораздо более влиятельной в китайской мысли.

Работа и философия

Ван Чун отреагировал на состояние, которого достигла философия в Китае. Даосизм давно выродился в суеверия и магию, а конфуцианство было государственной религией в течение примерно 150 лет. Конфуцию и Лаоцзы поклонялись как богам, предзнаменования видели повсюду, вера в призраков была почти всеобщей, и фэншуй начал управлять жизнями людей. Ван высмеивал все это и призвал дать рациональное, натуралистическое описание мира и места человека в нем.

В центре его мыслей было отрицание того, что Небеса имеют для нас какую-либо цель, будь то доброжелательную или враждебную. Сказать, что Небеса дают нам еду и одежду, значит сказать, что они действуют как наш фермер или портной, - очевидный абсурд. Люди - ничтожные частички во вселенной, и они не могут надеяться произвести в ней изменения, и смехотворно высокомерно думать, что вселенная изменится для нас.

Ван настаивал на том, что к словам предыдущих мудрецов следует относиться критически, и что они часто бывают противоречивыми или непоследовательными. Он критиковал ученых своего времени за неприятие этого, а также за то, что он называл популярным признанием письменных работ. Он считал, что истина может быть открыта и станет очевидной, если разъяснить слова и дать четкие комментарии к тексту.

Одним из примеров рационализма Вана является его аргумент о том, что гром должен быть вызван огнем или теплом, а не признаком недовольства небес. Он утверждал, что необходимо испытать повторяемый опыт и эксперимент, прежде чем принять веру в участие божественной воли.

Он не менее язвительно отзывался о распространенной вере в призраков. Он спросил, почему призраки должны быть только у людей, а не у других животных? Мы все живые существа, одушевленные одним и тем же жизненным принципом. Кроме того, погибло так много людей, что их призраков намного больше, чем живых людей; мир будет затоплен ими. Однако он никогда прямо не отрицает существование призраков (gui 鬼) или духов (shen 神), он просто отделяет их от представления о том, что они являются душами мертвых. Кажется, он считает, что явления существуют, но какими бы они ни были, они не имеют отношения к умершему.

Люди говорят, что духи - это души умерших. В этом случае духи всегда должны появляться обнаженными, поскольку, конечно же, не утверждается, что одежда имеет душу так же, как и люди. (Луньхэн)

Ван был столь же рациональным и бескомпромиссным в отношении знаний. Убеждения требуют доказательств, так же как действия требуют результатов. Любой может болтать чепуху, и всегда найдутся люди, которые этому поверят, особенно если они суеверно оденут его. Нужны тщательные рассуждения и опыт мира.

Бернхард Карлгрен называл свой стиль простым и без литературных претензий; в целом современные западные писатели отмечают, что Ван был одним из самых оригинальных мыслителей своего времени, даже иконоборцем в своих взглядах. Они отмечают, что он приобрел популярность в начале 20 века, потому что его идеи соответствуют тем, которые позже развились в Европе. Его письмо хвалят за четкость и упорядоченность. Но поскольку в его время не существовало действующего научного метода или более широкого научного дискурса, его формулировки могут показаться чуждыми современному глазу - некоторым читателям, даже столь же своеобразными, как суеверия, которые он отвергал. Но, несмотря на этот барьер для его работы, он приобрел известность, правда, в основном после его смерти. Он оказал влияние на то, что Карлгрен называл «нео-даосизмом» - реформированная даосская философия с более рациональной, натуралистической метафизикой, без особых суеверий и мистицизма, в которые впал даосизм.

Ранняя научная мысль

Метеорология

Обладая острым разумом и объективным подходом, Ван Чун написал много вещей, которые могли бы быть оценены более поздними современными синологами и как ученые, мыслящие современно. Например, подобно тому, как греческий Аристотель 4 век до нашей эры метеорология описал круговорот воды, Ван Чун написал следующий отрывок о облака и дождь :

Конфуцианцы также утверждают, что выражение, что дождь идет с небес, означает, что он действительно падает с небес (там, где находятся звезды). Однако рассмотрение этого предмета показывает нам, что дождь идет сверху земли, а не с неба.

Видя, как дождь собирается сверху, люди говорят, что он идет с небес - по общему признанию, он идет сверху земли. Как мы можем продемонстрировать, что дождь исходит из земли и поднимается с гор? Гунъян Гао [т.е. Гунъян Чжуань ] в комментарии к Летописи весны и осени говорится; «Он испаряется вверх сквозь камни толщиной в один или два дюйма и собирается. За один день он может распространиться по всей империи, но это только так, если он исходит из Тайшань». Он имеет в виду, что с горы Тай дождевые облака могут распространяться по всей империи, но с небольших гор только на одну провинцию - расстояние зависит от высоты. Что касается дождя, идущего с гор, некоторые считают, что облака уносят дождь с собой, рассеиваясь по мере того, как он выпадает (и они правы). Облака и дождь на самом деле одно и то же. Вода, испаряющаяся вверх, становится облаками, которые конденсируются в дождь или еще дальше в росу. Когда одежда (тех, кто путешествует по высоким горным перевалам) увлажняется, это происходит не от облаков и тумана, через которые они проходят, а от взвешенной дождевой воды.

Некоторые люди цитируют Шуцзин, в котором говорится: «Когда луна следует за звездами, будет ветер и дождь», или Шицзин, в котором говорится: «Приближение луны к Пи сю [Гиады ] принесет ливень ". Они считают, что, согласно этим двум отрывкам из классиков, небо вызывает дождь. Что мы должны сказать на это?

Когда дождь идет с гор, луна проходит мимо (других) звезд и приближается к Пи сю. Когда он приближается к Пи сю, должен быть дождь. Пока не идет дождь, луна не приближалась, а в горах нет облаков. Небо и земля, вверху и внизу, действуют во взаимном резонансе. Когда луна приближается вверху, горы парятся внизу, и воплощенные ци встречаются и соединяются. Это (часть) спонтанного Дао Природы. Облака и туман говорят о приближении дождя. Летом превращается в росу, зимой - в заморозки. Тепло, идет дождь, холодно, идет снег. Дождь, роса и иней исходят от земли и не спускаются с небес.

Ссылка Ванга на комментарий Гунъянь Гао (то есть Гунъян Чжуаня), возможно, демонстрирует, что работа Гунъяня, составленная во 2 веке до нашей эры, исследовала Тема гидрологического цикла задолго до того, как Ван писал о процессе. Историк и китаевед Джозеф Нидхэм утверждает, что: «Что касается сезонных лунных и звездных связей, то мысль Ван Чуна (около 83 г. н.э.) заключается в том, что так или иначе циклическое поведение ци на Земле, где вода превращается в горные облака, коррелирует с поведением ци на небесах, которая в определенное время приближает луну к Гиадам ». Таким образом, Ван Чун в свое время объединял классическую китайскую мысль с радикально современными способами научного мышления.

Астрономия

Как и его эрудит современник Чжан Хэн (78–139) и другие до него, Ван Чун обсуждал теории о причинной связи затмений, с солнечным затмением и лунным затмением. Однако теория Ван Чжуна противоречила правильной теории «излучающего влияния», поддерживаемой Чжан Хэном (что свет округлой луны был просто отражением света, исходящего от округлого солнце ). За столетие до нашей эры математик и теоретик музыки Цзин Фан (78–37 до н.э.) написал в I веке до нашей эры:

Луна и планеты Инь ; у них есть форма, но нет света. Они получают это только тогда, когда их освещает солнце. Бывшие мастера считали солнце круглым, как арбалет пулей, и думали, что луна имеет природу зеркала. Некоторые из них тоже признали Луну шаром. Те части луны, которые освещает солнце, выглядят яркими, а те, которые не светит, остаются темными.

Чжан Хэн написал в своем Ling Xian (Мистические законы) 120 г. н.э.:

Солнце подобно огню, а луна подобна вода. Огонь излучает свет, а вода его отражает. Таким образом, яркость луны возникает из-за сияния солнца, а темнота луны возникает из-за препятствий (свету) солнца. Сторона, обращенная к солнцу, полностью освещена, а сторона, противоположная солнцу, темная. Планеты (как и Луна) имеют природу воды и отражают свет. Свет, излучаемый солнцем, не всегда достигает Луны из-за препятствий самой земли - это называется «аншу», лунное затмение. Когда (аналогичный эффект) происходит с планетой (мы называем это) затмением (xingwei); когда луна пересекает (путь солнца), тогда происходит солнечное затмение (ши).

Идем вразрез с принятой теорией и думаем больше в духе I века до н.э. Римлянам философ Лукреций Ван Чун писал:

По мнению ученых, солнечные затмения вызваны луной. Было замечено, что они происходят во время новолуния (букв. В последние дни и первые дни месяцев), когда Луна находится в соединении с Солнцем, и поэтому Луна может его затмить. В период Весны и Осени было много затмений, и Чун Цю говорит, что в такой-то месяц при новолунии было затмение Солнца, но эти утверждения не подразумевают, что Луна это сделала. Это. Почему (летописцы) не упоминали о Луне, если они знали, что она действительно виновата?

Итак, в таком ненормальном событии Ян должен быть слабым, а Инь - сильным, но (это несовместимо с) что происходит на земле, где более сильные подчиняют более слабых. Ситуация такова, что в конце месяцев свет луны очень слаб, а в начале почти гаснет; как же тогда он мог завоевать солнце? Если вы говорите, что солнечные затмения происходят из-за того, что луна поглощает его, то что же поглощает (во время лунного затмения) луну? Ничего, луна гаснет сама собой. Применяя тот же принцип к солнцу, солнце также исчезает само по себе.

Грубо говоря, каждые 41 или 42 месяца происходит солнечное затмение, а каждые 180 дней - лунное затмение. Причина, по которой затмения имеют определенное время, не в том (как говорят ученые) (как говорят ученые) в том, что существуют (повторяющиеся) аномальные события из-за периодов (цикла Луны), а в том, что природа ци (солнца) заключается в том, чтобы изменить (в те времена). Почему следует говорить, что луна имеет какое-либо отношение к временам (смены) солнечной (ци) в первый и последний дни месяца? Солнце обычно должно быть полным; если есть усадка, это ненормальное явление (и ученые говорят, что) должно быть что-то поглощающее (солнце). Но что тогда происходит в таких случаях, как оползни и землетрясения?

Другие ученые говорят, что когда солнце затмевается, луна покрывает его. Солнце находится дальше (освещено вверху), но луна ближе (освещено внизу), то луна не может закрывать солнце. Но поскольку верно обратное, солнце загораживается, его свет перекрывается светом луны, и поэтому происходит солнечное затмение. Так же, как в пасмурную погоду не видно ни солнца, ни луны. Когда края соприкасаются, они поглощают друг друга; когда они расположены концентрически, они смотрят друг на друга точно закрытыми, и солнце почти гаснет. То, что солнце и луна соединяются во время новолуния, - это просто один из регуляторов неба.

Но то, что луна покрывает свет солнца во время солнечных затмений - нет, это неправда. Как это можно проверить? Когда солнце и луна находятся в соединении и свет первого «покрывается» вторым, края двух должны встретиться вначале, а когда снова появляется свет, они, должно быть, поменялись местами. Предположим, что солнце находится на востоке, а луна - на западе. Луна быстро падает (буквально движется) на восток и встречает солнце, «закрывая» его край. Вскоре луна, уходящая на восток, минует солнце. Когда западный край (солнца), который был «покрыт» первым, снова засияет своим светом, восточный край, который раньше не был «покрыт», должен (теперь) быть «покрыт». Но на самом деле мы видим, что во время солнечного затмения свет западного края гаснет, но когда (свет) возвращается, западный край яркий (но восточный край также яркий). Луна продолжается и покрывает восточную (внутреннюю) часть, а также западную (внутреннюю) часть. Это называется «точное вторжение» и «взаимное прикрытие и затемнение». Как могут быть объяснены эти факты (астрономами, которые считают, что луна покрывает свет солнца во время солнечного затмения).

И снова ученые утверждают, что тела солнца и луны имеют довольно сферическую форму. Когда кто-то смотрит на них, их форма кажется совершенно круглой, как черпак или круглая корзина. Это не ци света, видимого издалека, поскольку ци не может быть круглой. Но (мое мнение таково), что на самом деле Солнце и Луна не являются сферическими; они кажутся таковыми только из-за расстояния. Как это можно проверить? Солнце - это сущность огня, луна - сущность воды. На земле огонь и вода никогда не принимают сферических форм, так почему они должны становиться сферическими только на небесах? Солнце и Луна подобны пяти планетам, а они, в свою очередь, подобны другим звездам. Другие звезды на самом деле не круглые, а только кажутся такими яркими, потому что они так далеко. Откуда нам это знать? В период Весны и Осени звезды падали (на землю) в столице Государства Песни. Когда люди подошли к ним, чтобы их рассмотреть, оказалось, что это камни, а не круглые. Поскольку эти (падающие) звезды не были круглыми, мы можем быть уверены, что Солнце, Луна и планеты тоже не сферические.

Хотя Ван Чун был уверен в своих представлениях о затмениях (не зная, как гравитация образует в космосе естественные большие сферические тела), его идеи по этому поводу впоследствии не были приняты в Китае. Хотя были такие фигуры, как Лю Чи, писавший в своем «Лунь Тянь» («Беседа о небесах») 274 г. н.э., который поддерживал теорию Вана, утверждая, что низший Инь (луна) никогда не может препятствовать высшему Ян (солнцу), Лю все еще оставался за пределами мейнстрим принял конфуцианские традиции. Ученый из династии Сун (960-1279) Шэнь Куо (1031–1095) поддержал старую теорию сферического солнца и луны, используя свои собственные рассуждения о затмениях, которые, как он объяснил, были из-за того, что луна и солнце препятствуют друг другу. Китайский философ Чжу Си (1130–1200) также поддержал эту теорию в своих трудах. Хотя Ван Чун был прав относительно круговорота воды и других аспектов ранней науки, его резкое противодействие господствующей конфуцианской мысли в то время сделало его скептиком всех их теорий, включая затмения (принятая конфуцианцами модель правильно).

См. также

Примечания

Ссылки

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-20 07:53:38
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте