Вамба (король)

редактировать
Монета Вамбы с его изображением.

Вамба (Средневековая латынь : VVamba, Вамба, Вамба; ок. 643 - 687/688) был королем вестготов с 672 по 680 год. Во время его правления вестготское королевство охватило вся Испания и часть южной Галлии, известная как Септимания.

Согласно Хервиг Вольфрам, Вамба означает «большой живот» в Готический (например, немецкий : "Wampe", родственно английскому "матка") и, возможно, был псевдонимом. И Джулиан Толедский в его «Истории Вамба» («История Вамбы»), и решения одиннадцатого Совета Толедо, проведенного под эгидой Вамбы, упоминают царя только как Вамбу.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Военные события
    • 1.2 Религиозные события
    • 1.3 Наследование
  • 2 Легенда
    • 2.1 Место рождения
    • 2.2 Царство
    • 2.3 Сент-Джайлс
    • 2.4 Утрата короны
  • 3 Библиография
  • 4 Примечания

История

Военные события

Статуя в Мадриде (А. Карничеро, 1750–53).

После восхождения на престол 1 сентября 672 года Вамба столкнулся с восстанием со стороны Хильдерика, губернатора Нима, который сам стремился к царству. Хильдерика поддерживал Гунхильд, епископ Магелонн. Вамба послал dux (генерала) Пола, чтобы подавить мятежников, но по прибытии в Нарбонну он убедил своих офицеров отказаться от своей лояльности Вамбе и избрать его королем Флавий Паулюс. К нему присоединились Хильдерик и его последователи, а также герцог Раносинд из Тарраконского и гардингатус (дворцовый чиновник) Хильдигис. Павел набрал «множество» из франков и басков, чтобы укрепить свои силы. После этого вестготские города в Галлии и большая часть северо-восточной Испании перешли на сторону Павла.

Во время этих событий Вамба в Кантабрии вел кампанию против басков.. В ответ Вамба вошел в регион Tarraconensis и через несколько дней повернул на свою сторону большинство городов. Затем он разделил свои силы на три группы и атаковал через Пиренеи через Льивию (тогда столицу Серданьи ), Ош, и прибрежная дорога, взяв крепости Коллиур, Вултурария и Льивия, обнаружив там «много» золота и серебра.

Когда Вамба двинулся на Нарбонну, Пол назначил командовать генерала Виттимера города и удалился в Ним. Войска Вамбы быстро покорили Нарбонну, а затем, после некоторых трудностей, обеспечили сдачу Нима 3 сентября 673 года. Пол и другие лидеры повстанцев сдались и, через три дня, предстали перед судом, сняли скальп и заключен в тюрьму на всю жизнь.

Последовал период мира, и в 674 году Вамба восстановил римские стены вокруг Толедо. Примерно в это же время он укрепил и другие места, возможно, Хондаррибия (Фуэнтеррабия), небольшую деревню в Испании, расположенную напротив французской границы через залив Чингурри, в качестве военного удара вдоль Бискайского залива до Пиренеев засвидетельствовано в современных источниках. Вамба взял под свой контроль Astures и Ruccones (Luggones) и включил их в новую провинцию. Они боролись за свою независимость со времен нашествия вестготов в 5 веке, но теперь наконец уступили.

После восстания королевство столкнулось с новой угрозой в виде сарацин налетчиков. В «Хрониках Альфонсо III» (написанных 200 лет спустя) говорится: «Во времена Вамбы 270 сарацинских кораблей атаковали побережье Испании, и там все они были сожжены». Однако единичная атака такого размера сомнительна, потому что ни один другой источник не упоминает о ней. Хроники 754 года заявляют, что мавры «долгое время совершали набеги» на Андалусию «и одновременно опустошали многие города»; однако последний английский переводчик Хроники 754-х годов, Кеннет Бакстер Вольф, считает, что это относится к году до поражения короля Родерика маврами, более чем через три десятилетия после свержения Вамбы.

а указы того времени свидетельствуют о существенной эрозии домашнего спокойствия и порядка в королевстве. В своде законов вестготов Вамба постановил, что все люди, независимо от их религии, и даже если они являются духовенством, обязаны защищать королевство, если оно подвергнется нападению иностранного врага. Этот закон был создан, чтобы решить проблему дезертирства: «Ибо всякий раз, когда враг вторгается в провинции нашего королевства… [многие из] тех, кто населяет границу… исчезают, так что, таким образом, нет взаимной поддержки в битве. " Это обоснование может означать частоту рейдов. То, что люди часто не желали защищать королевство, дополнительно показывает другой указ Вамбы, в котором рабы были освобождены, чтобы пополнить ряды армии. Это говорит не только о нехватке добровольцев из числа испаноязычных римлян, составлявших основную часть населения, управляемого вестготскими лордами, но и об армии с большим количеством призывников и принужденных людей.

Религиозные мероприятия

В 675 г. в Браге (Бракара), Испания, состоялся Третий собор в Браге. Этот католический конклав издал восемь указов, касающихся ритуалов, обращения со священными сосудами, которые могут жить или не жить со священником, неприемлемых форм наказания духовенства и неприемлемых форм оплаты духовенство и настоятели. В том же году Одиннадцатый Толедский собор был созван в ноябре.

Вамба отказывается от короны. Холст, масло Хуан Антонио де Рибера (1819)

Вамба был королем-реформистом, который, по словам Чарльза Джулиана Бишко, «пытался обосноваться в Аквисе (Чавес) в Лузитании монашеский престол того же типа, что и Думе-Брага, т. е. включающий в себя вид епископа subregula, связанный с ранним пактуализмом. Этот маневр был успешно заблокирован митрополитической церковью Эмериты при полной поддержке отцов XII-го Собора Толедо (681). "

Наследование

В 680 году Вамба заболел или (согласно Хроникам Альфонсо III двести лет спустя) был отравлен в Памплиеге, около Бургоса. Он получил орден покаяния в ожидании своей смерти, и в результате был вынужден уйти с поста царя после его выздоровления. Хроники Альфонсо III обвиняют в этом преемника Вамбы Эрвига ; некоторые современные комментаторы обвиняют Юлиана Толедского, которого Эрвиг сделал предстоятелем вестготской церкви (в награду за его услуги?). Но Джулиан увековечил память о Вамбе в своем рассказе о восстании Пола, Historia Wambae Regís.

Легенда

Место рождения

Согласно одной традиции, Вамба родился в Эгитании, скромной деревне, окруженной римскими стенами, которая сегодня называется Иданья-а-Велья и расположен к северо-востоку от Каштелу-Бранку в Португалии. Согласно испанской традиции, он родился в Галисии в приходе Санта-Мария-де-Досон в старом доме со щитом. Мануэль де Соуза да Силва, португальский специалист по генеалогии семнадцатого века, в своей работе Nobiliário das Gerações de Entre-Douro-e-Minho ссылается на эту возможность, добавляя, что он происходил из рода готских королей, но настолько беден, что был фермером. Современные специалисты по генеалогии считают его сыном Тулги, что подтверждается тем фактом, что он был скромным человеком королевского происхождения, так как его отец был свергнут в молодом возрасте, а его собственные сыновья были еще младенцами.

Согласно самой известной традиции, он родился и вырос в Пухерре (или Буксарре, как ее когда-то называли) в провинции Малага, Андалузская горная деревня, расположенная среди лесов каштанов, недалеко от реки Хенал на юге Испании. Рядом находятся руины Молино-де-Капилья (Мельница капеллы), недалеко от которых находится деревня Сеней, которую некоторые считают настоящим местом рождения Вамбы.

Царство

Избрание Вамбы королем. Масло, холст. Франсиско де Паула Ван Хален (1843)

Есть по крайней мере две легенды, связанные с тем, как Вамба стал королем.

Один начинается с отца Вамбы, царя вестготов, которого в этой истории также звали Вамба. Две женщины его двора, служанка и знатная дама, забеременели одновременно. Чтобы избежать скандала, в котором мог быть замешан король, обе женщины бежали из столицы. Они нашли свой путь в андалузскую деревню, которая, поскольку она была так хорошо спрятана в лесу, была идеальным местом для тайных родов. Обе женщины родили мальчиков, и их поместили на попечение девушки-служанки, которая должна была вырастить в этом районе.

Когда пришло время женить короля на преемнике, подходящего наследника не нашлось. В село отправили солдат на поиски внебрачных детей. По прибытии они услышали, как крестьянка зовет своего сына Вамба, который пас скот с палкой. Солдаты знали, что они наткнулись на юношу, которого искали, и заявили: «Ты законный король, и мы должны попросить тебя пойти с нами во дворец». Вамба не захотел или, по крайней мере, притворился. Он взял свою палку и воткнул ее в землю, сказав: «Я приму трон, только если эта палка пустит корни». Палка, которую он нес, была сделана из чопо или черного тополя, который легко укореняется в плодородной почве. Когда он начал расти, Вамба согласился пойти с солдатами, чтобы стать новым королем вестготов, будучи избранным и коронованным в том, что сегодня является крошечной деревушкой Вамба в районе вокруг Мадрида.

A вторая легенда рассказывается Чарльзом Моррисом в книге «Исторические сказки, роман о реальности: испанский» («Добрый король Вамба»). В этой версии Вамба, вместо того чтобы быть мальчиком, был стариком в деревне и владел там землей и имуществом. Шел 672 год.

В те дни, когда король умер и не оставил сына, готы выбирали нового, ища своих лучших и достойных, и проводили выборы на том месте, где умер старый король. Именно в маленькой деревушке Гертикос, примерно в восьми милях от города Вальядолид, король Ресесуинто [a.k.a. Recceswinth ] искал здоровье и нашел смерть. Сюда пришли избиратели - знатная знать, епископы и генералы - и обсуждали, кто будет королем...

Святой Лев, заявив, что он получил руководство от Бога, велел избирателям найти земледельца по имени Вамба. Итак, разведчики рассредоточились по всей земле, пока, наконец, не нашли Вамбу, обрабатывающего одно из своих полей. «Оставь свой плуг в борозде», - сказали ему; «Вас ждет более благородная работа. Вы были избраны королем Испании». «Нет более благородной работы», - ответил Вамба. «Ищи где-нибудь своего монарха. Я предпочитаю править моими полями».

Изумленные глашатаи не знали, что с этим делать. Для них человек, который не хочет быть королем, должен быть святым или идиотом. Они рассуждали, умоляли, умоляли, пока Вамба, желая избавиться от них, не сказал: «Я приму корону, когда сухой жезл в моей руке снова станет зеленым - и не раньше».

После того, как он воткнул его в землю, все были удивлены, увидев, что оно внезапно превратилось в зеленое растение с листьями, вырастающими из верхушки. Небеса решили дело. Так Вамба «пошел с глашатаями на избирательный съезд». Однако, оказавшись там, он снова попытался отказаться от престола. При этом один из вестготских вождей обнажил свой меч и пригрозил обезглавить Вамбу, если он не примет корону. Вамба смягчился и согласился.

Легенда о палке, воткнутой в землю, также связана с городом Гимарайнш, к юго-западу от Браги в Коста-Верде в Португалии (северо-западный угол страны). Там, поскольку Вамба никогда не вынимал палку после этого, говорят, что она выросла в оливковое дерево. Хотя дерева сейчас нет, это место отмечено либо монастырем Носа-Сеньора-да-Оливейра (Богоматерь Оливия), либо городской площадью Ларго-да-Оливейра, каждая из которых названа в честь легендарного дерева.

Сент-Джайлс

В Житии 10-го века Сент-Джайлса, написанном для паломников, легенда о том, как однажды, когда король Вамба (также известный как Флавий) охотился в лесу между Арлем и Нимом в Провансе, он начал преследовать лань (оленя ). Животное сбежало, ища убежища в пещере, где тихо молился отшельник Джайлз. (В некоторых версиях истории лань, предоставленная Богом, была единственным спутником Джайлза и поддерживала его своим молоком.) Вамба выстрелил своей стрелой в отверстие. Но он не попал в заднюю часть, вместо этого ударив Джайлза, ранив его в ногу и вызвав необратимую инвалидность. Тогда охотничьи собаки короля бросились на убийство. Но когда Вамба прибыл, он обнаружил, что его собаки чудесным образом приросли на месте. Узнав, что он сделал, он попросил прощения и попытался загладить свою вину. Но Джайлз продолжал молиться, отказываясь от любой помощи или компенсации. Тем не менее, король лечил рану от врачей. Он также предложил Джайлзу землю для строительства монастыря. Но Джайлз отказался.

Однако со временем, благодаря славе святого как мудреца и чудотворца, в его пещере собралось множество людей. Около 674 года Вамба построил для них монастырь. Джайлз стал его первым настоятелем. Вскоре там вырос городок, известный как Сен-Жиль-дю-Гар.

. Благодаря этой традиции Жиль стал покровителем калек, прокаженных и кормящих матерей. Его эмблема - стрела. Католическая энциклопедия отмечает, что король в этой истории, должно быть, изначально был франком, «поскольку франки изгнали вестготов из окрестностей Нима почти полтора века назад».

Утрата короны

Чарльз Моррис пишет, что во время правления Вамбы:

постриг короля Вамбы Джоан Брюл. Холст, масло (1894)

Один амбициозный дворянин по имени Павел, который думал, что будет легко отобрать трон у старика, который так ясно показал, что не хочет этого, поднял восстание. Вскоре он осознал свою ошибку. Вамба встретил его в битве, разбил его армию и взял в плен. Пол ожидал не меньше, чем отрубить ему голову, но Вамба просто приказал ее побрить.

Бритая или постриженная голова была знаком того, кто принял монашеский сан, а это означало, что этот человек «не мог служить в качестве». король или вождь, но должен провести остаток своих дней в уединении в качестве монаха ".

Позже амбициозный юноша по имени Эрвиг, преследуя цель свержения короля, дал снотворное. Пока Вамба был под водой, Эрвиг сбрил макушку. Как и прежде, готский закон был ясен. Вамба больше не мог быть королем. Поэтому он принял это изменение и с радостью стал монахом, отрекшись от престола 14 октября 680 года, чтобы прожить последние семь лет своей жизни в уединении от мира (умер в 687 году). Эрвиг стал королем вместо него.

Таким образом, Вамба-земледелец сначала стал королем, а затем монахом. Во всех своих положениях - фермера, короля и монаха - он проявил себя хорошо и достойно, и его имя дошло до нас из глубины веков как один из тех редких людей, о которых мы мало знаем, но все это мало хорошего.

По иронии судьбы, именно племянник Вамбы, сын его сестры Ариберги, Эргика, женился на дочери Эрвига и стал новым королем после смерти своего тестя.

Библиография

  • Чарльз Джулиан Бишко, «Португальское пактное монашество в одиннадцатом веке: дело Сан-Сальвадор-де-Вакариса», Estudos de História de Portugal: Homenagen a AH de Oliveira Margues (Лиссабон: редакция Estampa, 1982).
  • Генри Брэдли, Готы: от древнейших времен до конца готического господства в Испании, глава 33. Второе издание, 1883 г., Нью-Йорк: GP Сыновья Патнэма.
  • Джулиан Толедский, регион Historia Wambae, в понедельник. Ger. Hist., Scriptores rerum Merovingicarum, V, 486–535; и ср. Dahn, Könige der Germanen, V, 207–12, 217–18; Р. Альтамира, Кембриджская история средневековья, II, 179.
  • Чарльз Моррис, Исторические сказки, романтика реальности: испанский. 1898, Филадельфия: JB Lippincott Company.
  • Мануэль де Соуза да Силва, Нобилиарио дас Герасойнс де Энтре-Дору-э-Минью

Примечания

Регламентские титулы
Предшествующий. Рекесвинт Король вестготов. 1 сентября 672 г. - 14 октября 680 г.Преемник. Эрвиг
Последняя правка сделана 2021-06-20 07:46:21
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте