Уэльс в раннем средневековье

редактировать
Постримские валлийские королевства.

Уэльс в раннем средневековье охватывает время между Отъезд римлян из Уэльса ок. 388 г. и восхождение Мерфина Фриха на престол Гвинеда ок. 825. В то время происходила постепенная консолидация власти во все более иерархических царствах. Конец раннего средневековья был временем перехода валлийского языка от примитивного валлийского, на котором говорили на протяжении всей эпохи, в старый валлийский, и время, когда современная Англия– Граница Уэльса примет свою почти окончательную форму, за линией, за которой следует Дайк Оффы, земляное сооружение конца VIII века . Успешное объединение в нечто, узнаваемое как валлийское государство, произойдет в следующую эпоху при потомках Мерфина Фриха.

Уэльс на протяжении всей эпохи был сельским, характеризовавшимся небольшими поселениями, называемыми трефи. Местный ландшафт контролировался местной аристократией и управлялся аристократом-воином. Контроль осуществлялся над участком земли и, как следствие, над людьми, которые жили на этой земле. Многие из людей были крестьянами-арендаторами или рабами, подотчетными аристократу, контролировавшему землю, на которой они жили. Не существовало единого племени людей, и каждый, от правителя до раба, определялся с точки зрения его или ее родственной семьи (туд) и индивидуального статуса (мозг). Христианство было введено в римскую эпоху, и кельтские бритты, жившие в Уэльсе и его окрестностях, были христианами на протяжении всей эпохи.

За полулегендарным основанием Гвинеда в пятом веке последовали междоусобные войны в Уэльсе и с родственными Бриттонскими королевствами северной Англии и южной Шотландии ( Хен Огледд ) и структурное и языковое расхождение с юго-западным полуостровом Британского королевства Думнония, известного валлийцам как Чернив, до его возможного поглощения Уэссексом. Седьмой и восьмой века характеризовались непрекращающимися войнами северного и восточного валлийских королевств против вторгшихся англосаксонских королевств Нортумбрии и Мерсии. В ту эпоху борьбы валлийцы приняли для себя свое современное название Саймри, что означает «соотечественники», и это также привело к гибели всех родственных королевств, кроме одного , в северной Англии и южной Шотландии. руки тогдашнего господства Нортумбрия.

Содержание

  • 1 География
  • 2 Прожитие
  • 3 Общество
    • 3.1 Родственная семья
    • 3.2 Земля и политические образования
    • 3.3 Царство
    • 3.4 Короли
    • 3.5 Аристократия
    • 3.6 Население
  • 4 Христианство
    • 4.1 Сообщества
    • 4.2 Учреждения
    • 4.3 История
    • 4.4 Святые
    • 4.5 Церковная история Беды
    • 4.6 'Кельтский «Противостояние римскому мифу»
  • 5 Кимри
  • 6 История
    • 6.1 Ирландское поселение
    • 6.2 Наследие римской эпохи
    • 6.3 Древнейшие королевства
    • 6.4 Седьмой век
    • 6.5 Восьмой век
  • 7 Литература
  • 8 См. Также
  • 9 Примечания
  • 10 Цитаты
  • 11 Ссылки
  • 12 Внешние ссылки

География

Древний земной покров южной Британии.

Всего площадь Уэльса составляет 20 779 км (8 023 квадратных миль), или 9% от общей площади Уэльса. Район Великобритании. Большая часть ландшафта гористая, с безлесными болотами и вересками, а также с большими площадями с торфяными отложениями. Протяженность береговой линии составляет около 1200 км (746 миль) и около 50 прибрежных островов, самый большой из которых - Англси. Нынешний климат влажный и морской, с теплым летом и мягкой зимой, очень похожий на климат позднего средневековья, хотя в начале этой эры произошли значительные изменения в сторону более прохладных и гораздо более влажных условий. Юго-восточное побережье изначально было водно-болотным угодьем, но рекультивация ведется с римской эпохи.

Есть месторождения золота, меди, свинца, серебра и цинка, и они разрабатывались с железного века, особенно в римскую эпоху. В римскую эпоху добывали гранит, сланец на севере и песчаник на востоке и юге.

Аборигенная фауна включала крупных и мелких млекопитающих, таких как бурый медведь, волк, дикая кошка, грызуны, несколько виды ласки, землеройки, полевки и многие виды летучих мышей. Было много видов птиц, рыб и моллюсков.

Раннесредневековая популяция людей всегда считалась относительно небольшой по сравнению с Англией, но попытки надежно ее количественно определить еще не принесли широко приемлемых результатов.

Прожитие

Большая часть пахотных земель находится на юге, юго-востоке, юго-западе, на острове Англси и вдоль побережья. Однако указание древнего использования земли проблематично, поскольку сохранившихся свидетельств, на которых можно было бы основывать оценки, мало. Вырубка лесов проводилась с железного века, и неизвестно, как древние жители Уэльса определяли наилучшее использование земли в своих конкретных обстоятельствах, например, отдавая предпочтение пшенице, овсу, ржи или ячменю в зависимости от количества осадков, вегетационный период, температура и характеристики земли, на которой они жили. Исключением является Англси, исторически производивший больше зерна, чем в любой другой части Уэльса.

Животноводство включало разведение крупного рогатого скота, свиней, овец и меньшее количество коз. Быков держали для пахоты, ослов для вьючных животных и лошадей для перевозки людей. Значение овец было меньше, чем в более поздние века, так как их обширный выпас на возвышенностях начался только в тринадцатом веке. За животными ухаживали свинопасы и пастухи, но их не держали взаперти, даже в низинах. Вместо этого для кормления использовалась открытая земля и практиковался сезонный отгон. Кроме того, пчел держали для производства меда.

Общество

Родственная семья

Важность кровных родств, особенно в отношении рождения и знатного происхождения, была очень важна. подчеркнуто в средневековом Уэльсе. На этом основывались требования династической легитимности, и обширная патрилинейная генеалогия использовалась для оценки штрафов и наказаний в соответствии с законом Уэльса. Различная степень кровного родства была важна для разных обстоятельств, и все они основывались на cenedl (родстве). Нуклеарная семья (родители и дети) была особенно важна, в то время как пенценедль (глава семьи в пределах четырех патрилинейных поколений) имел особый статус, представляя семью в сделках и имея определенные уникальные привилегии в соответствии с законом. В исключительных обстоятельствах генеалогический интерес мог быть весьма обширным: в серьезном деле об убийстве все пятые кузены родственников (седьмое поколение: патрилинейные потомки общего прапрапрапрадеда) в конечном итоге были ответственность за выполнение любого штрафа.

Земля и политические образования

Валлийцы называли себя в терминах своей территории, а не в смысле племени. Таким образом, были Гвенвис («Гвент » с суффиксом, определяющим группу), Гвир Гуенти («люди Гвинта») и Броценяук («люди Брихейниог »). Валлийский обычай контрастировал со многими ирландскими и англосаксонскими контекстами, где территория была названа в честь людей, живущих там (Коннахт для Коннахта, Эссекс для восточных саксов). Это помимо происхождения названия территории, например, в обычае приписывать его одноименному основателю (Glywysing для Glywys, Ceredigion для Ceredig).

Уэльский термин для обозначения политического образования был gwlad («страна»), и он выражал понятие «сферы правления» с территориальным компонентом. Латинский эквивалент, кажется, regnum, что означает «изменчивую, расширяемую, сжимаемую сферу власти любого правителя». Правило, как правило, определялось в отношении территории, которую можно было удерживать и защищать, расширять или сокращать, хотя сами территории были конкретными участками земли, а не синонимами гвлада.

На протяжении Средневековья валлийцы использовали различные слова для обозначения правителей, причем конкретные слова менялись со временем, а в литературных источниках обычно используются термины, отличные от летописных. В текстах на латинском языке используются термины на латинском языке, в то время как в народных текстах используются валлийские термины. Менялись не только конкретные термины, но и их значение со временем. Например, бренин был одним из терминов, используемых для обозначения короля в двенадцатом веке. Раньше, изначальное значение слова «бренин» означало просто личность со статусом.

Королей иногда называют сверхкоролями, но определение того, что это означает, неясно, относится ли это к королю с определенными полномочиями или к идеям кто-то считался имеющим высокий статус.

Царство

Уэльс в раннем средневековье был обществом с земельной аристократией воинов, а после ок. 500 Валлийских политиков доминировали короли с территориальными королевствами. Легитимность королевского сана имела первостепенное значение, законное достижение власти было династическим наследованием или военным мастерством. Король должен был считаться эффективным и ассоциироваться с богатством, либо его собственным, либо путем распределения его между другими, а от тех, кого считали на высшем уровне, требовалось обладать мудростью, совершенством и большой досягаемостью. Литературные источники подчеркивают боевые качества, такие как военная способность, смелое мастерство верховой езды, лидерство, способность расширять границы и совершать завоевания, а также связь с богатством и щедростью. Клерикальные источники подчеркивали обязательства, такие как уважение христианских принципов, обеспечение защиты и защиты, преследование воров и заключение преступников в тюрьму, преследование злодеев и вынесение приговоров.

Отношения между людьми, наиболее подходящие для воинской аристократии, - это клиентские отношения и отношения между людьми. гибкость, а не суверенитет или абсолютная власть, и не обязательно на длительный срок. До десятого века власть находилась на местном уровне, и пределы этой власти варьировались в зависимости от региона. Существовало как минимум два ограничения на пределы власти: объединенная воля народа правителя (его «подданных») и власть христианской церкви. Мало что объясняет значение слова «субъект», кроме как отметить, что те, кто находился под властью правителя, должны были платить взносы (фактически, налоги) и по требованию военную службу, в то время как они получали защиту от правителя.

Короли

На протяжении большей части раннего средневековья у королей было немного функций, кроме военных. Цари воевали и выносили суждения (в консультации с местными старейшинами), но они не управляли ни в каком смысле этого слова. С шестого по одиннадцатый века король передвигался с вооруженным конным отрядом, личной военной свитой, называемой теулу, которая описывается как «небольшая, стремительная и сплоченная группа». Эта военная элита составляла ядро ​​любой большой армии, которую можно было собрать. Отношения между королем и членами его отряда были личными, и практика воспитания укрепляла эти личные узы.

Аристократия

Власть находилась на местном уровне семьями, которые контролировали землю, и людьми, которые жили на этой земле. С юридической точки зрения они отличаются более высоким сархатом (штрафом за оскорбление), чем население в целом, записями об их сделках (например, передача земли), их участием в местных судебных решениях и управлении, а также их консультативной ролью в решениях, вынесенных король.

Ссылки на социальное расслоение, определяющее аристократию, широко встречаются в уэльской литературе и законодательстве. Привилегии мужчины оценивались с точки зрения его умственных способностей (статуса), которых было два вида (рождение и должность), и с точки зрения важности его начальника. Каждый из двух мужчин может быть учелвром (высокопоставленным лицом), но король выше брейра (регионального лидера), поэтому юридическая компенсация за потерю поручителю царя (аиллту) была выше, чем эквивалентный урон поручителю из брейр. В ранних источниках подчеркивалось, что рождение и функционирование являются определяющими факторами благородства, а не фактором богатства, который впоследствии стал ассоциироваться с аристократией.

Население

Население включало в себя наследственных крестьян-арендаторов, которые не были рабы или крепостные, но были менее чем свободны. Гвас («слуга», мальчик) относится к иждивенцу, находящемуся в постоянном рабстве, но не связанному с трудовой службой (то есть крепостным правом). Этого человека нельзя считать вассалом, за исключением, пожалуй, клерикального самоописания, например, «вассала святого». Раннее существование концепции предполагает наличие слоя связанных иждивенцев в постримскую эпоху. Доля средневекового населения, состоявшего из свободных людей или свободных крестьянских собственников, не определена даже в период до завоевания.

Рабство существовало в Уэльсе, как и везде, на протяжении всей эпохи. Рабы были в нижнем слое общества, и наследственное рабство было более распространенным, чем уголовное рабство. Рабы могут быть частью платежа в транзакции, совершаемой между людьми более высокого ранга. Они могли купить свою свободу, и пример освобождения в Лландейло Фаур приводится в примечании девятого века на полях к Евангелиям Личфилда. Их относительное количество - это вопрос догадок и предположений.

Христианство

Религиозная культура Уэльса в раннем средневековье была преимущественно христианской. Пастырская забота о мирянах обязательно была сельской в ​​Уэльсе, как и в других кельтских регионах. В Уэльсе духовенство состояло из монахов, орденов и немонашеского духовенства, все они появлялись в разные периоды и в разных контекстах. Существовали три основных ордена, состоящие из епископов (епископов), священников (пресвитери) и диаконов, а также несколько мелких. Епископы обладали некоторой светской властью, но не обязательно в смысле полной епархии.

Общины

Монашество известно в Британии в пятом веке, хотя его происхождение неясно. Казалось, что церковь находится под властью епископов и в основном состоит из монастырей. Размер религиозных общин неизвестен (Беда и валлийские триады предполагают, что они были большими, Жития святых предполагают, что они были небольшими, но они не считаются достоверными источниками на иметь значение). Различные сообщества преобладали в небольших сферах влияния (т.е. в пределах физической близости от сообществ). Известные участки в основном прибрежные, расположены на хорошей земле. Есть отрывочные упоминания о монахах и монастырях шестого века (например, Гилдас сказал, что Мэлгун Гвинед изначально намеревался быть монахом). Начиная с седьмого века и далее мало упоминаний о монахах, но более частых упоминаний об «учениках».

Учреждения

Археологические свидетельства частично состоят из разрушенных остатков учреждений, а также в находках надписей и длинные захоронения кист, характерные для постримских христианских бриттов.

Эти длинные захоронения цист встречаются на юге Шотландии, в Уэльсе и в Западной стране Англии. Могила выложена камнями, там нет инвентаря, они часто ориентированы с востока на запад и датируются временем, когда церкви обычно не прикреплялись к кладбищам. Они контрастируют с англосаксонскими захоронениями, которые следовали другому обычаю ингумации.

Записи о сделках и юридические справки предоставляют информацию о статусе духовенства и его учреждений. Землевладение было основой поддержки и дохода для всех клерикальных общин, эксплуатирующих сельское хозяйство (зерновые культуры), скотоводство (овцы, свиньи, козы), инфраструктуру (сараи, гумна) и нанимая управляющих для наблюдения за рабочей силой. Земли, не прилегающие к общинам, давали доход в форме (фактически) землевладения. Земли, находившиеся во владении клерикалов, были освобождены от налоговых требований королей и светских лордов. Они обладали силой наудд (защита от судебного процесса) и были ноддфа («место наудд» или убежище). Власть духовенства была моральной и духовной, и этого было достаточно, чтобы заставить признать их статус и потребовать компенсации за любое нарушение их прав и привилегий.

История

Святые

Церковная история Беды

Представление об отдельном англосаксонском и британском подходах к христианству восходит по крайней мере к Беде. Он изобразил Синод Уитби (в 664 г.) как установившуюся битву между конкурирующими кельтскими и римскими религиозными интересами. В то время как синод был важным событием в истории Англии и завершил несколько вопросов в англосаксонской Британии, Беда, вероятно, переоценил его значение, чтобы подчеркнуть единство английской церкви.

Беде характеризует Встреча святого Августина с семью британскими епископами и монахами Bangor Is Coed (в 602–604 гг.) Изображает епископа Кентерберийского, избранного Римом для руководства в Великобритании, а также изображает Британское духовенство как противостояние Риму. Затем он добавляет пророчество о том, что британская церковь будет разрушена. Его апокрифическое пророчество о разрушении быстро исполнилось в результате резни христианских монахов в Бангоре. Соед нортумбрийцами (ок. 615 г.) вскоре после встречи со святым Августином. Беде описывает резню сразу же после того, как он произнес пророчество.

«кельтский» миф против «римского»

Одно из последствий протестантской реформации и последующей этнической и религиозной раздор в Британии и Ирландии был продвижением идеи «кельтской» церкви, которая отличалась от «римской» церкви и расходилась с ней и придерживалась определенных оскорбительных обычаев., особенно в датировке Пасхи, пострига и литургии. Ученые отметили партизанские мотивы и неточность описания, как и Католическая энциклопедия, в которой также объясняется, что бритты, использовавшие «кельтский обряд» в раннем средневековье, находились в общении с Римом

.

Кимри

Народы Британии в соответствии со средневековой валлийской традицией.

В раннем средневековье было создано и принято современное валлийское имя для самих себя, Саймри, слово, происходящее от Общего бриттона combrogi, что означает «земляки». Он появляется в Молиант Кадваллон (Похвала Кадваллону), стихотворении, написанном Кадваллоном ап Кадфаном бардом Афаном Ферддигом ок. 633 и, вероятно, вошли в употребление как самоописание до седьмого века. Исторически это слово относится как к валлийцам, так и к британоязычным народам северной Англии и южной Шотландии, народам Хен Огледд, и подчеркивает представление о том, что валлийцы и «люди севера» были один народ, исключая всех остальных. Всеобщее признание этого термина в качестве предпочтительного письменного языка постепенно пришло в Уэльсе, в конечном итоге вытеснив более ранние Brython или Brittones. Этот термин не применялся к корнуоллскому народу или бретонцу, которые имеют схожее наследие, культуру и язык с валлийцами и людьми Севера. Рис добавляет, что бретонцы иногда придают простому бро чувство соотечественника.

Все кимри имели схожие язык, культуру и наследие. Их истории - это истории о королях-воинах, ведущих войну, и они взаимосвязаны таким образом, который не зависит от физического местоположения, и ничем не отличается от того, как переплетаются истории соседних Гвинеда и Поуиса. Короли Гвинеда вели кампании против британских противников на севере. Иногда короли разных королевств действовали согласованно, как это сказано в литературном Y Гододдин. Большая часть ранней валлийской поэзии и литературы была написана на Старом Севере северным Кимри.

Все северные королевства и народы в конечном итоге были поглощены королевствами Англия и Шотландия, и их истории теперь в основном являются сносками в историях тех, более поздних. королевства, хотя следы прошлого Кимри иногда видны. В Шотландии фрагментарные остатки законов Бретта и Скотта демонстрируют влияние Бриттона, и некоторые из них были скопированы в Regiam Majestatem, старейший сохранившийся письменный сборник шотландцев закон, где можно найти галны (galanas ), знакомые валлийскому закону.

История

Ирландское поселение

Огам.Inscriptions.Wales.jpg

в конце четвертого века был приток поселенцев из южной Ирландии, Uí Liatháin и LaiginDéisi участие неизвестно), прибывших под неизвестным обстоятельства, но оставив прочное наследие, особенно в Dyfed. Не исключено, что их пригласили поселиться валлийцы. Нет никаких свидетельств войны, двуязычное региональное наследие предполагает мирное сосуществование и смешение, а в Historia Brittonum написано c. 828 отмечает, что валлийский король имел власть расселять иностранцев и передавать им участки земли. О том, что региональные правители римской эпохи могли обладать такой властью, свидетельствует терпимое отношение римлян к местным городским фортам, где в соответствии с местными законами и обычаями было местное руководство. Какими бы ни были обстоятельства, ничего не известно о связи этих поселенцев ни с римской политикой, ни с ирландскими налетчиками (Скоти ) в классических римских источниках.

Наследие римской эпохи

Крепости и дороги являются наиболее заметными физическими признаками прошлого римского присутствия, наряду с монетами и латинскими надписями римской эпохи, которые связаны с римскими военными объектами. У побережья юго-восточного Уэльса есть наследие романизации. В этом районе найдены остатки вилл в сельской местности. Каервент и три небольших городских поселения, наряду с Кармартеном и Римским Монмутом, являются единственными «урбанизированными» римскими поселениями в Уэльсе. Этот регион был передан под римское гражданское управление (civitates ) в середине второго века, а остальная часть Уэльса находилась под военным управлением на протяжении всей римской эпохи. Существует ряд заимствований из латинского лексикона в валлийский, и хотя в популярном употреблении есть слова, производные от латинского языка с юридическим значением, такие как pobl («люди»), технические слова и понятия, использованные при описании валлийского права в средние века, являются коренными уэльсскими, а не римского происхождения.

Продолжаются споры о том, насколько длительное влияние римлян применимо к раннего средневековья в Уэльсе, и хотя выводы об истории Уэльса важны, Венди Дэвис поставила под сомнение актуальность самих дебатов, отметив, что какая бы римская провинциальная администрация могла уцелеть в некоторых местах, в конечном итоге она стала новая система, соответствующая времени и месту, а не «пережиток архаических практик».

Древнейшие королевства

Точное происхождение и масштабы ранних царств являются спекулятивными. Предполагаемые второстепенные короли шестого века владели небольшими территориями в радиусе примерно 24 км (15 миль), вероятно, недалеко от побережья. На протяжении всей эпохи в одних областях происходило усиление династий, в то время как в других возникали и исчезали новые царства. Нет никаких оснований предполагать, что каждая часть Уэльса была частью королевства даже в 700 году.

Дифед - это та же земля Деметов, показанных на Птолемее карта c. 150 в римскую эпоху. Прибытие ирландских поселенцев в четвертом веке привело к переплетению королевских генеалогий Уэльса и Ирландии, а правители Дайфеда фигурируют в Изгнании Деиси, Харлейский манускрипт. 5389 и Колледж Иисуса, MS. 20. Его король Вортипорий был одним из королей, осужденных Гильдасом в его De Excidio et Conquestu Britanniae, c. 540.

Хотя лучше задокументированный юго-восток показывает долгое и медленное приобретение собственности и власти династией Меуриг ап Тевдриг в связи с королевствами Гливисинга, Гвинт и Эргынг, почти полное отсутствие информации о многих других областях. Самое раннее известное имя короля Кередигиона было Церетичиан, который умер в 807 году, и ни одно из среднеуэльских королевств не может быть засвидетельствовано ранее восьмого века. Есть упоминания о Brycheiniog и Gwrtheyrnion (рядом с Buellt ) в ту эпоху, но для последнего трудно сказать, был ли он более ранним или более ранним. более позднее существование.

Ранняя история на севере и востоке несколько более известна, с Гвинедом, имеющим полулегендарное происхождение с приходом Кунедды из Манау Гододдин в пятом веке (надгробие шестого века с надписью содержит самое раннее известное упоминание о царстве). Его король Мэлгун Гвинед был одним из королей, осужденных Гильдасом в его De Excidio et Conquestu Britanniae, ок. 540. В Росе, Мейриониде и Данодинге также могли существовать королевства шестого века, связанные с Гвинедом.

Имя Поуис определенно не использовался до девятого века, но его более раннее существование (возможно, под другим названием) обоснованно подтверждается тем фактом, что Селиф ап Кинан (ум. 616) и его дед находится в генеалогии Харлей как семья известных более поздних королей Поуиса, а отец Селифа Кинан ап Брохвел появляется в стихах, приписываемых Талиесен, где он описывается как лидер успешных рейдов по всему Уэльсу. Седьмой век Пенгверн связан с более поздним Поуисом через стихи Кану Хеледда, которые называют сайты от Шропшира до Dogfeiling и Ньютаун в оплакивании кончины короля Пенгверна Синддилана ; но география стихотворения, вероятно, отражает время его написания, примерно в девятом или десятом веке, а не во времена Цинддилана.

Седьмой век

Восьмой век

Литература

См. Также

  • flag Портал Уэльса

Примечания

  1. ^Такое же изменение климата происходило повсюду Северное море в это время. См. «Рим Хигэма, Британия и англосаксы» (ISBN 1-85264-022-7, 1992): более прохладный, влажный климат и заброшенность британских возвышенностей и окраинных земель; Воздействие человека и изменения климата Берглунда - синхронные события и причинная связь? в "Quaternary International", Vol. 105 (2003 г.): Скандинавия, более влажный и быстро охлаждающийся климат на 500 г. н.э. и упадок сельского хозяйства; Эйструд «Период миграции, Южная Дания и Северное море» (ISBN 978-87-992214-1-7, 2008): стр. 28, с 6-го века и далее Дания и Норвегия были заброшены; Изменение климата Иссара во время голоцена и их влияние на гидрологические системы (ISBN 978-0-511-06118-9, 2003): повышение уровня воды вдоль северо-западного побережья Европы, более влажные условия в Скандинавии и отступление сельского хозяйства в Норвегии после 400 г., более прохладный климат в Шотландии; «Археология и прибрежные изменения в Нидерландах» Луве Койманса (в «Археологии и прибрежных изменениях», 1980): повышение уровня воды вдоль северо-западного побережья Европы; Луве Коойманс «Дельта Рейна / Мааса» (докторская диссертация, 1974 г.): повышение уровня воды вдоль северо-западного побережья Европы, а также в устье Фенса и Хамбера. Обширный материал из других источников отражает ту же информацию.

Цитаты

Ссылки

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-20 06:50:48
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте