Вакасю (яп. : 若 衆, «молодой человек», хотя никогда не использовался для девочек) - это исторический японский термин, обозначающий мальчика-подростка.
Вакашу правильно назвал мальчик в возрасте, когда его голова была частично обрита (маэгами) (около 5–10 лет), после чего мальчик выходил из раннего детства и мог начать формальное образование, ученичество или работу вне дома, и церемония достижения совершеннолетия генпуку (от среднего подросткового возраста до начала 20-летнего возраста), которая знаменовала переход к взрослой жизни. В этот период вакасу носил характерную прическу с небольшой выбритой частью на макушке и длинными чубами спереди и по бокам и обычно носил кимоно с открытыми рукавами (вакакэ); мальчики из более обеспеченных семей могли носить фурисод. После церемонии достижения совершеннолетия чубы были сбриты, придавая прическу взрослого мужчины (чонмаге ), и мальчик принял стиль кимоно взрослого мужчины с закругленными рукавами. Хотя любого человека можно было четко классифицировать как ребенка, вакасю или взрослого, сроки обеих границ периода вакасю были относительно гибкими, давая семьям и покровителям возможность приспособиться к развитию и обстоятельствам отдельного мальчика.
В Японии периода Эдо мальчики-подростки считались подходящими объектами эротического желания для молодых женщин, пожилых женщин и мужчин старшего возраста (до тех пор, пока последние играли активную сексуальную роль.). В эротическом контексте вакашу было гендерной ролью, а не фиксированной биологической категорией, и его иногда называют «третьим полом». Возраст был важным, но не решающим аспектом вакашу. Таким образом, пожилые мужчины иногда могли принимать внешний вид и манеры вакашу. Это особенно характерно для мужчин-проституток, которые не могут рассматриваться как подходящий объект гомоэротического желания для пожилых мужчин (вакасудо или шудо) после достижения совершеннолетия. Сообщается, что в 1685 году сёгунат расправился с так называемыми о-вакасю (старшими молодыми людьми), которые откладывали церемонию совершеннолетия до 25 лет. В одной из историй в Великое зеркало мужской любви Ихара Сайкаку рассказывается о самурае вакасу в возрасте 60 лет.
Сюдо (букв. Путь юношеской любви) ассоциировалось как с эротической проницательностью (особенно у самураев), так и с художественной изысканностью. В своей книге «Эстетика мальчишеской любви Тарухо Инагаки пишет, что только« представители привилегированного класса могут понять прелести мальчишеской любви ». Характерную красоту вакасу, которая длилась недолго, сравнивали с цветением сакуры. Культ юношеской мужской красоты в японской литературе можно проследить еще в классике XI века Повесть о Гэндзи, главный герой которого описывается как «настолько привлекательная фигура, что другие мужчины испытывали желание видят его как женщину ».
Вакашу были широко представлены на гравюрах на дереве периода Эдо, где их часто отличали от красавиц на тех же изображениях только мечом или выбритым пятном на макушке головы.. На эротических принтах (сюнга ) они часто изображаются более женственными, чем их партнерши. В некоторых гравюрах на дереве вакасу неясно, являются ли изображенные персонажи мальчиками-подростками или проститутками, изображающими из себя вакасу, чтобы возбудить своих клиентов.
Проституция и актерское мастерство были тесно связаны в раннем театре Кабуки. В 1629 году женщины-актеры были изгнаны из Кабуки в попытке покончить с проституцией, и роли женщин и мальчиков начали исполнять вакашу. Однако, поскольку сексуальные услуги вакасу были не менее востребованы, они также были запрещены со сцены в 1652 году, и эти роли были приняты на себя взрослыми актерами оннагата или актерами вакасу-гата, специализирующимися на юношеских мужских ролях..
В эпоху Мэйдзи этот термин устарел; первые значения были заменены новым термином shōnen, а последнее - родственной конструкцией bishōnen («красивый мальчик»).