Waitaha (Южный остров iwi)

редактировать
Маори иви (племя) в Аотеароа, Новая Зеландия

Вайтаха
Иви (племя) в Маоридом
Рохе ( регион)Южный остров
Вака (каноэ)Уруаокапуаранги

Вайтаха - ранний маори иви, населявший Южный остров из Новой Зеландии. Они были в значительной степени поглощены через брак и завоевание сначала Нгати Мамое, а затем Нгаи Таху, начиная с XVI века. Сегодня люди происхождения Вайтаха представлены Нгай Таху иви. Подобно Нгаи Таху сегодня, Вайтаха сам был собранием различных древних иви. Кати Ракай считался одним из хапу Вайтахи.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Происхождение
    • 1.2 Потомки Ракаихауту
    • 1.3 Заявление последних дней
  • 2 Организации
  • 3 Примечательные люди
  • 4 См. также
  • 5 Ссылки
    • 5.1 Примечания
    • 5.2 Ссылки
    • 5.3 Внешние ссылки

История

Происхождение

Самые ранние предки Вайтаха - традиционно отслеживается как прибывшие из Te Patunui-o-āio в Восточной Полинезии на борту Uruaokapuarangi каноэ (вака ), из которых Ракайхауту был капитаном. Его сопровождали его жена и сын, Вайарики-о-айо и Те Ракихуя, знаменитый тохунга крикоранги (астроном ) Матити, Вайтаа и другие родственники Те Кахуи Типуа, Те Кахуи Роко и Те Кахуи Вайтаха иви. Если интерпретировать генеалогии с продолжительностью жизни 25-30 лет в течение по крайней мере 34 поколений, эти люди, по подсчетам, жили не позднее 9-го века или около него, но это не совсем надежный способ проследить более ранних жителей Новой Зеландии. Зеландия.

Традиционная история рассказывает, как Ракайхауту использовал Капакитуа, свое тесло, чтобы проложить путь сквозь густой туман во время плавания каноэ. В других традиционных рассказах, таких как история Нга Пуна Вай Карикари о Ракайхауту (примерно переводится как «Раскопки проточной воды Ракайхауту»), Ракайхауту приписывает путешествие по Южным Альпам к проливу Фово из Boulder Bank, выкопав множество великих озер и водных путей с помощью Tūwhakarōria - его волшебного kō (копающей палки), и наполняя их пищей на ходу. Те Ракихуиа и Вайтаа также путешествовали вдоль восточного побережья до реки реки Клута. Эти две группы встретились около реки Вайтаки, где, как говорят, Уруаокапуаранги до сих пор лежит в русле реки. Затем группа двинулась обратно на север, чтобы поселиться на полуострове Бэнкс, где Ракайхауту переименовал Туухакарриа в Тухираки, втолкнув его в холм под названием Пухай, где он превратился в скалистую вершину, известную сегодня Паке Гора Боссу. Согласно сэру Эпирана Нгата, «очень сомнительно», что Ракайхауту вообще пошел на юг, в частности, в аудиозаписи с Джоном Те Херекики Грейс :

Он приземлился на севере. Пошел ли он на юг, очень сомнительно. Они локализовали его на Южном острове, потому что люди, знавшие позицию, двинулись на юг. Что ж, это было где-то в девятом веке.

— Эпирана Нгата, Журнал полинезийского общества LIX: Культ Ио - Ранняя миграция - Загадка каноэ (1950)

Потомки Ракаихауту

А дочь Ракаихауту, Те Ухи-татараиакоа, осталась в Те Патунуи-о-айо и стала прабабушкой Тои. Через восемь поколений после Тои жил Вайтаха-нуи, а после него - Вайтаха-араки, после которого пришла Хавеа-и-тэ-раки, и, наконец, семь поколений спустя жили от Гастингса, предка-основателя Нгати Мамоэ. Кроме того, Те Кахеа был потомком Той в пятом поколении, а Рахири также был потомком в 16-м поколении. Тухайтара из Гастингса, знаменитая прародительница нгай-таху, имела некоторую родословную - нгати-мамо. Ее муж Марукоре был местным жителем по происхождению Те Кахеа. Вайверо и Хекейя были вождями Вайтаха, причем Те Анау была внучкой последнего, а Апарим-а - его матерью. Отарайя звали другого вождя.

Вайтаха включал O whitianga te ra («место сияющего солнца»), недалеко от южной оконечности озера Те Анау стоянка в лагуне Таэруту возле Вуденд, стоянка в устье Мата-ау, стоянка в районе Оамару и стоянка вокруг Озеро Вакатипу.

В то время, когда Нгати Мамоэ мигрировал на Южный остров из Те Вангануи-а-Тара примерно в 16 веке, все древние иви Южного острова, включая оригинальный Вайтаха, Те Кахуи Типуа, Те Кахуи Роко, Те Рапувай, Нгати Хавеа и Нгати Вайранги все вместе были объединены в Вайтаха. Это снова случилось с Кэти Мамое, когда Нгай Таху завоевал Южный остров в 17-м и 18-м веках.

Заявление последних дней

В 1995 году книга неоднозначного автора Барри Брейлсфорда «Песня Вайтахи»: "Истории нации" утверждали, что предками "нации вайтаха" были первые жители Новой Зеландии, три группы людей разных рас, две светлокожих и одна смуглолицая, которые прибыли в Новую Зеландию из неустановленное место в Тихом океане, за 67 поколений до появления книги.

Хотя ряд других книг, веб-сайтов и мероприятий рассматривали эти утверждения, они были широко оспорены и отклонены учеными. Историк Майкл Кинг отмечал: «Не было никаких доказательств - лингвистических, артефактических, генетических; не осталось датируемого углерода или пыльцы, ничего - что эта история имела какое-либо основание на самом деле. Что сделало бы Вайтаху первым люди на земле, чтобы жить в стране в течение нескольких тысячелетий и не оставлять следов своего занятия ».

Организации

Некоторые организации имеют вайтаха как часть своего названия, часто как синоним Кентербери или в общем смысле «древние связи с землей». Вот некоторые из них:

Известные люди

См. Также

  • icon портал Океании
  • flagпортал Новой Зеландии

Ссылки

Примечания

Ссылки

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-20 06:30:39
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте