Реформа заработной платы в Советском Союзе, 1956–1962 гг.

редактировать
Движение за экономические реформы Советская почтовая марка 1959 года. Марка отмечает рост химическая промышленность.

В эпоху Хрущева, особенно с 1956 по 1962 год, Советский Союз предпринял серьезные реформы заработной платы, направленные на перемещение советских промышленных рабочих от мыслей о перевыполнении квот, которые характеризовали советскую экономику в предшествующий сталинский период, и к более эффективному финансовому стимулу.

На протяжении сталинского периода большинству советских рабочих платили за свои работа по сдельной системе . Таким образом, их индивидуальная заработная плата напрямую зависела от объема выполняемой ими работы. Эта политика была направлена ​​на то, чтобы побудить рабочих трудиться и, следовательно, максимально увеличить производство. Сдельная система оплаты привела к росту бюрократии и привела к значительной неэффективности советской промышленности. Кроме того, руководители предприятий часто манипулировали квотами личного производства, выдаваемыми рабочим, чтобы не допустить слишком низкого падения заработной платы рабочих.

Реформа заработной платы была направлена ​​на устранение этой практики оплаты труда и предоставление эффективного финансового стимула советским рабочим путем стандартизации заработной платы и уменьшения зависимости от сверхурочных или премиальных выплат. Однако руководители промышленных предприятий часто не желали предпринимать действий, которые могли бы эффективно снизить заработную плату рабочих, и часто игнорировали данные им директивы, продолжая платить рабочим высокие ставки сверхурочной работы. Промышленных материалов часто не хватало, и производство нужно было осуществлять как можно быстрее, когда материалы были доступны - практика, известная как «штурм». Распространенность штурмов означала, что возможность предлагать премиальные выплаты была жизненно важной для повседневной работы советской промышленности, и в результате реформы в конечном итоге не смогли создать более эффективную систему.

Содержание
  • 1 Предпосылки
    • 1.1 Существующая система
    • 1.2 Проблемы
  • 2 Реформа
    • 2.1 Положения
  • 3 Успехи
  • 4 Неудачи
  • 5 Результаты
  • 6 Примечания
  • 7 источников
Предпосылки

Существующая система

Алексей Стаханов и еще один мужчина за работой на советской угольной шахте. Стаханов, держа дрель, сидит у забоя угля, повернув голову, чтобы поговорить с коллегой. Алексей Григорьевич Стаханов (справа), шахтер, который, как известно, сократил свою дневную норму угля в 14 раз за одну смену, был представлен как образец для подражания для рабочих со стороны советских властей.

В период сталинизма Советский Союз пытался добиться экономического роста за счет увеличения промышленного производства. В 1927–1928 годах общая сумма советского производства капитальных товаров составляла 6 миллиардов рублей, но к 1932 году годовое производство выросло до 23,1 миллиарда рублей. Фабрики и промышленные предприятия активно поощрялись к «достижению любой ценой», с упором на перевыполнение поставленных целей, чтобы производить как можно больше. Например, лозунг первой пятилетки «Пятилетка за четыре года!» Призывал рабочих выполнить государственные задачи на год раньше, чем планировалось.

Неистово поспешное производство было очень распространено в советской промышленности, и, в частности, процесс, известный как «штурм» (русский : штурмовщина, произносится «штурмовщина») был обычным явлением; это включало аварийные программы, в которых фабрики пытались выполнить всю свою ежемесячную производственную квоту за очень короткий промежуток времени. Обычно это было результатом нехватки промышленных материалов, из-за которой фабрики не имели ресурсов для завершения производства до тех пор, пока в конце месяца не поступили новые поставки. Затем рабочие работали как можно больше часов, чтобы вовремя выполнить месячные квоты; это истощило их и оставило их неспособными работать в начале следующего месяца (хотя отсутствие сырья означало, что в любом случае им было бы очень мало производить на этом этапе).

Чтобы побудить отдельных рабочих к много работать и производить столько, сколько они могли, большинство рабочих в советской промышленности получали сдельную оплату ; их заработная плата зависела от того, сколько работы они выполнили лично. Советским рабочим были даны индивидуальные квоты на объем работы, которую они должны были выполнить лично, и они получали базовую заработную плату (ставку), выполняя 100% своей квоты. Ставка заработной платы будет расти по мере увеличения производства выше этого уровня. Если рабочий производил 120 процентов своей личной квоты за месяц (например, если он должен был произвести 1000 единиц, но фактически произвел 1200), он будет получать свою базовую заработную плату за первые 100 процентов, более высокую ставку за первые 10 процентов от перепроизводства и еще более высокий показатель для следующих 10 процентов. Советские власти надеялись, что это будет способствовать стахановскому духу перевыполнения квот среди советской рабочей силы. В 1956 году примерно 75 процентов советских рабочих получали по такой сдельной системе, поэтому большинство советских рабочих могли значительно увеличить свои заработки за счет увеличения своей продукции.

Были опубликованы средние ставки заработной платы в Советском Союзе. относительно редко. Некоторые ученые на Западе полагали, что это произошло потому, что советское правительство хотело скрыть низкий средний заработок. Алек Нове писал в 1966 году (когда статистика заработной платы была опубликована впервые после Второй мировой войны ), что отсутствие прозрачности в отношении средней заработной платы имело целью помешать советским рабочим обнаружить огромная разница в заработной плате в различных секторах советской экономики.

Проблемы

Сдельная оплата труда была введена в первой пятилетке в 1928 году и сильно изменилась. мало с тех пор. На практике сдельная система привела к значительной неэффективности советской промышленности. Одна из проблем заключалась в огромном бюрократическом аппарате, который управлял выплатой заработной платы. Каждое советское министерство или правительственное ведомство устанавливало свои ставки и шкалы заработной платы для работы на заводах или предприятиях, за которые они отвечали. В рамках одного министерства могут быть большие различия в ставках заработной платы за работу, требующую в основном одинаковых обязанностей и навыков, в зависимости от того, что производит завод, расположения завода и других факторов, которые Москва считает важными. Основание платежей на этих центральных директивах часто приводило к длительным и дорогостоящим процессам расчета заработной платы. Историк Дональд Фильцер писал об одном машинисте 1930-х годов, который за один месяц выполнил 1424 отдельных работы. Среди них было 484 различных задания, каждому из которых была назначена базовая индивидуальная ставка оплаты от 3 до 50 копеек за каждое (1 рубль был равен 100 копейкам). Чтобы рассчитать заработную плату этого рабочего, его работодатель должен был обработать 2 885 документов, для которых требовалось около 8 500 подписей на 8 килограммах (18 фунтов) бумаги, что обошлось фабрике в 309 рублей, что составляет пятую часть той суммы, которую они заплатили бы рабочему, чей общий заработок за труд составил 1 389 рублей.

Рабочие, работающие по найму, - работники, которым платили за время, потраченное на работу, а не за то, сколько они производили индивидуально, - также получали премии в зависимости от результатов работы. Руководители предприятий, которые не хотели, чтобы эти рабочие проигрывали своим коллегам по сдельной оплате, часто манипулировали цифрами выпуска, чтобы гарантировать (на бумаге) перевыполнение своих планов и, следовательно, получение бонусов. Как правило, менеджеры не хотели, чтобы заработная плата их сотрудников падала слишком низко, поэтому они часто преднамеренно держали квоты на низком уровне или предлагали работникам способы манипулировать результатами своей работы для получения более высокой премии. Обычно они делали это для обеспечения бесперебойной работы своего завода, а не из соображений личного благополучия рабочих. Неустойчивый и кажущийся произвольным способ установления квот для разных отраслей привел к высокому уровню незавершенного производства в отраслях, где было труднее перевыполнить производственные квоты. Поэтому менеджеры старались удерживать квоты на заведомо низком уровне, чтобы привлечь рабочих на свои фабрики, чтобы гарантировать, что их фабрики могут достичь поставленных целей.

Даже без управленческих манипуляций квоты очень часто были низкими, и их легко было перевыполнить. Во время Второй мировой войны квоты были снижены, чтобы новые рабочие могли выполнить свои производственные ожидания; в таких отраслях, как машиностроение, рабочие обычно удваивали свою базовую зарплату за счет премий.

Реформа

После смерти Сталина Советский Союз прошел через процесс отхода от сталинского режима. политика, известная как десталинизация. Цель десталинизации заключалась не только в прекращении использования террора и системы ГУЛАГа, существовавшей при Сталине, но и в реформировании экономической политики Советского Союза. В 1950-х годах советская экономика начала отставать от графика в производстве нескольких ключевых материалов, включая уголь, железо и цемент, и производительность труда не росла ожидаемыми темпами. В мае 1955 г. Правда (официальная газета ЦК Коммунистической партии ) объявила о создании Государственного комитета по труду и заработной плате для расследования изменения заработной платы и централизованная система корректировок заработной платы. В июле 1955 года советский премьер Николай Булганин говорил о необходимости того, чтобы советская промышленность отменила устаревшие квоты на работу и реформировала заработную плату, чтобы Советский Союз мог лучше стимулировать рабочих и сокращать текучесть рабочей силы. Последующая шестая пятилетка на 1956-1960 включала призывы к реформе заработной платы. Реформы преследовали несколько целей, наиболее важной из которых было создание более последовательной системы стимулирования работников. Также надеялись, что реформы помогут снизить уровень расточительства и нерационального использования рабочей силы, которые часто встречались в советской промышленности.

Положения

Лидия Кулагина, сотрудник газеты Правда типография (1959)

Шестая пятилетка внесла несколько важных изменений в заработную плату советских рабочих. Во-первых, была повышена базовая заработная плата, чтобы было меньше давления с целью перевыполнения квот и, следовательно, меньше давления с целью манипулирования или искажения результатов. Повышение заработной платы ограничивалось низкооплачиваемыми работами, поскольку советский лидер Никита Хрущев стремился, чтобы его считали "другом проигравшего". Также надеялись, что повышение заработной платы за низкооплачиваемую работу побудит большее количество женщин заняться промышленностью и что замораживание более высокооплачиваемых рабочих мест будет удерживать людей от увольнения с работы.

Во-вторых, были повышены квоты, чтобы ограничить возможности рабочих перевыполнять цели. В случае с наемными работниками это иногда делалось путем сохранения прежних квот, но сокращения рабочего времени; Например, рабочий день шахтеров сократился до шести часов. Некоторые подъемы были очень крутыми; по машиностроительным предприятиям квоты были увеличены на 65%.

Количество ставок и шкал заработной платы резко сократилось; это не только сократило бюрократию, но и обеспечило более активное участие рабочих в выполнении более широкого круга задач. Например, временным работникам будет выплачиваться одинаковая оплата, независимо от того, какую работу они выполняли в течение своей смены. Это позволило менеджерам лучше распределять рабочую силу и снизить частоту возникновения узких мест на производстве. Они могли это сделать, потому что работникам будет выплачиваться одинаковая ставка, независимо от того, за что они берутся, поэтому стало легче перемещать работников между задачами.

Значительное изменение было внесено в способ вознаграждения за перевыполнение. Прогрессивная сдельная оплата труда, когда ставки увеличивались по мере роста объемов производства, была отменена, и работникам выплачивалась единовременная надбавка при превышении квоты. Если ставки бонусов сохранялись для каждого процента перевыполнения, они были ограничены. Например, в машиностроении бонусы не могут превышать 20 процентов от их обычного заработка.

Наконец, рабочие, чьи задачи считались слишком важными для оплаты сдельной оплатой, были переведены на повременную оплату. Это в основном делалось из соображений безопасности и обычно применялось к тем, кто проводил техническое обслуживание или ремонт оборудования.

Успехи

Самым очевидным результатом реформы было сокращение доли советских промышленных рабочих, которые были сдельная оплата, и к августу 1962 года 60,5 процента советских рабочих получали сдельную оплату по сравнению с 75 процентами в 1956 году. Около половины из тех, кто остался на сдельной оплате, по-прежнему будут получать какие-то надбавки, но прогрессивные сдельные надбавки в основном были отменены, и только 0,5 процента рабочих продолжали получать их в 1962 году. Затем выплачивалась почасовая оплата или выплачивалась заработная плата.

К 1961 году базовая заработная плата рабочих выросла в среднем до 73 процентов от их общего заработка; Сменные рабочие получали в среднем 71 процент, а временные работники - 76 процентов своего заработка в качестве основной заработной платы. Также снизился общий уровень перевыполнения квот - с повышением квот многие не смогли выполнить свою личную квоту. Доля рабочих, достигших 100 процентов или меньше своей квоты, варьировалась от 5,1 процента в черной металлургии до 31,4 процента в угольной промышленности. В промышленности СССР средний уровень выполнения квот упал со 169% до реформы до 120% в октябре 1963 года.

В целом заработная плата росла намного медленнее, чем планировалось: заработная плата по всему штату (не только заработная плата в промышленности) выросла на 22,9 процента в период с 1959 по 1965 год при плане роста в 26 процентов. Повышение заработной платы во время реформы было компенсировано увеличением производительности труда в промышленности. Например, в РСФСР (Россия) заработная плата за период с 1959 по 1962 год выросла на 7 процентов, в то время как производительность труда выросла примерно на 20 процентов.

Реформа заработной платы была связана с программой, которая сокращала продолжительность общей рабочей недели в Советском Союзе, а в 1958 году рабочая неделя была сокращена с 48 часов до 41. Это должно было относиться ко всем советским рабочим, а к 1961 году 40 миллионов советских рабочих (примерно две трети рабочей силы) работали 41 час в неделю. В 1962 году планировалось сократить это время до 40 часов, но в конечном итоге это не было выполнено. Хрущев поставил долгосрочную цель - предоставить советским рабочим самое короткое рабочее время в мире, стремясь к 1968 году увеличить продолжительность рабочей недели от 30 до 35 часов. Ранее он говорил о сокращении рабочего времени как об основной цели сокращения рабочего времени. 62>коммунистического движения и надеялись, что коммунизм в конечном итоге достигнет рабочего дня продолжительностью 3–4 часа.

Неудачи

Хотя реформа действительно устранила некоторые особенности сталинской эпохи, общее воздействие программы создало дополнительные проблемы для советского рабочего. Во многих областях продолжали существовать большие различия в заработной плате. В машиностроении, например, руководители предприятий часто игнорировали директивы по заработной плате, пытаясь побудить рабочих к исполнению ролей, которые потеряли большую часть своей привлекательности после того, как базовая заработная плата была снижена до уровня оплаты труда во всем районе. Поэтому менеджеры будут предлагать новым стажерам более высокую заработную плату. Это побудило некоторых занять высокооплачиваемую учебную позицию, а затем уйти на новую учебную должность после получения квалификации. В угольной промышленности менеджеры долгое время имели возможность изменять заработную плату в зависимости от местных условий, таких как геологические факторы или уровни опасности, а после реформы они продолжали варьировать заработную плату, манипулируя квотами или ставками для защиты заработной платы рабочих. Еще одна проблема с централизованно управляемой системой бонусов заключалась в том, что она побуждала фабрики продолжать производить хорошо зарекомендовавшие себя, более знакомые продукты, потому что гораздо легче было перевыполнить план по знакомым продуктам, чем начинать работу над новыми.

В тех областях, где применялась новая заработная плата, фабрики будут изо всех сил пытаться нанять рабочих для выполнения важных задач, потому что реформа привела к низкому уровню оплаты труда, которое, как считалось, требовало более низкого уровня квалификации. Например, станкостроение получило низкую зарплату, и на одном заводе в Котлякове около 30 станков остались неиспользованными, поскольку руководители фабрик не могли нанять рабочих для работы на них.

В других случаях менеджеры сознательно использовали реформы как возможность для сокращения заработной платы, преувеличивая сокращение заработной платы, сделанное министерствами, чтобы они могли сократить общие расходы. В одном случае менеджер бетонного завода был приговорен к восьми месяцам исправительных работ после того, как был признан виновным в использовании реформ в качестве предлога для получения неоплачиваемой сверхурочной работы с рабочих.

Результаты

В целом, реформа заработной платы не смогла создать стабильную и предсказуемую систему стимулов. Фильцер писал, что более широкие проблемы советской промышленности и отношений между менеджерами и рабочими важны для понимания неудач. Фильцер отметил множество проблем в советском производстве, которые означали, что более формальная система премий была неработоспособна в Советском Союзе: нерегулярная доступность материалов, которые часто были различного качества, нерациональное разделение труда и зависимость от «штурм», который затруднил мотивацию работников с помощью более традиционной системы оплаты. В таких случаях было жизненно важно иметь возможность предлагать дополнительную оплату сверхурочных и даже использовать взятки или «смазывать пальмы», чтобы побудить рабочих выполнять ежемесячные квоты вовремя.

Фильцер также заявил, что, поскольку советские рабочие были неспособные организоваться против своего начальства так же, как их коллеги на Западе (например, путем создания независимого профсоюза или вступления в политическую партию, противостоящую правящей Коммунистической партии Советского Союза). Union ) они прошли через процесс «гипериндивидуализации», процесс, на который сильно повлиял общий процесс стимулирования. Это привело к ситуации, когда работники, которые не могли рассчитывать на меритократию западного образца (где они могли ожидать улучшения своей заработной платы и условий в связи с повышением по службе), вместо этого должны были полагаться на решения менеджеров о выплате бонусов и сверхурочных, если они хотели повысить зарплату. Поскольку менеджеры должны иметь возможность назначать вознаграждения и премии по своему усмотрению, придерживаться централизованной системы оплаты труда было очень сложно.

С точки зрения теории трудового процесса - попытка понять взаимосвязь между управленческим контролем, квалификацией рабочих и заработной платой на промышленных предприятиях - Фильцер подчеркивал продолжающееся отсутствие контроля со стороны советских рабочих над своим собственным трудовым процессом. Советская элита не могла радикально изменить трудовой процесс, демократизировав его и введя действительно равную заработную плату для всех в обществе, но и не могла создать культуру потребления, которую на Западе использовали для объяснения структуры заработной платы и навыков. В этих обстоятельствах попытки координировать производственные квоты, заработную плату и ожидаемые уровни усилий рабочих не увенчались успехом и продолжали терпеть неудачу в 1980-е годы. Реформа заработной платы 1956–1962 годов потерпела неудачу, поскольку не могла ни исправить, ни улучшить экономический конфликт между рабочими и элитой в Советском Союзе. В цехе рабочие продолжали напрямую торговаться с руководителями низшего звена относительно усилий, заработной платы и того, какие «навыки» они будут проявлять. В частности, Фильцер отмечает, что советских рабочих постоянно заставляли проявлять больше навыков, чем это официально требовалось в планах или квотах. Это было связано с тем, что советским рабочим часто приходилось находить собственные способы решения проблем, которые затрудняли их усилия, таких как создание собственных инструментов для выполнения задач, которые невозможно было выполнить с помощью предоставленных инструментов, или путем разработки совершенно новых производственных процессов. свои собственные, когда существующие процессы не подходили. Такое состояние наблюдалось на Западе только в тех отраслях, которые были изолированы от рыночных сил. Поскольку это было обычным делом в советской промышленности, у рабочих и менеджеров в Советском Союзе было много причин работать вместе при установлении заработной платы, квот и требований к квалификации даже после реформы заработной платы. Фильцер писал, что Михаил Горбачев попытался провести очень похожую серию реформ заработной платы в 1986 году (Перестройка ), которая в конечном итоге потерпела неудачу, и в 1991 году ее пришлось заменить децентрализованной системой.

Примечания
Ссылки
Слушайте эту статью Разговорный значок Wikipedia Этот аудиофайл был создан на основе редакции этой статьи от 23 апреля 2012 г. и не отражает последующих правок. ()

Последняя правка сделана 2021-06-20 06:16:11
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте