Состояния Ва. ဝ နယ် / 佤 邦. Мен Вакс | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
До 500 г. до н.э. – ок. 1950 | |||||||||
Вид на скалистые горы страны Ва с долинами, покрытыми туманом. | |||||||||
Штаты Ва на карте Имперский справочник Индии. Обратите внимание на границу с Китаем, обозначенную прерывистой темно-розовой линией - в отличие от штата Кенгтунг на юге и северного Хсенви на севере. | |||||||||
Статус | Само- правящая группа штатов,. затем коренных штатов под номинальным контролем Британской империи | ||||||||
правительства | мелких королевств и деревенских вотчин | ||||||||
История | |||||||||
• Родовые территории Ва | до 500 г. до н.э. | ||||||||
• Присоединение к государству Шан (области провинции Юньнань, аннексированные Китаем ранее) | c. 1950 | ||||||||
Площадь | |||||||||
1901 (оценка) | 8000 км (3100 квадратных миль) | ||||||||
Население | |||||||||
• 1901 (оценка) | 50000 | ||||||||
| |||||||||
Сегодняшняя часть | Китая. Мьянма |
Государства Ва было названием, которое ранее давалось земле Ва, естественному и историческому региону, населенному в основном народом ва, этнической группой говорящий на австроазиатском языке. Регион расположен к северо-востоку от штатов Шан из Британской Бирмы, на территории современного штата Шан северной Бирмы (Мьянма) и западная зона префектуры Пуэр, Юньнань, Китай.
Практически весь регион Ва представляет собой суровую гористую территорию с крутыми холмами и глубокими долинами. Никаких городских территорий не было. Часть исторической территории Ва была включена в состав штата Манглон, одного из государств Шан. Сэр Джеймс Джордж Скотт посетил Штаты Ва на рубеже веков и написал об этом месте, фотографируя людей и дома в этом районе. Британская перепись 1901 года, считавшаяся далекой и недоступной приграничной территорией, не включала штаты Ва, поэтому статистические данные о численности населения более 50 000 человек в 1911 году являются приблизительными.
Устная традиция народа ва утверждает, что в далеком прошлом их территория была намного больше, что подтверждается как китайскими источниками Шан, так и источниками Юньнани. Ва также считают территорию своих предков центром обитаемого мира. В настоящее время часть территории бывших штатов Ва включена в штат Ва, непризнанный штат в Бирме.
Нет исторических записей о государства Ва до XIX века. Северные тайские легенды утверждают, что до появления буддизма территория Ланна была основана девятью кланами Ва. Согласно устной традиции Ва территория, где они живут, с протекающей по ней Нам Хка, а также районы южнее между Меконгом и Салуин вплоть до Чиангмая был их исконной территорией с незапамятных времен. Это мнение подтверждается остатками укрепленных городов на холмах, ныне покрытых джунглями, а также традициями Шаня, согласно которым территория Государства Кенгтунг дальше к юг раньше принадлежал народу ва, который был перемещен около 1229 г., а затем был побежден королем Манграем.
Около Кенгтунг существуют рассредоточенные группы, связанные с ва, такие как Тай Лой, Эн, Пийинг и Хсен Сюм, живущие в небольших деревнях, вероятно, остатки бывшего населения ва. Исторический район Ва (Паккате, Шан : Вианг Нгоен), где, как утверждается, обрабатывали серебро, был включен в состав штатов Ва. К 18 веку, во время правления династии Цин в Китае, область Ва была отделена от племенного военного контроля народа дай.
В XIX веке британское правительство считало этот регион отдаленной территорией и не управляло штатами Ва. Единственной территорией ва, управляемой британцами, было государство Манглон, которым управлял ва саофа и который был населен в основном ва в регионе, лежащем к востоку от Салуин. Граница с Китаем не была определена, а территория осталась нетронутой, официально не принадлежащей ни Китаю, ни Великобритании. Следовательно, штаты Ва никогда не были полностью включены в Британскую Бирму.
. Население штатов Ва включало другие этнические группы, такие как Тай Яй, Лису и Качинский народ. Были также анклавы Лаху в Монгке и Лао-Шань в Монгшоу на территории Ва.
Жители государств Ва были традиционно анимистами. Но к 19 веку меньшинство ва испытали влияние буддийской доктрины соседних шанских народов, хотя в основном это было поверхностно. Ва, отказавшиеся от своих традиционных анимистических взглядов, стали известны как «Приручить Ва».
В конце 19 века правитель Ва Сон Му приветствовал Пантай, сообщество преследуемых Мусульмане хуэй, которые бежали через реку, чтобы поселиться на его территории. Первоначально отношения между мусульманскими поселенцами и ва были хорошими, так как Пантаи получили в Пан Лун безопасную базу для своих коммерческих операций, недоступную для китайских преследователей. Ва, с другой стороны, рассчитывали получить прибыль от торговли, которую мусульмане, которых они укрыли, будут производить в их новом горном жилище. Однако ни одна из сторон не доверяла другой, и именно более искушенные Panthays в конечном итоге больше всего извлекли выгоду из оказанной им помощи. Они вели свою торговлю на караванах мулов через горы, стали опытными погонщиками мулов и увидели, что их торговля в приграничном регионе Бирмы и Юньнани процветает. Сэр Хью Дейли, британский суперинтендант северных штатов Шан, во время своего визита в штаты Ва в 1891 году охарактеризовал колонию Пантай в Пан Лонге как «мощную». В то время в этом месте насчитывалось от 300 до 400 домов, и теперь она стала крупнейшее поселение китайских мусульман-экспатриантов в регионе. Община была обязана своим ростом высокой рождаемости и смешанным бракам с женщинами китайского происхождения шаньского происхождения. Дейли также отметил, что погонщики мулов из Пантэя были хорошо вооружены.
В первые пятьдесят лет своего присутствия на территории Ва поселенцы-хуэйские мусульмане постепенно расширяли свое влияние из их база в Панлон над их соседями Ва. Панлон стал самым могущественным сообществом в штатах Ва, и этот рост власти и престижа позволил поселению Пантай пользоваться значительной степенью автономии. По словам сэра Джорджа Скотта, большинство Panthays были мусульманами-суннитами ханафитской школы мысли, корни которой уходят в Дали, Менхуа, Байшан, Фэнцин и Юйсянь, и все они были купцами, владельцами мулов и "людьми состоятельными". Они использовали как китайские, так и арабские имена и были де-факто сторонниками закона в неуправляемом штате Ва. К началу 20-го века Пантайцы усилили свой экономический и военный контроль в этом районе до такой степени, что отношения между мусульманскими поселенцами и их хозяевами ва испортились.
Наконец, в 1926 году напряженность вылилась в местные жители. «Война Ва-Пантай», в которой Пантайцы в Пан Лонге хвастались перед британскими посетителями тем, что «… ни китайцы, ни британцы ничего не значат для нас. Это мы правим здесь». Война длилась в течение 1926 и 1927 годов, и в конечном итоге менее организованные ва были разбиты торговцами-мусульманами.
Несмотря на их победу, население Пантэя в штатах Ва сократилось с 1517 (1076 мужчин и 441 женщина) в 1921 году до 1106 человек. (685 мужчин и 421 женщина) по данным переписи населения Индии 1931 года. Причина заключалась в том, что доминирование мусульманских пантэ в торговле приграничного региона Ва начало ослабевать. Всего через десять лет после войны Ва-Пантай строительство Бирманской дороги между Лашио и Куньмин в 1937–1938 годах еще больше подорвало традиционную торговлю караванами мулов в которую специализировали поселенцы-хуэйские мусульмане. Наконец, исход тысяч юньнаньских беженцев и гоминьдановских войск после китайской коммунистической революции в 1949 году вызвал наводнение преимущественно немусульман ханьских китайцев, но почти не Хуэй, в область штатов Ва и Шан. После этих событий многие Panthays покинули территории Wa и решили мигрировать в Северный Таиланд, где они стали частью сообщества, известного как Chin Haw.
Христианские миссионеры отправились в регион Ва в начале 20 века, достигнув сначала бирманских, а затем и китайских районов территории Ва., из Небраска, глубоко изучил язык ва и сыграл важную роль в его написании с использованием сценария, основанного на латинском алфавите. Первая публикация на языке ва, сборник гимнов ва , была напечатана в 1933 году.
В 1940-х годах, во время гражданской войны в Китае, остатки Китайская национально-революционная армия отступила на территорию в пределах Бирмы, когда Народно-освободительная армия захватила материковый Китай. Часть войск оставалась в районе к востоку от реки Салуин, где в более поздние годы повстанческие группы Ва контролировали регион при поддержке Коммунистической партии Бирмы. Штаты Ва были официально объединены в штат Шан в пост-независимой Бирме, но администрация бирманского правительства не доходила до региона Ва, и националистические вооруженные группы Шан покинули этот район. в одиночку.
Некоторые города впервые испытали современную администрацию во время правления местных коммунистов. В течение этого периода культивирование опия и незаконный оборот наркотиков увеличились, и древняя традиционная жизнь ва была нарушена. Однако впервые в истории административная система, которая собирала доходы и поддерживала значительные вооруженные силы, а также элементарную инфраструктуру, открыла регион Ва в современную эпоху.
Было много исторических государств Ва, но о них почти нет сведений; некоторые из «государств» представляли собой не более чем небольшие деревни и прилегающие к ним территории. Обычно эти деревни были грубо укреплены и строились на вершинах холмов или склонах. Иногда эти небольшие государства образовывали конфедерации, но поскольку видение Ва ограничивалось их непосредственным окружением, эти союзы не были ни далеко идущими, ни долговечными.
Большое количество сообществ, живущих в горных деревнях были трудности с водоснабжением. Ва строили пруды для сбора воды и систему бамбуковых труб, по которым вода поступала с окружающих холмов.
Саофа Манг Лона был буддистом ва. Помимо Манглона, пятью штатами Ва, как известно, управляли саофы, которые переняли некоторые манеры правителей Шанских государств, и им помогали амафы или министры в различных департаментах:
Координаты : 22 ° 30'N 98 ° 45'E / 22,500 ° N 98,750 ° E / 22,500; 98.750