Wär Gott nicht mit uns diese Zeit , BWV 14

редактировать

Wär Gott nicht mit uns diese Zeit
BWV 14
Хорал кантата по И.С.Баху
Повод Четвертое воскресенье после Крещения
Хорал " Wär Gott nicht mit uns diese Zeit " Мартина Лютера
Выполненный 30 января 1735 г.: Лейпциг.  ( 1735-01-30)
Движения 5
Вокал
Инструментальная
  • Corno da Caccia
  • 2 гобоя
  • 2 скрипки
  • альт
  • континуо

Иоганн Себастьян Бах написал церковную кантату Wär Gott nicht mit uns diese Zeit (Если бы Бог не был с нами в то время), BWV  14, в Лейпциге в 1735 году в четвертое воскресенье после Крещения и впервые исполнил ее 30 января 1735 года, через несколько недель. после его рождественской оратории. Кантата, в хоральной кантаты Баха формате, основан на Мартина Лютера «s гимнВОЙНА Готт мит Nicht унс Diese Zeit “. Его текст перефразирует Псалом 124, сосредоточив внимание на мысли, что жизнь верующих зависит от Божьей помощи и без нее погибает.

Бах сочинил кантату как последнее дополнение к своему циклу хоральных кантат 1724/25 года. В 1725 году Пасха была ранней, поэтому не было четвертого воскресенья после Крещения. Возможно, текст был подготовлен уже тогда. Десять лет спустя Бах написал продвинутую необычную хоральную фантазию в качестве первой части, сочетая элементы мотета со сложным контрапунктом. Мелодия гимна исполняется инструментами, позволяя сопрано взаимодействовать с более низкими голосами. Во внутренних движениях, исполненных тремя солистами, Бах в словесной живописи изображает такие термины, как наводнение, волны и ярость. Заключительный хорал по сложности напоминает хоралы его Рождественской оратории.

СОДЕРЖАНИЕ
  • 1 История и слова
  • 2 Музыка
    • 2.1 Подсчет очков и структура
    • 2.2 Движения
      • 2.2.1 1
      • 2.2.2 2
      • 2.2.3 3
      • 2.2.4 4
      • 2.2.5 5
  • 3 записи
  • 4 ссылки
  • 5 Библиография
  • 6 Внешние ссылки
История и слова
Шторм на Галилейском море, Рембрандт, 1632 г. Мартин Лютер ( Кранах Старший, 1533)

Бах занимал должность Томаскантора (директора церковной музыки) в Лейпциге с 1723 года. В течение своего первого года, начиная с первого воскресенья после Троицы, он написал первый цикл кантат по случаю литургического года. На втором курсе он составил второй годовой цикл кантат, который планировалось состоять исключительно из хоральных кантат, каждая из которых была основана на одном лютеранском хорале. Поскольку Пасха была в начале 1725 года, в этом году не было Четвертого воскресенья после Крещения. В 1735 году, вскоре после первого исполнения своей рождественской оратории, Бах, кажется, захотел заполнить эту пустоту и завершить цикл хоральных кантат. Баховед Кристоф Вольф обнаружил очевидным, что Бах повторил второй цикл в 1735 году, исполнив новую кантату между Was mein Gott will, das g'scheh allzeit, BWV 111, в третье воскресенье после Крещения и Ich hab в Gottes Herz und Sinn, BWV 92, для Septuagesima.

Предписанные чтения для четвертого воскресенья после Богоявления были взяты из Послания к Римлянам, «любовь завершает закон» ( Римлянам 13: 8–10 ), и из Евангелия от Матфея, Иисуса, успокаивающего бурю ( Матфея 8: 23–2). 27 ). Neu Лейпцигер Gesangbuch, который был стандартный псалтырь в Лейпциге с конца 17 - го века, указывает Luther «s„ ВОЙНА Готт мит Nicht унс Diese Zeit “ в качестве одного из пяти гимнов для этого случая. Текст кантата основан на этом гимне в трех строф, пересказ Псалма 124, опубликованной в Johann Walter гимнов «s Эйн geystlich Gesangk Buchleyn из 1524. По словам Джона Элиота Гардинера, этот гимн«, по- видимому, были спеты в это воскресенье в Лейпциг с незапамятных времен ».

В типичном для Баха формате цикла хоральных кантат текст внешних строф остается неизменным, в то время как неизвестный либреттист перефразирует внутренние строфы, в данном случае до трех частей, двух арий, составляющих речитатив. Согласно Вольфу, либреттистом, возможно, был Андреас Штюбель, писавший ранее в 1724/25 году. Тема хорала связана с Евангелием в общих чертах: жизнь верующего зависит от Божьей помощи и без нее погибает. Связь также обеспечивается образом разливающейся воды, который передает псалом, который начинается со слов «Если бы не Господь был на нашей стороне» ( Псалмы 124 ) и продолжается «тогда воды захлестнули нас, ручей был на нашей стороне». прошли по нашей душе, тогда гордые воды пошли по нашей душе »( Псалтирь 124: 4–5 ). Поэт перефразировал это в центральном речитативе на « Es hätt uns ihre Wut wie eine wilde Flut und als beschäumte Wasser überschwemmet » («Их ярость, как бушующий прилив и как бурлящая волна, захлестнула нас»).

Бах впервые исполнил кантату 30 января 1735 года. Это одна из его последних сохранившихся церковных кантат. Единственная сохранившаяся кантата Баха на четвертое воскресенье после Крещения - это его первая кантата цикла BWV 81.

Музыка

Подсчет очков и структура

Бах разделил кантату на пять частей. В формате, типичном для его хоровых кантат, первая и последняя части ставятся для хора как хоральная фантазия и заключительный хорал соответственно. Они образуют последовательность арии / речитатива / арии, которую либреттист извлек из средней строфы гимна. Бах записал произведение для трех солистов-вокалистов ( сопрано (S), тенора (T) и баса (B)), четырехчастного хора и инструментального ансамбля в стиле барокко : corno da caccia (Co), двух гобоев (Ob), две скрипки (Vl), альт (Va) и бассо континуо (Bc).

В следующей таблице движений счет, ключи и размеры взяты у Альфреда Дюрра с использованием символа общего времени (4/4). Инструменты показаны отдельно для духовых и струнных, в то время как континуо, играющее повсюду, не показано.

Движения Wär Gott nicht mit uns diese Zeit, BWV 14
Нет. Заголовок Текст Тип Вокал Ветры Струны Ключ Время
1 Wär Gott nicht mit uns diese Zeit Лютер Хоральная фантазия SATB Co 2Ob 2Vl Va Соль минор 3/8
2 Unsre Stärke heißt zu schwach анон. Ария S Co 2Vl Va Си-бемоль мажор 3/4
3 Ja, hätt es Gott nur zugegeben анон. Речитатив Т обычное время
4 Gott, bei deinem starken Schützen анон. Ария B 2Ob Соль минор обычное время
5 Gott Lob und Dank, der nicht zugab Лютер Хорал SATB Co 2Ob 2Vl Va Соль минор обычное время

Движения

1

Вступительный припев « Wär Gott nicht mit uns diese Zeit » («Если бы Бог не был с нами в это время») представляет собой хоральную фантазию на мелодию гимна. Гимн Лютера поется на ту же мелодию, что и « Wo Gott der Herr nicht bei uns hält » Юстуса Йонаса, которую Бах обработал хоральной кантатой Wo Gott der Herr nicht bei uns hält, BWV 178. Вступительный припев представляет собой необычную композицию, которая не следует схеме инструментальных риторнелло с cantus firmus, строчка за строчкой исполняемых сопрано длинными нотами. В обстановке, напоминающей мотет, струны играют colla parte с голосами, и каждая строка хорала подготавливается сложной четырехчастной контр-фугой, в которой на первое вступление темы дан ответ в ее инверсии. После подготовки вступлений мелодия хорала не поется, а исполняется валторной и гобоями длинными нотами, создавая пятичастную композицию, уникальную для частей кантаты Баха. Единственное произведение подобной сложности, также придающее инструментам cantus firmus, - это вступительный припев Ein feste Burg ist unser Gott, BWV 80, но он не задуман как контр-фуга.

2

Первая ария « Uns're Stärke heißt zu schwach » («Наша сила слишком слаба») исполняется сопрано в сопровождении струнных и рожковой, что иллюстрирует « суровый » (сильный) и « schwach » текста. (слабый) в сочетании с голосом. Гардинер отмечает, что валторна поддерживает голос «в его самом высоком регистре (упоминается в части автографа как Corne. Par force и tromba)».

3

Центральный речитатив « Ja, hätt es Gott nur zugegeben » (Да, если бы Бог только позволил) поется тенором как речитатив секко, сопровождаемый только континуо. Опасности наводнения проиллюстрированы в быстрых отрывках из континуо таких слов, как « Wut » («ярость»), « Flut » («наводнение») и « überschwemmet » («наводнение»), что делает движение почти ариозным..

4

Басовая ария « Gott, bei deinem starken Schützen sind wir vor den Feinden frei » (Боже, под Твоей надежной защитой мы в безопасности от наших врагов) сопровождается двумя гобоями. В средней части изображена похожая картина слов, изображающая " Wellen " (волны) в октавных прыжках и быстрых нисходящих масштабах.

5

Заключительный хорал « Gott Lob und Dank, der nicht zugab, daß ihr Schlund uns möcht fangen » (Хвала и благодарность Богу, который не допустил, чтобы их пасть могла схватить нас), состоит из четырех частей: « контрапункционально анимированные низкие и средние голоса », похожие на хоралы Рождественской оратории, впервые исполненные за несколько недель до этого. Вольф резюмирует зрелость поздних церковных кантат Баха, вызванную «опытом, накопленным композитором между 1723 и 1729 годами, который придает более поздним кантатам особую зрелость».

Записи

Инструментальные группы, играющие на старинных инструментах в исторически обоснованных выступлениях, выделены зеленым цветом под заголовком « Instr. ».

Записи Wär Gott nicht mit uns diese Zeit, BWV 14
Заголовок Дирижер / Хор / Оркестр Солисты Этикетка Год Instr.
И. С. Бах: Das Kantatenwerk • Полные кантаты • Les Cantates, Folge / Vol. 1 Густав Леонхардт Леонхардт-Консорт Teldec 1972 г. ( 1972) Период
Die Bach Kantate Vol. 8 Хельмут Риллинг Gächinger Kantorei Württembergisches Kammerorchester Heilbronn Hänssler 1984 ( 1984)
Бах Сделано в Германии Vol. 4 - Кантаты III Ханс-Иоахим Ротч Thomanerchor Neues Bachisches Collegium Musicum Eterna 1984 ( 1984)
Бах Кантаты Vol. 19: Гринвич / Ромси Джон Элиот Гардинер Хор Монтеверди Солисты английского барокко Соли Део Глория 2000 г. ( 2000) Период
Bach Edition Vol. 18 - Cantatas Vol. 9 Питер Ян Леусинк Хор мальчиков Голландии Нидерландский Коллегиум Баха Блестящая классика 2000 г. ( 2000) Период
И. С. Бах: Полные кантаты Vol. 20 Тон Купман Амстердамский оркестр и хор в стиле барокко Антуан Маршан 2002 г. ( 2002) Период
JS Bach: Cantatas Vol. 54 - Ehre sei Gott in der Höhe, Cantatas 14 100 197 197a (Кантаты из Лейпцига 1730-40-х годов (III)) Масааки Сузуки Коллегиум Баха Япония БИС 2012 г. ( 2012) Период
использованная литература
Библиография

Очки

Книги

Интернет-источники

внешние ссылки
Последняя правка сделана 2023-04-05 09:19:29
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте