Volta do mar, volta do mar largo или volta do largo (фраза в Португальский означает буквально поворот моря, но также и возврат из моря) - это навигационная техника, усовершенствованная португальскими мореплавателями в эпоху открытий в конце пятнадцатого века с использованием надежное явление большого постоянного круга ветра, Североатлантический круговорот. Это был важный шаг в истории мореплавания, когда понимание ветров в эпоху парусов имело решающее значение для успеха: европейские морские империи никогда не смогли бы были бы установлены, если бы европейцы не поняли, как работают пассаты.
Вольта-ду-Мар - это метод плавания, открытый при успешном возвращении с атлантических островов, где пилот сначала должен был плыть далеко на запад, чтобы поймать полезный последующий ветер и вернуться в Европу. Это было нелогичное направление плавания, так как требовало от пилота направления, перпендикулярного портам Португалии. Отсутствие этой информации могло обречь экспедицию XIII века Вандино и Уголино Вивальди, которые направлялись к Канарским островам (пока еще неизвестным европейцам) и были потеряны; оказавшись там, не понимая атлантического круговорота и волнения, они не смогли бы пробиться с наветренной стороны к Гибралтарскому проливу и домой. Открытие этой техники имело решающее значение для возвращения к будущим открытиям ; например, Христофор Колумб никогда бы не вернулся из Америки, если бы не применил вольта-ду-мар, плывя на север из Карибского моря через Конные широты, чтобы поймать преобладающую среднюю -широта западные ветры.
То же самое и в Южной Атлантике, за исключением того, что круговорот Южной Атлантики вращается против часовой стрелки. Когда направлявшиеся в Индию португальские исследователи и торговцы пересекли экватор с намерением пройти через все западное побережье Африки, их путешествия увели их далеко на запад (в окрестности Бразилии.)
Маршрут манильского галеона из Манилы в Акапулько зависел от успешного применения атлантического явления к Тихому океану : при открытии Северного Тихоокеанского круговорота капитаны возвращающихся галеонов должны были достичь широт Японии. прежде, чем они смогли безопасно перейти. Открытие, на котором основывалась торговля галеонами Манила-Акапулько, было связано с испанцем Андресом де Урданета, который, плывя конвоем под Мигелем Лопесом де Легаспи, открыл обратный путь в 1565: флот разделился, некоторые направились на юг, но Урданета рассудил, что пассаты Тихого океана могут двигаться круговоротом, как это делали ветры Атлантики. Если в Атлантике корабли заставят Вольту двинуться на запад, чтобы уловить ветер, который вернет их с Мадейры, тогда, рассуждал он, плывя далеко на север перед тем, как отправиться на восток, он выберет пассатный ветер, чтобы вернуть его на западное побережье Северной Америки. Хотя он плыл до 38 градусов северной широты, прежде чем повернуть на восток, его догадка оправдалась, и он достиг побережья около мыса Мендосино, Калифорния, а затем последовал вдоль побережья на юг. к Акапулько. Большая часть его команды погибла во время начального длительного плавания, для которого у них не было достаточно провизии.