Volkshalle («Народный зал»), также называемый Große Halle («Большой зал») или Ruhmeshalle («Зал Славы»), был монументальным куполом зданием, спроектированным Адольфом Гитлером и его архитектором Альбертом Шпеером для Германии в Берлин. Проект так и не был реализован.
Слово Volk имело особый резонанс в нацистском мышлении. Термин völkisch motion, который можно перевести на английский как «народное движение» или «народное движение», происходит от Volk, но также подразумевает особый расовый оттенок. Перед Первой мировой войной фёлькишская мысль выработала отношение к искусству как немецкий народ; то есть из органически связанной арийской или нордической общины (Volksgemeinschaft ), расово незагрязненной и уходящей корнями в немецкую почву Хеймат (родина ).
Так же, как Домус Августа на Палатин был связан с Храмом Аполлона Палатинуса, поэтому дворец Гитлера должен был быть соединен криптопортикусом с Фольксхалле, заполнивший всю северную часть форума. Это поистине огромное здание, согласно Альберту Шпее, было вдохновлено Адрианом Пантеоном, который Гитлер лично посетил 7 мая 1938 года. Но Гитлер интересовался и восхищение Пантеоном предшествовало этому визиту, поскольку его набросок Volkshalle датируется примерно 1925 годом. Герман Гислер записывает разговор, который он имел с Гитлером зимой 1939-1940 годов, когда Гитлер вспоминал свой «римский Впечатления »(Römische Impressionen):
С того времени, как я испытал это здание - ни описание, ни фотография, ни фотография не отражали его должного - я заинтересовался его историей […] Некоторое время я стоял в этом пространстве (ротонде) - какое величество! Я посмотрел на большой открытый oculus, увидел вселенную и почувствовал, что дало этому пространству название Пантеон - Бог и мир едины.
Впечатления Гитлера о римском Пантеоне ожили, когда 24 июня 1940 г., он совершил экскурсию по избранным зданиям в Париже с немецкими архитекторами Альбертом Шпеером и Германом Гислером и скульптором Арно Брекером, включая Парижский Пантеон, который, кажется, разочаровал его, независимо записанный Гислером и Брекером.
На наброске Фольксхалле, данном Гитлером Шпееру, виден традиционный остроконечный пронаос поддерживается десятью колоннами, неглубоким прямоугольным промежуточным блоком, а за ним - главным зданием с куполом. Гислер отмечает, что пронаос храма на зарисовке Гитлера напоминает Пантеон Адриана и стиль Фридриха Гилли или Карла Фридриха Шинкеля. Однако в разработке Шпеером эскиза, который можно было бы назвать дорическим, было немногое, за исключением, возможно, триглифов в антаблементе, поддерживаемых каменными колоннами из красного гранита с их египетскими ладонями. заглавные буквы, ранее использовавшиеся Шпеером в портике возле кабинета Гитлера со стороны сада новой канцелярии.
Монстр-билдинг Шпеера (нем. : Monsterbau), должны были стать самым важным и Здание впечатляет своими размерами и символикой. Визуально он должен был стать архитектурным центром Берлина как мировой столицы (Welthauptstadt ). Его размеры были настолько велики, что он затмил бы все остальные строения в Берлине, в том числе и на самой оси север-юг. Окулус купола здания диаметром 46 метров (151 фут) вмещал бы всю ротонду Пантеона Адриана и купол церкви Св. Базилика Петра. Купол Volkshalle должен был подняться с массивного гранитного подиума 315 на 315 метров (1033 футов × 1033 футов) и высотой 74 метра (243 фута) до общей высоты 290 метров (950 футов). Диаметр купола, 250 метров (820 футов), должен был быть превышен, к большому раздражению Шпеера, диаметром новой куполообразной железнодорожной станции Гислера на восточном конце оси восток-запад Мюнхена. Он должен был быть на 15 метров больше в диаметре, чем Фольксхалле Шпеера.
Сходство Фольксхалле с Пантеоном становится гораздо более очевидным, если сравнить их интерьеры. Большая ниша 50 на 28 метров в северной части Фольксхалле должна была быть покрыта золотой мозаикой и окружена орлом высотой 24 метра (79 футов), под которым находился гитлеровский трибунал. Отсюда он обращался к 180 000 слушателей, некоторые стояли на центральной круглой арене, другие сидели на трех концентрических ярусах сидений, увенчанных сотней мраморных колонн высотой 24 метра (79 футов), которые поднимались до основания кессонный потолок подвешен на стальных балках, обшитых снаружи медью.
Три концентрических яруса сидений, окружающие круглую арену диаметром 140 метров (460 футов), ничем не обязаны Пантеону, но напоминают расположение сидений в Конгресс-холле Людвига Руффа в Нюрнберге, построенном по образцу Колизея. Другие особенности интерьера Volkshalle явно обязаны Пантеону Адриана: купол купол, колонная зона, которая здесь является непрерывной, за исключением того места, где она обрамляет огромную нишу с северной стороны. Вторая зона Пантеона, состоящая из глухих окон с промежуточными пилястрами, представлена в здании Шпеера зоной над колоннами, состоящей из однородных продолговатых неглубоких углублений. На эту зону опирается кессонный купол. Дизайн и размеры внешнего убранства этого Volkshalle являются исключительными и требуют объяснений, которые не относятся к общественным залам, запланированным для нацистских форумов в других городах Германии.
Храмовый характер куполообразного здания был отмечен Шпеером, который предположил, что здание было в конечном итоге предназначено для общественного поклонения Гитлеру, его преемникам и Германскому Рейху, то есть это должен был быть династический храм / дворцовый комплекс, подобный построенному Августом на Палатине, где его скромный дом был соединен с храмом Аполлона.
стремления Гитлера к гегемонии над Европой и установлению Нового порядка, уже очевидные по архитектурным и декоративным особенностям новой канцелярии, здесь выражены еще более ярко. Внешние символы предполагают, что купольный зал был тем местом, где Гитлер в роли космократа (Herr der Welt) должен был появиться перед своим Herrenvolk : наверху фонаря купола был немецкий геральдический орел, сжимавший земной шар Земля (Эрдболл). Этот символизм был хорошо известен в имперской римской иконографии, например, восстановленная статуя Клавдия, держащего в правой руке шар и орла. Огромный купол, на котором он покоился, как и в Пантеоне Адриана, символически представлял собой небесный свод, охватывающий Германию. Глобус на фонаре купола был усилен и подчеркнут двумя монументальными скульптурами Брекера, каждая высотой 15 метров, которые обрамляли северный фасад здания: на его западном конце Атлас, поддерживающий небеса, на его восточном конце Теллус поддерживает Землю. Обе мифологические фигуры были выбраны самим Гитлером. Гислер говорит, что Шпеер ошибался, изображая Volkshalle как символ мирового господства (Weltherrschaft). Шпеер в своем интервью журналу Playboy утверждает:
Гитлер считал, что по прошествии столетий его огромный актовый зал с куполом приобретет большое священное значение и станет священным храмом, столь же важным для национал-социализма как St. Петерс в Риме относится к католицизму. Такой культизм лежал в основе всего плана.
Тем не менее, Гислер заметил, что Гитлер никогда не строил планы мирового господства и что предлагать такое - не только чепуха (Unsinn), но и «Speer Rubbish» (Speerlicher Quatsch).
Роман Роберта Харриса 1992 года Отечество происходит в альтернативной истории, в которой нацистская Германия выиграла Вторую мировую войну и в которой Фольксхалле действительно был построен. Некоторые из сцен книги происходят внутри и вокруг него. Харрис тщательно использовал планы Шпеера, изображая здание высотой 300 м (1000 футов). Как показано в книге, у здания действительно была своя собственная «погода», с дыханием и потом 150 000 жителей, оседающих в высоком куполе; но вместо того, чтобы рассматривать это как проблему, нацистская пропаганда хвасталась бы этим. В реальном мире, являющемся следствием вымысла о Фольксхалле, характерный для Фольксхалла характерный конденсат в помещении на самом деле наблюдался в огромном Сборочном здании Космического центра Кеннеди, если в нем происходило сильное осушение. системы не были включены.
Volkshalle появляется в альтернативном историческом романе In the Presence of Mine Enemies автора Harry Turtledove, который используется для , лежащий в состоянии покойного фюрера Курта Хальдвейма.
Образ Volkshalle появляется в видеоигре Wolfenstein: The New Order в альтернативных 1960-х годах, когда (как и в романе «Отечество») нацистская Германия выиграла Вторую мировую войну.
Компьютерные спецэффекты используются для изображения Фольксхалле в альтернативной истории Берлина в телесериале Человек в высоком замке. Несколько сцен во втором-четвертом сезонах происходят в разных частях Фольксхалле. В отличие от большинства других изображений Volkshalle, было показано, что в нем размещались офис и резиденция фюрера.
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Große Halle (Welthauptstadt Germania). |
Координаты : 52 ° 31′14 ″ N 13 ° 22′19 ″ E / 52,52056 ° N 13,37194 ° E / 52,52056; 13.37194