Владимир Бодианский (25 марта 1894 г. - 10 декабря 1966 г.) был французским инженером из России, по специальности современная архитектура.
Владамир Бодянский начал свое образование в 1910 году в Московском дорожном институте. Проведя там четыре года, Бодианки ушел со степенью гражданского инженера в 1914 году и начал строить железные дороги для протектората Бухары. Поскольку он был зачислен добровольцем в русскую кавалерию, его отправили воевать в Первую мировую войну в 1915 году. Он воевал в России до трех месяцев после Октябрьской революции 1917 года, получив первую степень в авиация в ноябре 1917 г. из Тифлисского авиационного училища. Он прибыл во Францию в январе 1918 года, а через три месяца Бодянский вступил в Французский Иностранный легион. Как член Иностранного легиона, Бодянски выполнял множество различных ролей в авиационном подразделении, в том числе как военный летчик-летчик, пилот гидроплана, пилот гидросамолета и пилот гражданской авиации. Он демобилизовался из Французского легиона 27 ноября 1919 года, однако остался во Франции. Он решил поступить в Колледж авиационного механического строительства, получив диплом в 1920 году. Он решил подать заявку на натурализацию 11 апреля 1927 года и был натурализован 26 июня 1929 года. Проработав три года на строительстве автомагистралей Конго, Бодиански вернулся во Францию в 1923 году, где начал работать с конструкторскими бюро и авиастроительными компаниями, в частности, с одной, принадлежащей братьям Кодрон. С 1925 по 1930 год Бондианский работал руководителем проекта в авиационной студии Франсуа Вилье в Медоне, где он смог получить три патента вместе с самим Вилье. После смерти Вилье Бодиански приступил к разработке прототипов двухместного истребителя для французской армии.
Благодаря своей работе в области авиации, Бодиански смог познакомиться с Марселем Лодсом, архитектором, разделявшим его интерес к этой области. Эта встреча ознаменовала собой изменение в карьере Бодиански, так как он взял на себя роль инженера в области архитектуры. Через Лодс Бодиански познакомился с Юджином Мопином, опытным подрядчиком, который работал над изготовлением бетона для жилого комплекса в Дранси. Поскольку это был первый раз, когда Мопин использовал свой экспериментальный метод строительства, и имя Бодянского было связано с ним, это способствовало развитию роли Бодянского в области архитектуры. Это продолжалось, когда Бодианский начал работать руководителем отдела дизайна в офисе Мопина, начиная с марта 1933 года. Он проработал там до июля 1937 года, когда он был нанят агентством Лодса в качестве наемного инженера, где он проработал до июля 1940 года. сдвиг в карьере Бодиански, поскольку он затем начал свою карьеру в качестве внештатного инженера.
В 1935 году Шарль Оффре, мэр Клиши, поручил Лодсу и архитектор Эжен Бодуэн построят крытый рынок в конференц-зале на месте бывшего рынка под открытым небом на улице Лотарингия. Это дало Бодиански возможность снова тесно сотрудничать с Лодсом. Они вдвоем вместе с Бодуэном и производителем металла Жаном Пруве разработали рынок с нижним и верхним этажами. Последний может быть использован как зрительный зал на 1000 мест или преобразован в кинотеатр. Это здание стало называться Maison du Peuple. И пол, и крыша были выдвижными. Этот инновационный проект помог Бодиански стать одновременно инженером и архитектором, поскольку его дизайн сделал рынок более универсальным (предлагая как еду, так и развлечения). Maison du Peuple сейчас известен как один из крупнейших рынков под открытым небом во Франции.
Бодиански встретил Ле Корбюзье во время Вторая мировая война, и вместе они организовали команду архитекторов и инженеров для послевоенного восстановления. Это привело к созданию в 1945 году междисциплинарной исследовательской группы Atelier des Bâtisseurs (ATBAT, строительная мастерская). После войны Бодиански сопровождал Ле Корбюзье в поездке в США, где он был впечатлен междисциплинарным подходом. проектов TVA. По возвращении во Францию Бодианский взял на себя руководство ATBAT и реорганизовал его в центр совместных исследований. В течение следующих нескольких лет Бодианский в качестве главы ATBAT сотрудничал с Ле Корбюзье над реализацией некоторых из своих самых известных зданий, включая Unité d'habitation в Марселе и штаб-квартиру Соединенных Штатов. Наций в Нью-Йорке.
В конце 1940-х годов Бодиански руководил строительством домов в Марокко, районе, который пострадал со слишком большой внутренней миграцией из близлежащих сельских районов, что приводит к нехватке домов. Бодиански, действуя от имени Ле Корбюзье, объединился с молодыми архитекторами, такими как Жорж Кандилис, Шадрах Вудс и Анри Пилот, и создал ATBAT-Afrique, фирму, призванную исправить жилищные проблемы по всей Северной Африке. Целью фирмы было эффективно строить проекты и сближать инженеров и архитекторов, а также укреплять и вносить свой вклад в реконструкцию после Второй мировой войны. Команда Бодянски смогла найти быстрые и инновационные решения жилищного строительства и решила жилищную проблему в течение двух лет.