Влахи Сербии

редактировать
Влахи Сербии
Флаг влахов в Сербии. svg . Флаг Национального совета меньшинства валахов в Сербии
Ябуковат. jpg
Общая численность населения
35,330 (2011)
Регионы со значительной численностью населения
Восточная Центральная Сербия
Языки
валахов и сербский
Религия
Преимущественно Восточные православные
Родственные этнические группы
Румыны в Сербии

Влахи (эндоним на румынском языке: Rumînji или Rumâni, серб : Власи, романизированные : власи) - этническое меньшинство в восточной Сербии, которое считает себя отличным от румын, в то время как некоторые думают, что они происходят из Валахия, которая сейчас является частью Румынии, и в то же время они говорят, что отличается от сербов, хотя большинство из них говорит на сербском языке.. Они в основном живут в регионе Восточной Сербии (примерно соответствует районы Бор и Заечар ), но также в Браничево и Поморавлье уезды. Небольшое количество влахов также существует в Смедерево и Велика Плана (Подунавльский район ) и в муниципалитетах Алексинац и Крушевац (Расинский район ).

Содержание

  • 1 История
  • 2 Культура
    • 2.1 Язык
    • 2.2 Религия
    • 2.3 Музыка и фольклор
    • 2.4 Влахская кухня
  • 3 Демография
    • 3.1 Историческое население
    • 3.2 Национальная идентичность и этимология
  • 4 Правовой статус
  • 5 Известные люди
  • 6 См. Также
  • 7 Ссылки
  • 8 Источники
  • 9 Дополнительная литература
  • 10 Внешние ссылки

История

Влах мог быть экзонимом восточного романоязычного сообщества на Балканах, которое в средневековье считалось иностранцами, что возникло в результате оккупации и колонизации региона во время Римской империи, и, кроме того, термин Влах появился позже. Используется для описания не только члена населения, но и некоторых занятий, таких как солдаты-стражи или пограничные отряды и скотоводы, поскольку они были должностями, требуемыми средневековым государством в то время. Таким образом, термин Влах практически использовался в один период средневековья под влиянием государств для описания некоторого населения, не являющегося необходимой этнической принадлежностью, потому что рабочие они могли быть из разных национальных групп, которые часто смешивались между собой с течением времени и позже создавали свою собственную новую идентичность в условиях такой влияние государства.

Ранние записи показывают, что население валахов проживало во многих частях сегодняшней прибрежной Черногории и западной Боснии, включая Республику Рагуза - сегодня Дубровник и Далмацию, потому что они мигрировали или были колонизированы в этой области. В первой половине 13 века Сербское королевство начало колонизацию различных групп валахов в королевских и церковных владениях в восточной части Ближнего Востока Адриатического побережья. В то время как в 13–14 веках они составляли лишь 1/20 часть населения этой области, к 15 веку население валахов значительно увеличилось до 1/3 от общей численности населения. Это увеличение произошло за счет трех факторов: рождаемости, миграции влахов из Старой Сербии и превращения других национальностей во влахов из-за завоевания османов и их отношения, особенно к покоренному сербскому населению, которое часто сопротивлялось оккупации.

Сегодня около трех четвертей Влахи говорят на унгурском поддиалекте, который похож на румынский, на котором говорят в Банате, в то время как сами валахи считают, что у них свой собственный язык. В 19 веке другие группы румын, происходящие из Олтении (Малая Валахия), также поселились к югу от Дуная. Это тарани (карани, царани), которые составляют около 25% современного населения и говорят на различных диалектах Олтена. С 15 по 18 века большое количество сербов также мигрировало через Дунай, но в противоположном направлении, как в Банат, так и в Тара-Романяску. Значительная миграция закончилась созданием королевств Сербия и Румыния во второй половине 19 века. Влахи северо-восточной Сербии имеют тесные лингвистические и культурные связи с влахами в районе Видина в Болгарии, а также с румынами Баната и Олтении (Малая Валахия). Согласно некоторым румынским источникам, на северо-востоке Сербии проживает несколько валахов общин, говорящих на диалектах, аналогичных диалектам в некоторых частях западной Румынии: в Банате, Трансильвании и Олтения (Малая Валахия). Это Унгурени (Ungurjani, Унгурјани), Мунтени (Munćani, Мунћани) и Буфени (Bufani, Буфани).

Культура

Язык

язык, на котором говорят валахи, подробно описан в статье Влахский язык в Сербии.

Влахский язык не использовался в местной администрации, даже в нескольких местах, где представители меньшинства составляют более 15% населения, где это было бы разрешено в соответствии с сербским законодательством. в основном из-за нехватки учителей и из-за того, что влах более устный, чем письменный язык, поэтому было невозможно писать на влахе. С 2012 года предпринимаются постоянные усилия по стандартизации влахского языка в письменной форме, и в школах началось преподавание влахского языка. В то время как стандартный письменный язык влах был разработан в 2006 году, совет влахов в Сербии провел дебаты по поводу использования сербского в качестве официального языка и румынского языка в качестве литературного. Такое отношение совета подтверждается в его документе 2010 года - одобрении сербского языка при развитии письменного влахского языка. В 2012 году Совет принял решение принять предложение о письменном и устном влахском языке и начал работу над его стандартизацией.

Религия

Большинство валахов в Восточной Сербии православные христиане который со времен средневековья принадлежал к сербской православной церкви. Влахи отмечают ospăț (по-латыни, «гостеприимство»), называемое по-сербски празником или слава, как ежегодную семейную церемонию и почитание своего святого покровителя, что является общей традицией для православных сербов. Слава есть и в некоторых политических организациях валахов. Стефан Неманья является одним из почитаемых покровителей влахов, потому что он упомянул валахов в Хиландарском конституции монастыря, включая 170 влахов, которые будут помогать монастырю. Сербская православная церковь в Цетине называется Влахской церковью - Vlaška crkva - в память о влахах, которые помогли построить церковь. Согласно воспоминаниям Влаха, Иван Бороев - построил первоначальную церковь влахов в Цетнии после выхода из страны Старых Влахов, которая находилась в районе горы Златибор.

Относительная изоляция влахов позволила выжить различным дохристианским религиозным обычаям и убеждения, которые не одобряются Православной церковью. Магические ритуалы влахов хорошо известны в современной Сербии. Некоторые обычаи валахов очень похожи на обычаи влахов из Южной Румынии (Валахия ).

В последние несколько десятилетий, особенно с 2001 года, румынская православная церковь неканонически пыталась требовать и обращать влахов православных верующих в Сербии как своих и в то же время называли их румынами, но влахи в Сербии не придерживались румынской церкви, так как большинство влах до сих пор почитают сербских православных церковных святых и имеют свою славу. Некоторые румынские священники пытались проводить службы в Сербии в местах Населены Влахом. Раньше в истории не было румынской церкви в тех местах, где Румыния Православная церковь в Сербии пытается их построить

Музыка и фольклор

С 2009г. существует международная "Гергина" Фестиваль музыки и фольклора Влах проводится в Сербии и отмечен множеством наград в различных категориях. Также предпринимаются многочисленные попытки сохранить оригинальные стихи и музыку Влахов и представить их современной публике. Также проводится множество культурных праздников, в том числе ding Балканский фестиваль традиционной влахской культуры, где представлены традиционные влахские обычаи, танцы, одежда и песни.

Влахская кухня

Žumijare in Vlach или Žmare - сербский лат. - одно из традиционных блюд валахов. Его делают из кукурузной муки, баранины, лука и растительного масла. С 2009 года в Петровац-на-Млави проводится праздник приготовления mare.

.

Демография

Этническая карта Балкан с 1861 г., Гийом Лежан Этническая карта Балкан до Первой Балканская война, автор Поль Видаль де ла Блаш.

В переписи 2002 года 40 054 человека в Сербии объявили себя этническими влахами, а 54 818 человек заявили, что говорят на языке валахов. Влахи Сербии признаны меньшинством, как и румыны в Сербии, которых по переписи 2002 года насчитывается 34 576 человек. В ходе переписи влахи объявили себя сербами, влахами или румынами. Следовательно, «реальное» количество людей влахского происхождения может быть намного больше, чем количество зарегистрированных влахов, как из-за смешанных браков с сербами, так и из-за сербских национальных чувств среди некоторых влахов.

По данным переписи 2011 года 35 330 человек в Сербии объявили себя этническими валахами, а 43 095 человек заявили, что говорят на языке валахов. Влахи Сербии признаны меньшинством. Таким образом, количество влахов может быть больше, чем количество зарегистрированных влахов, как из-за смешанных браков с сербами, так и из-за сербских национальных чувств среди некоторых влахов.

Историческое население

Следующие цифры из данных переписи предполагают возможное количество валахов:

  • 1846: влахи 96,215
  • 1850: влах 104.807
  • 1866: 127.402
  • 1961: 1330 влахов
  • 1981: 135000 человек объявили валахов своим родным языком (численность населения указана для Социалистическая Федеративная Республика Югославия )
  • 2002: 40 054 объявили влахами; 54 818 человек объявили влах своим родным языком (данные о численности населения приведены для всей Сербии ); 39 953 объявили влахами, 54 726 человек объявили влах своим родным языком ( данные о населении приведены для Центральной Сербии только)
  • 2011: 35,330 объявленных влахов;

Влахское население Центральной Сербии сконцентрировано в основном в районе, граничащем с рекой Моравой (запад), река Дунай (север) и река Тимок (юго-восток). См. Также: Список поселений в Сербии, населенных валахами.

Идентичность и этимология

Румыны (валахи) из деревни Здрело в 1868 году

Община известна как Влаши («валахи») - по-сербски, и валахи по некоторым стандартам считаются сильно ассимилированными в сербском обществе, потому что они в основном двуязычны на сербском и Языки валахов, похожие на сорбов в Германии, и в то же время они придерживаются Восточной Православной Церкви.

Некоторые румыны, а также международные лингвисты и антропологи считают сербских валахов подгруппой румын. Однако результаты последней переписи показали, что большинство влахов Восточной Сербии предпочли сербов и валахов экзоним власи (= валахи), чем румуни (= румыны).

Национальные лидеры влахов в Сербии рассматривают валахов как отдельное существо и не являются родственными румынам в культурном и языковом смысле.

В то время как культура валахов имеет некоторые традиционные ритуалы и язык в некоторых частях, похожих на румынские, в то же время имена валахов и другие обычаи позволяют сделать выводы что они старобалканского или словенского происхождения и разделяют имена с сербами. В фольклорном обществе влахов много людей, которые сохраняют обычаи и традиции влахов.

Влахи, начиная с попыток стандартизации своего языка в 2012 году, с 2017 года начали изучать свой собственный язык влахов в школах Сербии..

С другой стороны, некоторые валахи считают себя просто сербами, говорящими на языке валахов.http://www.arhivja.org.rs/images /vlasi_resava.pdf

Влах обычно используется как исторический обобщающий термин для всех латинских народов в Юго-Восточной Европе (румыны собственно или дако-румыны, армыны, меглено-румыны, истро-румыны ). После основания румынского государства в 19 веке, румыны, жившие в Старом Румынском Королевстве и в Австро-Венгрии, лишь изредка назывались иностранцами «валахами», так что Экзоним «румыны» поощрялся даже некоторыми официальными лицами, и румынское население перестало использовать экзоним «Влах» для своего собственного обозначения. Только в Королевстве Сербия и Болгарском Королевстве, где официальные лица не призывали население использовать современный экзоним «румын», было сохранено старое название «Влах», но термин «румынский» использовался в статистических отчетах (но только до межвоенного периода, когда обозначение «румынский» было изменено на «влах»).

Правовой статус

этнологический карта населения Румынии Генрих Киперт, 1876 г. Этнологическая карта населения Румынии Элисе Реклю

Согласно Конституции и Закону о защите свободы и прав национальных меньшинств в Сербии любая дискриминация по отношению к влахам запрещена, поскольку они являются репрезентативными людьми со своим собственным языком и культурой. С 2006 г. влахи в соответствии с законом сформировали Национальный совет влахов в Сербии, который зарегистрировал в марте 2007 г. в Сербии национальный реестр меньшинств.

Закон об официальном использовании языка и букв в Сербии позволил использовать влахский язык в администрациях местных сообществ, если они достаточно представлены среди населения. Кроме того, самым большим препятствием для использования влахского языка было то, что это преимущественно устный язык, но с 2012 года предпринимаются усилия по стандартизации письменного языка, поскольку благодаря развитию стандартизации вскоре будет использоваться в местных сообществах в школах и в администрации со значительным населением влахов.

Румынский этноним Влаха - Румани и община Румани дин Сарби, что переводится на английский как «румыны из Сербии». Они также известны на румынском языке как Valahii din Serbia или Românii din Timoc. Несмотря на этнографическое и лингвистическое родство с румынами, внутри общины валахов существуют разногласия относительно того, принадлежат ли они к румынской нации и следует ли их меньшинство объединить с румынским меньшинством в Воеводине.

Румынские СМИ дал ложное сообщение о том, что в румынском - югославском соглашении от 4 ноября 2002 г. югославские власти согласились признать румынскую идентичность валахов в Центральной Сербии, но соглашение не было реализовано. в то время как в фактическом соглашении это не написано, поскольку нет упоминания о Влахе, и документ является общедоступным для разъяснения.

В апреле 2005 г. 23 депутата от Совета Европы, представители Венгрия, Грузия, Литва, Румыния, Молдова, Эстония, Армения, Азербайджан, Дания и Болгария протестовали против обращения Сербии с этим населением.

Сенат Румыния, чтобы оказать давление на Сербию, чтобы она обратила влахов в румын, отложила ратификацию кандидатуры Сербии для членства в Европейском Союзе до тех пор, пока не будет уточнен правовой статус и права меньшинства румынского (влахского) населения в Сербии..

Предраг Балашевич, президент одной из многих партий валахов в Сербии, обвинил правительство в ассимиляции, используя национальную организацию валахов против интересов этого меньшинства в Сербии.

С 2010 года Влак h Национальный совет Сербии возглавляют члены ведущих сербских партий (Демократическая партия и Социалистическая партия ), большинство из которых являются этническими сербами, не имеющими отношения к влахскому / румынскому меньшинству. Радиша Драгоевич, нынешний президент Национального совета влахов в Сербии, который является не влахом, а этническим сербом, заявила, что никто не имеет права просить меньшинство валахов в Сербии называть себя румыном или налагать вето. В ответ на заявление господина Драгоевича, культурные организации Ariadnae Filum, Društvo za kulturu Vlaha - Rumuna Srbije, Društvo Rumuna - Vlaha «Траян», Društvo za kulturu, jezik i Religiju Vlaha - Rumuna za kulturu, jezik i Religiju Vlaha - Rumuna uadruduricja «Centar za villageni razvoj - Vlaška kulturna inicijativa Srbija и Влахская партия Сербии выразили протест и заявили, что это неправда.

Известные люди

  • , один из самых известных исполнителей фольклора Влах из Восточной Сербии, происходящий из села Слатина около Бора
  • , известный фольклорный певец валахов, происходящий из Неготина из Восточной Сербии

См. также

Ссылки

Источники

Дополнительная литература

  • Михай Виорел Фифор (2000), «Ассимиляция или аккультурация: создание идентичностей в Новой Европе. Пример влахов в Сербии», Культурная идентичность и этническая принадлежность в Центральной Европе, Краков: Ягеллонский университет
  • Сореску-Маринкович, Аннемари. «Влахи Северо-Восточной Сербии: полевые работы и полевые методы сегодня». Симпозиумы – Caiete de Etnologie şi Antropologie. 2006.
  • Сикимич, Биляна и Аннемари Сореску. «Концепция одиночества и смерти среди валахов в северо-восточной Сербии». Симпозиумы - Caiete de etnologie şi antropologie. 2004.
  • Маринкович, Аннемари Сореску. "Vorbarĭ Rumîńesk: Влахский он-лайн словарь". Philologica Jassyensia 8.1 (2012): 47–60.
  • Ивков-Джигурский, Анжелия и др. «Тайна магии влахов в сельской местности Сербии 21 века». Eastern European Countryside 18 (2012): 61–83.
  • Маринкович, Аннемари Сореску. «Cultura populară a românilor din Timoc - încercare de periodizare a cercetărilor etnologice». Philologica Jassyensia 2.1 (2006): 73–92.

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-18 04:26:06
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте