. Флаг Национального совета меньшинства валахов в Сербии | |
Общая численность населения | |
---|---|
35,330 (2011) | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Восточная Центральная Сербия | |
Языки | |
валахов и сербский | |
Религия | |
Преимущественно Восточные православные | |
Родственные этнические группы | |
Румыны в Сербии |
Влахи (эндоним на румынском языке: Rumînji или Rumâni, серб : Власи, романизированные : власи) - этническое меньшинство в восточной Сербии, которое считает себя отличным от румын, в то время как некоторые думают, что они происходят из Валахия, которая сейчас является частью Румынии, и в то же время они говорят, что отличается от сербов, хотя большинство из них говорит на сербском языке.. Они в основном живут в регионе Восточной Сербии (примерно соответствует районы Бор и Заечар ), но также в Браничево и Поморавлье уезды. Небольшое количество влахов также существует в Смедерево и Велика Плана (Подунавльский район ) и в муниципалитетах Алексинац и Крушевац (Расинский район ).
Влах мог быть экзонимом восточного романоязычного сообщества на Балканах, которое в средневековье считалось иностранцами, что возникло в результате оккупации и колонизации региона во время Римской империи, и, кроме того, термин Влах появился позже. Используется для описания не только члена населения, но и некоторых занятий, таких как солдаты-стражи или пограничные отряды и скотоводы, поскольку они были должностями, требуемыми средневековым государством в то время. Таким образом, термин Влах практически использовался в один период средневековья под влиянием государств для описания некоторого населения, не являющегося необходимой этнической принадлежностью, потому что рабочие они могли быть из разных национальных групп, которые часто смешивались между собой с течением времени и позже создавали свою собственную новую идентичность в условиях такой влияние государства.
Ранние записи показывают, что население валахов проживало во многих частях сегодняшней прибрежной Черногории и западной Боснии, включая Республику Рагуза - сегодня Дубровник и Далмацию, потому что они мигрировали или были колонизированы в этой области. В первой половине 13 века Сербское королевство начало колонизацию различных групп валахов в королевских и церковных владениях в восточной части Ближнего Востока Адриатического побережья. В то время как в 13–14 веках они составляли лишь 1/20 часть населения этой области, к 15 веку население валахов значительно увеличилось до 1/3 от общей численности населения. Это увеличение произошло за счет трех факторов: рождаемости, миграции влахов из Старой Сербии и превращения других национальностей во влахов из-за завоевания османов и их отношения, особенно к покоренному сербскому населению, которое часто сопротивлялось оккупации.
Сегодня около трех четвертей Влахи говорят на унгурском поддиалекте, который похож на румынский, на котором говорят в Банате, в то время как сами валахи считают, что у них свой собственный язык. В 19 веке другие группы румын, происходящие из Олтении (Малая Валахия), также поселились к югу от Дуная. Это тарани (карани, царани), которые составляют около 25% современного населения и говорят на различных диалектах Олтена. С 15 по 18 века большое количество сербов также мигрировало через Дунай, но в противоположном направлении, как в Банат, так и в Тара-Романяску. Значительная миграция закончилась созданием королевств Сербия и Румыния во второй половине 19 века. Влахи северо-восточной Сербии имеют тесные лингвистические и культурные связи с влахами в районе Видина в Болгарии, а также с румынами Баната и Олтении (Малая Валахия). Согласно некоторым румынским источникам, на северо-востоке Сербии проживает несколько валахов общин, говорящих на диалектах, аналогичных диалектам в некоторых частях западной Румынии: в Банате, Трансильвании и Олтения (Малая Валахия). Это Унгурени (Ungurjani, Унгурјани), Мунтени (Munćani, Мунћани) и Буфени (Bufani, Буфани).
язык, на котором говорят валахи, подробно описан в статье Влахский язык в Сербии.
Влахский язык не использовался в местной администрации, даже в нескольких местах, где представители меньшинства составляют более 15% населения, где это было бы разрешено в соответствии с сербским законодательством. в основном из-за нехватки учителей и из-за того, что влах более устный, чем письменный язык, поэтому было невозможно писать на влахе. С 2012 года предпринимаются постоянные усилия по стандартизации влахского языка в письменной форме, и в школах началось преподавание влахского языка. В то время как стандартный письменный язык влах был разработан в 2006 году, совет влахов в Сербии провел дебаты по поводу использования сербского в качестве официального языка и румынского языка в качестве литературного. Такое отношение совета подтверждается в его документе 2010 года - одобрении сербского языка при развитии письменного влахского языка. В 2012 году Совет принял решение принять предложение о письменном и устном влахском языке и начал работу над его стандартизацией.
Большинство валахов в Восточной Сербии православные христиане который со времен средневековья принадлежал к сербской православной церкви. Влахи отмечают ospăț (по-латыни, «гостеприимство»), называемое по-сербски празником или слава, как ежегодную семейную церемонию и почитание своего святого покровителя, что является общей традицией для православных сербов. Слава есть и в некоторых политических организациях валахов. Стефан Неманья является одним из почитаемых покровителей влахов, потому что он упомянул валахов в Хиландарском конституции монастыря, включая 170 влахов, которые будут помогать монастырю. Сербская православная церковь в Цетине называется Влахской церковью - Vlaška crkva - в память о влахах, которые помогли построить церковь. Согласно воспоминаниям Влаха, Иван Бороев - построил первоначальную церковь влахов в Цетнии после выхода из страны Старых Влахов, которая находилась в районе горы Златибор.
Относительная изоляция влахов позволила выжить различным дохристианским религиозным обычаям и убеждения, которые не одобряются Православной церковью. Магические ритуалы влахов хорошо известны в современной Сербии. Некоторые обычаи валахов очень похожи на обычаи влахов из Южной Румынии (Валахия ).
В последние несколько десятилетий, особенно с 2001 года, румынская православная церковь неканонически пыталась требовать и обращать влахов православных верующих в Сербии как своих и в то же время называли их румынами, но влахи в Сербии не придерживались румынской церкви, так как большинство влах до сих пор почитают сербских православных церковных святых и имеют свою славу. Некоторые румынские священники пытались проводить службы в Сербии в местах Населены Влахом. Раньше в истории не было румынской церкви в тех местах, где Румыния Православная церковь в Сербии пытается их построить
С 2009г. существует международная "Гергина" Фестиваль музыки и фольклора Влах проводится в Сербии и отмечен множеством наград в различных категориях. Также предпринимаются многочисленные попытки сохранить оригинальные стихи и музыку Влахов и представить их современной публике. Также проводится множество культурных праздников, в том числе ding Балканский фестиваль традиционной влахской культуры, где представлены традиционные влахские обычаи, танцы, одежда и песни.
Žumijare in Vlach или Žmare - сербский лат. - одно из традиционных блюд валахов. Его делают из кукурузной муки, баранины, лука и растительного масла. С 2009 года в Петровац-на-Млави проводится праздник приготовления mare.
.
В переписи 2002 года 40 054 человека в Сербии объявили себя этническими влахами, а 54 818 человек заявили, что говорят на языке валахов. Влахи Сербии признаны меньшинством, как и румыны в Сербии, которых по переписи 2002 года насчитывается 34 576 человек. В ходе переписи влахи объявили себя сербами, влахами или румынами. Следовательно, «реальное» количество людей влахского происхождения может быть намного больше, чем количество зарегистрированных влахов, как из-за смешанных браков с сербами, так и из-за сербских национальных чувств среди некоторых влахов.
По данным переписи 2011 года 35 330 человек в Сербии объявили себя этническими валахами, а 43 095 человек заявили, что говорят на языке валахов. Влахи Сербии признаны меньшинством. Таким образом, количество влахов может быть больше, чем количество зарегистрированных влахов, как из-за смешанных браков с сербами, так и из-за сербских национальных чувств среди некоторых влахов.
Следующие цифры из данных переписи предполагают возможное количество валахов:
Влахское население Центральной Сербии сконцентрировано в основном в районе, граничащем с рекой Моравой (запад), река Дунай (север) и река Тимок (юго-восток). См. Также: Список поселений в Сербии, населенных валахами.
Община известна как Влаши («валахи») - по-сербски, и валахи по некоторым стандартам считаются сильно ассимилированными в сербском обществе, потому что они в основном двуязычны на сербском и Языки валахов, похожие на сорбов в Германии, и в то же время они придерживаются Восточной Православной Церкви.
Некоторые румыны, а также международные лингвисты и антропологи считают сербских валахов подгруппой румын. Однако результаты последней переписи показали, что большинство влахов Восточной Сербии предпочли сербов и валахов экзоним власи (= валахи), чем румуни (= румыны).
Национальные лидеры влахов в Сербии рассматривают валахов как отдельное существо и не являются родственными румынам в культурном и языковом смысле.
В то время как культура валахов имеет некоторые традиционные ритуалы и язык в некоторых частях, похожих на румынские, в то же время имена валахов и другие обычаи позволяют сделать выводы что они старобалканского или словенского происхождения и разделяют имена с сербами. В фольклорном обществе влахов много людей, которые сохраняют обычаи и традиции влахов.
Влахи, начиная с попыток стандартизации своего языка в 2012 году, с 2017 года начали изучать свой собственный язык влахов в школах Сербии..
С другой стороны, некоторые валахи считают себя просто сербами, говорящими на языке валахов.http://www.arhivja.org.rs/images /vlasi_resava.pdf
Влах обычно используется как исторический обобщающий термин для всех латинских народов в Юго-Восточной Европе (румыны собственно или дако-румыны, армыны, меглено-румыны, истро-румыны ). После основания румынского государства в 19 веке, румыны, жившие в Старом Румынском Королевстве и в Австро-Венгрии, лишь изредка назывались иностранцами «валахами», так что Экзоним «румыны» поощрялся даже некоторыми официальными лицами, и румынское население перестало использовать экзоним «Влах» для своего собственного обозначения. Только в Королевстве Сербия и Болгарском Королевстве, где официальные лица не призывали население использовать современный экзоним «румын», было сохранено старое название «Влах», но термин «румынский» использовался в статистических отчетах (но только до межвоенного периода, когда обозначение «румынский» было изменено на «влах»).
Согласно Конституции и Закону о защите свободы и прав национальных меньшинств в Сербии любая дискриминация по отношению к влахам запрещена, поскольку они являются репрезентативными людьми со своим собственным языком и культурой. С 2006 г. влахи в соответствии с законом сформировали Национальный совет влахов в Сербии, который зарегистрировал в марте 2007 г. в Сербии национальный реестр меньшинств.
Закон об официальном использовании языка и букв в Сербии позволил использовать влахский язык в администрациях местных сообществ, если они достаточно представлены среди населения. Кроме того, самым большим препятствием для использования влахского языка было то, что это преимущественно устный язык, но с 2012 года предпринимаются усилия по стандартизации письменного языка, поскольку благодаря развитию стандартизации вскоре будет использоваться в местных сообществах в школах и в администрации со значительным населением влахов.
Румынский этноним Влаха - Румани и община Румани дин Сарби, что переводится на английский как «румыны из Сербии». Они также известны на румынском языке как Valahii din Serbia или Românii din Timoc. Несмотря на этнографическое и лингвистическое родство с румынами, внутри общины валахов существуют разногласия относительно того, принадлежат ли они к румынской нации и следует ли их меньшинство объединить с румынским меньшинством в Воеводине.
Румынские СМИ дал ложное сообщение о том, что в румынском - югославском соглашении от 4 ноября 2002 г. югославские власти согласились признать румынскую идентичность валахов в Центральной Сербии, но соглашение не было реализовано. в то время как в фактическом соглашении это не написано, поскольку нет упоминания о Влахе, и документ является общедоступным для разъяснения.
В апреле 2005 г. 23 депутата от Совета Европы, представители Венгрия, Грузия, Литва, Румыния, Молдова, Эстония, Армения, Азербайджан, Дания и Болгария протестовали против обращения Сербии с этим населением.
Сенат Румыния, чтобы оказать давление на Сербию, чтобы она обратила влахов в румын, отложила ратификацию кандидатуры Сербии для членства в Европейском Союзе до тех пор, пока не будет уточнен правовой статус и права меньшинства румынского (влахского) населения в Сербии..
Предраг Балашевич, президент одной из многих партий валахов в Сербии, обвинил правительство в ассимиляции, используя национальную организацию валахов против интересов этого меньшинства в Сербии.
С 2010 года Влак h Национальный совет Сербии возглавляют члены ведущих сербских партий (Демократическая партия и Социалистическая партия ), большинство из которых являются этническими сербами, не имеющими отношения к влахскому / румынскому меньшинству. Радиша Драгоевич, нынешний президент Национального совета влахов в Сербии, который является не влахом, а этническим сербом, заявила, что никто не имеет права просить меньшинство валахов в Сербии называть себя румыном или налагать вето. В ответ на заявление господина Драгоевича, культурные организации Ariadnae Filum, Društvo za kulturu Vlaha - Rumuna Srbije, Društvo Rumuna - Vlaha «Траян», Društvo za kulturu, jezik i Religiju Vlaha - Rumuna za kulturu, jezik i Religiju Vlaha - Rumuna uadruduricja «Centar za villageni razvoj - Vlaška kulturna inicijativa Srbija и Влахская партия Сербии выразили протест и заявили, что это неправда.