Вивартавада - ведантическая теория причинности; это метод утверждения этой доктрины.
Санскрит слово виварта (विवर्त) означает изменение, модификацию, изменение формы, измененное состояние или состояние. Согласно Адвайта Веданте, виварта включает в себя викару или модификацию, но только кажущуюся модификацию (реальной, которая не меняется). Следовательно, мир - это виварта единственной реальной сущности Брахмана, и просто иллюзия. Термин вивартавада происходит от слова виварта и относится к теории причинно-следственной связи, предложенной Ади Шанкарой для объяснения явления мира, или же является методом утверждения Веданта доктрина.
Вивартавада - это философский термин, который относится к «происхождению вселенной из проявления или появления уникального Брахмана», или, другими словами, он относится к к материальной причине Брахмана; он сопоставлен с термином паринамвада. Он обозначает Адвайта теорию наложения (адхьяса ), которая согласуется с утверждениями Упанишад о том, что, когда невежество заканчивается правильным знанием, становится известна истинная природа объекта. Отношения, которые возникают между Брахманом и миром, как между создателем и сотворенным, имеют в своей основе общую теорию Саткарьявады, теорию, которая основана на предпосылке, что эффект предшествует - существует в своей причине, и вивартавада, согласно этой теории, следствие, этот мир, является просто нереальным (виварта) преобразованием своей причины, Брахмана. Адвайта Веданта считает Творение лишь кажущимся изменением, а не модификацией Брахмана в действительности. Брахман - это реальность, а реальность недвойственна, по этой причине Шанкара в своей Вивекачудамани шлока 261 повторяет - एकमेव सदनेककारणं - То, что существует только как одно, является причиной множественности, наложенной друг на друга..
Буддийские мыслители и учителя выразили свои взгляды на концепцию двойственности, разработанную ведическими мыслителями и учителями. Дзэн учит, что мы должны быть свободны от двойственности, чтобы быть тем, кем мы должны быть, и что двойственность возникает из-за эго, которое скрывает реальность от ее истинной сущности (объясненной буддистами в терминах несущественности); эго, которое является искусственным состоянием, не имеющим истинной идентичности, потому что это порождение ума, и искажает реальность, пытаясь понять то, что оно хочет воспринимать, а не то, что оно есть. Даосизм учит, что реальность подобна неотрезанному кубу (символ Дао ), нельзя вырезать кубик, чтобы Дао не изменилось. Шанкара рассматривает Майю как временную или феноменальную реальность, а Брахман - как Высшую реальность; и что, живя в майе джива («эго-я») накладывает свою собственную интерпретацию реальности на реальность, и, таким образом, Брахман остается скрытым или скрытым, а майя рассматривается как окончательное
Существует семь основных принципов философии Адвайты, отстаиваемых Ади Шанкарой, и они следующие:
Адвайта отрицает реальное творение с уровня высшей истины, на обычном уровне он принимает мир таким, каким он кажется здравому смыслу. Аджативада (теория отсутствия происхождения Гаудапады ) связана с Вивартавадой (теорией проявления Шанкары), они представляют собой одно и то же учение на основе пармартхи, но с двух разных точек зрения, а именно. а) когда фокус сосредоточен на неизменном Брахмане и вследствие этой точки зрения мир видится просто нереальной видимостью, учение - аджативада; и б) когда акцент смещается на эмпирический факт явления мира и, в частности, на связь между явлением мира и Брахманом, учение называется вивартавада, первое находит мир мечтой и магией, тогда как последнее, существование мира иллюзорно. Ауробиндо считает Вивартаваду отрицанием причинности и утверждением тождества, предполагающим паринаму или «действенное преобразование».
«Теория проявления», предложенная в Адвайта-веданте, не без оппонентов. Виджнанабхиксу изображает случайные отношения как имеющие три термина - неизменный локус причины, изменчивый локус причины и следствия - локус причины неотделим от изменчивой причины и следствия и не имеет их отношения. и философия Пратьябхиджны Сомананды опровергает Арамбхваду («Реалистический взгляд» на Ньяя - Вайшешика ), Паринамавада (теория Преобразования Санкхьи - Йога ) и Вивартавада (теория Проявления Адвайты ), постулируя теорию Сватантрявады («Универсальный волюнтаризм»), которая утверждает, что это связано с суверенитет Воли Бога, что Эффект происходит от Причины. Принимая во внимание, что Рамануджа принимает Пракрити в качестве материальной причины, но Мадхава отвергает это утверждение, поскольку материальная причина не означает то, что контролирует и контролирует; Мадхава также отвергает Вивартаваду, потому что она не принимает никакого эффекта, который должен быть объяснен. В своей философии чистого недуализма (Шуддхадвайта ) Валлабхачарья также не поддерживает » вивартавада 'и утверждает, что Майя (или Джагат) реальна и является лишь силой Брахмана, который сам по своей воле проявляет себя как Джива и мир, и при этом не происходит трансформации Брахмана, просто как Золотое украшение по-прежнему остается только золотым. Поэтому Шуддхадвайта также известен как «Авикрита Паришамавада» (неизмененное преобразование).