Литературные теоретики определили визуальную поэзию как развитие конкретной поэзии, но с характеристиками intermedia, в котором преобладают нерепрезентативный язык и визуальные элементы.
Как литературный и художественные эксперименты 1950-х годов, которые сначала были свободно сгруппированы вместе, как конкретная поэзия, простирались дальше в неоднозначную сферу, которую Дик Хиггинс описал в 1965 году как `` Промежуточная среда ''. от репрезентативного языка, с которым до сих пор ассоциировалась поэзия, и что их нужно было классифицировать как отдельное явление.
В своем обзоре «Конкретная поэзия: взгляд на мир» (1968) Мэри Эллен Солт отметила, что определенные тенденции, включенные в категорию «Конкретная поэзия», имеют тенденцию к «новой визуальной поэзии». Его главная особенность состоит в том, что он оставляет позади старую поэтическую функцию устности и поэтому отличается от древней традиции поэзии форм, от которой, по утверждениям, произошла конкретная поэзия. Визуальная поэзия, с другой стороны, должна отличаться использованием типографики.
Солт включила в предложенный ею новый жанр работы Яна Гамильтона Финли, Джона Фернивала и. Ее определение было расширено Марвином Сакнером в его введении к сборнику визуальной поэзии Университета штата Огайо за 2008 год: «Я определяю конкретные стихи как те, в которых только буквы и / или слова используются для формирования визуального образа, тогда как визуальные стихи составляют его. в котором изображения интегрированы в текст стихотворения ». Он также выделил созданные художниками поэмы с картинками и книги художников как родственную категорию, сославшись на работы Кеннета Патчена. Также в университетской коллекции можно найти Том Филлипс 'Хумумент, а также ряд рукописных, но неязыковых текстов.
В свете этих утверждений возникает новая генеалогия предшественников Визуальной Поэзии, которая включает поэму-картину Жоана Миро Le corps de ma brune (1925), Piet Включение Мондрианом текста Мишеля Сефора в Textuel (1928) и гравюр (druksels) HN Werkman с использованием элементов типографики. Последний также использовал пишущую машинку для создания абстрактных узоров (которые он назвал тикселями), используя не только буквы, но и чисто линейные элементы. Созданные в течение 1920-х годов, они предвосхитили промежуточные «типовые отрывки» Конкретного поэта Дом Сильвестра Уэдара в течение 1960-х, которые в равной степени можно было бы назвать Визуальной поэзией.
Клаус Питер Денкер также подчеркивает преемственность нового жанра в своей теоретической статье «От конкретного к визуальной поэзии» (2000), указывая на его «промежуточный и междисциплинарный» характер. Эти два понятия также взаимозависимы, и «без конкретной поэзии нынешние формы визуальной поэзии были бы немыслимы». Однако академик Уиллард Бон предпочитает классифицировать всю гамму литературных и художественных экспериментов в этой области с конца 19 века под ярлыком Визуальной поэзии, и сделал это в ряде книг с 1986 года. С его редукционистской точки зрения, «Визуальную поэзию можно определить как поэзию, предназначенную для того, чтобы ее видели - поэзия, предполагающая не только читателя, но и зрителя».