Vistula Veneti

редактировать

Vistula Veneti (также называемый Baltic Veneti ) были индо- Европейские народы, населявшие регион Центральной Европы к востоку от Вислы реки и прибрежные районы вокруг Гданьского залива. Название впервые появляется в I веке нашей эры в трудах древнеримских географов, чтобы отличить группу народов, чей манера и язык отличались от германских и сарматских племен вокруг них. Позже, в VI веке нашей эры, византийские историки описали венетов как предков ранних славян 6-8 веков: вендов, склавенов и анты (южные славяне ), которые во время второй фазы миграционного периода пересекли границы Византийской империи.

Содержание

  • 1 Этимология этнонима венети
  • 2 Римские исторические источники
  • 3 Византийские исторические источники
  • 4 Археология
  • 5 Этнолингвистический характер
    • 5.1 Праславянские и балтийские языки
  • 6 Исторические ссылки на Ранние славяне
  • 7 Споры
  • 8 См. Также
  • 9 Примечания
  • 10 Ссылки

Этимология этнонима венети

Возможное происхождение этнонима венети связано с Латинские слова venus, -eris означают «любовь, страсть, благодать» и в более поздних формах «любимый, дружелюбный» и, скорее всего, относятся к пассивному или дружественному характеру варварских народов по отношению к Римской империи.

Кроме того, санскрит vanas- 'похоть, страсть', van- 'желание, желание'; древнеирландское штраф (< прото-кельтский * wenjā) «родство, родство, союз, племя, семья»; Древнескандинавский vinr, старосаксонский, древневерхненемецкий wini, старофризский, древнеанглийский wine 'friend', норвежский venn 'friend' и голландский vennoot 'партнер '. Имя «Вененды » было историческим обозначением славян, живших вблизи поселений германцев. Слово wend также означало воду на балтийском старопрусском языке. эстонские и финские названия России - Венемаа и Веняя - возможно, происходят от имени венетов.

Согласно ХХ веку лингвист Юлиус Покорный, этноним Venetī (единственное число * Venetos) происходит от протоиндоевропейского корня * wenh₁- «стремиться; желать, любить ». Как показывает сравнительный материал, в германских языках могло быть два термина разного происхождения: древневерхненемецкий Winida 'Wende' указывает на догерманский * wenh₁étos, а латинское - Зародыш. Венеди (как засвидетельствовано в Таците) и древнеанглийские Winedas «Венеды» призывают к догерманскому * wénh₁etos.

Римские исторические источники

Римская империя при Адриане (117–138 гг. Н.э.), с указанием местоположения венетов (венедов) к востоку от верхней Вислы регион (юго-восток Польши и западная Украина).

Плиний Старший помещает венетов вдоль побережья Балтийского моря. Он называет их сарматскими венедами (лат. Sarmatae Venedi). Впоследствии греко-римский географ 2 века Птолемей в своем разделе о Сарматии помещает Большой Вуэнедай вдоль всего Венедского залива, который, исходя из контекста, может быть расположен на южном берегу Балтика. Он называет племена к югу от этих Великих Венед как вдоль восточного берега Вислы, так и дальше на восток.

Наиболее исчерпывающая римская трактовка венетов содержится в Германии от Тацита <56.>, писавший в 98 году нашей эры, помещает венетов среди народов на восточной окраине Германии. Он не был уверен в их этнической принадлежности, классифицируя их как германцев на основании их образа жизни, но не на основании их языка (по сравнению, например, с Peucini ):

Здесь Suebia заканчивается. Я не знаю, причислить ли племена пеучини, венедов и фенни к германцам или к сарматам. Однако пецини, которых иногда называют бастарнами, похожи на немцев по своему языку, образу жизни и способу поселения и проживания. Скверность среди них универсальна, а их знать ленивы. Смешанные браки придают им отталкивающий вид сарматов... Венеты во многом заимствовали сарматские обычаи; их грабительские набеги охватывают всю лесистую и гористую страну, которая возвышается между Пеучини и Фенни. Тем не менее, они должны быть классифицированы как германцы, поскольку они обосновались в домах, носят щиты и любят быстро путешествовать пешком; во всех этих отношениях они отличаются от сарматов, которые живут в повозках или верхом на лошадях.

Византийские исторические источники

Карта Западной и Восточной Римской империи в V веке нашей эры, с указанием местонахождения венедов (венедов) в Центральной и Восточной Европе.

Среди византийских авторов готический автор Иордан в своей работе Getica (написанной в 550 или 551 году нашей эры) описывает Венети как «густонаселенная нация», чьи жилища начинаются у истоков Вислы и занимают «обширную территорию». Он описывает их как предков склавенов (людей, которые появились на византийской границе в начале VI века и которые были ранними южными славянами ) и антов. (Восточные славяне ). В частности, он заявляет, что склавены и анты раньше назывались венетами, но теперь «в основном» (хотя, косвенно, не исключительно) называются склавени и анты. Он помещает склавенов к северу от линии от Днестра до озера Мусян, местонахождение которого неясно, но которое по-разному отождествлялось с Боденским озером, Тисой - Дунай болота или дельта Дуная. Он также помещает антов к востоку от склавенов.

Позже, в Гетике он возвращается к венетам, заявляя, что, хотя «ответвления одного племени [этих людей] теперь имеют три имени, то есть венети, Antes and Sclaveni "и отмечая, что они когда-то были завоеваны готами при Эрманарике. В соответствии с точкой зрения, что венеты были общим термином для этих трех народов, он позже также вспоминает поражение антов от рук готского вождя по имени Винифариус, т. Е. Завоевателя венетов.

Хотя Иордан является единственным автором, который прямо связывает венетов с тем, что, по-видимому, было склавенами и антами, Tabula Peutingeriana, датируемая 3–4 веками нашей эры, отдельно упоминает венедов на северный берег Дуная несколько выше его устья и Venadi Sarmatae вдоль побережья Балтийского моря.

Генрих Ливонский в своих латинских хрониках ок. 1200 описал племя винди (нем. Виндены, англ. Wends), жившее в Курляндии и Ливонии на территории нынешней Латвии. Название племени сохранилось в реке Виндау (латв. Вента), в устье которой находится город Виндау (латв. Вентспилс ), а в Вендене - старое название города Цесис в Ливонии. Тот факт, что немцы из Саксонии XII века называли этих людей Винденом, предполагает, что они были славянами. (См. Продажа ).

Археология

В регионе, определенном Птолемеем и Плинием, к востоку от Вислы и прилегающему к Балтике, существовала культура железного века, известная археологам как Западно-Балтийская культура Кэрнса или Западно-Балтийский курган Культура, а также пшеворская и зарубинская культуры к востоку от реки Висла. Балтийские культуры связаны с протобалтами. Эти пастухи жили в небольших поселениях или в маленьких домиках у озер, построенных на искусственных островах, сделанных из нескольких слоев деревянных бревен, прикрепленных кольями. Их металлы были импортированы, а их мертвые были кремированы и помещены в урны, накрытые небольшими курганами. Культуры пшеворска и зарубинцев связаны с протославянами, хотя пшеворская культура была смесью нескольких племенных обществ, а также часто связана с германским племенем. вандалов.

Этнолингвистический характер

В средние века регион к востоку от устья реки Вислы был населен людьми, говорящими на старопрусском, ныне исчезнувшем балтийском языке в область Тацита в 98 г. н.э. описывалась как «Свевское море, омывающее страну Эстиев, имеющих те же обычаи и моду, что и свевы ». Неизвестно, на каком языке говорили еще более восточные венеты, хотя описание их Тацитом подразумевает, что это не была разновидность германского.

Праславянские и балтийские языки

Лингвисты согласны с тем, что славянские языки развивались в непосредственной близости от балтийских языков. Две языковые семьи, вероятно, произошли от общего предка, филогенетического прото- балто / славянского языкового континуума. Самые ранние истоки славян, по-видимому, лежат в области между Средним Днепром и Бугом, где самые архаичные славянские гидронимы были установлены. Словарь протославянского языка имел неоднородный характер, и есть свидетельства того, что на ранних этапах своего развития он заимствовал некоторые заимствования из индоевропейских языков типа центум. Было высказано предположение, что контакты протославян с венетами могли быть одним из источников этих заимствований. Вышеупомянутая область протославянских гидронимов примерно соответствует Зарубинецкой археологической культуре, которая интерпретируется как наиболее вероятный локус этногенеза славян. По словам польского археолога Михала Парчевского, славяне начали селиться в юго-восточной Польше не ранее конца V века нашей эры, их узнаваемым выражением была пражская культура.

Исторические отсылки к ранним славянам

Современность Историки чаще всего связывают венетов с ранними славянами на основании писаний Иордана VI века:

Славяне, восточная ветвь индоевропейской семьи, были известны римским и греческим писателям 1-го и 2-го веков нашей эры под именем Венеды как населяющие регион за Вислой. В течение первых веков нашей эры славяне расширялись во всех направлениях, и к VI веку, когда они были известны готским и византийским писателям как склавени, они, по-видимому, уже были разделены на три основных подразделения...

— Энциклопедия всемирной истории, Уильям Л. Лангер, Гарвардский университет, 1940 и 1948 гг.

Также очевидно, что франки в более поздние века (см., Например, Жизнь святого Мартина, Хроники Фредегара, Григорий Турский ), лангобарды (см., Например, Павел Дьякон ) и англосаксы (см. Песню Видсита) называли славян как в регионе Эльба-Зааль, так и в Померании в целом, как Венден или Винден ( см. Wends ), что было более поздним искажением слова Veneti. Точно так же франки и баварцы Штирии и Каринтии называли своих славянских соседей Виндише.

Не было доказано, что ни первоначальные венеты, ни сами славяне использовали этноним венети для описания своего этноса. Конечно, другие народы, например у немцев (названных так первыми римляне) не было имени для себя, кроме местных племенных названий.

Споры

Роланд Штайнахер утверждает, что «имя Вендер было введено Иорданом. Предположение, что это были славяне, восходит к 19 веку до Павла Йозефа Шафаржика из Праги, который пытался установить славянское происхождение. С тех пор ученые и историки просматривали отчеты о Венеди / Венети Тацита, Плиния и Птолемея как самые ранние исторические свидетельства славян. «Такие концепции, зародившиеся в 16 веке, вновь проявились в 19 веке, где они послужили основой для интерпретаций истории и происхождения славян ».

Принимая во внимание уенедай Птолемея и их расположение на берегу Балтийского моря, немецкий лингвист Александр М. Шенкер утверждает, что словарный запас славянских языков не содержит доказательств того, что ранние славяне подвергались воздействию моря Шенкер утверждает, что праславянский не имел морской терминологии и, как утверждается, в нем даже не было слова, обозначающего янтарь. Основываясь на этом мнении и на том факте, что Птолемей называет Балтийское море «венедическим» заливом, Шенкер решает не отождествлять венетов времен Птолемея с сегодняшними славянами. Согласно Голомбу, вывод Шенкера подтверждается тем фактом, что к востоку от Венед Птолемей упоминает еще два племени, названные Ставаной (Σταυανοί) и Соуобеной (Σουοβενοι), оба из которых были интерпретированы как, возможно, самые старые исторические свидетельства по крайней мере некоторые славяне.

Другие ученые интерпретировали их как прусские племена (Судини), поскольку они следуют за другими известными прусскими племенами в списке Птолемея (например, Галинды (Γαλίνδαι)). Более того, этот вывод (Gołąb, Schenker), если он верен, может объяснять только византийских славян Иордана и Прокопия, поскольку Иордан ясно (см. Выше) понимает венетов как группу, по крайней мере такую ​​же широкую, как сегодняшние славяне, но не понимает обратное. так (то есть его «славяне» локализованы вокруг Византии и на севере через Моравию), поскольку его славяне остаются подмножеством более широкой категории венетов. Также очевидно, что византийский термин "славянин" постепенно заменил германское "Winden" / "Wenden" применительно ко всем людям, которых мы сегодня считаем славянами.

Утверждалось, что венеты были centum индоевропейскими людьми, а не носителями балтийского сатема. Збигнев Голомб считает, что гидронимы бассейнов рек Висла и Одра имели северо-западный индоевропейский характер, близкий к итало-кельтской ветви, но отличающийся от Германская ветвь, и обнаруживают сходство с теми, которые засвидетельствованы в районе Адриатических вен (в северо-восточной Италии), а также засвидетельствованы на Западных Балканах, которые приписываются иллирийцам, что указывает на возможную связь между этими древними индоевропейскими народами.

В 1980-х и 1990-х годах некоторые словенские авторы предложили теорию, согласно которой венеты были протославянами и носителями лужицкой культуры вдоль Янтарного пути, которые заселили регион между Балтийским морем и Адриатическим морем и включили Адриатическое море. Венети, как представлено в их книге «Венети - первые строители Европейского сообщества». Согласно этой теории, венеты считались докельтским, долатинским и догерманским населением Европы. Теория отвергается основными историками и лингвистами.

См. Также

Примечания

Ссылки

  • Агнес, Майкл (Главный редактор) (1999). "Словарь колледжа Нового Мира Вебстера". Кливленд: MacMillan USA, 1999. ISBN 0-02-863118-8.
  • Андерсен, Хеннинг (2003), «Славянские и индоевропейские миграции», Языковые контакты в предыстория: исследования по стратиграфии, издательство John Benjamins Publishing Company, ISBN 1-58811-379-5.
  • Курта, Флорин (2001). Создание славян: история и археология Нижнего Дуная, ок. 500–700. Кембридж: Cambridge University Press. CS1 maint: ref = harv (link )
  • Дзино, Даниэль (2010). Становление славянином, становление хорватом: трансформации идентичности в постримской и раннесредневековой Далмации. Brill, 2010.
  • Gołąb, Zbigniew (1992). Происхождение славян: взгляд лингвиста. Columbus: Slavica Publishers, 1992. ISBN 0-89357-231- 4.
  • Krahe, Hans (1957). Vorgeschichtliche Sprachbeziehungen von den baltischen Ostseeländern bis zu den Gebieten um den Nordteil der Adria. Майнц: Akademie der Wissenschaften und der Literatur, 1957.
  • Krahe (1957)
  • Sprache und Vorzeit: Europäische Vorgeschichte nach dem Zeugnis der Sprache. Гейдельберг: Quelle Meyer, 1954.
  • Okulicz, Jerzy (1986). medii aevi, Vol. 3, p. 7-34.
  • Pokorny, Julius (1959). Indogermanisches Etymologisches Wörterbuch. Bern, München: Francke, 1959.
  • Парчевский, Михал (1993). Die Anfänge der frühslawischen Kultur в Польше. Вена: Österreichische Gesellschaft für Ur- und Frühgeschichte, 1993. Veröffentlichungen der österreichischen Gesellschaft für Ur- und Frühgeschichte; Bd. 17.
  • Плетерски, Андрей (1995). Модель этногенеза Слованов на основе некоторых новых разискав / Модель этногенеза славян на основе недавних исследований. Zgodovinski časopis = Историческое обозрение 49, № 4, 1995, с. 537-556. ISSN 0350-5774. Краткое содержание на английском языке: COBISS 4601165
  • Шенкер, Александр М. (1996). Заря славянского: введение в славянскую филологию. Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета, 1996. ISBN 0-300-05846-2.
  • Скрбиш, Златко (2002). Эмоциональная историография венетологов: словенская диаспора, память и национализм. Focaal: Европейский журнал антропологии 39, 2002, стр. 41-56. [1]
  • Штайнахер, Роланд (2002). Studien zur vandalischen Geschichte. Die Gleichsetzung der Ethnonyme Wenden, Slawen und Vandalen vom Mittelalter bis ins 18. Jahrhundert (докторская диссертация). Wien, 2002.
  • Штайнахер, Роланд (2004). Венден, Славен, Вандален. Eine frühmittelalterliche pseudologische Gleichsetzung und ihr Nachleben bis ins 18. Jahrhundert. В: W. Pohl (Hrsg.): Auf der Suche nach den Ursprüngen. Von der Bedeutung des frühen Mittelalters (Forschungen zur Geschichte des Mittelalters 8), Wien 2004, p. 329-353.
  • Свашек, Марушка. Политика и эмоции постсоциализма в Центральной и Восточной Европе, Berghahn Books, 2006, ISBN 1-84545-124-4
Последняя правка сделана 2021-06-18 03:59:47
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте