Вислинские немцы (нем. : Weichseldeutsche) - этнические немцы, которые поселились на территории, которая после польского восстания 1863 года стала известна как Вислинский край. Эта территория, обозначенная так правящими русскими того времени, охватывала большую часть реки Вислы (Weichsel по-немецки, Wisła в польской ) водораздела центральной Польши вплоть до востока от Торунь (Торн).
Река Висла течет с юга на север по широкой восточной петле, которая простирается от Карпатских гор до устья на Балтике. Море близ Гданьска (Данциг). Многие были приглашены немецкой и польской знатью, но большинство из них поселились в городах и крупных поселках, которые часто управлялись в соответствии с формой, известной как Немецкий городской закон.
Немецкое поселение на заброшенных или пустых землях в Куявы и Королевская Пруссия увеличилась, поскольку землевладельцы стремились заново заселить свои земли после потерь Великой Северной войны (1700–1721). Миграция вверх по Висле в Плоцк, Вышогруд и далее продолжалась в период разделов Польши по Пруссией, Австрия и Россия. Большая часть водосборного бассейна реки Висла перешла под власть Пруссии в 1793 году и стала провинциями Южной Пруссии и Новой Восточной Пруссии.
, несмотря на кратковременное освобождение польских территорий Наполеоном. (когда регион был известен как Варшавское герцогство ) и, несмотря на захват Россией после Парижского договора (1815 г.), немецкая миграция продолжалась в этот регион. на протяжении 19 века. Они часто селились в существующих общинах, но также основали много новых, так что к Первой мировой войне можно было зарегистрировать более 3000 деревень с немецкими жителями.
Некоторые немецкие деревни в этом районе были идентифицированы прилагательным Niemiecki, что означает «немецкий» на польском языке (например, Kępa Niemiecka ). Это отличало немецкую деревню от другой в том же районе, где жили поляки (польская деревня может иметь прилагательное Polski (например, Kępa Polska ). После Второй мировой войны, из-за антинемецких настроений, Прилагательное обычно опускалось или заменялось таким термином, как Nowe (новый). Однако в некоторых деревнях даже сегодня все еще сохраняется старый идентификатор.
Подавляющее большинство немцев в этом регионе были лютеранами. Хотя они сохранили явную германскую этническую принадлежность, традиции и язык, они часто адаптировали или перенимали польскую культуру и еду, а иногда и фамилии. Между этими культурами имели место лишь ограниченные браки. Многие из этих немцев предпочли покинуть этот район во время наполеоновской оккупации. направляясь дальше на юг и восток к Черноморским и Бессарабским областям России. Третьи направились на восток в Волынь во время польских восстаний 1830-х годов и 1860-е годы. Помимо бегства из этих неустроенных условий, Последних также привлекли предложения земли, которая стала доступной в результате освобождения крепостных в России.
. Значительное число этих немцев Вислы (включая многих, которые провели поколение или более в Черном море, Бессарабия и Волынь) мигрировали в Северную Америку во второй половине XIX - начале XX веков. Поскольку большинство из них были фермерами, они стремились получить возможность получить недорогую или практически бесплатную приусадебную землю в Среднем Западе, в равнинных штатах и в канадских прериях. Разумеется, они разбросаны и по другим регионам.
Те, кто оставался в этом районе до Второй мировой войны, были изгнаны на территорию Германии в соответствии с послевоенными соглашениями между союзными державами Великобритании, России, и США. В нескольких случаях этнические немцы, задержанные польскими коммунистическими властями для принудительного труда, оставались в Польше, как и некоторые этнические немцы, имевшие семейные связи с этническими поляками. Некоторые этнические немцы были захвачены советскими войсками и были вынуждены обосноваться на востоке в Казахстане и Сибири. Их не репатриировали.
К югу от Варшавы:
В XVI и XVII веках поселенцы из Нидерландов и Фрисландии, часто меннониты, основали самоуправление. управляющие деревнями в Королевской Пруссии. Этот тип деревенской организации стал известен как «Закон Олендера», а такие деревни назывались «Холендры» или «Олендры». Жителей этих деревень называли Olędrzy независимо от того, были ли они голландского, немецкого или другого происхождения. В Мазовии было две общины меннонитов: одна в Wymyśle Polskie и одна в Deutsch Kazun. Некоторые приверженцы меннонитов жили в близлежащих деревнях, где значительное большинство жителей составляли немцы-лютеране, такие как Сады или Свиниарии, и между двумя религиозными группами были некоторые смешанные браки. Эти контакты могли способствовать германизации этих меннонитов.
записей лютеранских церквей (а также некоторых баптистских и моравских братьев), многие из которых относятся к концу 18 века, можно можно найти в Варшавских архивах, и они были сняты на микрофильмы Библиотекой семейной истории СПД. Известные доступные лютеранские записи перечислены на веб-сайте Общества немецкой генеалогии в Восточной Европе. В некоторых местах сохранилось мало записей, в первую очередь из-за их уничтожения во время Второй мировой войны. Там, где лютеранских церквей не существовало или во времена, предшествовавшие их существованию, немцы были обязаны регистрироваться в римско-католической церкви.
.
1. Книга - Исторический атлас Центрально-Восточной Европы Пола Магочи (на английском языке) ISBN 9780295972480