Виссарион Белинский | |
---|---|
В. Белинский, литография Кирилла Горбунова | |
Родился | Виссарион Григорьевич Белинский. (1811-06-11) 11 июня 1811. Свеаборг, Гранд Финляндское княжество |
Умер | 7 июня 1848 г. (1848-06-07) (36 лет). Санкт-Петербург, Российская Империя |
Оккупация | Редактор Современник и Отечественные записки |
Национальность | Русский |
Период | 1830–1840-е годы |
Жанр | Критика |
Предмет | Литература |
Литературное движение | Западники. Русское шеллингианство |
Виссарион Григорьевич Белинский (русский : Виссарион Григорьевич Белинский, тр. Виссарион Григорьевич Белинский, IPA: ; 11 июня [OS 30 мая] 1811 - 7 июня [OS 26 мая] 1848) был русским литературным критиком вестернизма тенденция. Белинский сыграл одну из ключевых ролей в творчестве поэта и издателя Николая Некрасова и его популярного журнала Современник. Он был самым влиятельным из западников, особенно среди молодого поколения. Он работал в основном как литературный критик, потому что эта область подвергалась менее жесткой цензуре, чем политические брошюры. Он соглашался со славянофилами в том, что общество имеет приоритет над индивидуализмом, но настаивал на том, что общество должно позволять выражение индивидуальных идей и прав. Он решительно выступал против славянофилов на роль православия, которое считал ретроградной силой. Он делал упор на разум и знания, нападал на самодержавие и теократию.
Виссарион Белинский родился в Свеаборге (ныне часть Хельсинки ), жил в городе Чембар (ныне Белинский в Белинском районе Пензенской области ) и в Пензе, где учился в гимназии (1825–1829 гг.). В 1829–1832 годах он был студентом Московского университета. В Москве он опубликовал свои первые известные статьи.
В 1839 году Белинский уехал в ул. Петербург, Россия, где он стал уважаемым критиком и редактором двух крупных литературных журналов : Отечественные записки ("Отечественные записки") и "Современник" ("Современник"). "). В обоих журналах Белинский работал с младшим Николаем Некрасовым.
Он был непохож на большинство других русских интеллектуалов 1830-х и 1840-х годов. Сын сельского врача, он не был зажиточным аристократом. Тот факт, что Белинский был относительно обездоленным, означал, среди прочего, что он в основном самоучка; Отчасти это произошло из-за исключения из Московского университета за политическую деятельность. Но восхищались Белинским не столько за его философское мастерство, сколько за его эмоциональную приверженность и пыл. «Для меня думать, чувствовать, понимать и страдать - одно и то же», - любил говорить он. Это, конечно, соответствовало идеалу романтика, убеждению, что настоящее понимание приходит не только из простого мышления (разум ), но и из интуитивного озарения. Это сочетание мышления и чувства пронизывало жизнь Белинского.
Идеологически Белинский разделял, но с исключительной интеллектуальной и моральной страстью, центральную ценность большей части Westernizer интеллигенции : представление о личности, личности ( личность), то, что делает людей людьми, дает им достоинство и права. С этой идеей (к которой он пришел в результате сложной интеллектуальной борьбы) столкнулся с окружающим миром, вооруженным для битвы. Он перенял многие традиционные философские взгляды образованных россиян, включая сухое и абстрактное философствование немецких идеалистов и их русских последователей. По его словам: «Что мне до того, что Универсальное существует, когда индивидуальная личность [личность] страдает». Или: «Судьба отдельного человека, человека важнее судьбы всего мира». Также на этом принципе Белинский построил развернутую критику окружающего мира (особенно российского). Он резко критиковал самодержавие и крепостное право (как «попирание всего даже отдаленно человеческого и благородного»), но также бедность, проституцию, пьянство, бюрократическая холодность и жестокость по отношению к менее влиятельным (включая женщин).
Белинский большую часть своей недолгой жизни проработал литературным критиком. Его произведения о литературе неотделимы от этих моральных суждений. Белинский считал, что единственное царство свободы в репрессивном царствовании Николая I было через письменное слово. В большинстве литературных произведений Белинскому требовалась «правда». Это означало не только проницательное изображение реальной жизни (он ненавидел работы, основанные на фантазиях, побегах или эстетизме), но и приверженность «истинным» идеям - правильная моральная позиция (прежде всего это означало заботу о достоинстве личности. народ): Как он сказал Николай Гоголь (в известном письме), публика «всегда готова простить писателю плохую книгу [т.е. эстетически плохо], но никогда не вредно [идеологически и морально плохо] ». Белинский считал недавнюю книгу Гоголя «Переписка с друзьями» пагубной, потому что в ней отвергалась необходимость «пробуждать в людях чувство человеческого достоинства, втоптанного в грязь и грязь на протяжении многих веков».
Федор Достоевский зачитал на нескольких публичных мероприятиях письмо Белинского, в котором содержался призыв к отмене крепостного права. Была создана секретная пресса для печати и распространения письма Белинского. За эти преступления Достоевский был арестован, осужден и приговорен к смертной казни в 1849 году, позже приговор был заменен на 4 года лишения свободы в сибирских лагерях.
В его роли, пожалуй, самого влиятельного либерального критика и идеолога своего времени. Белинский выступал за литературу, которая была социально сознательной. Он приветствовал первый роман Федора Достоевского, Бедные люди (1845), однако Достоевский вскоре после этого порвал с Белинским.
Вдохновленный этими идеями, которые привели к думая о радикальных изменениях в организации общества, Белинский начал называть себя социалистом с 1841 года. Среди его последних больших усилий было присоединиться к Николаю Некрасову в популярном журнале The Contemporary ( также известный как «Современник»), где два критика основали новый литературный центр С. Петербург и Россия. В это время Белинский опубликовал свое «Литературное обозрение за 1847 год».
В 1848 году, незадолго до своей смерти, Белинский предоставил Николаю Некрасову и его журналу «Современник» полные права на публикацию различных статей. и другой материал, первоначально запланированный для альманаха, который будет называться «Левиафан».
Белинский умер от чахотки накануне своего ареста царской полицией из-за своих политических взглядов. В 1910 году Россия с энтузиазмом и признательностью отметила столетие со дня его рождения.
Его фамилия по-разному писалась Белинский или Белинский. Его работы в двенадцати томах были впервые опубликованы в 1859–1862 гг. После истечения срока действия авторских прав в 1898 г. появилось несколько новых изданий. Лучшее из них - С. Венгерова; он снабжен обильными нотами.
Белинский рано поддержал творчество Ивана Тургенева. Они стали близкими друзьями, и Тургенев с нежностью вспоминает Белинского в своей книге «Литературные воспоминания и автобиографические фрагменты». У британского писателя Исайи Берлина есть глава о Белинском в его книге 1978 года «Русские мыслители». Здесь он указывает на некоторые недостатки критического взгляда Белинского:
Он был дико непоследователен, и весь его энтузиазм, серьезность и порядочность не компенсируют упущений в понимании или интеллектуальной власти. Он заявил, что Данте не был поэтом; что Фенимор Купер был равен Шекспиру; что Отелло был продуктом варварской эпохи...
Но далее в том же эссе Берлин отмечает:
Поскольку он от природы отзывался ко всему живому и подлинному, он преобразовал концепция призвания критика в родной стране. Длительный эффект его работы заключался в том, что радикально и безвозвратно изменили и изменили моральные и социальные взгляды ведущих молодых писателей и мыслителей его времени. Он изменил качество и тон как опыта, так и выражения русских мыслей и чувств, что его роль в качестве доминирующего общественного влияния затмевает его достижения как литературного критика.
Книга Берлина познакомила Белинского с драматургом Томом Стоппардом, который включил Белинского в качестве одного из главных героев своей трилогии пьес о русских писателях и активистах: Берег Утопии (2002)
Улица Белинского и Белинский переулок, недалеко от Красной площади в Москве, носили имя Белинского с 1920–1994 гг.