Богородица с младенцем и каноник ван дер Паэле

редактировать
панно ок. 1434 год, Ян ван Эйк The Virgin Mary and the child Jesus seated on an elevated throne decorated with biblical figures. To the left is St. Donatian (standing). The panel's donor Joris van der Paele kneels in prayer as St. Donatian stands over him. Богородица и Ребенок с каноником ван дер Пале, 1434–1436 гг. Масло по дереву, 141 х 176,5 см (включая раму), 122 х 157 см (без рамы). Groeningemuseum, Брюгге.

Богородица с младенцем и каноник ван дер Паэле - это большое панно, написанное маслом на дубе, выполненное около 1434–1436 годов ранним нидерландским художник Ян ван Эйк. На нем изображен даритель, Йорис ван дер Паэле в явлении святых. Дева Мария восседает на троне в центре полукруглого пространства, которое, скорее всего, представляет собой интерьер церкви, с Младенцем Христом на коленях. Св. Донатян стоит справа от нее, Святой Георгий - имя святого дарителя - слева от нее. Панно было заказано ван дер Пале как алтарь. В то время он был богатым священнослужителем из Брюгге, но пожилым и тяжело больным, и задумал эту работу как памятник.

Святых можно опознать по латинским надписям по краям имитационной бронзовой рамы, которая является подлинной. Ван дер Паэле можно опознать по историческим записям. Он одет в наряд средневекового канона, включая белую накидку, как он благочестиво читает из часовой книги. Его преподносит Марии святой Георгий, святой его имени, который высоко держит свой металлический шлем. Святой Донатиан, одетый в яркое облачение, стоит слева. Панно известно украшением одежды, включая изысканные изображения меха, шелка и парчи, а также сложной и подробной религиозной иконографией. Трон Богородицы украшен резными изображениями Адама и Евы, Каина и Авеля, прообразами Распятия и Воскресения Иисуса, и сцены из Ветхого Завета. Картина покрыта серией надписей, которые комментируют святых и включают подпись ван Эйка.

Панно ван дер Паэле широко считается одной из наиболее полно реализованных и амбициозных работ ван Эйка и описывается как «шедевр шедевров».

Содержание
  • 1 Комиссия
  • 2 Описание
    • 2.1 Фигуры
      • 2.1.1 Святой Донатян
      • 2.1.2 Богородица с младенцем
      • 2.1.3 Святой Георгий
      • 2.1.4 Йорис ван дер Паэле
  • 3 Иконография
  • 4 Рамки и надписи
  • 5 Происхождение и влияние
  • 6 Ссылки
    • 6.1 Цитаты
    • 6.2 Источники
  • 7 Внешние ссылки
Комиссия
Деталь, показывающая стареющее и поседевшее лицо каноника ван дер Паэле Canon van der Paele

Йорис ван дер Паэле можно узнать как по внешнему виду, так и по отцовским и материнским гербам в углах каждой рамки. Он родился в Брюгге около 1370 года и в начале своей карьеры работал папским писцом в Риме, прежде чем вернуться в свой родной город в 1425 году как богатый человек. Был назначен в канон от св. Коллегиальная церковь Донатиана, должность, которая давала ему доход от различных приходов, находящихся в его ведении.

Болезнь около 1431 года лишила ван дер Паэле возможности выполнять функции своего офиса и заставила его задуматься о его положение канона и его смертность. В ответ он наделил церковь капелланом и поручил эту работу ван Эйку. Художник был на пике своей славы и пользовался большим спросом, и это, наряду с большим размером панели, означало, что выполнение заказа заняло намного больше времени, чем предполагалось изначально; на рамке можно найти две даты завершения, подразумевая, что более ранняя дата была желанной и упущенной.

В обмен на завещание церковь даровала канонику заупокойную мессу, ежедневную мессу и три вотивных мессы в неделю, предназначенные для ходатайства перед божеством от его имени. Второй капеллан в 1443 году сосредоточился на молитвах за его семью и гарантировал, что после его смерти заупокойная месса закончится чтениями Miserere mei и De profundis.

Деталь Ван дер Паэле. молитвенник и очки

Ван дер Паэле мог хранить панно в своих личных покоях или в качестве церковного алтаря. Он пожертвовал ее церкви либо в 1436 году, либо после своей смерти в 1443 году; он оставался там до тех пор, пока церковь не была снесена в 1779 году. Скорее всего, работа была расположена в нефе как дополнение к алтарю для святых Петра и Павла и использовался для мемориальных масс ван дер Паэле и его семьи. Он был установлен на главном алтаре после иконоборчества 1566 г..

. Надпись на нижней имитационной раме относится к благотворительности дер Паэле: «Йорис ван дер Паэле, каноник этой церкви, имел это Работа художника Яна ван Эйка. И он основал здесь, в хоре Господа, два капеллана. 1434. Он завершил ее только в 1436 году ».

Описание
Картина изображает Деву Марию (справа) в короне парящего Ангела, в то время как она представляет Младенца Иисуса дарителю, канцлеру Ролину (слева). Он расположен на просторной лоджии в итальянском стиле с богатым декором колонн и барельефов. На заднем плане пейзаж с городом на реке. Мадонна канцлера Ролина, около 1435 г., Лувр. Подобно панно ван дер Паэле, эта работа была создана как возможный мемориал для погребальной церкви дарителя, в данном случае для семейной часовни Николя Ролена в Нотр-Дам-дю-Шастель в Отене.

Богородица с младенцем установлена ​​в округлой церкви с боковыми амбулаториями, где Мария занимает место, где обычно стоит алтарь. Панно имеет общий скульптурный вид; трон, окна, арки и навесные полотна заимствованы из условностей романской архитектуры. После панели «Поклонение мистическому агнцу» Гентского алтаря это вторая по величине сохранившаяся картина ван Эйка и единственная в горизонтальном обрамлении. «Мадонна с младенцем» отличается новаторским использованием иллюзионизма и сложной пространственной композиции. Он находится в оригинальной дубовой раме, на которой есть несколько латинских надписей, включая подпись ван Эйка, дату завершения, имя дарителя и тексты, связанные с святым Георгием и святым Донатианом. Верхняя граница содержит фразы из Книги Мудрости, сравнивающие Марию с «незапятнанным зеркалом».

Изображены фигуры, мельчайшие детали одежды, архитектура комнаты и окон. с высокой степенью реалистичности. Мастерство Ван Эйка в обращении с маслом можно увидеть в разной ширине мазков. Достигнутая точность детали особенно заметна в воспроизведении нитей св. Донатия синих и золотых вышивок копе и митра, в плетении восточного ковра и в щетине. и вены на стареющем лице ван дер Паэле.

Фигуры

Как и в случае с Мадонной канцлера Ролина ван Эйка, панель создает интимную обстановку между дарителем и Девой. Это подчеркивается физической близостью дарителя к Деве, которая, по словам историка искусства Джеффри Чиппса Смита, «мысленно и графически [нарушает] барьеры между небом и землей» и подразумевает, что «покровители визуально увековечиваются как заслуживает личного внимания Девы с Младенцем ". Близость еще больше усиливается за счет мелких деталей, таких как наложение между дарителем и святым Георгием, который бросает тень на ван дер Паэле и, кажется, случайно наступил на свою накидку, когда он наклоняется вперед, чтобы представить канон. Богородице.

Св. Донатян

Фрагмент св. Донатия

Св. Донатян расположен слева от Богородицы, что является более значимым местом в геральдическом плане и отражает его статус посвященного собора, для которого была написана картина, и города Брюгге. Он носит копейку и митру - облачения, найденные в современных инвентарях церкви. Его сине-золотой парч рифленый вышит изображениями св. Павел и св. Петр. Расцветка его облачений очень похожа на цвета архангела из Дрезденского триптиха 1437 года ван Эйка.

Донатян стоит перед несколькими окнами, которые находятся прямо за пределами живописного пространства. В левой руке он держит украшенный драгоценностями крест процессии, а в правой - колесо с пятью зажженными коническими свечами. Колесо является его обычным атрибутом и относится к инциденту, когда он чуть не утонул после того, как был брошен в Тибр, но был спасен после того, как Папа Дионисий бросил ему колесо экипажа, которое он смог

Богородица с младенцем

Мадонна держит в правой руке Младенца, а в левой - цветок. Ее красное платье сильно сложено, и она окружена восточными узорами свисающего гобелена. Деталь Мадонны с младенцем. Мэри держит цветок между пальцами, в то время как птица, похожая на попугая, возможно попугай с розовыми кольцами, отдыхает у нее на коленях.

Эта панель является одной из самых ранних известных североевропейских sacra converazione (Дева с младенцем, изображенная с группой святых в относительно неформальной группировке) картины. Дева восседает на возвышенном троне под тщательно детализированной и экстравагантно украшенной парчой балдахином с узорами белых роз, символизирующими ее чистоту. Учитывая церковную обстановку, Мария занимает место, где обычно находится алтарь. Ступени, ведущие к престолу, покрыты восточным ковром. Ее идеализированный тип лица (и образ святого Георгия) очень похож на Деву из Вашингтонского романа Ван Эйка Благовещение.

Хотя трон Мадонны находится посередине, ее голова находится на одном уровне с стоящими фигурами в передний план, кто ближе в перспективе. апсида, в которой она сидит, добавляет иллюзию глубины и является расширенным пространством для ее трона. Подобный подход можно увидеть в более позднем Дрезденском триптихе, но эта работа содержит лучшую обработку пространственной глубины; Трон Марии отодвинут, а жертвователи и святые отнесены к панелям крыльев. Фигуры в Canon van der Paele находятся в более ограниченном пространстве, несколько тесноваты, но гораздо более монументальны.

У Ребенка вьющиеся светлые волосы, он сидит на белой ткани, оживленный и вертикальный, сбоку от колени Богородицы. Как и Мэри, его тело показано спереди, а голова - в трех четвертях. Он тянется к тому, что похоже на попугая, сидящего у нее на коленях. В какой-то момент нагота Ребенка была скрыта; эта верхняя краска была удалена во время реставрации в конце 20 века. Он призван представлять как ведущий, так и Евхаристию, общие аллюзии в раннем нидерландском искусстве и отражающие, что панель была предназначена для празднования мессы..

Св. Георгий

Деталь, изображающая Святого Георгия в доспехах Деталь с изображением Святого Георгия в доспехах

Св. Джордж стоит в роскошно украшенных доспехах и выглядит расслабленным и беспечным, поднимает шлем и левую руку, чтобы представить ван дер Паэле. Святой был назван святым дарителем, и собор Святого Донатиана был построен (ок. 950 г.) для хранения реликвии одной из костей его руки. Доспехи Георгия похожи на доспехи святого Михаила из Дрезденского триптиха ван Эйка, а его стальной щит - как на панно рыцарей Христа на гентском алтаре.

Историк искусства Макс Якоб Фридлендер отмечает, что святой Георгий кажется нерешительным и неуверенным в себе в такой торжественной и сдержанной обстановке. У него очень молодое лицо и, кажется, едва ли он подростком, с неуклюжим лицом, которое, по словам Фридлендера, «образует странный контраст с престарелым, тяжеловесным каноном». Джордж неуверенно стоит на ногах и, кажется, борется с необходимостью поднимать шлем, одновременно представляя донора, и «это, кажется, его смущает». Джордж - единственная фигура, чьи ноги обнажены. Неуверенная манера, в которой он показывает Деве, производит впечатление застенчивой и неуверенной натуры; и он нерешительно поднимает шлем. Фридлендер замечает, что голова Джорджа слегка наклонена, а его лицо «искажено пустой улыбкой».

Фрагмент предполагаемого автопортрета с ван Эйком в зеленовато-синей одежде и красным сопровождающим Фрагмент, показывающий предполагаемое самопортрет ван Эйка. портрет в зеркальном отражении его портрета Арнольфини. Национальная галерея, Лондон

Богоматерь с младенцем можно увидеть в отражении шлема Георгия. Ван Эйк намекает на собственное мастерство, включив свой автопортрет как отражение на рыцарском щите. Художник изображает себя стоящим у мольберта в манере, сильно напоминающей автопортрет, отраженный в зеркале на его портрете Арнольфини.

И в этой работе, и здесь он изображен в красном тюрбане, похожем на изображенный на возможном автопортрете Портрет мужчины, 1433 год.

Йорис ван дер Паэле

Картина знаменует собой отход от традиционных и современных европейских эпитафий. помещают святых и смертного дарителя в одно и то же графическое пространство. Ван дер Паэле становится на колени справа от Девы с младенцем и кажется несколько рассеянной и рассеянной фигурой. Это сделано намеренно и указывает на то, что он, по словам историка искусства Брета Ротштейна, «отключен от воспринимаемого мира» и полностью поглощен духовным царством. Это представление подкрепляется его очками, которые, хотя и подразумевают образование, богатство и обучение, также намекают на склонность человеческих, земных чувств ошибаться. В соответствии с традициями позднесредневекового искусства, ван дер Паэле не смотрит прямо ни на одну из небесных фигур, а смотрит вдаль, соблюдая общественное и духовное приличие.

Ван Эйк не стесняется показывать физические последствия болезни каноника, в том числе изношенная, потрескавшаяся и уставшая кожа, слабое зрение, увеличенные височные артерии и опухшие пальцы. Неловкость, с которой ван дер Паэле сжимает свой священник, свидетельствует о слабости его левой руки; Ван де Паэле, вероятно, страдал острой болью в руке и плече, что подтверждается церковными записями начала 1430-х годов, в которых документально подтверждается, что он был освобожден от утренних обязанностей и отсутствовал весь день к 1434 году. Современные врачи диагностировали его состояние как, возможно, ревматическая полимиалгия 37>и височный артериит.

Иконография
Мужчина дубиной до смерти избивает другого мужчину, которого держит за волосы Резьба на капите слева от Марии: Каин до смерти бьет Авеля дубиной Самсон голыми руками раскрывает львиную пасть; справа от Марии Заглавная буква справа от Марии: Самсон открывает пасть льва Изображение Евы на подлокотнике трона Имитационная резьба of Ева на подлокотнике престола

Богородица с младенцем богата бесшовно сотканной иконографией. В целом, элементы слева, включая имитацию резьбы, относятся к смерти Христа, а элементы справа - к Его Воскресению. Картина содержит примеры привычки ван Эйка представлять зрителю то, что историк искусства Крейг Харбисон описывает как «преображенный взгляд на видимую реальность», посредством размещения мелких, ненавязчивых деталей, которые «иллюстрируют не земное существование. но то, что [ван Эйк] считал сверхъестественной истиной. Они были бы легко различимы для средневекового зрителя ».

Фигуры находятся в церкви, окруженной аркадами полукруглых арок, что предполагает быть хором. Кажется, что сцена освещена из невидимых окон, причем свет льется из переднего левого плана и из свинцовых окон за троном Богородицы. Трон Марии находится там, где обычно стоит алтарь. Белая ткань Младенца накинута на красное одеяние Марии, которое может представлять хозяина, скрытого покрывалом, во время празднования Евхаристии; ссылка на смерть и воскресение Христа ..

Церкви в творчестве ван Эйка не основаны на исторических зданиях, а представляют собой смешение различных зданий и вымышленных пространств. Церковь могла бы напоминать церковь Святого Донатиана, которую с тех пор снесли; похоже, он имеет сходство с Храмом Гроба Господня в Иерусалиме, с элементами романской архитектуры. Картины Ван Эйка часто пространственно неоднозначны; чем больше зритель смотрит на них, тем больше возникает вопросов. Отражая консенсус среди искусствоведов, Уорд интерпретирует противоречия как «либо странно бессвязные, либо намеренно разработанные, чтобы передать сложное символическое сообщение». Мэри держит стебель, который, кажется, вырастает из перьев попугая, завершаясь букетом красных, белых и синих цветов. Попугай иногда использовался как символ Девы, но его сопоставление с растением неуместно. Попугай и растение подчеркивают цветочный фон, символизирующий Эдемский сад, подчеркнутый фигурами Адама Евы. Цвета цветов олицетворяют чистоту, любовь и смирение; его лепестки - символ креста и жертвы Христа. Таким образом, повествование о первородном грехе, изгнании и искуплении запечатлено в едином реалистичном устройстве.

Резные изображения Адама и Евы появляются на стойках престола. Капители на гербе престола показывают: Каин избивает Авеля до смерти дубинкой слева от Марии, а Самсон открывает львиную пасть слева от нее. Резные фигурки на архитектурных капителях изображают сцены Ветхого Завета, в том числе встречу Авраама и Мелхиседека и жертвоприношение Исаака.

Рамка и надписи
Деталь, показывающая в правом нижнем углу рамы, с надписью Яна 1436 г. и гербом дарителя. Справа от стыка видны растительные волокна.

Панель состоит из шести горизонтальных досок, соединенных стыковыми соединениями, усиленными цилиндрическим стержнем, с приклеенными стыками с растительными волокнами. Реверс не нарисован, что указывает на то, что он был предназначен для крепления к стене. Рама состоит из основной рамы, прибитой и прикрученной сбоку к двум внешним частям. На границах нет признаков наличия петель, что указывает на то, что работа задумывалась как отдельная панель, а не как часть триптиха. Углы собираются пазом и шипом. Каждый угол укреплен двумя колышками. Изначально доски были окрашены в однородный коричневый цвет и за столетия испортились от блеска и оттиска. После серии реставраций, в основном, Джефом Ван дер Векеном в 1933-34 годах и Эдмондом Флоренсом в 1977 году, они находятся в хорошем состоянии. Надписи были размещены на плоских полосах между лепными украшениями.

. На раме богато нанесены надписи с подписью ван Эйка, гербы как по отцовской, так и по материнской семьям Ван дер Паэле, надписи, идентифицирующие каждого из двух сопутствующих святых, и отрывок, восхваляющий Деву. Надписи выполнены иллюзионистски. Те, что на нижней границе, кажутся выпуклыми буквами из литой латуни, те, которые на границах заказа, кажется, вырезаны в древесине рамы.

Надпись на раме рядом со Св. Донатяном гласит: "СОЛО" P [AR] TV NON [VS] FR [ATRV] M. MERS [VS] REDIT [VR]. RENAT [VS] ARCH [IEPISC] O [PVS] PR [I] M [VS]. REMIS CONSTITVITVR. QVI NV [N] C DEO FRVITVR. "(Он был младшим из девяти братьев; брошенный в воду, он вернулся к жизни и стал первым архиепископом Реймса. Теперь он наслаждается славой Бога). Рядом со св. Георгием написано «NATUS CAPADOCIA. X [PIST] O MILITAVIT. MVNDI FVG [I] E [N] S OTIA. CESU TRIVMPHAVIT. HIC DRACONEM STRAVIT» (Родился в Каппадокии, был солдатом Спасаясь от праздности и радостей мира, он победил смерть и победил дракона. На нагруднике Георгия начертаны буквы ADONAI.

Одеяние Марии вышито латинским текстом, взятым из Премудрости Соломона 7:29 : Est enim haec speciosior sole et super omnem stellarum dispositionem. Luci conparata invenitur Prior («Ибо она красивее чем солнце, и превосходит все созвездия звезд. По сравнению со светом она оказывается выше »). Ван Эйк использовал похожее устройство в своей берлинской Мадонне в церкви, завершенной c. 1438–40.

Нижняя граница. "HOC OP 'FECIT MAGR GEORGI' DE PALA HUI 'CANONI P IOHANNE DE EYCK PICTORE. ET FUNDAVIT HIC DUAS CAPELLIAS DE I GMO CHORI DOMINI. M.CCС. XXXIIIJ. PL AU. 1436. "
Происхождение и влияние
Адриан Изенбрандт, Месса Святого Григория, 1550, Музей Прадо

Картина оставалась в церкви, для которой она была написана, до Французской революции, и был одной из самых известных художественных достопримечательностей Брюгге для посетителей. Предположительно, это была одна из картин в церкви, которую Альбрехт Дюрер хвалил в своем дневнике в 1521 году. В 1547 Мария Венгерская, гувернантка Испанских Нидерландов, хотела купить его для своей коллекции, но глава вежливо отказался, заявив, что это вызовет «стоны, протесты, шум и жалобы» у людей. Во время волны кальвинистской толпы иконоборчества в 1578 году он был перемещен в частный дом для безопасности, а к 1600 году он был снабжен боковыми крыльями и теперь стал главным алтарем, заменив разрушенные металлические конструкции ретабль 14 века. Но, возможно, к 1628 году она находилась в ризнице, а с 1643 года над новым боковым алтарем.

Картина была приобретена, наряду со многими другими нидерландскими и фламандскими произведениями, Музеем du Louvre в 1794 году, во время разграбления имений аристократов в годы оккупации французской революционной армией Южных Нидерландов. Другие работы, приобретенные таким образом, включают центральные панели Гентского алтаря ван Эйка, Триптих Мореэля Ганса Мемлинга и Суд Камбиза Джерарда Дэвида. Многие, в том числе группа ван дер Паэле, были возвращены в Брюгге в 1816 году. Возвращение группы было запутано в споре о контроле и собственности между французскими и голландскоязычными официальными лицами Брюгге, но это было доверили Фламандской академии Брюгге. В 1855 году она вошла в состав муниципальных собраний, сначала в Музее Богэрдескул, пока не стала частью коллекции Groeningemuseum в 1930 году.

Картина имела большое влияние в 15-м веке. и 16 века. Сценарий изображенной на троне Девы Ван Эйка с отвлеченным младенцем на коленях широко копировался и стал стандартом на следующие 150 лет. Существует множество сохранившихся современных близких и бесплатных копий, наиболее значительным из которых является Королевский музей изящных искусств Антверпена. Адриан Изенбрандт включил голову ван дер Паэле в свою мессу св. Григория 1550.

Панель и рама в хорошем состоянии. Сохранение оригинальной рамы панели делает ее особенно интересной для историков искусства, помимо эстетических качеств. На холсте была небольшая потеря краски, трещины на доске или другие повреждения, и с тех пор, как он попал во владение Groeningemuseum, его несколько раз очищали.

Ссылки

Цитаты

Источники

Внешние ссылки
  • СМИ, связанные с Мадонной с каноником ван дер Паэле на Викискладе

Последняя правка сделана 2021-06-18 14:28:24
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте