Концерт для скрипки № 2 ре минор, соч.22, от польской скрипки виртуоза, Генрик Венявский, возможно, был начат в 1856 году, но первое представление состоялось только 27 ноября 1862 года, когда он сыграл его в Санкт-Петербурге с Антоном Рубинштейном Он был опубликован в 1879 году, подписан его дорогим другом Пабло де Сарасате. Произведение состоит из трех частей :
Написано В течение относительно стабильного периода проживания Венявского в Санкт-Петербурге Второй Концерт для скрипки ре минор op.22 считается его лучшим произведением. Богато мелодичное и в высшей степени идиоматичное произведение бесстрастно и безмятежно уравновешивает элементы стиля. Венявский впервые сыграл это произведение в Санкт-Петербурге 27 ноября 1862 года под управлением Антона Рубинштейна.
Оба основных элемента первой части, ее мрачная, беспокойная первая тема и ее лирическая подвеска (начатая соло валторна ) обсуждаются свободно и подвергаются ослепительным украшениям солирующей скрипкой.. Это движение включает в себя разнообразную разнообразную технику, включая хроматические глиссанди, двойные остановки, арпеджио, шестые, октавы, трети, хроматические гаммы и искусственные гармоники, не говоря уже о мириадах техник смычка. Такт основан на 4/4 или обычном времени. В первой части используется полусонатная форма , где оркестровая кода после экспозиции переходит во вторую часть, а не в раздел развития.
Медленная часть, Романс, следует без перерыва. Он основан на ритмичной мелодии в формате 12/8 и поднимается до страстной центральной кульминации.
Восторженный отрывок, отмеченный Allegro con fuoco и в основном соло каденция, приводит к финалу, лихому рондо в стиле цыган, в котором цитируется вспомогательная часть первой части тема в его втором и третьем эпизодах. Финальная часть реализует 2/4 такта, что позволяет скрипачам выделить определенные ноты в начале некоторых тактов.
Второй скрипичный концерт Венявского остается одним из самых популярных скрипичных концертов эпохи романтизма, запоминающимся своими пышными и трогательными мелодиями и гармониями.
Концерт озвучен для соло скрипки и оркестра, состоящего из 2 флейт, 2 гобоев, 2 кларнеты, 2 фагота, 2 рожка, 2 трубы, 3 тромбона (альт, тенор и бас), литавры и строки.