Концерт для скрипки (Чайковский)

редактировать

Концерт для скрипки с оркестром Ре мажор, соч. 35 был единственным концерт для скрипки Петра Ильича Чайковского в 1878 и является одним из самых известных скрипичных концертов.

Tchaikovsky.gif

Содержание

  • 1 Инструменты
  • 2 Форма
  • 3 Композиция
  • 4 Использование в популярных СМИ
  • 5 Ссылки
  • 6 Примечания
  • 7 Внешние ссылки

Инструменты

Концерт записан для скрипки соло, двух флейты, два гобоя, два кларнета в A и B-бемоль, два фагота, четыре рожка в F, два трубы ре мажор, литавры и струнные.

Форма

Концерт ре мажор для скрипки с оркестром, соч. 35 - I. Allegro moderato Исполняется с Яшей Хейфец на скрипке (16:26)

Проблемы с воспроизведением этого файла? См. .
Финал Концерта для скрипки с оркестром ре мажор Чайковского Исполняется с Кэрри Рекопф на скрипке (9:15)

Проблемы с воспроизведением этого файла? См. .

Пьеса состоит из трех частей:

  1. Allegro moderato (Ре мажор)
  2. Канцонетта: Анданте (соль минор)
  3. Финал: Allegro vivacissimo (D major)

Вторая и третья части играются attacca без перерыва между ними.

Обычно производительность составляет около 35 минут.

Композиция

Пьеса написана в Кларенсе, швейцарском курорте на берегу Женевского озера, где Чайковский уехал выздоравливать от депрессии, вызванной его неудачным браком с Антониной Милюковой. Он работал над своей Сонатой для фортепиано соль мажор, но находил это тяжелым. Вскоре к нему присоединился его ученик по композиции, скрипач Иосиф Котек, который учился игре на скрипке в Берлине у Йозефа Иоахима. Эти двое вместе исполнили произведения для скрипки и фортепиано, в том числе скрипочно-фортепианную аранжировку Эдуарда Лало Испанская симфония, которую они, возможно, сыграли в течение дня после прибытия Котека. Возможно, это произведение стало катализатором сочинения концерта. Чайковский писал своей покровительнице Надежде фон Мек : «В ней [Испанская симфония] много свежести, легкости, пикантных ритмов, красивых и прекрасно гармонизированных мелодий... Он [Лало], в так же, как Лео Делиб и Бизе, он не стремится к глубине, но тщательно избегает рутины, ищет новые формы и больше думает о музыкальной красоте, чем о соблюдении устоявшихся традиций, как и немцы ". Авторитет Чайковского доктор Дэвид Браун пишет, что Чайковский «мог почти написать рецепт для скрипичного концерта, который он сам собирался сочинить».

Чайковский (справа) со скрипачом Иосифом Котеком

Чайковский быстро сделал, стабильный прогресс в концерте, так как к этому моменту в его лечении отдыхом он восстановил свое вдохновение, и работа была завершена в течение месяца, несмотря на то, что средняя часть была полностью переписана (версия оригинальной части была сохранена как первая из три пьесы для скрипки и фортепиано, Souvenir d'un lieu cher ). Поскольку Чайковский не был скрипачом, он обратился за советом к Котеку по поводу завершения сольной партии. «С какой любовью он занимается моим концертом!» Чайковский написал своему брату Анатолию в тот день, когда закончил новую медленную часть. «Само собой разумеется, что без него я бы ничего не смог сделать. Он великолепно ее играет».

Чайковский хотел посвятить концерт Иосифу Котеку, но чувствовал себя скованным сплетнями, которые, несомненно, вызовут истинный характер его отношений с молодым человеком. (В какой-то момент они почти наверняка были любовниками, а Чайковский всегда старался скрыть свою гомосексуальность от широкой публики.) В 1881 году он порвал с Котеком после того, как тот отказался играть Концерт для скрипки, полагая, что он будет плохо воспринят и будет нанести вред его многообещающей карьере. Однако он посвятил Котеку вальс-скерцо до для скрипки с оркестром, написанное в 1877 году, после его публикации в 1878 году.

Чайковский планировал, что первое исполнение будет дано Леопольд Ауэр, для которого он написал свою Sérénade mélancolique для скрипки с оркестром и, соответственно, посвятил ему эту работу. Однако Ауэр отказался, а это означало, что запланированную на март 1879 года премьеру пришлось отменить и найти нового солиста. В 1912 году Ауэр рассказал свою версию истории нью-йоркскому журналу Музыкальный курьер :

Когда Чайковский пришел ко мне однажды вечером, около тридцати лет назад [фактически тридцать четыре], и подарил мне свиток с нотами. я был очень удивлен, обнаружив, что это был Концерт для скрипки, посвященный мне, законченный и уже напечатанный. [Это было сокращение для скрипки и фортепиано, напечатанное в 1878 году; Публикация полной партитуры произошла только в 1888 году.] Моим первым чувством была благодарность за это доказательство его симпатии ко мне, которое оказало мне честь как художника. При более близком знакомстве с сочинением я пожалел, что великий композитор не показал его мне перед тем, как передать его в печать. Тогда мы могли бы избавиться от многих неприятностей....

Леопольд Ауэр

Горячо, как я защищал симфонические произведения молодого композитора (который в то время не был общепризнанным), я не мог чувствовать то же самое. энтузиазм по поводу скрипичного концерта, за исключением первой части; тем более я мог поставить его на один уровень с его чисто оркестровыми произведениями. Я по-прежнему придерживаюсь того же мнения. Моя задержка с представлением концерта публике была частично связана с этим сомнением в его истинной ценности, а частично с тем, что я счел необходимым по чисто техническим причинам внести некоторые небольшие изменения в отрывки соло. часть. Впоследствии я взялся за эту тонкую и трудную задачу и отредактировал сольную партию скрипки, и именно это издание играется мной и моими учениками по сей день. Неверно утверждать, что я объявил концерт в его первоначальном виде неигровым. Я действительно сказал, что некоторые отрывки не подходят для характера инструмента и что, как бы идеально они ни были воспроизведены, они не будут звучать так хорошо, как предполагал композитор. Только с этой чисто эстетической точки зрения я счел некоторые из них невыполнимыми, и по этой причине я переделал сольную партию.

Чайковский обиделся моей задержкой с исполнением концерта на публике и вполне справедливо (я часто глубоко сожалел об этом и перед смертью получил от него отпущение грехов), теперь приступил к изданию второго издания и посвятил концерт на этот раз Адольфу Бродскому, который представил его в Вене, где он встретил много враждебной критики, особенно со стороны Ханслик. Единственное объяснение, которое я могу дать относительно оркестровой партитуры, все еще носящей мое имя, - это то, что когда первоначальный издатель, П. Юргенсон из Москвы, в угоду композитору, переиздал концерт, он выпустил фортепианную партитуру в новом издании, но дождался переиздания оркестровой партитуры до тех пор, пока первое издание не будет исчерпано. Только так я могу решить проблему двойной самоотдачи.

... Концерт пробился в мире, а это, в конце концов, самое главное. Всем угодить невозможно.

Первое выступление в итоге дал Адольф Бродский 4 декабря 1881 года в Вене под управлением Ганса Рихтера. Чайковский изменил посвящение на Бродского. Критическая реакция была неоднозначной. Влиятельный критик Эдуард Ханслик назвал его «длинным и претенциозным» и сказал, что он «поставил нас лицом к лицу с отвратительной мыслью, что может существовать музыка, которая воняет для ушей», назвав последнее движение «пахнущим русским». ". Ханслик также писал, что «на скрипке не играли, а били черным по синему».

Скрипач, сделавший много первых работ, чтобы сделать произведение популярным среди публики и завоевать место для него в репертуаре, был Карел Халирж (который в 1905 году должен был представить переработанную версию произведения Сибелиус Концерт для скрипки ). Когда Чайковский присутствовал на Лейпцигском исполнении произведения в 1888 году с Халиржем в качестве солиста, он назвал это мероприятие «памятным днем».

Польская премьера концерта состоялась в Варшаве 14 января 1892 года с Станислав Барцевич на скрипке и дирижирование композитора. По этому случаю они также впервые сыграли Sérénade mélancolique в Польше.

Использование в популярных СМИ

  • Самая узнаваемая тема из первой части концерта используется в сильно переработанная, игривая мода на тему Фрателли из саундтрека к приключенческому фильму 1985 года Балбесы, сочиненная Дэйвом Грузином.
  • Скрипичный концерт играет центральную роль во французском комедийном фильме 2009 года. Le Concert и играется во время финальной сцены.
  • Переделанная версия первой части tutti или марша была использована в фильме Филипа Кауфмана The Right Stuff.
  • Концерт также ненадолго звучит во время фильма 2014 года Эквалайзер.
  • В пилотном эпизоде ​​серии Amazon Prime Instant Video Моцарт в джунглях части последней части играет Джошуа Белл.
  • Концерт был использован в китайском фильме Вместе в последних сценах.
  • Концерт широко использовался в критической сцене в Версия фильма 1984 года С уважением.
  • В фильме 1947 года Карнеги-Холл первую часть исполняет Яша Хейфец с Фрицем Райнером, проводящим Нью-Йоркский филармонический оркестр.
  • Концерт использован в саундтреке к документальному фильму Дзиро Мечты о суши.
  • Концерт для скрипки также присутствовал в заключительных эпизодах корейской драмы Кантабиле Наила. играет оркестр Rising Star.
  • Вторая часть скрипичного концерта неоднократно воспроизводится в документальном фильме Оливера Стоуна 2012 года Нерассказанная история Соединенных Штатов.
  • В Nodame Cantabile, Шиничи Чиаки дирижирует этим концертом в заключительном туре Международного конкурса дирижеров Платини.
  • Монти Пайтон высмеивает концерт в их наброске «Royal Festival Hall Concert» на Еще одна запись Монти Пайтона, в которой скрипач Эмиль Гилберт разбил скрипки, в конечном итоге переигрывая сольные пассажи спровоцировали ожесточенные конфликты в оркестре.
  • Первая часть (Allegro moderato) играется в заключительном эпизоде ​​корейского мультфильма Личинка сезон 2 под названием «Дикий, дикий, дикий мир».
  • В семейном комедийном фильме 2012 года Родительский контроль персонажи вызывают хаос, посещая представление концерта, особенно в начале третьей части (Allegro vivacissimo).
  • Переработанная версия первого марша была использована в мостике песни Билли Джоэла «Ленинград».
  • 8 февраля 2020 года TwoSet Violin в прямом эфире исполнили этот скрипичный концерт в честь победы 2 миллиона подписчиков. Бретт Янг играл соло, а Эдди Чен сопровождал его.

Ссылки

  • Браун, Дэвид, Чайковский: годы кризиса, 1874–1878 (Нью-Йорк: W.W. Norton Company, 1983). ISBN 0-393-01707-9.
  • Стейнберг, Майкл, Концерт (Нью-Йорк и Оксфорд: Oxford University Press, 1998).
  • Warrack, Джон, Чайковский (Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера, 1973). SBN 684-13558-2.
  • [1]

Заметки

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-18 14:18:11
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте