Карлос Чавес Концерт для скрипки - это произведение для скрипки с оркестром, написанное между 1945 и 1950 годами для американской скрипачки Вивиан Бертолами. Первоначально его продолжительность была 45 минут, но вскоре после первого выступления она была сокращена до примерно 35 минут.
10 января 1947 г. Мюррей Д. Кирквуд, писатель по связям с общественностью для ITT в Нью-Йорке, написал Чавесу письмо с просьбой дать скрипичный концерт для профессионального дебюта его двадцатилетней жены Вивиан Бертолами. Чавес сразу же принялся за работу (на самом деле, он уже начал зарисовывать концерт для скрипки в 1945 году, путешествуя по США по железной дороге), но прошло еще три с половиной года, прежде чем партитура была закончена. в июле 1950 года. Премьера концерта состоялась в Мехико 29 февраля 1952 года композитором, дирижирующим Orquesta Sinfónica Nacional с Вивиан Бертолами в роли солистки (García Morillo 1960, 135; Brodbeck 2015, 178, 184). Менее чем через месяц Чавес дирижировал американской премьерой, опять же с Бертолами в качестве солиста, с Лос-Анджелесской филармонией 27 марта 1952 года. К этому времени Чавес сократил концерт с 45-минутной версии, которая изначально была услышана. в Мехико до чуть более 35 минут (Brodbeck 2015, 192).
Хенрик ШерингДесять лет спустя Чавесу удалось заинтересовать польско-мексиканского скрипача Хенриком Шерингом концертом, и в конце концов Шеринг дал премьеру в Нью-Йорке 7 октября 1965 года с Нью-Йоркская филармония, дирижер Леонард Бернстайн. В августе 1966 года Шеринг записал концерт под управлением композитора с Orquesta Sinfónica Nacional для CBS Masterworks, хотя вопреки желанию композитора вырезал из каденции двадцать пять тактов (Brodbeck 2015, 193–97).
Вскоре после записи концерта Шеринг также дал его европейскую премьеру на Эдинбургском фестивале 7 сентября 1966 года в Usher Hall с BBC. Шотландский симфонический оркестр, дирижёр Джеймс Лофран (Anon. 1966).
Концерт для скрипки имеет необычную конструкцию. Хотя он исполняется без перерывов, он имеет четыре части, которые повторяются в обратном порядке после центральной каденции для скрипки соло: Анданте - Аллегро - Ларго - Скерцо - Каденция - Скерцо - Ларго - Аллегро - Анданте. Повторения частично работают как перепросмотр, но, поскольку материал значительно варьируется и трансформируется, они также служат развитием. Мотивный материал во второй половине почти всегда появляется в перевернутой форме по сравнению с первой половиной (García Morillo 1960, 136).
Движение скерцо представлено как тема и вариации, с каденцией, прерывающейся после третьей вариации. Длинная и сложная каденция структурно критична, представляя общий сдвиг в тональности концерта от ре минор вступительной части к заключению фа мажор. Скерцо началось ре мажор, но после каденции возобновилось в F (Hamilton 1966, 92). Сама Вивиан Бертолами (цитата из телефонного интервью в García Morillo 1960, 138) охарактеризовала семиминутную каденцию как «сердце Концерта, но не его кульминацию», и нашла наиболее озорным ее аспектом то, что значительные технические трудности очевидны только для других скрипачей, тогда как они должны казаться ясными, чистыми и простыми для публики.
Солист играет почти непрерывно, за исключением двух оркестровых пассажей тутти. Первый - это переход от конца первого Аллегро к следующему Ларго; вторая представляет собой полное второе появление скерцо и половину возвращения Ларго (García Morillo 1960, 137; Brodbeck 2015, 184).