Концерт для скрипки | |
---|---|
от Альбана Берг | |
Эскиз композитора Эмиля Штумппа | |
Жанр | Концерт |
Составлен | 1935 (1935) |
Посвящение | «Памяти ангела» (Манон Гропиус ) |
Движения | Два (в каждой из двух частей) |
Подсчет очков | Скрипка с оркестром |
Премьера | |
Дата | 19 апреля 1936 г. (1936-04-19) |
Местоположение | Palau de la Música Catalana, Барселона |
Дирижер | Герман Шерхен |
Исполнители |
|
Концерт для скрипки Альбана Берга был написан в 1935 году (партитура датирована 11 августа 1935 года). Это, вероятно, самое известное и наиболее часто исполняемое инструментальное произведение Берга, в котором композитор искал чтобы примирить диатонизм и додекафонию. Берг написал его по заказу Луи Краснера, и это стало последней работой, которую он завершил. Krasner perfo исполнял сольную партию на премьере в Palau de la Música Catalana, Barcelona 19 апреля 1936 года, после смерти композитора.
Пьеса написана по заказу скрипач Луи Краснера. Когда он впервые получил заказ, Берг работал над своей оперой Лулу, и он не начинал работу над концертом в течение нескольких месяцев. Событием, которое побудило его писать, была смерть от полиомиелита 18-летней Манон Гропиус, дочери Альмы Малер (некогда Густава Малера ). жена) и Вальтер Гропиус. Берг отложил Лулу для написания концерта, который он посвятил «Памяти ангела».
Берг работал над пьесой очень быстро, завершив ее за несколько месяцев; Считается, что именно его работа над концертом во многом повлияла на то, что ему не удалось завершить Лулу перед смертью 24 декабря 1935 года. Концерт для скрипки был последним произведением, завершенным Бергом. В письме Краснеру от 16 июля 1935 года Берг признался:
Вчера я закончил сочинение [без оркестровки] нашего Скрипичного концерта. Я, наверное, удивлен больше, чем вы (...) работа доставляла мне все больше и больше радости. Я надеюсь - нет, я твердо уверен - что мне это удалось.
Концерт засчитан для 2 флейт (обе дублируются как пикколо ), 2 гобоев (одна дублируется как английский рожок ), альт-саксофон (дублирует 3-й кларнет), 2 кларнета, бас-кларнет, 2 фагота, контрафагот, 4 рожка, 2 трубы, 2 тромбона, туба, литавры, ударные, арфа и струнные.
Берг описал структуру концерта в письме Арнольду Шенбергу. Он состоит из двух частей, каждая из которых разделена на две части:
Произведение начинается с Анданте в классической сонатной форме, за которым следует Аллегретто, танцевальная секция. Вторая часть начинается с Аллегро, в значительной степени основанного на одной повторяющейся ритмической ячейке ; этот раздел был описан как каденционный, с очень сложными пассажами в сольной части. Оркестровка становится довольно жестокой в своей кульминации (которая буквально отмечена в партитуре как «Высшая точка Аллегро»); четвертый и последний раздел, помеченный Adagio, находится в гораздо более спокойном настроении. Первые два раздела предназначены для представления жизни, двух последних смертей и преображения.
мелодии «плача» и ее построения из нот RI-5 и P-8 PlayКак число из других произведений Берга, пьеса сочетает в себе технику двенадцати тонов, типичную для сериалистической музыки, полученной от своего учителя Арнольда Шенберга, с отрывками, написанными более свободным, более свободным языком. тональный стиль. В партитуре замечательным образом сочетаются сериализм и тональность. Вот ряд тонов Берга:
Хотя он содержит все двенадцать нот хроматической гаммы, есть сильный тональный подтекст: первые три ноты ряда составляют до соль минор триада ; ноты с третьего по пятый - это трезвучие ре мажор ; ноты с пятого по седьмой - трезвучие ля минор ; ноты седьмого по девятый - это трезвучие ми мажор ;
и последние четыре ноты (B, C♯, E, F) и первая (G) вместе составляют часть всей шкалы тонов. Корни четырех триад соответствуют открытым струнам скрипки, которые выделены во вступительном пассаже пьесы.
Получающиеся трезвучия, таким образом, связаны с пятой частью и образуют каденцию, которую мы слышим непосредственно перед тем, как скрипка впервые сыграет ряд. Кроме того, четыре аккорда выше подразумевают последовательность нот B (B ♭) - A - C - H (B ♮), которая образует мотив Баха, таким образом соединяя пьесу с Иоганном Себастьяном Бахом, чья музыка играет решающую роль в этом концерте.
Последние четыре ноты ряда, целые тоны по возрастанию, также являются первыми четырьмя нотами хорала мелодии «Es ist genug » (Достаточно), другая часть всей шкалы тонов. Бах сочинил четырехчастную установку гимна Франца Иоахима Бурмейстера с мелодией Иоганна Рудольфа Але в заключение своей кантаты O Ewigkeit, du Donnerwort, BWV 60 (О вечность, громовое слово). Первые четыре такта показаны ниже.
Берг цитирует этот хорал прямо в последней части пьесы, где гармонизация Баха слышна в кларнетах..
Есть еще один прямо цитируемый тональный отрывок в произведении в форма каринфской народной песни во второй части первой части, которая ненадолго возвращается перед кодой во второй части. Это, пожалуй, единственный раздел, в котором материалы не взяты из ряда.
Энтони Попл описывает работу как «менее серийную, чем Лулу», содержащую первоначально серийный материал, позже повторенный или разработанный за пределами эта структура, в дополнение к небольшим корректировкам повсюду, чтобы избежать голых октав.
Берг не успел проверить партитуру и исправить любые ошибки. В конце концов, это было сделано в 1990-х профессором Дугласом Джарманом, главным преподавателем академических исследований в Королевском северном музыкальном колледже, Манчестер. Премьера переработанной версии состоялась в Вене в 1996 году, Даниэль Хоуп был солистом. Хоуп также сделал первую запись этой версии в 2004 году с Симфоническим оркестром BBC под управлением Пола Уоткинса.