Концерт для скрипки (Берг)

редактировать
Концерт для скрипки
от Альбана Берг
WP Alban Berg.jpg Эскиз композитора Эмиля Штумппа
ЖанрКонцерт
Составлен1935 (1935)
Посвящение«Памяти ангела» (Манон Гропиус )
ДвиженияДва (в каждой из двух частей)
Подсчет очковСкрипка с оркестром
Премьера
Дата19 апреля 1936 г. (1936-04-19)
МестоположениеPalau de la Música Catalana, Барселона
ДирижерГерман Шерхен
Исполнители

Концерт для скрипки Альбана Берга был написан в 1935 году (партитура датирована 11 августа 1935 года). Это, вероятно, самое известное и наиболее часто исполняемое инструментальное произведение Берга, в котором композитор искал чтобы примирить диатонизм и додекафонию. Берг написал его по заказу Луи Краснера, и это стало последней работой, которую он завершил. Krasner perfo исполнял сольную партию на премьере в Palau de la Música Catalana, Barcelona 19 апреля 1936 года, после смерти композитора.

Содержание

  • 1 Концепция и композиция
  • 2 Подсчет очков
  • 3 Музыка
  • 4 Премьеры
    • 4.1 Пересмотренная версия
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки
  • 7 Внешние ссылки

Концепция и композиция

Пьеса написана по заказу скрипач Луи Краснера. Когда он впервые получил заказ, Берг работал над своей оперой Лулу, и он не начинал работу над концертом в течение нескольких месяцев. Событием, которое побудило его писать, была смерть от полиомиелита 18-летней Манон Гропиус, дочери Альмы Малер (некогда Густава Малера ). жена) и Вальтер Гропиус. Берг отложил Лулу для написания концерта, который он посвятил «Памяти ангела».

Берг работал над пьесой очень быстро, завершив ее за несколько месяцев; Считается, что именно его работа над концертом во многом повлияла на то, что ему не удалось завершить Лулу перед смертью 24 декабря 1935 года. Концерт для скрипки был последним произведением, завершенным Бергом. В письме Краснеру от 16 июля 1935 года Берг признался:

Вчера я закончил сочинение [без оркестровки] нашего Скрипичного концерта. Я, наверное, удивлен больше, чем вы (...) работа доставляла мне все больше и больше радости. Я надеюсь - нет, я твердо уверен - что мне это удалось.

Подсчет очков

Краснер и вдова Берга Элен со счетом (1961)

Концерт засчитан для 2 флейт (обе дублируются как пикколо ), 2 гобоев (одна дублируется как английский рожок ), альт-саксофон (дублирует 3-й кларнет), 2 кларнета, бас-кларнет, 2 фагота, контрафагот, 4 рожка, 2 трубы, 2 тромбона, туба, литавры, ударные, арфа и струнные.

Музыка

Берг описал структуру концерта в письме Арнольду Шенбергу. Он состоит из двух частей, каждая из которых разделена на две части:

    1. Анданте (Прелюдия)
    2. Аллегретто (Скерцо)
    1. Аллегро (Каденция)
    2. Адажио (Хоральные вариации)

Произведение начинается с Анданте в классической сонатной форме, за которым следует Аллегретто, танцевальная секция. Вторая часть начинается с Аллегро, в значительной степени основанного на одной повторяющейся ритмической ячейке ; этот раздел был описан как каденционный, с очень сложными пассажами в сольной части. Оркестровка становится довольно жестокой в ​​своей кульминации (которая буквально отмечена в партитуре как «Высшая точка Аллегро»); четвертый и последний раздел, помеченный Adagio, находится в гораздо более спокойном настроении. Первые два раздела предназначены для представления жизни, двух последних смертей и преображения.

мелодии «плача» и ее построения из нот RI-5 и P-8 Об этом звуке Play

Как число из других произведений Берга, пьеса сочетает в себе технику двенадцати тонов, типичную для сериалистической музыки, полученной от своего учителя Арнольда Шенберга, с отрывками, написанными более свободным, более свободным языком. тональный стиль. В партитуре замечательным образом сочетаются сериализм и тональность. Вот ряд тонов Берга:

Музыкальные партитуры временно отключены.

Хотя он содержит все двенадцать нот хроматической гаммы, есть сильный тональный подтекст: первые три ноты ряда составляют до соль минор триада ; ноты с третьего по пятый - это трезвучие ре мажор ; ноты с пятого по седьмой - трезвучие ля минор ; ноты седьмого по девятый - это трезвучие ми мажор ;

Музыкальные партитуры временно отключены.

и последние четыре ноты (B, C♯, E, F) и первая (G) вместе составляют часть всей шкалы тонов. Корни четырех триад соответствуют открытым струнам скрипки, которые выделены во вступительном пассаже пьесы.

Музыкальные партитуры временно отключены.

Получающиеся трезвучия, таким образом, связаны с пятой частью и образуют каденцию, которую мы слышим непосредственно перед тем, как скрипка впервые сыграет ряд. Кроме того, четыре аккорда выше подразумевают последовательность нот B (B ♭) - A - C - H (B ♮), которая образует мотив Баха, таким образом соединяя пьесу с Иоганном Себастьяном Бахом, чья музыка играет решающую роль в этом концерте.

Последние четыре ноты ряда, целые тоны по возрастанию, также являются первыми четырьмя нотами хорала мелодии «Es ist genug » (Достаточно), другая часть всей шкалы тонов. Бах сочинил четырехчастную установку гимна Франца Иоахима Бурмейстера с мелодией Иоганна Рудольфа Але в заключение своей кантаты O Ewigkeit, du Donnerwort, BWV 60 (О вечность, громовое слово). Первые четыре такта показаны ниже.

Музыкальные партитуры временно отключены.

Берг цитирует этот хорал прямо в последней части пьесы, где гармонизация Баха слышна в кларнетах..

Есть еще один прямо цитируемый тональный отрывок в произведении в форма каринфской народной песни во второй части первой части, которая ненадолго возвращается перед кодой во второй части. Это, пожалуй, единственный раздел, в котором материалы не взяты из ряда.

Музыкальные партитуры временно отключены.

Энтони Попл описывает работу как «менее серийную, чем Лулу», содержащую первоначально серийный материал, позже повторенный или разработанный за пределами эта структура, в дополнение к небольшим корректировкам повсюду, чтобы избежать голых октав.

Премьеры

  • Мировая премьера: 19 апреля 1936 года, Palau de la Música Catalana, Барселона, на XIV фестивале ISCM. Луи Краснер играл сольную партию, а Оркестром Пау Казальса дирижировал Герман Шерхен.
    • Антон Веберн должен был быть дирижером. Отчеты разнятся относительно того, был ли он болен или был эмоционально неспособен справиться с темой музыки. В любом случае Шерхен оказался на фестивале, и его призвали буквально в 11-м часу. Впервые он увидел партитуру в 11 часов вечера накануне премьеры, а на следующее утро было время только для получасовой репетиции.
  • Частная премьера в Великобритании: 1 мая 1936 года, Лондон, на концерте только по приглашениям. Краснер снова был солистом (по приглашению продюсера BBC Эдварда Кларка, присутствовавшего на мировой премьере в Барселоне), а Антон Веберн дирижировал Симфоническим оркестром BBC. Этот спектакль записан на ацетатные диски, сохранившиеся в коллекции Краснера. Спектакль транслировался по Би-би-си в день столетия Берга, 9 февраля 1985 г., а позже был выпущен на компакт-диске.
  • Премьера в Австрии и Европе: 25 октября 1936 г., Вена, Краснер с Венская филармония под Отто Клемперер. Скрипач Арнольд Розе вышел на пенсию и возглавил секцию струнных инструментов. Этот спектакль также был записан.
  • Британская публичная премьера: 9 декабря 1936 года, Лондон, в Queen's Hall на концерте BBC. Краснер снова был солистом, а сэр Генри Вуд дирижировал Симфоническим оркестром BBC.

Исправленная версия

Берг не успел проверить партитуру и исправить любые ошибки. В конце концов, это было сделано в 1990-х профессором Дугласом Джарманом, главным преподавателем академических исследований в Королевском северном музыкальном колледже, Манчестер. Премьера переработанной версии состоялась в Вене в 1996 году, Даниэль Хоуп был солистом. Хоуп также сделал первую запись этой версии в 2004 году с Симфоническим оркестром BBC под управлением Пола Уоткинса.

Notes

Ссылки

  • Pople, Anthony: Berg: Violin Concerto (Cambridge University Press, 31 марта 1991 г.) ISBN 0-521-39976-9
  • Кеннеди, Майкл : Адриан Боулт, Хэмиш Гамильтон, Лондон, 1987 г., и Макмиллан, Лондон, 1989 г., ISBN 0-333-48752-4
  • Граммофон, июнь 1991 г., обзор Роберта Лейтона

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-18 14:18:07
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте