Концерт для альта Уильяма Уолтона был написан в 1929 году для альтист Лайонел Тертис по предложению дирижера сэра Томаса Бичема. Концерт носит посвящение «Кристабель» (Кристабель Макларен, леди Аберконуэй). Но Тертис отверг рукопись, и композитор и альтист Пауль Хиндемит дал первое исполнение. Работу встретили с энтузиазмом. Это вывело Уолтона на передний план британской классической музыки. В «Манчестер Гардиан» Эрик Блом написал: «Этот молодой композитор - прирожденный гений» и сказал, что было заманчиво назвать концерт лучшим в современной музыке любой национальности. Вскоре Тертис передумал и взялся за работу.
Сотрудничество Уолтона и Хиндемита над концертом породило тесную дружбу, которая длилась до смерти последнего в 1963 году. Выступление Тертиса на концерте Фестиваля трех хоров в Вустере в 1932 году был единственным случаем, когда Уолтон встретил Эдварда Элгара, которым он очень восхищался. Элгар, однако, не разделял общего энтузиазма по поводу концерта Уолтона.
На первый взгляд работа следует стандартному формату из трех частей для концерта. Тем не менее, отметки темпа намекают на некоторые важные различия:
Обычно первая и третья части концерта находятся в быстрый темп, а вторая часть медленная. Здесь первое движение медленное, а второе однозначно быстрое. По характеру вторая часть скерцо. Немногие концерты включают скерцо, но Концерт для альта Уолтона, кажется, был создан по образцу Прокофьева Первого концерта для скрипки, которым Уолтон восхищался. В концерте Прокофьева также есть скерцо во второй части и относительно медленная первая часть.
Уолтон написал свой концерт для альта по предложению дирижера сэра Томаса Бичема для альтиста Лайонела Тертиса. Тертис был главным альтистом в оркестре Бичема. Однако Бичем не слышал музыки Уолтона. В декабре 1928 года Уолтон написал, что он «усердно работал» над пьесой, а в феврале 1929 года он закончил вторую часть. Он написал, что считает концерт потенциально своей лучшей работой на сегодняшний день; Будет ли эта оценка верной, добавил он, зависит от того, как сложится третья часть. Он завершил работу к середине 1929 года.
Когда Тертис получил рукопись концерта, он отверг произведение как слишком модернистское, на его вкус. Как он позже писал в этой автобиографии,
Одно произведение, которое я дал не впервые, - это виртуозный концерт Уолтона. Со стыдом и раскаянием признаю, что когда композитор предложил мне первое исполнение, я отказался от него. В то время я был нездоров; но верно и то, что я не научился ценить стиль Уолтона. Нововведения в его музыкальном языке, которые теперь кажутся такими логичными и настолько правдивыми в музыкальном мейнстриме, тогда показались мне надуманными.
— Лайонел ТертисКомпозитор был настолько разочарован отказом Тертиса, что решил переделать его. концерт для скрипки с оркестром. Дирижер и организатор программ BBC Эдвард Кларк предложил заменить Тертиса немецкого композитора и альтиста Пауля Хиндемита. (Тертис также утверждал, что предложил Хиндемита, когда он отказался от премьеры, но Уолтон подтвердил, что это была идея Кларка.) Обученный в немецкой школе игры на струнах, Хиндемит не обладал безупречной техникой. Однако он играл с сильным характером, полным тоном и огромными эмоциями. Позже композитор писал, что техника Хиндемита «была изумительной, но он был грубым - никаких глупостей в этом нет. Он просто встал и играл».
Уолтон поначалу несколько неохотно приглашал Хиндемита, так как считал, что моделировал концерт слишком похож на стиль последнего, который он быстро узнал; но благодаря Эдварду Кларку приглашение было отправлено и принято, премьера прошла успешно. Это был единственный раз, когда Хиндемит выполнял работу Уолтона. Вернувшись в Великобританию в 1930 году, он исполнил свой собственный концерт для альта. Премьера состоялась 3 октября 1929 года под управлением композитора. Поводом стал выпускной концерт в Queen's Hall с симфоническим оркестром Генри Вуда. Тертис, присутствовавший на премьере, понял, что ошибся, отказавшись от концерта, и вскоре взялся за работу.
Первая запись была сделана 6 декабря 1937 года Фредериком Риддлом, под управлением композитора. Риддл был рекомендован для этой записи Тертисом. Он также внес некоторые изменения в концерт с одобрения Уолтона. Хотя Уолтон много раз дирижировал работой с ведущими солистами, такими как Тертис и Уильям Примроуз, интерпретация, которая ему больше всего нравилась, была интерпретацией Фредерика Риддла; он попросил Риддла представить свою отредактированную рукопись в Oxford University Press, и она стала официально опубликованной версией между 1938 и 1961 годами.
Уильям Примроуз впервые сыграл концерт 27 февраля 1936 года. концерт под руководством сэра Томаса Бичема. Для этого Примроуз переписал некоторые отрывки во всех трех частях, очевидно с одобрения Уолтона; он всегда играл эту версию на концертах и в обеих своих записях. Уолтон опубликовал исправленную версию в 1964 году, но она не содержала никаких изменений Примроуза. Позже Уолтон подтвердил, что предпочитает свою оригинальную концепцию, а не ту с поправками Примроуза.
Многие другие записи были сделаны такими альтистами, как Юрий Башмет, Нобуко Имаи, Пол Нойбауэр и Уильям Примроуз. Многие солисты, более известные своей игрой на скрипке, также записали концерт, в том числе Найджел Кеннеди, Максим Венгеров и Иегуди Менухин.
Оркестровка концерта была пересмотрена в 1961 году Уолтоном, и премьера новой версии была исполнена Джоном Куллингом в сопровождении Лондонского филармонического оркестра под управлением сэра Малькольма Сарджента 18 января 1962 года.
В обновленной оркестровке представлены 2 флейты (второе удвоение пикколо ), гобой, английский рожок, 2 кларнета (второе удвоение бас-кларнет ), 2 фагота, 4 валторны, 2 трубы, 3 тромбона, литавры, арфа и струнные, по сравнению с оригиналом из 2 флейт, пикколо, 2 гобоев, английского рожка, 2 кларнетов, бас-кларнета, 2 фагота, контрафагот, 4 рожка, 3 трубы, 3 тромбона, туба, литавры и струнные.
Уолтон не отозвал более раннюю версию, но выразил предпочтение пересмотренной оркестровке. Следовательно, обычно выполняется именно эта версия. Однако первоначальная версия была записана Лоуренсом Пауэром.
Работа Уолтона с Хиндемитом по подготовке Концерта для альта к его премьере положила начало тесной дружбе между двумя мужчинами, которая длилась до Хиндемита. смерть в 1963 году. Незадолго до смерти Хиндемита Уолтон сочинил набор вариаций на тему из Концерта для виолончели Хиндемита. В этом произведении также есть ссылки на оперу Хиндемита Матис дер Малер. И музыка, и признание, которым она была вдохновлена, очень понравились Хиндемиту.