Концерт для альта (Барток)

редактировать
Концерт для альта
Белы Барток
William primrose.jpg Альтист Уильям Примроуз, который заказал и представил концерт
КаталогSz. 120, BB 128
Составлен1945 (1945)
ПосвящениеУильям Примроуз
Выполнено2 декабря 1949 (1949-12 гг.) -02): Миннеаполис
ДвиженияТри

Концерт для альта, Sz. 120, BB 128 (также известная как Концерт для альта с оркестром ) была одним из последних произведений, написанных Белой Барток. Он начал сочинять свой концерт для альта, живя в Саранак-Лейк, Нью-Йорк, в июле 1945 года. Пьеса была заказана Уильямом Примроузом, уважаемым альтистом, который знал что Барток может стать для него сложной пьесой. Он сказал, что Барток не должен «чувствовать себя каким-либо образом запрещенным очевидными техническими ограничениями инструмента»; Барток, однако, страдал от последней стадии лейкемии, когда начал писать концерт для альта, и на момент смерти оставил только наброски.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Форма
  • 3 Инструменты
  • 4 Редакции
  • 5 Пропуски и поправки между редакциями
  • 6 Аранжировка как концерт для виолончели
  • 7 Записи
  • 8 Примечания
  • 9 Ссылки

История

Примроуз попросил Бартока написать концерт зимой 1944 года. Между ними есть несколько писем относительно пьесы. В одной из песен от 8 сентября 1945 года Барток утверждает, что он почти закончил с этим, и ему осталось только завершить оркестровку. Однако рисунки показывают, что на самом деле это не так. Когда Барток умер, произведение было закончено его близким другом Тибором Серли в 1949 году. Первое исправление было сделано сыном Бартока Петером и Полом Нойбауэром в 1995 году, и оно было исправлено еще раз. пользователя Csaba Erdélyi. Премьера концерта состоялась 2 декабря 1949 года в исполнении Симфонического оркестра Миннеаполиса под управлением Антал Дорати и Примроуз в роли альтиста.

Форма

Концерт состоит из трех частей, и Барток утверждает в письме от 5 августа 1945 года, что общая концепция такова: «серьезное Аллегро, Скерцо, (довольно короткая) медленная часть, и финал, начинающийся Allegretto и развивающийся в темпе до Allegro molto. Каждой части или, по крайней мере, трем из них будет предшествовать (короткое) повторяющееся вступление (в основном соло для альта), своего рода риторнелло. " (Вышеупомянутая идея тематического введения к каждой части была также использована в струнном квартете Бартока № 6 Sz. 114.) Первая часть представлена ​​в свободной сонатной форме. Медленная вторая часть значительно короче и завершается очень коротким скерцо, которое является аттаккой прямо в третьей части. На отметках времени, как видно из рукописи Бартока, указано, что первая часть должна иметь размер 10'20 дюймов, вторая 5'10 дюймов и третья 4'45 дюймов.

Первая и третья части концерта как говорят, содержит фразу, которая напоминает шотландскую мелодию «Gin a Body Meet a Body, Colmin 'Thro' the Rye». Вероятно, это сделано в честь наследия Уильяма Примроуза.

Instrumentation

В рукописи Бартока указаны только: флейта, гобой, 2 кларнета, фагот, валторны, 2 трубы, литавры, струнные.

Издание Тибора Серли оркестровано для: пикколо, 2 флейт, 2 гобоев, 2 кларнета в B, 2 фагота, 3 рожка в F, 3 трубы в B, 2 тромбона, туба, литавры, ударные и струнные.

Издание Питера Бартока и Пола Нойбауэра оркестровано для: пикколо, 2 флейт, 2 гобоя (2-й сдвоенный английский рожок), 2 кларнета в B, 2 фагота (2-й контрафагот для удвоения), 4 валторны в F, 3 трубы в B, теноровый тромбон, бас-тромбон, туба, литавры, перкуссия (2), струнные.

Издания

Между разными изданиями этого концерта есть некоторые большие расхождения из-за того, что о намерениях Бартока мало что известно. Некоторые из них так же просты, как метрономные метки для каждого движения. У каждого редактора также была очень разная интерпретация аппликатуры для концерта. В одном издании предлагается начать первое движение на открытой струне А, в других - на струне D. Издание Питера Бартока, в частности, имеет интересную аппликатуру, потому что Пол Нойбауэр отредактировал большую часть партии альта.

Многие поклоны также различаются в разных изданиях, некоторые из них вставлены специально для акцентирования определенных ритмов и высоких нот, например, в мм. 8-10 в издании Tibor Serly, где Уильям Примроуз включил некоторые предложения поклонов, чтобы подчеркнуть синкопию строки.

В целом, существует значительное количество несоответствий на уровне поверхности, таких как поклоны, аппликатуры и динамика. Однако некоторые редакции содержат больше изменений, чем пометки редактора; в редакции Питера Бартока есть добавленные меры, полностью отсутствующие или с изменениями нот, которые могут вызвать некоторые расхождения в исполнении пьесы.

Пропуски и поправки между выпусками

Питер Барток объясняет: «Стало ясно, что мы не можем просто сравнить напечатанную партитуру с окончательной рукописью, подготовленной по наброскам моего отца Тибором Серли, и обнаружить гравюру. ошибки, но нам придется начать с самого скетча ».

Первое из нотных изменений начинается в 44-м такте на второй доле, где добавлено D double как двойная остановка против D ♮. В следующем такте первая доля транспонируется на октаву ниже, вероятно, для облегчения исполнения. Все остается неизменным до такта 54. В этот момент альт отдыхает у Тибора Серли, а Петер Барток фактически включил два такта мелодии в линию солистов. Самые существенные изменения еще не появились. Издание Тибора Серли помещает меру 67 как полосу. 4, но Питер Барток разбивает ее на полосу. 4плюс полосу. 4и фактически добавляет группу троек. Теперь ясно, почему оркестр должен быть абсолютно уверен в том, какое издание он исполняет, и гарантировать, что у всех одинаковые партии. Эта тенденция изменений продолжается, поскольку Питер Барток добавляет октавные смещения и даже опускает такт 74 в партитуре Тибора Серли.

Аранжировка как концерт для виолончели

Тибор Серли также аранжировал произведение как музыкальное сопровождение. Концерт для виолончели. После завершения собрание друзей Бартока от восьми до шести отдали предпочтение адаптации для виолончели по сравнению с оригиналом.

Виолончелист Янош Старкер был первым, кто сыграл и записал расшифровку версия.

Записи

  • Бела Барток, Концерт для альта с оркестром. Компакт-диск. Хун-Мэй Сяо, HNH International Ltd, 1998. Дирижер Янош Ковач и солист Хун-Мэй Сяо, играющие и Петера Бартока, и оригинального Тибора Серли. Этот компакт-диск будет полезен для сравнения двух версий.

Другие записи:

  • Бела Барток, Концерт для альта с оркестром; Уильям Примроуз; Отто Клемперер дирижирует оркестром Концертгебау ; Живая запись, Амстердам, 10 января 1951 года; Archiphon, 1992.
  • Бела Барток, Концерт для альта с оркестром. Юрий Башмет, солист, дирижирует Пьер Булез. Компакт-диск. Хун-Мэй Сяо: HNH International Ltd, 1998.
  • Бела Барток, Концерт для альта с оркестром. Ривка Голани, солистка, и Андрас Лигети, дирижирует Будапештским симфоническим оркестром. Компакт-диск. Conifer CDCF-189, 1990.
  • Бела Барток, Концерт для альта с оркестром; Иегуди Менухин ; Антал Дорати дирижирует оркестром Новой филармонии ; EMI, 1991.
  • Bartók, Béla. Концерт для альта с оркестром. Хун-Мэй Сяо. Янош Ковач. HNH International Ltd. 1998. Компакт-диск.
  • Bartók, Béla. Концерт для альта с оркестром. Юрий Башмет. Пьер Булез. Deutsche Grammophon GmbH. 2008. Компакт-диск.
  • Bartók, Béla. Концерт для альта. Пинхас Цукерман. Леонард Слаткин. BMG Music. 1991. Компакт-диск.
  • Bartók, Béla. Концерт для альта. (Реставрация и оркестровка Эрдели - запись мировой премьеры) Чаба Эрдейи. Новозеландский симфонический оркестр под управлением Марка Таддеи. Конкорданс. 2002. Компакт-диск.
  • Бела Барток, Концерт для альта. Йо-Йо Ма (на вертикальном альте), треки 5-6-7 из The New York Album, Baltimore Symphony Orchestra, дирижер Дэвид Зинман, Sony Classical, 1993. Компакт-диск.
  • Бела Барток, Концерт для альта с оркестром; Ким Кашкашян ; Петер Этвеш проводит; ECM-Records, 2000.

Как концерт для виолончели:

Примечания

Ссылки

  • Адамс, Брайон. «Уолтон, Уильям», Grove Music Online. Oxford Music Online, S.v. http://www.oxfordmusiconline.com/subscriber/article/grove/music/40016 (по состоянию на 7 октября 2012 г.)
  • Барток, Бела. Концерт для альта с комментарием Ласло Сомфаи и точная транскрипция проекта с нотами Нельсона Делламаджоре. Homosassa, FL: Bartok Records, 1995. ISBN 0-9641961-0-7
  • Bartók, Béla. Концерт для альта: факсимильное издание черновика автографа., Отредактированный Нельсоном Делламаджоре. Тампа: Rinaldi Printing, 1995.
  • Bartók, Béla. Концерт для альта (соч. Пост.) В редакции Нельсона Делламаджоре и Питера Бартока. Редукция для альта и фортепиано, партия альта под редакцией Поля Нойбауэра. Boosey Hawkes 9854. Лондон и Нью-Йорк: Boosey Hawkes, 1995.
  • Bartók, Béla. Концерт для альта (реставрация и оркестровка Чаба Эрдели) Promethean Editions Новая Зеландия 2004 ISBN 9781877218651
  • Барток, Питер. «Основная тема концерта для альта Белы Барток». Studia Musicologica Academiae Scientiarum Hungaricae 35, nos. 1–3 (1993): 45–50.
  • Барток, Питер. «Комментарий к редакции Концерта для альта Белы Бартока». Журнал Американского общества альтистов 12, вып. 1 (1996): 11–33.
  • Барток, Питер. «Исправление печатных изданий Концерта для альта и других сочинений Белы Барток». В книге «Перспективы Бартока: человек, композитор и этномузыковед» под редакцией Эллиота Антоколеца, Виктории Фишер и Бенджамина Сухоффа, 245–59. Оксфорд и Нью-Йорк: Oxford University Press, 2000. ISBN 0-19-512562-2.
  • Далтон, Дэвид. "Возникновение концерта для альта Бартока". Музыка и письма 57, вып. 2 (апрель 1976 г.): 117–29.
  • Делламаджоре, Нельсон. «Расшифровка эскиза для концерта для альта Белы Барток». В книге «Перспективы Бартока: человек, композитор и этномузыковед» под редакцией Эллиота Антоколеца, Виктории Фишер и Бенджамина Сухоффа, 260–70. Оксфорд; Нью-Йорк: Oxford University Press, 2000. ISBN 0-19-512562-2
  • Foldes, Andor. «Бела Барток». Темп нет. 43 (1957): 20 + 22-26.
  • Гиллис, Малькольм: "Béla Bartók", Grove Music Online ed. L. Macy (доступ 25 июня 2005 г.), (доступ по подписке)
  • Ковач, Шандор. "Переосмысление Бартока, Концерт для альта Серли". Studia Musicologica Academiae Scientiarum Hungaricae 23 (1981): 295–322.
  • Ковач, Шандор. "Formprobleme beim Violakonzert von Bartók / Serly". Studia Musicologica Academiae Scientiarum Hungaricae 24 (1983): 381–91.
  • Лаки, Питер. "Произведения для скрипки соло и концерта для альта". В «Кембриджском компаньоне Бартока», под редакцией Аманды Бейли, 133–50. Кембриджские товарищи по музыке. Кембридж и Нью-Йорк: Cambridge University Press, 2001. ISBN 0-521-66010-6 (ткань); ISBN 0-521-66958-8 (pbk.).
  • Морис, Дональд. "Концерт для альта Бартока: Новый свет Новой Зеландии". Музыки в Новой Зеландии нет. 21 (зима 1993 г.): 26–27.
  • Морис, Дональд. Концерт для альта Бартока: замечательная история его лебединой песни. Нью-Йорк: Oxford University Press, 2004. ISBN 0-19-515690-0
  • Серли, Тибор. «Запоздалый отчет о реконструкции шедевра 20-го века». Музыкальный симпозиум колледжа 15 (весна 1975): 7–25.
  • Смит, Ховард и Элиза М. Уэлч. «Незавершенное дело: запутанная история заключительной работы Белы Барток». Струнные 16, № 8 (102, май – июнь 2002 г.): 59–61.
  • Somfai, László. Мастерская Бартока: Документы композиторского процесса: выставка Будапештского архива Бартока в Музее истории музыки Института музыковедения Венгерской академии наук. Будапешт: Magyar Tudományos Akadémia (MTA) (Zenetudományi Intézet), 1995. ISBN 963-7074-53-8.
  • Сомфаи, Ласло. «Изобретение, форма, повествование в музыке Белы Бартока». Studia Musicologica Academiae Scientiarum Hungaricae T. 44, fas. 3/4 (2003): 291-303.
  • Straus, Joseph. «Инвалидность и« поздний стиль »в музыке». Журнал музыковедения 25, вып. 1 (2008): 3-45.
  • Сигети, Джозеф. «Дань Бартоку». Темп, нет. 10 (1948-1949): 16 + 19-21.
  • Уиттолл, Арнольд. «У источника». Мюзикл Таймс 137, вып. 1836 (февраль 1996): 10–12.
Последняя правка сделана 2021-06-18 14:13:00
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте