Вайн Делориа младший

редактировать
Американский писатель

Вайн Делориа младший
Vine Deloria.jpg
РодилсяВайн Виктор Делориа младший. (1933-03-26) 26 марта 1933. Мартин, Южная Дакота
Умер13 ноября 2005 (2005-11-13) (72 года). Голден, Колорадо
НациональностьСтэндинг Рок Сиу, американец
Богословский труд

Вайн Виктор Делориа младший (26 марта 1933 - 13 ноября 2005) был коренным американским писателем, богословом, историк, активист. Он был широко известен своей книгой Кастер умер за ваши грехи : Индийский манифест (1969), которая помогла привлечь внимание страны к проблемам коренных американцев в том же году, что и Движение за власть Алькатрас-Ред. С 1964 по 1967 год он был исполнительным директором Национального конгресса американских индейцев, увеличив количество членов племени с 19 до 156. Начиная с 1977 года он был членом правления Национального музея индейцев. американский индеец, у которого сейчас есть здания как в Нью-Йорке, так и в Вашингтоне, округ Колумбия.

Делориа начал свою академическую карьеру в 1970 году в Государственном колледже Западного Вашингтона в Беллингеме, Вашингтон. Он стал профессором политологии в Университете Аризоны (1978–1990), где основал первую магистерскую программу Исследования американских индейцев в Соединенных Штатах. В 1990 году Делориа преподавал в Университете Колорадо в Боулдере до 2000 года, когда вернулся в Аризону и преподавал в юридическом колледже.

Содержание

  • 1 Предпосылки и образование
  • 2 Активность
  • 3 Писательское дело
  • 4 Академическая карьера
  • 5 Достижения и наследие
  • 6 Брак и семья
  • 7 Смерть
  • 8 Работы
  • 9 Дополнительная литература
  • 10 См. Также
  • 11 Примечания
  • 12 Ссылки
  • 13 Внешние ссылки
    • 13.1 Архивные материалы

Предпосылки и образование

Vine Deloria Jr.... родился в 1933 году в Мартине, Южная Дакота, недалеко от Оглала Лакота индейской резервации Пайн-Ридж. Он был сыном Барбары Слоут (урожденной Истберн) и Вайн Виктор Делориа-старший (1901–1990). Его отец изучал английское и христианское богословие и стал епископальным архидиаконом и миссионером в индейской резервации Стэндинг-Рок. Его отец перевел его и его детей в племенную принадлежность из Янктон Сиу в Стэндинг Рок. Сестра Вайна-старшего Элла Делориа (1881–1971) была антропологом. Дедом по отцовской линии Вайна младшего был Типи Сапа (Черная Ложа), также известный как преподобный Филип Джозеф Делориа, епископальный священник и лидер группы Янктон из Дакота Нация. Его бабушкой по отцовской линии была Мэри Салли, дочь Альфреда Салли, генерала Гражданской войны в США и Индейских войн и его жены француженки-янктона; и внучка художника Томаса Салли.

Делориа сначала получила образование в школах резервации, затем окончила Кентскую школу в 1951 году. Он окончил Государственный университет Айовы в 1958 году с дипломом об окончании школы. степень в области общих наук. Делориа служил в морской пехоте с 1954 по 1956 год.

Первоначально планировавший стать священником, как и его отец, Делориа в 1963 году получил степень богословия в лютеранской школе богословия в Чикаго, которая затем находилась в Рок-Айленде, Иллинойс. В конце 1960-х он вернулся к учебе в аспирантуре и получил степень JD на юридическом факультете Университета Колорадо в 1970 году.

Активизм

В 1964 г. Делория была избрана исполнительным директором Национального конгресса американских индейцев. За его трехлетний срок организация перешла от банкротства к платежеспособности, а количество членов увеличилось с 19 до 156 племен. На протяжении многих лет он был связан со многими организациями коренных американцев. Начиная с 1977 года, он был членом правления Национального музея американских индейцев, который открыл свой первый центр в здании бывшей таможни США в Нью-Йорке.

Во время преподавания в Колледже штата Западный Вашингтон в Беллингеме, Вашингтон, Делория выступала за соблюдение договорных прав местных индейских племен. Он работал над юридическим делом, которое привело к историческому Болдту Решению Окружного суда Соединенных Штатов Западного округа Вашингтона. Постановление судьи Болдта по делу Соединенные Штаты против Вашингтона (1974) подтвердило, что права индейцев на рыболовство в штате продолжаются после передачи племенами миллионов акров земли Соединенным Штатам в 1850-х годах. После этого коренные американцы имели право на половину улова, добытого в рыболовстве в штате.

Написание

В 1969 году Делориа опубликовал свою первую из более чем двадцати книг под названием Кастер умер за вас Грехи: Индийский манифест. Эта книга стала одним из самых известных произведений Делории. В нем он обратился к стереотипам об индейцах и призвал белую аудиторию по-новому взглянуть на историю западной экспансии Соединенных Штатов, отметив жестокое обращение с коренными американцами. Книга была выпущена в тот год, когда студенты Алькатрасско-Красного силового движения оккупировали остров Алькатрас в поисках строительства индийского культурного центра, а также привлечения внимания к справедливости в отношении индийских вопросов. включая признание племенного суверенитета. Другие группы также набрали обороты: такие организации, как Движение американских индейцев, организовывали мероприятия для привлечения внимания СМИ и общественности к образованию.

Книга помогла привлечь внимание к борьбе коренных американцев. Сосредоточенная на цели коренных американцев суверенитета без политической и социальной ассимиляции, книга в то время была отличительной чертой самоопределения коренных американцев. Американская антропологическая ассоциация спонсировала дискуссию в ответ на книгу «Кастер умер за ваши грехи». Книга была переиздана в 1988 году с новым предисловием автора, в котором отмечалось: «Индийский мир изменился настолько существенно с момента первой публикации этой книги, что некоторые вещи, содержащиеся в ней, снова кажутся новыми».

Делориа написала и отредактировала множество последующих книг и 200 статей, сосредоточив внимание на вопросах, связанных с коренными американцами, таких как образование и религия. В 1995 году Делориа утверждал в своей книге Красная Земля, Белая ложь, что Сухопутный мост через Берингов пролив никогда не существовал и что предки коренных американцев не существовали. мигрировал в Америку по такому сухопутному мосту, что было преобладающей теорией среди археологов и антропологов. Скорее, он утверждал, что коренные американцы, возможно, произошли из Америки или достигли их через океанские путешествия, как предполагают некоторые из их историй создания.

Позиция Делории относительно возраста определенных геологических формации, продолжительность проживания коренных американцев в Америке, их возможное сосуществование с динозаврами и т. д. оказали влияние на развитие защиты американских индейцев от научного расизма. Делориа неоднозначно отвергла многие из наиболее распространенных научных объяснений не только происхождения коренных народов Америки, но и других аспектов истории, которые противоречат рассказам коренных американцев. Делориа утверждала, что ведущие ученые практически неспособны к независимому мышлению и затрудняются своим уважением к ортодоксальности. Он писал, что для ученых характерно преследование тех, кто осмеливается продвигать неортодоксальные взгляды, и что наука, таким образом, по сути является религией. Антрополог Бернард Ортис де Монтельяно и английский профессор Х. Дэвид Брамбл критиковали Делориа за его приверженность традиционным историям американских индейцев, которые утверждали, что такие взгляды не подтверждаются научными и физическими доказательствами и способствуют возникновению проблем псевдонауки.

Делориа часто цитировал рассказы американских индейцев о сотворении и устные предания в поддержку своих взглядов на науку. Он также процитировал точку зрения индуистского креациониста Майкла Кремо.

Николаса Пероффа, написавшего, что «Делория редко упускала шанс доказать, что реалии опыта и традиций американских индейцев не могут быть изменены. признаны или поняты в рамках любых концептуальных рамок, построенных на теориях современной науки. И действительно, безусловно, верно, что никто, с помощью научных теорий и концепций или без них, не может в любом абсолютном значении этого слова знать, что жизнь была похожа на члена Племени Меномини шестьсот лет назад. Но мы можем представить, на что это было похоже ».

Академическая карьера

В 1970 году Делориа занял свою первую должность преподавателя, преподавая в Университете Западного Вашингтона Колледж этнических исследований в Беллингеме, Вашингтон. В качестве приглашенного ученого он преподавал в Тихоокеанской школе религии, Новой школе религии и Колорадском колледже. С 1972 по 1974 год он также преподавал в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе.

Его первая постоянная должность была профессором политологии в Университете Аризоны, которую он занимал с 1978 по 1990 год. Находясь в UA, Делориа основала первую магистерскую программу по исследованиям американских индейцев в Соединенных Штатах. Такое признание культуры американских индейцев в существующих институтах было одной из целей Алькатрасского движения за власть красных. С момента публикации первой книги Делориа были созданы многочисленные программы изучения американских индейцев, музеи, коллекции и другие учреждения.

Затем Делориа преподавал в Университете Колорадо в Боулдере с 1990 по 2000 год. После того, как он вышел на пенсию из Университета Боулдера, он преподавал в Юридическом колледже Университета Аризоны. Почести и наследие

  • В 1974 году, после публикации книги «Бог красный: местный взгляд на религию», Time Magazine назвал его одним из основных «формирователей и движителей» христианской веры и богословия. 84>
  • В 1996 году Делориа получил Премию за заслуги перед жизнью от Кружка коренных писателей Америки.
  • В 1999 году он получил премию «Писатель года Wordcraft Circle» в категории прозы и личной / критические эссе для своей работы «Дух и разум».
  • В 2002 году он получил награду Уоллеса Стегнера от и был почетно упомянут на Национальном книжном фестивале.
  • в 2003 году., он выиграл премию Фестиваля слов американских индейцев в 2003 году.
  • В 2018 году он стал одним из призывников на первой церемонии введения в должность, проведенной Национальным фондом коренных народов Америки. риканский Зал славы.

Брак и семья

После смерти Делория пережила его жена Барбара, их дети, Филипп, Даниэль и Жанна, а также семь внуков.

Его сын, Филип Дж. Делориа, также является уважаемым историком и писателем.

Смерть

После ухода Делориа на пенсию в мае 2000 года он продолжал писать и читать лекции, пока не стал умер 13 ноября 2005 г. в Голдене, Колорадо, от аневризмы аорты.

Works

  • , Филадельфия: Temple University Press, 1984. ISBN 0-87722-349-1.
  • , Norman: University of Oklahoma Press, 1985. ISBN 0-8061-1897-0.
  • , Остин: Техасский университет Press, 1983. ISBN 0-292-73834-X.
  • , New York: Dell Publishing Co., 1974.
  • , New York: Field Foundation, 1976.
  • , Вашингтон: Департамент здравоохранения, образования и социального обеспечения, 1979,
  • Кастер умер за ваши грехи: индийский манифест, Нью-Йорк: Макмиллан, 1969. ISBN 0-8061-2129-7.
  • , новый York: Routledge, 1999. ISBN 0-415-92114-7.
  • , Афины: Swallow Press: Ohio University Press, 1993. ISBN 0-8040-0978-3.
  • Мариджо Мур ), New York: Nation Books, 2003. ISBN 1-56025 -511-0.
  • Бог красный: родное видение религии, Голден, Колорадо: North American Press, 1994. ISBN 1-55591-176-5.
  • , New York: Friendship Press, 1974. ISBN 0-377-00023-X.
  • , New York: Doubleday, 1977. ISBN 0-385-09790-5.
  • , Сан-Франциско: Harper Row, 1979. ISBN 0-06-450250-3.
  • , Нью-Йорк: Pantheon Books, 1984. ISBN 0-394-72566-2.
  • , Сан-Франциско: Straight Arrow Books, 1971.
  • Красная Земля, Белая ложь: коренные американцы и миф о научных фактах, Нью-Йорк: Скрибнер, 1995. ISBN 0-684-80700-9.
  • , New Йорк: Macmillan, 1971.
  • , Программа устной истории New York Times: проект исследования устной истории американских индейцев. Часть II; нет. 82.
  • , Вашингтон, округ Колумбия: Управление библиотечной и информационной службы, Министерство внутренних дел США, 1978 г.
  • , Солт-Лейк-Сити: Howe Brothers, 1984. ISBN 0-935704-22-1.
  • , Санта-Фе, Нью-Мексико: Clear Light Publishers, 1999. ISBN 1-57416-025-7.
  • , Голден, Колорадо: Fulcrum Pub, 1999. ISBN 1-55591-430-6.
  • (с Уилкинсом, Дэвидом Э.), Остин: Техасский университет Press, 1999. ISBN 0-292-71607-9.
  • , New York: Macmillan, 1970.
  • , Golden, Colorado: Fulcrum Pub, 2002.
  • , Fulcrum Publishing, Golden, CO. ISBN 978-1-55591-564-3 (pbk.); ISBN 1-55591-564-7. 2006

Дополнительная литература

  • ДеМалли, Раймонд Дж. (Декабрь 2006 г.). «Вайн Делориа младший (1933–2005)». Американский антрополог. Новая серия. 108 (4): 932–35. doi : 10.1525 / aa.2006.108.4.932.
  • Индейцы и антропологи: Вайн Делориа младший и Критика антропологии, изд. Томас Биолси, Ларри Дж. Циммерман, University of Arizona Press 1997, ISBN 0-8165-1607-3
  • Уничтожение догмы: Вайн Делориа-младший и его влияние на американцев Общество, изд. Стив Павлик, Дэниел Р. Уайлдкэт, Fulcrum Publishing 2006, ISBN 1-55591-519-1

См. также

  • Портал биографии

Примечания

Ссылки

Внешние ссылки

Архивные материалы

Последняя правка сделана 2021-06-18 14:05:20
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте