Символы Винчи

редактировать
Символы, относящиеся к культуре Винча артефакты Современный рисунок глиняного сосуда, обнаруженного в Винче, найденный на глубине 8,5 метров.

Символы Винчи, иногда известные как дунайское письмо, знаки Винча, сценарий Винча, сценарий Винча – Турдаг, Древнеевропейское письмо и т. Д. Представляют собой набор непереведенные символы найдены на артефактах эпохи неолита (6–5 тысячелетия до н.э.) из культуры Винча из Центральной Европы и Юго-Восточной Европы. Спорный вопрос о том, является ли это одной из самых ранних систем письма или просто символами.

Содержание
  • 1 Открытие
  • 2 Анализ
  • 3 Датировка и важность
  • 4 Опись
  • 5 Значение символы
  • 6 Мария Гимбутас и Винча в качестве предварительной записи
  • 7 См. также
  • 8 Примечания и ссылки
    • 8.1 Библиография
  • 9 Внешние ссылки
Discovery

В 1875 г., археологические раскопки под руководством венгерского археолога Жофия Торма (1840–1899) в Тордосе (ныне Турдаг, Румыния) обнаружили тайник с объектами, на которых нанесены ранее неизвестные символы. В 1908 году подобный тайник был найден во время раскопок, проводимых сербским археологом Милое Васич (1869–1956) в Винче, пригороде Белграда (Сербия ), примерно в 245 км от Турдага. Позже такие фрагменты были обнаружены в Банице, другой части Белграда. С 1875 г. только в Сербии было обнаружено более 150 памятников Винчи, но многие из них, в том числе сама Винча, не были полностью раскопаны. Таким образом, культура всей территории называется винчанской культурой, а символы часто называют винча-турдайской письменностью.

Обнаружение табличек Тэртэрии в Румынии группой под руководством Николае Власса в 1961 году возродило дебаты. Власса полагал, что надписи были пиктограммами, а другие предметы, найденные в том же месте, были впоследствии датированы углеродом до 4000 г. до н.э. (сами таблички не могут быть датированы физическими или химическими методами), на тринадцать столетий раньше, чем он ожидал, и даже раньше, чем системы письма шумеров и минойцев. Подлинность этих табличек оспаривается.

Анализ
Фрагмент глиняного сосуда с М-образным вырезом.

Большинство надписей нанесено на керамику, остальные - на керамике веретенообразные завитки, фигурки и небольшая коллекция других предметов. Сами символы состоят из множества абстрактных и репрезентативных пиктограмм, включая зооморфные (похожие на животных) изображения, гребни или узоры кистей и абстрактные символы, такие как свастики, кресты и шевроны. Более 85% надписей состоят из одного символа. Другие объекты включают группы символов, некоторые из которых расположены не особенно очевидным образом, в результате чего нельзя легко определить ни порядок, ни направление знаков в этих группах. Использование символов значительно различается между объектами; символы, которые появляются сами по себе, как правило, почти всегда появляются на горшках, в то время как символы, сгруппированные с другими символами, как правило, появляются на мутовках.

Датировка и важность

Важность этих находок обусловлена ​​тем фактом, что основная часть символов Винчи была создана в период между 4500 и 4000 гг. До н.э., причем символы были нанесены на глину Тэртэрии. Таблички, возможно, датируемые примерно 5300 г. до н.э. (датируются спорными ассоциациями). Это означает, что находки Винча предшествуют протошумерскому пиктографическому письму из Урук (современный Ирак ), которое обычно считается самой старой известной системой письма, более чем на тысячу лет.. Анализ символов показал, что они мало похожи на ближневосточную письменность, что привело к мнению, что эти символы и шумерское письмо, вероятно, возникли независимо.

Хотя известно большое количество символов, большинство артефактов содержат так мало символов, что они вряд ли представляют собой полный текст. Возможно, единственным исключением является Ситовская надпись в Болгарии, датировка которой оспаривается; Тем не менее, даже в этой надписи всего около 50 символов.

Инвентарь

Марко Мерлини разработал базу данных надписей Vinca, DatDas:

DatDas составляет каталог из 5 421 действительных знаков. Они записаны из корпуса из 1178 надписей, состоящих из двух или более знаков и 971 письменного артефакта (на некоторых находках есть две или более надписи).

Значение символов
Глиняная табличка, одна из табличек Тэртэрии найден около Тэртэрия, Румыния и датирован ок. 5300 г. до н.э. (подлинность оспаривается.)

Природа и назначение символов остается загадкой. Хотя были предприняты попытки интерпретировать символы, нет согласия относительно того, что они могут означать. Сначала считалось, что символы были простыми знаками собственности, означающими «это принадлежит X». Выдающийся сторонник этого мнения - археолог. В настоящее время от этой теории по большей части отказались, поскольку одни и те же символы неоднократно находили по всей территории культуры Винча, в местах на расстоянии сотен километров и лет друг от друга. Преобладает теория, что символы использовались в религиозных целях в традиционном сельскохозяйственном обществе. Если так, то тот факт, что одни и те же символы использовались на протяжении столетий с небольшими изменениями, предполагает, что ритуальное значение и культура, представленные символами, также оставались неизменными в течение очень долгого времени без необходимости дальнейшего развития. От использования символов, похоже, отказались (вместе с объектами, на которых они появляются) в начале бронзового века, что позволяет предположить, что новая технология принесла с собой значительные изменения в социальной организации и убеждениях.

Одним из аргументов в пользу ритуального объяснения является то, что предметы, на которых появляются символы, не имеют большого значения для их владельцев - их обычно можно найти в ямах и других свалках. Определенные предметы, в основном статуэтки, чаще всего находятся под домами. Это согласуется с предположением, что они были подготовлены для домашних религиозных церемоний, в которых знаки, вырезанные на объектах, представляют выражения: желание, просьбу, клятву и т. Д. После завершения церемонии объект либо не будет иметь дальнейшего значения (следовательно, будут утилизированы) или будут похоронены ритуально (что некоторые интерпретируют как вотивные подношения ).

Некоторые из символов «гребень» или «кисть», которые в совокупности составляют целую шестую часть всех символов на данный момент обнаружены, могут представлять собой числа. Некоторые ученые отметили, что более четверти надписей расположены на дне горшка, что, по всей видимости, маловероятное место для религиозной надписи. Культура Винча, похоже, довольно широко торговала своими товарами с другими культур (о чем свидетельствует широкое распространение горшков с надписями), поэтому вполне возможно, что "числовые" символы передавали информацию о ценности горшков или их содержимом. Другие культуры, такие как минойцы и шумеры использовали свои письменности в первую очередь как инструменты учета; символы Винчи могли служить аналогичной цели.

Другие символы (в основном те, которые ограничены основанием горшков) полностью уникальны. Такие знаки могут обозначать содержимое, происхождение / место назначения или производителя / владельца горшочка.

Мария Гимбутас и Винча в качестве предварительной записи

Главный сторонник идеи о том, что маркировка представляет собой письменность, а человеком, придумавшим название «древнеевропейская письменность», была Мария Гимбутас (1921–1994), археолог и защитник гипотезы о том, что «курганная культура » (на самом деле это кластер многих родственных культур и горизонтов) понтийской степи был археологическим выражением протоиндоевропейцев. Она реконструировала гипотетическую доиндоевропейскую «древнеевропейскую цивилизацию», которую она определяет как населявшую территорию между долиной Днестра и линией Сицилия-Крит. Гимбутас заметил, что неолит европейская иконография была преимущественно женской - тенденция, также видимая в начертанных фигурках культуры Винча - и пришел к выводу о существовании «матристики » (ориентированная на женщину, но не обязательно матриархальная ) культура, поклонявшаяся различным богам и богиням. (Гимбутас не постулировала единую универсальную Великую Богиню.) Она также включила знаки Винча в свою модель Старой Европы, предполагая, что они могут быть либо системой письма для древнеевропейского языка, либо, что более вероятно,, своего рода «предписание» символической системы. Однако сами логотипы Винча не были обнаружены на территории, более широкой, чем юго-восточная Венгрия, западная Румыния и западная Болгария, как описано Винном.

См. Также
Примечания и ссылки

Библиография

  • Гимбутас, Мария. 1974. Богини и боги Старой Европы 7000–3500 гг. До н.э., Мифы, легенды и культовые образы
  • Гриффен, Тоби Д., Расшифровка сценария Винчи [1], 2007.
  • Хаарманн, Харальд. 2010. Einführung in die Donauschrift. Буске, Гамбург. ISBN 978-3-87548-555-4.
  • Винн, Шан М.М. 1981. Предварительная письменность в Юго-Восточной Европе: знаковая система культуры Винча, ок. 4000 г. до н. Э.
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-18 14:12:34
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте