Вильгельм Грёнбех

редактировать
Датский филолог
Вильгельм Грёнбех
Vilhelm Grønbech.jpg
Родился(1873-06-14) 14 июня 1873 г.. Аллинге-Сандвиг, Дания
Умер21 апреля 1948 (1948-04-21) (74 года). Хельсингёр, Дания
ГражданствоДатский
Академическое образование
Alma mater
Учебная работа
Дисциплина
  • Филология
Субдисциплина
Учреждения
  • Копенгагенский университет
Основные интересыгерманское язычество

Вильгельм Петер Грёнбех (14 июня 1873 - 21 апреля 1948) был датским филологом и историком религии. Он был профессором истории религии в Копенгагенском университете, а также оказал большое влияние на интеллектуальную жизнь Дании, особенно во время и после Второй мировой войны.

Содержание

  • 1 Жизнь и карьера
  • 2 Публикации и мнения
  • 3 Влияние
  • 4 См. Также
  • 5 Ссылки
  • 6 Дополнительная литература

Жизнь и карьера

Грёнбех родился в Аллинге на Борнхольме. Его семья переехала в Копенгаген, и с 1890 года он изучал филологию в Копенгагенском университете (датский язык с латинским и английским в качестве второстепенных предметов), работая в Королевской библиотеке и в качестве школьного учителя.. В 1902 году он получил докторскую степень по изучению исторической фонетики турецкого, после чего начал преподавать в университете сначала в качестве доцент, а затем с 1908 по 1911 год в качестве лектора. по английской литературе, одновременно работая церковным органистом. Опубликовал сборник стихов и исследование диалекта Бухары. В 1909 году был опубликован первый том его труда о германском язычестве, Vor Folkeætt i Oldtiden (английское название «Культура тевтонцев»), а в 1911 году он стал доцентом по истории религии. После выхода в свет оставшихся трех томов «Vor Folkeætt i Oldtiden» в 1912 г. и связанного с ним эссе «Religionsskiftet i Norden» о преобразовании Скандинавии (1913 г.), Лейпцигский университет В 1914 году стремился присвоить ему профессуру, а в 1915 году он был назначен профессором истории религии в Копенгагене, и эту должность он занимал до 1943 года. В начале своей карьеры он также преподавал в государственном педагогическом колледже, а с 1918 по 1920 год возглавлял Датское общество психических исследований.

Во время немецкой оккупации Дании во время Второй мировой войны лекции Грёнбека собирали большую аудиторию, а после войны он вместе с теологом основал периодическое издание. Он работал с 1946 по 1948 год, главным спонсором был Грёнбех, и быстро стал успешным, набрав 6000 подписчиков в течение нескольких месяцев после его основания. Некоторые из его статей, опубликованных там, были переизданы в посмертных сборниках; серия лекций 1943 г. в Копенгагене была опубликована на основе стенографических транскрипций как Lyset fra Akropolis (Свет с Акрополя, 1950).

Грёнбех был номинирован на Нобелевскую премию по литературе одиннадцать раз. В год выхода на пенсию Аллинге присвоил ему почетное гражданство, а Датская королевская академия наук и литературы предоставила ему бесплатное проживание в Лундехаве в Хельсингере ; он умер в Хельсингёре в 1948 году.

Грёнбех был женат дважды: в 1900 году на Полине Рамм, умершей в 1946 году, и в августе 1947 года на Онорин Луизе Хермелин, ректор шведской народной средней школы для женщин в Фогельстаде в Швеции. Его сын Кааре Грёнбех, 1901 года рождения, был специалистом по азиатским языкам. Грёнбех приказал уничтожить свои документы, но в Королевской библиотеке есть большой архив.

Публикации и мнения

Несмотря на то, что Грёнбек получил образование филолога, в его самой ранней крупной работе, Vor Folkeætt i Oldtiden, основное внимание уделялось на анализе ключевых терминов, чтобы понять суть религии и, следовательно, культуры. Позже он применил тот же метод к изучению греческих, средневековых и индийских мистиков (Mystikere i Europa og Indien, 4 тома, 1925, 1932, 1934, последний том был посвящен поэтам 19 века) и двум исследованиям Греции и Индии. Эллинистический Рим, эллинизм (1940; опубликовано 2 тома, планируемый третий не завершен) и Эллада (4 тома, 1942, 1944, 1945). Он был необычайно способен погрузиться в систему мышления, которую хотел изобразить, так что, по словам своего англоязычного биографа, он мог «писать о [этом], как если бы он принимал ее тезисы и принципы», и «это невозможно точно определить, какими должны были быть его собственные религиозные - не говоря уже о политических - убеждениях ». Признание множественности реальностей (но только одной реальности) является лейтмотивом в его творчестве, и он дал свой второй сборник стихов, опубликованный в 1941 году, под названием Solen har mange veje (У солнца много путей).. Начиная с много переизданного эссе 1915 года «Primitiv Religion», он занял тогда революционную позицию в отношении «примитивной» мысли, отвергнув эволюционную гипотезу, лежащую в основе таких работ, как Фрейзер Золотая ветвь и вместо этого считают, что так называемая «примитивная» религия столь же сложна, как и современная религия, и отличается от нее прямыми отношениями между «примитивными» людьми и их миром; он утверждал, что ярлык «примитивной» означает меньше о них, чем о «нашем собственном удивлении, что люди могут отличаться от нас». Эта открытость в сочетании с частым использованием им перефразирования может затруднить отличие его собственной позиции от позиций мыслителей, которых он изображает, например, в его презентации мысли Эмпедокла в Элладе, том 4.

Грёнбех действительно имел фундаментальное убеждение в важности «гармонии», которую он рассматривал как проникновение в жизнь религии, в частности общества, составляющего «сообщество верующих». Он считал акцент на личности деструктивным по отношению к этому и поэтому подверг критике Кьеркегора в нескольких своих работах, однажды охарактеризовав его как «последнее ответвление средневекового мистицизма с его эгоистическими интересами и схоластикой, которая отождествлялась с ним».. Он критически относился к Гете, о котором он написал двухтомную книгу (1935, 1939), потому что, стремясь к гармонии, он не понимал необходимости общины верующих. Напротив, он, кажется, чувствовал родство с Гердером и был впереди литературной моды в оценке как Шлегеля, так и Блейка.

. В целом Гренбек относился к мистикам с подозрением. поскольку он считал мистический опыт по своей сути эгоистичным; он пришел к такому выводу после своего раннего мистического опыта. Он сделал исключения, например, для Вордсворта, которого он считал мистиком, достигшим гармонии; во всем томе своего труда о мистике, посвященном Святой Терезе, он пишет о ней с «ироническим юмором [u] r», но характеризует ее как «подорвавшую авторитет, к которому она апеллировала», способствуя революция мысли, которая «вырвала человека из общности его церкви». По его мнению, изложенному в его второй крупной работе, Religiøse strømninger i det nittende aarhundrede («Религиозные течения девятнадцатого века», 1922; переводное издание «Религиозные течения в 19-м веке», 1964), эта революция открыла новую эпоху кризиса. в западной религии началась не в шестнадцатом веке с протестантской реформации, а примерно в 1770 году с развития романтизма, и дарвиновская теория эволюции восстановила веру в Вселенная законов и была основой новой религиозной гармонии. Он также считал эту книгу жизненно важным средством объединения современных людей в рамках общего опыта, «вывода современного человека из его одинокого заточения».

Книга Грёнбека об эллинизме была результатом его работы над тремя -объемный анализ раннего христианства, Иисуса, menneskesønnen (Иисус, Сын Человеческий, 1935), Паулюса (Святой Павел, 1940) и Кристуса (Христос, 1941). Он истолковал Иисуса как «возбудителя мира духа», пытавшегося создать Царство Божье на земле; первая книга «Иисус» написана проще, чем другие его работы, и вызвала негативную реакцию, но стала его самой читаемой книгой. Один обозреватель Иисуса заметил, что темой Гренбека, которую он видел в Иисусе, была заповедь просто жить, а не анализировать мораль. Два других тома и работа по эллинизму появились только после того, как Дания оказалась под оккупацией, и его трактовку эллинистического Рима часто можно рассматривать как применимую к его собственному периоду.

Влияние

Грёнбека идеи были влиятельными в Дании и достигли широкой популярной аудитории. Его труды и, в частности, Frie Ord, как часто говорят, послужили толчком к созданию Heretica, влиятельного литературного журнала, издававшегося с 1948 по 1953 год; третий выпуск содержит три статьи, написанные в память о нем после его смерти, из которых статья поэта и соредактора Торкильда Бьёрнвига называется «Еретик»

Общество Гренбека было образована в Копенгагене в 1994 году.

См. также

Ссылки

Дополнительная литература

  • Торкил Кемп. Вильгельм Грёнбех. Копенгаген: Браннер, 1943. OCLC 463196632. (на датском)
  • Пол Холст. Вильгельм Грёнбех - En bibliografi. Копенгаген: Браннер, 1948. OCLC 13260558. (на датском языке)
  • Биргит Хелен Хансен. Омкринг Еретика. Вильхельм Грёнбекс за вознаграждение за жирные деньги для Hereticas første årgang, med særligt henblik på Ole Wivels produktion. Орхус: Академиск Богандель, 1970. 2-е изд. 1972 г. OCLC 871500201. (на датском языке)
  • Эйвинд Риисгард. Vilh. Grønbechs kulturopgør. 2 тт. Копенгаген: Gyldendal, 1974. ISBN 9788700380110. (на датском языке)
  • Дж. Приц-Йохансен. Religionshistorikeren Вильхельм Грёнбех. Копенгаген: Gyldendal, 1987. ISBN 9788700083448. (на датском языке)
  • Йоханнес Адамсен. Дар Скорпионов: Вильхельм Грёнбекс критикует христианский мир и культуру - я узнал о пастухах и Ницше. Højbjerg: Hovedland, 2002. ISBN 9788777395871 (на датском языке)
  • Стефанссон, Финн (17 июля 2011 г.). "Вильгельм Грёнбех". Nordisk Mytologi (на датском языке). Получено 3 сентября 2020 г. CS1 maint: ref = harv (link )

.

Последняя правка сделана 2021-06-18 13:32:16
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте