Висенте Аранда | |
---|---|
Висенте Аранда в 2010 г. | |
Родился | Висенте Аранда Эскерра. (1926 г. -11-09) 9 ноября 1926 г.. Барселона, Испания |
Умер | 26 мая 2015 г. (2015-05-26) (88 лет). Мадрид, Испания |
Род занятий | Кинорежиссер, сценарист |
Годы работы | 1964–2015 |
Висенте Аранда Эскерра (Испанский: ; 9 ноября 1926 - 26 мая 2015) был испанским кинорежиссером, сценаристом и продюсером.
Благодаря своему утонченному и индивидуальному стилю он был одним из самых известных испанских режиссеров. Он начинал как член-учредитель Барселонской школы кино и стал известен тем, что воплощал в жизнь современные испанские романы на большом экране. Аранда также была известна тем, что исследует сложные социальные проблемы и вариации на тему желания, используя коды мелодрамы.
Любовь как неуправляемая страсть, эротизм и жестокость - постоянные темы в его фильмографии. Откровенное исследование сексуальности - одна из отличительных черт его работы, как видно из его самого успешного международного фильма: Amantes (1990) (Lovers).
Висенте Аранда Эскерра родился в Барселоне 9 ноября 1926 г. Он был младшим сыном в большой и бедной семье, эмигрировавшей из Арагона в Барселону за двадцать лет до своего рождения. Он почти не знал своего отца, странствующего фотографа, который умер, когда ребенку было всего семь лет. Гражданская война в Испании, в которой его семья встала на сторону проигравших республиканцев, ознаменовала его детство. Думая, что война будет более терпимой в маленьком городке, чем в Барселоне, семья переехала в начале войны в Пеньяльба, родную деревню его матери. Ужасная ситуация там, недалеко от фронта в Арагоне, вынудила их вернуться в Барселону в 1938 году.
После окончания войны Аранда проводил много времени в местном кинотеатре, вопреки желанию его. мать, которая стала нюхать его по возвращении в поисках следов дезинфицирующего средства, которое распыляли в кинотеатрах того времени. Он так и не закончил формальное обучение. В тринадцать лет он начал работать, чтобы поддерживать свою семью. У него было много разных работ в своем родном городе, он пробовал множество профессий, прежде чем последовал за своим братом Пальмиро в Венесуэлу в 1952 году. Он эмигрировал по экономическим и политическим причинам. В Венесуэле Аранда работал грузовым техником в американском судоходном бизнесе. Позже он направил программы на NCR. Через семь лет он вернулся в Испанию в 1959 году.
Богатый и женатый по возвращении, он намеревался стать писателем, но обнаружил, что у него недостаточно таланта писателя. Он присоединился к культурной элите Каталонии, и его вдохновили попробовать свои силы в кинопроизводстве. Ему не разрешили поступить в Школу кино в Мадриде, потому что он не окончил среднюю школу. В Барселоне, будучи полностью самоучкой, Аранда нашел способ снять свой первый полнометражный фильм.
Когда Аранде было почти 40 лет, когда он начал сниматься, он добился международного успеха только в 60 лет. У него была долгая и плодотворная карьера, он снял 27 фильмов за более чем 40 лет работы в качестве режиссера.
Висенте Аранда был дважды женат. Его первая жена, Луиза, имя, которое он неоднократно использовал для главных героинь в своих фильмах, покончила жизнь самоубийством через несколько лет после развода. Детей у них не было. Вторая жена Аранды, Тереза Фонт, была на тридцать лет младше его. Она была редактором его фильмов с середины 1980-х; у них было две дочери, но они расстались за несколько лет до смерти Аранды.
Аранда дебютировал в качестве режиссера с малобюджетным фильмом Брильянте Порвенир (1964).) (Многообещающее будущее) в со-режиссуре со сценаристом Романом Губерном, чтобы избежать проблем с гильдией режиссеров Испании. В фильме, вдохновленном американским романом Великий Гэтсби, в фильме использована эстетика неореализма в рассказе о молодом человеке из провинции, который пытается пробиться в середину Каталонии. Брильянте Порвенир, вырезанный цензорами, был холодно воспринят публикой и критиками. Эта неудача заставила Аранду обратиться к экспериментальной форме создания фильмов для своего следующего проекта.
Второй фильм режиссера, Fata Morgana (1965), необычная работа в испанском кино - экспериментальный фильм, основанный на сценарии, написанном с Гонсало Суаресом. Графический визуальный стиль фильма был вдохновлен телевизионной рекламой и комиксами. Игнорированный после выпуска, Фата Моргана в конечном итоге будет признан за то, что вдохновил особую эстетику китча Ла Эскуэла де Барселона (Барселонская школа кино), авангардного движения, которое стремилось к творческим инновациям в Испанские фильмы.
В последующие годы работы Аранды играли между расширением художественной оболочки и использованием виртуального стиля, взятого из средств массовой информации. В этих фильмах Аранда обратился к устоявшимся жанрам кино с прицелом на их пересмотр и модернизацию.
Поскольку его первые роли не были широко представлены, Аранда снял коммерчески ориентированный фильм с фантастическим и эротическим подтекстом: Las Crueles (1969) (Изысканный труп ). В нем загадочная женщина разрабатывает план мести бездушного издателя за смерть своей девушки. Этот фильм был сопряжен с рядом проблем: он долго снимался; Во время съемок Аранда попал в аварию, из-за которой он работал на носилках, и, наконец, он вступил в судебную тяжбу с продюсерами. Аранде потребовалось много лет, чтобы вернуть себе право собственности на этот фильм. Этот опыт заставил его основать собственную продюсерскую компанию: Morgana Film, которая сняла его следующие шесть фильмов.
В La Novia Ensangrentada (1972) (The Blood Spattered Bride), свободная адаптация фильма Кармилла, вампир-лесбиянка, нанимает молодую невесту, чтобы помочь ей отомстить всем мужчинам. Жанровый фильм для культурной элиты, ускользавший от цензуры в силу своей непонятности. По собственному признанию Аранды, он пожертвовал условной связностью ради кинематографических и феноменологических возможностей каждого действия. Фильм распространялся на международном уровне в США, Франции и Италии.
Аранда начала использовать коды мелодрамы с Clara es el Precio (1974) (Клара - цена), необычная смесь мелодрамы, пародии и сюрреалистической комедии. Он сыграл Ампаро Муньоса, будущую Испанию Мисс Вселенная, на роль наивной домохозяйки, плывущей по течению в мире без табу. Она преследует карьеру порнографического киноактрисы, чтобы финансировать бизнес-проект для своего бессильного мужа.
Это было сделано во время Эль Destape, в период испанского кино, который имел распространение наготы в фильме в условиях новых социальных свобод в политический период после перехода Испании к демократии. Попытка фильма о Кларе шокировать также была его целью. Как и сюрреалисты, способность Аранды шокировать сама была политическим заявлением. «Мы жили в состоянии согласия, и это фатально для кино», - жаловался он, - «Мы стали нашими собственными цензорами, и все, что мы хотим делать, это забывать, молчать, не говорить».
После окончания франкистской Испании социальная цензура была отменена. В условиях новой вседозволенности Аранда снял более смелые фильмы, такие как Cambio de Sexo (1976) (Смена пола), умело затрагивая тему транссексуальности и используя ее как воплощение современный политический переход. Этот фильм знаменует собой поворот в фильмографии Аранды.
Он начал использовать более реалистичный стиль, а не стильную эстетику, характерную для его ранних фильмов. Камбио де Сексо также знаменует начало его долгого сотрудничества с Викторией Абрил, которая стала его любимой актрисой. В течение следующих трех десятилетий режиссер и звезда вместе снялись в дюжине фильмов, которые стали для обоих триумфальными. Камбио де Сексо драматизирует развитие дестапе - период конца 1970-х - начала 1980-х годов в Испании, характеризующийся гораздо более открытым изображением секса в прессе, литературе и кино.
Камбио де Сексо рассказывает историю молодого женоподобного мальчика, которого играет Виктория Абрил, который живет на окраине Барселоны и сбегает в город, чтобы узнать о своем желании стать женщиной. Характер молодого человека - воплощение перемен в Испании с политическими крайностями бескомпромиссной ортодоксии и безудержной анархии. Камбио де Сексо привлек внимание публики своей неоднозначной темой, и он былвыпущен к критике.
Сексуальность и прошлое, ключевые темы в творчестве Аранды, находятся в центре La Muchacha de las Bragas de Oro (1980) (Девушка в золотых трусиках). Это была адаптация популярного романа его соотечественника-каталонца Хуана Марсе, в котором Аранда проявил более зрелый стиль. Персонаж-фалангист пишет свои мемуары и формирует свое прошлое в соответствии с новыми демократическими реалиями. Его мир лжи рушится, когда он сталкивается с его беззаботной племянницей, которая игриво начинает игру в соблазнение.
Всегда интересовавшийся литературой, в течение следующих пятнадцати лет Аранда стал главным автором популярных современных романов Испании в кино. Его фильмы были адаптированы от коротких рассказов до романов, а также биографий. Его выбор обычно определялся центральной ролью эротически определенного женского персонажа и современной истории, подчеркивающей влияние среды на формирование действий.
Для Аранды адаптация литературного произведения не связана с трудностями, связанными с верностью. или его отсутствие к исходному тексту. Для него роман был сырьем для создания новых форм: «Что касается адаптации, я чувствую себя очень комфортно, делая ее. У меня нет проблем с авторством. Я не думаю, что я буду больше автором, если я написать сценарий того, что я читал в газетах или видел на улице, если я возьму роман и сделаю фильм на основе его содержания ».
После того, как в Испании установилась демократия, Аранда снял фильм, политически заряженный последствиями франкистской Испании: Asesinato en el Comité Central (1982) (Убийство в Центральном комитете). В этом триллере отключение электричества прерывает работу коммунистического конгресса. Когда снова включается свет, лидер найден мертвым, убитым. Фильм основан на одном из романов Мануэля Васкеса Монтальбана, в котором фигурирует крутой детектив по имени Пепе Карвалью. Эта интрига не уступает комментарию Аранды о переходе Испании к демократии. «По правде говоря, я не могу вспомнить другой фильм, посвященный этому увлекательному периоду», - заявил он, - это своего рода коллективная амнезия по поводу времени ».
Большая часть действия фильма фильтруется через заголовки и телевизионные репортажи, имитирующие то, как испанская публика пережила переходный период. Похороны коммунистического лидера, показанные по телевидению, - это хитрый монтаж плакальщиц на похоронах Франко. Долорес Ибаррури (лидер испанских коммунистов, живший в изгнании в Советском Союзе на протяжении большей части франкистского периода) изображается как дряхлая старая дама, которая сидит рядом с жертвой, но не осознает, что она мертва. Как и La Muchacha de las Bragas de Oro, это был фильм об объединении экстремистов в условиях демократии, в данном случае для раскрытия преступления. Whodunnit? это неважно. Как восклицает министр внутренних дел: «Так же, как нам пришлось все забыть, вы должны сделать то же самое».
Это была первая работа Аранды, которую снимали в Мадриде, а не в его родной Барселоне. Фильм не имел коммерческого успеха.
Аранда адаптировала детективный роман популярного каталонского писателя Андреу Мартина нуар , Prótesis. Он превратил главного героя-мужчину в женщину и назвал свой фильм Fanny Pelopaja (1984). В фильме показаны жестокие отношения любви и ненависти между преступницей и коррумпированным полицейским, с которым она хочет свести счеты.
При софинансировании французских продюсеров, фильм был снят в Барселоне с испанскими актерами и съемочной группой, а также с двумя французскими актерами в главных ролях. Недовольный французским дубляжом фильма, сделанным без его опеки, Аранда попытался остановить премьеру фильма во Франции. Он был выпущен под названием Á coups de crossse. В результате этого спора Аранда продал акции фильма в Morgana Films, производственной компании, которую он создал. Фанни Пелопая не смогла найти публику, когда впервые была выпущена, но теперь она стала одной из самых популярных работ Аранды.
Аранда согласился, чтобы заработать немного денег. работа, чтобы принять участие в La Huella del Crimen (След преступления), телесериале, состоящем из шести эпизодов, посвященных печально известным преступлениям в Испании. Он был одним из нескольких известных испанских режиссеров: Педро Олеа, Анджелино Фонс, Рикардо Франко, Хуан Антонио Бардем, Педро Коста и Висенте Аранда, каждый из которых был приглашен снять эпизод.
Глава Аранды, El Crimen del Capitán Sánchez (1984) (Преступление капитана Санчеса), считалась лучший эпизод сериала. Сделанный в формате 16 мм и с очень небольшим бюджетом, этот часовой фильм рассказывает историю, в которой кровосмешение, ревность и смерть смешались в Испании в начале 20 века. Главный герой - военный, который поддерживает свою бедную семью и платит свои игровые долги, создавая хитроумную ловушку для выманивания денег у тех, кто попался на чары его симпатичной старшей дочери.
Карьера Аранды
Wikimedia Commons has media related to Vicente Aranda. |