Наместник Христа (от латинского Vicarius Christi) термин использовались по-разному и с разными богословскими коннотациями на протяжении всей истории. Первоначальное понятие викария - это «земной представитель Христа », но оно также используется в смысле «человек, действующий как приходской священник вместо реального человека». Этот титул теперь используется в католицизме для обозначения епископов и, более конкретно, исторически использовался для епископа Рима (папы).
В течение истории христианства титул Наместника Христа использовался по-разному, с последствиями для теологического, пастырского или другого времени.
Первое упоминание о понятии Наместника Христа упоминается в Послании магнезианцам из Св. Игнатий, епископ Антиохийский, который, возможно, был учеником Апостола Иоанна и Святого Петра, с пастырским смыслом, написанным между годами 88 и 107 г. н.э. «ваш епископ председательствует вместо Бога (...)». Хотя Игнатий явно не использовал термин Наместник Христа, он ясно излагает эту концепцию. Совсем недавно в догматической конституции Второго Ватиканского собора о церкви Lumen gentium отмечалось, что епископы являются «священниками и посланниками Христа», а в Катехизисе католической церкви отмечается, что каждый Епископ управляет своей епархией «наместником Христа».
Второе зарегистрированное использование термина «Наместник Христа» встречается в посланиях Тертуллиана в 3 веке, с другой богословский подход к Святому Духу, то есть, поскольку Христос физически не совершает чудес в Церкви, Святой Дух действует как Его Наместник от его имени, совершая чудеса и предотвращая ошибку Церкви. Неизвестно, широко ли этот термин использовался в ранней церкви, или это было личное богословское наблюдение Тертуллиана.
Третье употребление термина «Наместник Христа» появляется в V веке в синоде епископов для обозначения Папы Геласия I. Богословский подтекст этого титула приобрел пастырский смысл, вызывая слова Христа, обращенные к апостолу Петру, которого первый католический Папа считал в Иоанна 21: 16-17: «Накорми моих ягнят... Накорми моих овца », поэтому Христос сделал Петра своим наместником и пастором, который должен был кормить свое стадо (то есть Церковь) вместо него.
Однако использование этого титула для обозначения пап в ранней церкви было нестабильным, и несколько вариантов использования викария использовались для Папы как «Наместник Петра», что указывает на то, что они были преемниками Святого Петра, «Наместником Князя Апостолов» или «Наместником Апостольского» См. Среди других вариантов. Этот титул используется Римским Миссалом в их молитвах за умершего Папы и присяге на верность св. Бонифаций - Папе Григорию II. С 1200 года папы постоянно использовали этот титул, за исключением Папы Франциска. Настаивая на том, что он - и только он - имел право отстранять епископов от должности, Папа Иннокентий III апеллировал к титулу Наместника Христа. Иногда Папы, такие как Николай III, использовали «Наместник Бога» в качестве эквивалентного названия. В редакции Annuario Pontificio 2012 года «Наместник Иисуса Христа» является вторым официальным титулом Папы. (первым был «епископ Рима»).
Другое использование этого титула, с другим значением, появилось в Восточных церквях, в употребление между V и VI веками, термин использовался для обозначения византийского императора, показывая вершину цезаропапизма. Хотя решения относительно доктрины, литургии и духовности оставались на усмотрение епископов (особенно в церковных соборах, где Император часто играл ключевую роль со времен Константина Великого), Император постоянно оказывал огромное влияние на Церковь, на которую все чаще возлагались задачи по служению короне, такие как наблюдение за светскими властями.