Via ferrata

редактировать

Альпинисты на виа феррата вверх Piz Mitgel в Граубюнден, Швейцария Вершина Феррата Сандро Пертини в Доломитовых Альпах, Италия

A via ferrata (итальянский для «железного пути», множественное число vie ferrate или по-английски via ferratas) - это защищенный маршрут для скалолазания в Альпах и некоторых других местах. Термин «via ferrata» используется в большинстве стран и языков, за исключением немецкоязычных регионов, где используется Klettersteig - «путь для восхождения» (множественное число Klettersteige).

Содержание
  • 1 Инфраструктура
  • 2 История
    • 2.1 Истоки
    • 2.2 Первая мировая война: Доломиты
    • 2.3 Via delle Bocchette: классическая Виа феррата
    • 2.4 Последние события
  • 3 Оценка
  • 4 Безопасность и оборудование
    • 4.1 Предпосылки
    • 4.2 Набор Via Ferrata
      • 4.2.1 Поглотитель энергии
      • 4.2.2 Карабины
    • 4.3 Другое оборудование
  • 5 Маршруты
    • 5.1 Италия
      • 5.1.1 Доломиты
      • 5.1.2 Прочие виа ферраты в Италии
    • 5.2 Испания
    • 5,3 Австрия
    • 5,4 Франция
    • 5,5 Швейцария
    • 5,6 Германия
    • 5,7 Остальная часть Европа
      • 5.7.1 Андорра
      • 5.7.2 Босния и Герцеговина
      • 5.7.3 Болгария
      • 5.7.4 Чешская Республика
      • 5.7.5 Косово
      • 5.7.6 Норвегия
      • 5.7.7 Румыния
      • 5.7.8 Словакия
      • 5.7.9 Словения
      • 5.7.10 Швеция
      • 5.7.11 Соединенное Королевство
    • 5.8 Остальной мир
      • 5.8.1 Канада
      • 5.8.2 Китай
      • 5.8.3 Япония
      • 5.8.4 Кения
      • 5.8.5 Лаос
      • 5.8.6 Малайзия
      • 5.8.7 Мексика
      • 5.8.8 Новая Зеландия
      • 5.8.9 Оман
      • 5.8.10 Перу
      • 5.8.11 Объединенные Арабские Эмираты
      • 5.8.12 United S tates
  • 6 См. также
  • 7 Ссылки
  • 8 Дополнительная информация
Инфраструктура

Виа феррата - это маршрут для подъема, в котором используются стальные тросы, ступеньки или лестницы, прикрепленные к скале, к которой альпинисты прикрепляют ремни безопасности с двумя поводками, которые позволяют альпинистам закрепиться на металлическом приспособлении и ограничить любое падение. Кабель и другие приспособления, такие как железные перекладины, колышки, резные ступени, лестницы и мосты, также служат опорами и опорами для рук. Это позволяет лазать по опасным маршрутам без риска незащищенного лазания и лазания или необходимости в техническом альпинистском снаряжении. Они расширяют возможности доступа к сложным вершинам в качестве альтернативы скалолазанию и альпинизму, которые требуют более высоких навыков и более специализированного снаряжения.

Виа феррата могут быть разными. длиной от коротких маршрутов, занимающих менее часа, до длинных, сложных альпийских маршрутов, охватывающих значительные расстояния и высоту (1000 метров (3300 футов) или более подъема) и требующих восьми или более часов для прохождения. В некоторых областях, таких как Доломиты Брента, можно соединиться через ферраты вместе, ночевать в горных убежищах и, таким образом, провести обширные многодневные альпинистские туры на большой высоте. Сложности виа феррата могут варьироваться от маршрутов, которые представляют собой не более чем тропы, хотя и в драматических и открытых ситуациях, до очень крутых и напряженных маршрутов, частично нависающих, требующих силы - если не техники - серьезного скалолазания. Как правило, виа ферраты проходят на подъеме, хотя по ним можно спуститься.

Истоки виа феррата восходят к девятнадцатому веку, но их часто связывают с Первой мировой войной, когда несколько из них были построены в Доломитовых горных районах Италии, чтобы помочь движение войск. В настоящее время в европейских Альпах существует более 1000 виа феррата. Большинство из них находится в Италии и Австрии. Остальные встречаются в ряде европейских стран и в нескольких местах в других местах. Виа ферраты традиционно ассоциировались с известняковыми горными районами, особенно с Доломитами и Северными известняковыми Альпами, поскольку крутой характер местности создает необходимость в некоторой форме защищенных троп, в то время как наличие уступов и естественных слабые стороны означают относительно простые, но полезные маршруты могут быть найдены. Однако теперь они встречаются на самых разных территориях.

История

Происхождение

Простые охраняемые тропы с лестницами и основными средствами защиты, вероятно, существовали в Альпах на протяжении веков, помогая соединять деревни с их высокими пастбищами. Строительство того, что можно было рассматривать как предшественников современных виа феррата, восходит к развитию альпийских исследований и туризма в девятнадцатом веке. В 1843 г. под руководством Фридриха Симони был построен маршрут по Дахштайну ; он включал в себя набор средств для лазания с железными штырями, ручными крючками, резными опорами для ног и веревками. В 1869 г. между вершинами Гросглокнер была закреплена веревка, а в 1873 г. было установлено фиксированное ограждение на Цугшпитце. В Пиренеях железные приспособления для лазания были установлены на Пик-дю-Миди-д'Оссау в 1880 году, а в Ордесе в 1881 году. В Северных известняковых Альпах появились первые маршруты, которые все еще используются сегодня как via ferratas: в 1899 г. была построена дорога Хайльброннер в немецких Альпах Альгау, вскоре за ней последовали Эггерштайг (1903 г.) и Вильдауэрштайг (1911 г.) в Вильдер-Кайзере в Австрии. В Доломитовых Альпах в 1903 году была проложена альпинистская тропа по западному гребню Мармолада (нем. Marmolata), а до того, как была завершена тропа Посснекера вверх по Пиц-Сельве в группе Селла Первая мировая война.

Первая мировая война: Доломиты

В 1914 году Доломиты входили в состав Австро-Венгерской империи, которая входила в Центральную Полномочия во время Первой мировой войны. В 1915 году Италия присоединилась к союзу Великобритании, Франции и России и объявила войну Центральным державам. Войска Австрии были сильно задействованы в России и немедленно отошли к линии обороны, проходившей через Доломитовые Альпы. До конца 1918 года австрийцы (при поддержке войск из Южной Германии) и итальянцы вели жестокую войну в горах Доломитовых Альп; не только друг против друга, но и против враждебных условий. Обе стороны пытались захватить вершины, чтобы установить наблюдательные пункты и полевые орудия. Чтобы помочь войскам передвигаться на большой высоте в очень сложных условиях, к скалам были прикреплены постоянные линии и установлены лестницы, чтобы войска могли подниматься по крутым склонам. Они также пытались создать туннели под пиками и управлять ими для атаки оттуда (см. Мины на итальянском фронте ). Окопы, землянки и другие реликвии Первой мировой войны можно найти рядом со многими виа феррата. На улице Торри 5 и вокруг Лагацуой есть обширный музей под открытым небом, где происходили очень тяжелые бои. Эта военная сеть виа феррата была восстановлена, но только после Второй мировой войны: стальные тросы заменили веревки, а железные лестницы и металлические перекладины, закрепленные в скале, заменили хлипкие деревянные конструкции, используемые войсками. Эти маршруты теперь обслуживаются Club Alpino Italiano (CAI; Italian Alpine Club ).

Проволочный мост "Seufzerbrücke" на Постальмкламм-Клеттерштайг около Зальцбурга, Австрия

Via delle Bocchette: классическая виа феррата

В 1930-х годах Società degli alpinisti tridentini (SAT) вместе с CAI начали работу по сокращению и улучшению доступа к альпинистским маршрутам в Доломитовых Альпах Брента путем установки искусственных вспомогательных средств и защиты. Естественные линии и маршруты в скале были связаны, и система маршрутов начала разрабатываться, работа продолжалась после Второй мировой войны. Виа делле Боккетте была открыта альпинистами и постепенно приобрела самостоятельную классическую репутацию, которую до сих пор сохраняет. При разработке Виа делле Боккетте соблюдалась определенная этика - были сведены к минимуму вспомогательные средства для скалолазания, а маршруты сознательно не выходят на какие-либо вершины - подход, которому иногда, но не всегда, следуют современные виа феррата. Виа делле Боккетт помогла основать идею самостоятельного использования виа феррата, а не доступа к вершинам или восхождениям.

Последние события

Виа феррата продолжает расти в популярности. В 1970-х и 80-х годах развитие оставалось сосредоточенным на традиционных территориях (Доломитовые Альпы и Северные известняковые Альпы). Маршруты в основном разрабатывались альпинистским сообществом, часто при активном участии одного из соответствующих альпийских клубов (хотя время от времени возникали споры и возражения против некоторых добавленных маршрутов). В 1990-х и 2000-х годах разработка стала более коммерческой и привлекла больше организаций: виа ферраты стали рассматриваться как полезный способ поощрения туризма и расширения спектра мероприятий, доступных для посетителей, и поэтому маршруты были разработаны местными сообществами, центрами активного отдыха., канатные дороги, горные убежища и другие, а также постоянное участие альпийских клубов. Развитие виа феррата распространилось за пределы своих первоначальных районов на остальные Альпы и за их пределы. Первые виа ферраты во Франции были построены в 1988 году; к 2003 году их было 100. В то время как высокогорные виа ферраты продолжали развиваться, в современную эпоху наблюдается рост более «спортивных» маршрутов, иногда ближе к долине и часто более сложных по природе, с очень крутыми участками и требующими высоких прочность. Маршруты проложены в живописных местах, рядом с водопадами или каньонами. Другие маршруты включают в себя такие особенности, как проволочные мосты и даже тросы, призванные повысить их привлекательность для посетителей. Восхождение на феррата стало признанным самостоятельным горным занятием, с его собственными путеводителями, оборудованием, системой оценок и энтузиастами, с растущим числом мест, доступных для восхождений на феррате.

Оценка

Для виа феррата существуют различные системы оценок. Большинство сосредотачиваются на уровне сложности самого сложного прохождения и используют 5- или 6-балльную шкалу. Миллер использует оценки от 1 до 5. В справочниках Курта Шалля (серия Klettersteig-Atlas) в основном используется 5-балльная шкала от A до E, хотя недавно использовалась оценка F, а также промежуточные оценки (например, C / D).. На веб-сайте www.klettersteig.de используются оценки с 1 по 6, хотя они основаны на системе Schall. Во Франции используются 6 классических альпийских степеней: F - Facile; PD - Peu Difficile; AD - Assez Difficile; D– Сложный: TD - Трес Сложный: ED - Экстремальный сложный (хотя эти уровни не имеют никакого отношения к их альпийским аналогам). Схема пятиуровневой системы оценок приведена ниже, но очевидно, что оценки отдельных справочников следует сверять с их собственными определениями.

Сравнение
SchallHüslerFranceОписание
A (easy)K1FПростой путь, но открытый. Множество приспособлений для лазания, возможны короткие лестницы. Сложнее ходить, чем лазать. Уверенность и хорошая голова для высоты - главные требования.
B (умеренно сложный)K2 (K3)PDНекоторая крутая местность, меньшие точки опоры для ног, но есть вспомогательные средства для лазания. Возможны более длинные лестницы. По существу защищенный, но открытый скремблирование. Некоторое использование оружия.
C (сложный)K3 (K4)AD (D)От крутых до очень крутых скал, подходящие средства для лазания, возможны длинные лестницы (или даже кратковременные) нависающие). Требуется хорошая физическая форма и некоторая сила рук.
D (очень сложно)K4 (K5)D / TDОт очень крутого до вертикального, возможно короткие / хорошо нависающие участки, в основном очень открытые. Некоторые приспособления для лазания, но часто только трос. Требуются сильные руки и кисти.
E (чрезвычайно сложно)(K5) K6EDВертикально до свисания; постоянно выставляется; очень маленькие опоры для ног или лазание с трением, обычно без вспомогательных средств, кроме троса. Требуется постоянная сила руки. Более легкие разделы могут быть незащищенными.

Одна из критических замечаний по поводу этой системы оценок заключается в том, что они игнорируют серьезность и протяженность трудностей - длинный высокогорный маршрут с обширными проходами степени D сильно отличается от короткого маршрута долины, также имеющего оценку D, но только с кратким сложный раздел. Чтобы преодолеть это, часто даются дополнительные оценки серьезности маршрута - гиды Курта Шалля используют пятиуровневую шкалу прилагательных; Смит и Флетчер используют трехбалльную шкалу A – C. В старых путеводителях Хофлера / Вернера используется одна общая оценка по шкале A-G. Большинство путеводителей предоставляют дополнительную информацию, помогающую оценить характер маршрута, такую ​​как длина маршрута, максимальная достигнутая высота и даже оценка качества защиты.

Безопасность и снаряжение

Предыстория

В течение многих лет через ферраты лазили с использованием простого снаряжения - карабинов, прикрепленных к коротким отрезкам веревки, или строп, прикрепленных к груди (или сидя) упряжь, исходя из того, что далеко не упадешь. Однако постепенно стало очевидно, что эти системы не предотвращают серьезных травм. При небольшой длине веревки для поглощения энергии падения, которая может быть намного больше, коэффициент падения (который при скалолазании обычно не превышает двух) может быть высоким. Эти высокие факторы создают значительные силы, которые человеческое тело, а также большинство предметов альпинистского снаряжения не может выдержать, что приводит к серьезным травмам и отказу снаряжения. Для решения этой проблемы был разработан ряд устройств, которые действуют как амортизаторы или прогрессивные тормоза. Они нацелены на рассеивание энергии падения более эффективно, чем короткая веревка, и поэтому сохраняют альпиниста и снаряжение в целости.

Однако, несмотря на развитие этого оборудования и восприятие виа феррата как более безопасного и безопасного, чем скалолазание, люди с большей вероятностью получат травмы при падении, отчасти из-за этих повышенных факторов падения и отчасти потому, что есть ступеньки и ступеньки, на которые можно приземлиться. После фатальной аварии на виа феррата в августе 2012 года, когда оба эластичных стропа на энергопоглощающих системах (EAS) в наборе виа феррата вышли из строя, Международная федерация альпинизма и скалолазания (UIAA ) работала с производителями, чтобы определить и напомним несколько моделей систем EAS.

В Европейской экономической зоне энергопоглощающие системы для использования при восхождении на виа феррата классифицируются как средства индивидуальной защиты (PPE) и подпадают под действие требований безопасности и процедур оценки соответствия Регламента СИЗ (ЕС) 2016/425. Требования Регламента поддерживаются Европейским гармонизированным стандартом EN 958. Этот стандарт был пересмотрен в 2017 году, чтобы включить в него несколько переработанных тестов для предотвращения типов отказов, связанных с аварией 2012 года.

Via ferrata set

Y-образный шнур с поглотителем энергии прогрессирующего разрыва Крупный план поглотителя энергии прогрессирующего разрыва Y-образный шнур с поглотителем энергии нарезного троса, теперь в значительной степени извлеченный

Комплект переходных отверстий включает шнурок и два карабина. Ремешок состоит из энергопоглощающей системы, двух рычагов, которые соединяются с тросом с помощью карабинов, и средства соединения с ремнем безопасности. В современных стропах используется конфигурация ленты «Y», которая в настоящее время является единственным типом, одобренным UIAA, поскольку его проще и безопаснее использовать и труднее использовать ненадлежащим образом. Используя Y-образный шнур, обе руки должны быть прикреплены к стальной линии, хотя система по-прежнему функционирует, если только одна будет закреплена. Однако в некоторых более ранних стропах используется V-образная конфигурация. Они были первыми, которые были разработаны, но страдают серьезным ограничением - важно прикреплять к кабелю только одну руку за раз. Если обе руки подрезать, поглотитель энергии не сработает. Некоторые стропы также имеют короткую третью руку, которая позволяет альпинисту отдыхать на крутых участках. Некоторые типы имеющихся в продаже ремешков имеют выдвижные рычаги, чтобы не мешать им.

Поглотитель энергии

Основным типом поглотителя энергии, который используется сегодня, является поглотитель энергии разрыва. Он состоит из отрезка ремня, специально сшитого вместе, чтобы обеспечить постепенный разрыв в случае падения. Такие устройства можно использовать только один раз, чтобы остановить серьезное падение, после чего будут обнаружены видимые повреждения. Преимущества этого типа поглотителя заключаются в том, что он компактный, и можно легко проверить, что он не будет повторно использован после падения (особенно ценно в случае аренды оборудования); недостатком является то, что его можно использовать только один раз, оставляя альпиниста незащищенным в случае второго падения.

Другой тип поглотителя энергии представляет собой металлическое тормозное устройство с веревкой, проходящей через него и прикрепленной к ремню безопасности.. Ранее популярные, они были в основном сняты после переоценки безопасности виа феррата, проведенной после аварии 2012 года. Устройство обеспечивает высокую степень сопротивления при натяжении веревки, постепенно поглощая энергию падения. Было несколько вариантов этих поглотителей. Преимущество таких амортизаторов в том, что их можно снова использовать после падения, обеспечивая некоторую защиту при завершении подъема. Обратите внимание, что после любого значительного падения шнур следует заменить. Часть веревки, которая проходит через пластину, свободно свисает с пластины во время использования, чтобы ее можно было протянуть через пластину в случае возникновения больших сил падения. Этот «хвост» имеет тенденцию мешать альпинисту; В коммерческих шнурках используются различные методы для прикрепления хвоста к привязи и / или удержания его в компактном связке, который можно легко разобрать во время развертывания. Однако, если альпинист, пытаясь закрепить хвост, препятствует его способности протаскивать пластину под нагрузкой, чрезмерные силы не будут рассеиваться, и возникнет опасная ситуация.

Карабины

Карабины также изготавливаются специально для переходных отверстий, их конструкция обычно допускает открытие большего, чем обычно, и имеет пружинный стопорный механизм, который можно открывать одной рукой. Они также достаточно прочные, чтобы выдерживать высокие факторы падения. Такие карабины помечены буквой K в круге, где K означает Klettersteig, немецкий термин для обозначения via ferrata. Это единственные типы карабинов, которые следует использовать на концах страховочных строп. Типичная конструкция использует подпружиненную гильзу на вороте карабина. Пока затвор закрыт, втулка удерживается на месте над проемом затвора своей пружиной; Чтобы отпереть и открыть ворота, втулка скользит прямо вниз по валу ворот от отверстия. Легкость открывания этих устройств делает их пригодными для лазания по виа феррата с его постоянным отсоединением и отсоединением, но не для приложений, где требуются более надежные механизмы блокировки (автоматические или ручные). Однако известно, что стопорные втулки на карабинах via ferrata зависают в проеме ворот и препятствуют их правильному закрытию. Необходимо соблюдать осторожность для обслуживания (очистки и смазки) и / или замены карабинов по мере необходимости, чтобы избежать этой потенциально опасной ситуации. Кроме того, эти карабины не являются настоящими «карабинами с замком», которые используются в системах для лазания по веревке и спелеологии, и не должны использоваться как таковые.

Другое снаряжение

Используется обычная страховочная привязь. Детям и людям с тяжелыми рюкзаками рекомендуется использовать ремни безопасности для всего тела или обычные ремни в сочетании с нагрудным ремнем.

Как правило, настоятельно рекомендуется надевать шлем, особенно на длинных или крутых маршрутах или там, где камни могут быть рыхлыми. Шлем должен быть одобрен UIAA для скалолазания, поскольку опасность падения камней или удара головой во время падения всегда высока. Другие типы шлемов могут быть опасными, поскольку они обычно не предназначены для того, чтобы оставаться на месте во время падения.

Рекомендуется использовать прочные перчатки, так как у стальных тросов могут быть свободные стальные нити, а перчатки помогают защитить руки от истирания, вызванного постоянным контактом со стальным тросом и камнями.

На сложных подъемах или при восхождении с новичками или детьми длина альпинистской веревки и страховочное устройство могут обеспечить дополнительную безопасность.

Другое оборудование будет зависеть от характера виа феррата, его приближения и спуска, поэтому на альпийских виа феррата следует принять адекватную защиту от погодных условий. На некоторых виа феррата требуются налобные фонари, потому что они проезжают через длинные туннели; другие маршруты могут пересекать ледники или снежные поля и требуют кошек и ледоруба. На очень сложных виа феррата некоторые альпинисты используют альпинистскую обувь, а не туфли для пеших прогулок.

Маршруты

Италия

В Италии более 400 виа феррата, более половины из них расположены в Доломитовых Альпах.

Доломиты

начало В.Ф. Ивано Дибона

Наряду с историческими виа феррата, основанными на укреплениях времен Первой мировой войны, Доломиты особенно известны своими впечатляющими высокими горами виа феррата. Некоторые из них предоставляют сложные способы достичь некоторых вершин в этом хребте. Среди наиболее известных маршрутов:

  • Виа феррата делла Мармолада (Hans-Seyffert-Weg), которая поднимается на западный гребень Мармолада, на 3343 м, самую высокую вершину в Доломитах. Маршрут восходит к периоду до Первой мировой войны.
  • Via ferratas Gianni Aglio и Giuseppe Olivieri (также известный как via ferrata Punta Anna), который обеспечивает очень легкий путь к вершине Tofana di Mezzo (3244 м).
  • Via ferrata Giovanni Lipella, которая поднимается на соседний Тофана-ди-Розес (3225 м). Маршрут начинается через туннель военного времени.
  • Via ferrata degli Alleghesi; длинный классический маршрут на вершину Чиветта (3220 м), открытый в 1966 году.
  • Виа феррата Болвер-Лугли (построена в 1970 году горными гидами из Сан-Мартино-ди-Кастроцца ) поднимается на Кимон-делла-Пала «Маттерхорн в Доломитовых Альпах» до бивака Фиамме-Жиалле (3005 м). Оттуда потребуется «Вариант для вершины», предполагающий умеренное восхождение, чтобы достичь вершины на высоте (3184 м).
  • Via ferrata Cesco Tomaselli, которая поднимается на Пунта-Суд группы Фанес (2980 м), сложный маршрут с минимальными средствами для лазания и незащищенными участками, а также еще одна виа феррата в качестве маршрута спуска.
  • Виа феррата делле Мезулес (Путь Песснекера), одна из первых виа феррата, которая поднимается на Пиц Сельва ( 2941 м) в Sella Group, по маршруту, который является "великолепным с точки зрения пейзажа" и все еще сложен сегодня.
  • Via ferrata Piz da Lech, на другой стороне Sella Группа поднимается на южную стену Пиц-да-Лех (2911 м) (Босеекофель) над Корварой, популярным полудневным маршрутом средней сложности.
  • Феррата Джанни Костантини, который поднимается на Чима Мояцца Суд (2878) м) рядом с Чиветтой, это один из самых сложных, длинных (1000 м) и самых знаменитых маршрутов в Доломитах
  • Via ferrata Zandonella (юг), возможно, лучший из семи маршруты, ведущие на Croda Rossa di Sesto (2936 м) (Sextener Rotwand) В этом районе есть обширные останки времен Первой мировой войны, а поблизости находится гораздо более легкая Strada degli Alpini, возможно, самая известная из виа феррата, основанная на маршрутах, созданных в мире. Война I.
  • Альта через Бруно Федершпиль, очень длинный маршрут вдоль хребта Риццони с прекрасными видами. Он пересекает Спиц-ди-Тарисиньон (2647 м) в Фассанерских Доломитах к юго-западу от Мармолады.

Другой интересный и исторический маршрут - VF Ivano Dibona, включающий траверс главной Монте-Кристалло хребет. Полный маршрут занимает около восьми часов, начиная с Rifugio Lorenzi (2950 м) у вершины лифтовой системы Rio Gere. Он начинается с пересечения характерного подвесного моста и в основном спускается вниз, минуя несколько укреплений времен Первой мировой войны. Этому часто предшествует дорога Via Ferrata Marino Bianchi, которая ведет от вершины подъемника к вспомогательной вершине Монте-Кристалло.

Вероятно, самая необычная виа феррата - это туннели виа феррата Лагацуой. Борясь за контроль над горой Лагацуой в Первой мировой войне, австрийские и итальянские войска построили серию туннелей через горы. Цель состояла в том, чтобы проложить туннель рядом с противником и взорвать взрывчатку, чтобы разрушить его укрепления. Виа феррата теперь использует эти туннели, позволяя спускаться в гору и проходить через нее.

В Доломитовых Альпах есть множество других виа феррата, в том числе множество более коротких маршрутов, таких как легкая Виа Феррата Аверау или сложная Виа Феррата дель Каналоне. В долинах, окружающих доломиты, проходят виа ферраты, такие как Виа феррата Бурроне Джованнелли около Меццокорона, в Эчталь (Валь д'Адидже), которая поднимается по ущелью.

Брента

К западу от главных доломитов, по другую сторону дороги A22 / E45, находятся меньшие Доломиты Брента, компактные, но впечатляющие, возвышающиеся над городом Мадонна ди Кампильо. Брента представляет собой густую сеть виа феррата, ядром которой является система Виа делле Боккетте, состоящая из нескольких участков, в том числе Сентьеро Боккетт Альте и Сентьеро делле Боккетт Централи. На северную оконечность хребта можно подняться на подъемниках от Мадонна ди Кампильо, и можно провести несколько дней на большой высоте по сети виа феррата, остановившись в горных хижинах. Однако, в соответствии с пожеланиями альпинистов региона, маршруты не доходят до каких-либо крупных вершин.

Другие виа ферраты в Италии

В Италии за пределами Доломитовых Альп насчитывается более 150 виа феррат, большинство из которых построены сравнительно недавно. Заметные скопления имеются в северной части озера Гарда, в долине Аосты, в горах к востоку от озера Комо и в Фриули, разделенный между Карнийским и Юлийскими Альпами. Вот некоторые из наиболее известных маршрутов:

  • Via ferrata del Venticinquennale, в Canzo, в центре треугольника озера Комо
  • Via dell´Amicizia, который поднимается над городом Рива-дель-Гарда на озере Гарда
  • Via ferrata Ernesto Che Guevara, на Монте-Казале, к северу от озера Гарда в Тренто
  • Via Ferrata del Centenario CAO на западном берегу озера Комо, лучшего места на озере Комо, виа феррата.
  • Виа Феррата дель Монте Эмилиус, на Монте Эмилиус в Валле д'Аоста (одна из самых высоких виа феррата в Альпах).
  • Via Italiana, в Юлийских Альпах во Фриули (одна из трех виа феррата, оцененных сайтом www.klettersteig.de 6 *).
  • Via ferrata Deanna Orlandini, в Genova
  • Via Ferrata del Cabirol (IT), на Capo Caccia, Alghero, Sardegna (прибрежный via ferrata).
  • Via Ferrata Blu Selvaggio, одна из тропинок Selvaggio Blu, Ольястра, Сардиния

Испания

Их более 300 vias ferratas в Испании, расположенные в следующих регионах:

  • Пиренеи, вдоль французской границы
  • На всем побережье Средиземного моря от Валенсии до Мерсии
  • В Каталонии
  • две области в Андалусии, вокруг Ронды и регион между Малагой и Кордовой
  • вокруг Бильбао, и несколько запасных частей возле Бургоса и Сарагосы

Вале Русское Сообщество

Арагон

  • 610 Via Ferrata del Santo Christo Somontano de Barbasto
  • 611 Via Ferrata del Puente, Somontano de Barbasto
  • 612 Via Ferrata de Sacs Ribagorza

Канарские острова

Каталония

  • 601 Via Ferrata Regina, Alt Urgell (закрыто)
  • 602 Via Ferrata d'Allinyà, Alt Urgel
  • 603 Via Ferrata de St-Marti Sarroca, Alt Penedès (закрыто)
  • 604 Via Ferrata del Castellot, Alt Penedès
  • 605 Via Ferrata Olmo-Urquiza, Montsec
  • 606 Via Ferrata de la Pertusa, Montsec
  • 607 Via Феррата Терезина Монтсеррат
  • 608 Via Ferrata Feixa del Colom, Conca de Barberà
  • 609 Via Ferrata de l'Aigualcoll, Baix Camp

Австрия

Австрия, с более чем 550 Клеттерштайге, пожалуй, страна, которая с большим энтузиазмом восприняла виа феррата - с виа f исправления продвигаются как способ познакомиться с природой, а региональные секции ÖAV (Австрийский альпийский клуб) служат базой для многих из своих более сложных прогулок по виа феррата. Виа ферраты в Австрии имеют долгую историю: маршруты были проложены в начале 20 века в Северных известняковых Альпах. В течение многих лет развитие маршрутов оставалось сосредоточенным в этой области, и лишь совсем недавно виа ферраты были построены через австрийские Альпы. В целом маршруты в Австрии находятся где-то между длинными горными маршрутами Доломитовых Альп и более короткими спортивными маршрутами Франции. Тем не менее, виа феррата, которая в настоящее время (2012 г.) считается самой сложной в техническом отношении в мире, находится в Австрии: вариант «Арена» Bürgeralm-Panorama-Klettersteig в Штирии.

Северные известняковые Альпы, которые проходят недалеко от Вена до швейцарской границы, остается в центре австрийского района Клеттерштайг, с маршрутами, сосредоточенными в ключевых горных группах: Ракс (где находятся одни из старейших виа феррата), Hohe Wand, Totes Gebirge, Dachstein, Wilder Kaiser, Karwendel. В частности, в горах Дахштайн в Штирии проходят несколько примечательных виа феррат, в том числе Рамзауэр-Клеттерштайг, Юбиляумсклеттерштайг и на северной стороне Дахштайна Зеванд-Клеттерштайг, который является одним из самых сложных длинных маршрутов в Австрии. Однако, пожалуй, самым ярким моментом является длинная и сложная трасса Dachstein Super Ferrata, недавно созданная путем соединения трех маршрутов, и, возможно, самая сложная виа феррата в Австрии. Другие известные маршруты в Северных известняковых Альпах - это Инсбрукер Клеттерштайг в Карвенделе и Таджаканте Клеттерштайг в цепи Мимингер к востоку (оба маршрута проходят в Тироле, недалеко от Инсбрука).

Центрально-Восточные Альпы пережили более недавнее развитие, с большим количеством маршрутов в Отцтале и Штубайских Альпах, а также на обоих сторона Высокий Тауэрн. Высоко оцененными маршрутами являются Schlicker Klettersteig и Ilmspitz Klettersteig на Штубай, Tiroler Weg в Otztal и Bella Vista Klettersteig на южной стороне Высокого Тауэрна в Каринтии. Другие виа ферраты в этом районе поднимаются на несколько 3000-метровых вершин. Южные известняковые Альпы в Каринтии и Восточный Тироль - более традиционные земли для виа феррата. Несколько маршрутов пролегают недалеко от границы с Италией (в Карнийских Альпах ), которые сформировали линию фронта во время Первой мировой войны, а некоторые через ферраты проходят через укрепления, оставшиеся после конфликта, в том числе Weg der 26er, поднимающийся на Hohe Warte, самый высокий пик диапазона.

Франция

Франция открыла свою первую виа феррата в 1988 году - La Grande Falaise в Freissinière в Ecrins. Вскоре за этим последовали виа ферраты в Ле Виньо к северу (более легкий маршрут, Ла Вуа дю Коломбье, самый популярный во Франции, с 15000 альпинистов в год) и Эгюийет-дю-Лозе, немного севернее (более легкий маршрут). традиционная высокая гора виа феррата). В настоящее время во Франции насчитывается около 200 виа феррата, расположенных по всей территории Французских Альп, а также несколько маршрутов в Центральном массиве, Пиренеях и даже в Корсике.. Они хорошо распределены по шести французским классам, по горстке от F и ED, большая часть попадает в четыре средних класса. По мере того, как виа ферраты развивались по всей стране, некоторые определили отчетливый «французский стиль с металлическими перекладинами, врезанными в невероятные выступы», приправленный проволочными мостами и упором на поиск острых ощущений - хотя некоторые критикуют французские маршруты как имеющие избыток железа. средства для скалолазания. Драматические особенности лежат в основе многих наиболее известных маршрутов: длинные подвесные мосты (59 м на виа феррата де ла Гранд Фистуар), проволочные мосты типа «обезьяна» (виа феррата де ла Чал); маршруты в ущелья и через них («захватывающее» ущелье Виа феррата де ла Дюранс); маршруты вверх и вокруг водопадов (via ferrata de l´Adret: la Passerelle) или просто нависающие и напряженные (соседняя via ferrata de l´Adret: Le Bastion).

Другие маршруты облегчают посещение исторических мест. Les Mines du Grand Clôt недалеко от деревни Ла-Грав в департаменте Верхние Альпы поднимает альпиниста на отвесную скалу, где в период с 1807 по 1925 год свинцовая шахта работала без особого успеха. Английский и французский рассказывают историю борьбы за добычу небольшого количества руды в очень сложных условиях. Другой переход около Лумбена в департаменте Изер, Vire des Lavandières, проходит по старому участку маршрута под названием Échelle des Maquisards, построенному в 1943 году и использовавшемуся бойцами сопротивления во время Второй мировой войны.

Ответственность за содержание виа феррата во Франции лежит на коммуне, в которой находится виа. Техническое обслуживание может быть дорогостоящим в зависимости от местоположения, при этом переходные отверстия на большей высоте могут быть повреждены снегом и льдом в зимние месяцы. Некоторые коммуны решили финансировать это обслуживание, взимая плату за вход, но это касается очень небольшого числа переходных отверстий, и большинство из них остаются бесплатными.

Швейцария

Несмотря на центральное положение в Альпах, дорога через феррата до Швейцарии заняла много времени. Так продолжалось до 1993 года, когда Tälli Klettersteig, первая настоящая швейцарская виа феррата (и до сих пор считающаяся одной из лучших), была создана на отвесных южных склонах Гадмер Флю в Урнерских Альпах. Даже тогда в течение нескольких лет ничего особенного не происходило, но в этом столетии произошло быстрое развитие виа феррата, в настоящее время их насчитывается более 150. Согласно путеводителю Ротера, швейцарские виа феррата обычно похожи по своему характеру на «спортивные» виа ферраты во Франции; однако они обычно не так хорошо оборудованы искусственными зацепами, чтобы альпинистам приходилось соприкасаться со скалой и думать о том, где будет следующая точка опоры.

Виа феррата теперь разбросаны по всей Швейцарии, но особенно в центральных и западных районах. Районы с большим количеством виа-феррат: Бернский Оберланд с 32 маршрутами и Вале с 39 маршрутами. В центральной Швейцарии есть несколько маршрутов вокруг озера Люцерн, в Альпах Урнер и Фирвальдштеттер (15 и 17 маршрутов соответственно), причем Энгельберг превращается в известный центр ферраты - здесь, Фюренванд-Клеттерштайг считается «самым зрелищным». Спектр маршрутов разнообразен: «насыщенные» маршруты по ущельям (Альпийское ущелье в Саас-Фе, ущелье Горнер близ Церматта); панорамные маршруты на 3000-метровые вершины (Йегистейг [Ягихорн] и Миттагхорн Клеттерштайг, оба недалеко от Саас-Фе); высокие альпийские вызовы (Salbit-Kettenweg возле Андерматта); и сложные спортивные маршруты (Via ferrata San Salvatore около Лугано). Гид Ротера считает, что самыми выдающимися маршрутами с точки зрения пейзажа и оценки являются Браунвальдская виа феррата в восточном швейцарском кантоне Гларус и Добенхорн виа феррата недалеко от Лойкербада в Вале. Также известная как Leukerbadner Klettersteig (1 и 2), последняя также является самой длинной виа феррата в Швейцарии.

Германия

В Германии около 180 виа-феррат, к самым простым из которых можно добраться без специального оборудования. Многие из них находятся в южных регионах Германии недалеко от австрийской границы. Есть также много виа феррата и в других областях - особенно в Саксонской Швейцарии. В отличие от виа феррата в Доломитовых Альпах, многие маршруты были построены в наше время и носят спортивный характер, они могут быть короткими и намного более сложными, чем классические в Доломитовых Альпах.

Остальная Европа

Андорра

В этой маленькой стране 15 виа феррата.

Босния и Герцеговина

В 2019 году Босния и Герцеговина получила свою первую виа феррата на Вележ.

Болгария

В Болгарии насчитывается не менее 7 виа феррата. Один из самых популярных был построен в 2010 году возле хижины Мальовица. Также есть 4 виа феррата в Родопах - около Смолян, Ракитово и.

Чехия

Есть система виа феррата в городе Дечин. У него есть удобный общий начальный участок, в конце которого вы можете выбрать несколько разных маршрутов с множеством трудностей. Также есть виа феррата в Семили под названием Водни Брана (Водные ворота).

Косово

В Руговских горах, Косово находится виа феррата. Он расположен в четырех километрах от города Пежа. Дорога начинается от Пещеры Королевы и требует двух часов, чтобы закончить. Он был построен в 2013 году. Это уникальное место для Балкан.

В Косово первая улица Via Ferrata была построена в 2013 году, а затем расширена в 2014 году. Она называется Via Ferrata Ari. Его строительство поддержали итальянские специалисты. Виа Феррата составляет около 100 метров по вертикали, а весь маршрут составляет около 3 километров.

Вторая Виа Феррата была построена в Северном Косово в муниципалитете Зубин Поток и называется Виа Феррата Берим. Третья Via Ferrata построена рядом с Via Ferrata Ari и называется Mat Via Ferrata. Это идет параллельно с первым.

Норвегия

Несколько виа феррата (15 в 2020 ) находятся в Норвегии, обычно названные по их Норвежское слово klatresti, что примерно переводится как «альпинистская тропа». В последние годы было построено несколько новых - виа феррата в Норвегии менее традиционна, чем в южной Европе.

В Тисседале находится виа феррата Тиссо, начинающаяся у Норвежского музея гидроэнергетики и промышленности и поднимающаяся по очень крутому гидроэнергетическому трубопроводу. Киркьевегген («церковная стена») находится в Fjæra во фьорде Åkrafjorden. Маршрут Kyrkjeveggen поднимается на 500 метров до вершины. Есть еще один в Хемседал. Самая известная - это Via Ferrata Loen в Stryn. Он открылся в 2012 году. На этом треке находится впечатляющий висячий мост. Тронхейм может похвастаться виа феррата напротив Тронхейм-фьорда на горе Мюнкен, откуда открывается вид на город. С 2015 года Straumsfjell в Setesdal является самой длинной виа феррата в Северной Европе. Один в Лом начинается с 380 м над уровнем моря и заканчивается на высоте 1524 м над уровнем моря, что является рекордом в Норвегии как по вертикальному метру, так и по самой высокой конечной точке. Другая виа феррата также открылась в Ондалснесе в 2017 году.

Румыния

В Румынии есть как минимум девять районов с маршрутами виа феррата. Большинство маршрутов «спортивной» направленности, открылись в последние годы. Рядом с Petera Muierilor, в коммуне Байя-де-Фие, уезд Горж, есть группа из девяти маршрутов, где последний маршрут был завершен в мае 2018 г. Еще одна группа из пяти маршрутов называется «Астрагал» (названный в честь вида трав Astragalus ) и встречается у реки Цугэу (Биказ) - эти маршруты были открыты весной 2017 года и являются платными. Горно-спасательная служба в уезде Бихор построила два маршрута около Ваду Кричулуй и один маршрут в Пьетреле Негре, около коммуны Арьешени, в Апусенских горах. Горно-спасательная служба в уезде Харгита построила маршрут под названием «Дикий Ференц» в 2016 году около Красного озера.

Словакия

Несколько маршрутов виа феррата, разбросанных по Словакии, с самая большая концентрация находится в зоне катания на лыжах и виа феррата в Скалке, недалеко от города Кремница. Скалка имеет два совмещенных, бесплатных (не находящихся в частной собственности) участка. Один называется via ferrrata Komin и имеет один рейтинг E (60 метров), один рейтинг D, один рейтинг C, один рейтинг B, два рейтинга A / B и один феррат с рейтингом A и несколько валунов. Второй участок под названием Via ferrata land имеет один рейтинг F (45 метров), один рейтинг E, один рейтинг D, три класса B и один ferattas с рейтингом A. Другие маршруты via ferrata можно найти в Martinske Hole (B C), Киселе или Липтове, где проходит через Ferrata Dve veze (3 маршрута - B, C и C / D).

Словения

В Словении существует множество маршрутов via ferrata или участков маршрута, но точного списка нет. В западной части (Юлийские Альпы ) некоторые из них имеют такое же происхождение военного времени, как и в Доломитовых Альпах, все остальные находятся в аварийном состоянии или построены позже. Маршруты развивались по мере того, как к тропам в категории «очень трудных» была добавлена ​​защита - сложность, как правило, более изменчива, а защита имеет тенденцию быть менее постоянной, чем специально построенные via ferrata в других местах. Известные маршруты - это маршруты вверх Триглав из долины Врата (Прагский маршрут, Томисекский маршрут и Бамбергский путь), Копишчарский маршрут «через окно» вверх Присанк и Словенский путь вверх Мангарт.

В 2010 году недалеко от Винской Горы был построен первый спортивный комплекс Via Ferrata vas под названием Gonzarjeva peč, сложность D / E. Другие были добавлены в последние годы, например, Lisca (Cerje), сложность B / C (самая верхняя часть D / E), Mojstrana (Grančišče) и Češka koča (Jezersko).

Швеция

В Швеции существует как минимум семь маршрутов via ferrata. Один на восточном пути к вершине Кебнекайсе, один в Фунесдален, один и четыре на Скулебергете в районе Высокого побережья.

Соединенное Королевство

В Лейк-Дистрикт, Виа Феррата Хонистера основана на старой шахтёрской тропе на крутом склоне Флитвит Пайк.

В Yorkshire Dales, How Stean Gorge виа феррата была построена в 2009 году для рекреационных целей и включает фиксированные балки и лестницы над рекой, а также участки скал.

К западу от деревни Эли, в графстве Файф, Шотландия, Elie Chainwalk была, пожалуй, самой близкой улицей Шотландии к виа феррата. до недавнего создания этого в Kinlochleven. Elie Chainwalk состоит из восьми цепей, проложенных вдоль крутых морских утесов, и типичное оборудование для виа феррата (шнурки, шлем, привязь) никогда не используется. Считается, что сначала он был установлен, чтобы помочь рыбакам достать свои сети, теперь он обслуживается местным советом и был недавно отремонтирован. Подходит для лиц от 10 лет и старше (под присмотром); это не рекомендуется во время прилива из-за возможности оказаться в затруднительном положении.

Недавно в Шотландии была построена первая улица Виа Феррата. Отель Via Ferrata Scotland расположен в Кинлохлевене, недалеко от Форт-Уильям и Гленко. Он проходит рядом с третьим по величине водопадом в Шотландии, The Gray Mare's Tail, он был установлен и обслуживается компанией Vertical Descents.

В Кендал Стена для скалолазания также есть крытая виа феррата. маршрут по площадкам для лазания по стальным лестницам и ступеням.

Путь Гоббинса, Северная Ирландия. Пешеходный маршрут по морским скалам.

Виа Феррата Корнуолл в Халвассо, область около Пенрин и Фалмут, расположена в карьере и имеет металлические ступеньки, лестницы, подвесные мосты и тросы.

Остальной мир

Канада

В Канаде есть несколько виа феррат, в основном находящихся в частной собственности. В 2002 году горный гид Франсуа Ги Тивьерж установил первые две виа ферраты с тросом в Канаде, в каньоне Святой Анны, недалеко от Квебека. В 2003 году компания Thivierge построила еще две виа ферраты (с двумя зиплайнами) в Les Palissades de Charlevoix, в 10 км к северу по дороге 170 от Сен-Симеон. Один находится в Арбраске Лафлеш в Валь-де-Монт, Квебек, а второй - в Арбраске-Родон в Родоне, Квебек.

Западная Канада имеет восемь маршрутов. Самая большая виа феррата в Канаде находится на горе. Нимбус в горах Перселл в Британской Колумбии. Одна из двух, которыми управляет Canadian Mountain Holidays, эта виа феррата доступна только на вертолете. Другие виа ферраты Британской Колумбии находятся в Kicking Horse Mountain Resort рядом с Golden, в районе Squamish и в Whistler.

первой публичной улице Западной Канады. Виа Феррата находится на горе. Стелфокс в Альберте, на полпути между Нордеггом и Icefield Parkway в Скалистых горах; след можно подобрать на стоянке на восточной стороне реки Клайн. Подъем составляет около 180 м (600 футов) в длину и занимает около 2 часов, чтобы вернуться на стоянку. Другие виа ферраты в Альберте находятся на горе Эрнест Росс и на горе. Norquay.

Китай

В последние годы в Китае выросла профессиональная строительная компания Ferrata под названием Yuehua Junning, команда компании в основном проходит через профессиональное обучение Cave Union и IRATA, а также имеет собственные производственные линии по производству компонентов Ferrata и Научно-исследовательские институты. Его команда построила более 20 Ferratas в Хайнане, Гуйчжоу, Сычуани, Чунцине, Хэнани, Шаньдуне, Чжэцзяне, Цзянси, Пекине и других местах. Наиболее известные маршруты находятся в округе Сюшуй, провинции Цзянси и живописной местности Восточный Хухай.

Гора Хуа, недалеко от Сиань в Китае, имеет как минимум два коротких маршрута через феррата. По состоянию на 2016 год в Китае было построено более 10 феррат, включая Пекин, Гуйчжоу, Чунцин, Цзянси, Юньнань и Шаньси. Prisme через своего китайского партнера Beijing Via Ferrata Development Services Co. Ltd построила 3 ​​ферраты в Пекине, Шаньси и Юньнани. Несколько местных компаний также начали строительство виа феррата, хотя стандарты безопасности виа феррата, построенные местными компаниями, не такие, как у Prisme или других европейских строителей.

Япония

На горе Хокен в центральных японских Альпах - средний уровень виа феррата. На высоте более 2900 метров они преодолевают 300-метровые отвесные обрывы. Несколько человек погибли на этом маршруте, и виа феррата может неожиданно обледенеть.

Кения

В июле 2012 года виа феррата, разработанная Кенийской службой дикой природы (KWS), открылась на горе Кения, обеспечивая безопасный проход на северо-западном подходе к мысу Ленана. (через Austrian Hut), а также с южной стороны (Шиптон). Названная "Олонана", это самая высокая в мире Виа Феррата, высотой 4985 метров (16 355 футов), заменяющая Виа Феррата на горе Кинабалу, Малайзия, в качестве рекордсмена.

Лаос

В 2011 году Виа феррата, разработанная Green Discovery Laos, была открыта как часть Tree Top Explorer. Это промежуточная трудность. Поддерживаемый Всемирной туристской организацией (ЮНВТО) и Международным союзом охраны природы (МСОП, Нидерланды) за экологически безопасный подход и участие местных сообществ, проект также направлен на стимулирование диверсификации туризма в Лаосе. С момента открытия несколько других виа феррата открылись по всему Лаосу.

Малайзия

Виа феррата в Малайзии находится на горе Кинабалу в Сабах. Ее высота составляет 3776 метров, и она была подтверждена Книгой рекордов Гиннеса как самая высокая виа феррата в мире.

Мексика

Недавняя виа феррата в Мексике расположена в 30 минутах езды от города Монтеррей, крупнейший в Латинской Америке. Его уровень сложности средний.

Новая Зеландия

На западной стене Квинстаун-Хилл находится виа феррата. Он состоит из 12 маршрутов, покрывающих более 300 метров по вертикали.

Виа феррата в Ванака находится в частной собственности компании Wildwire Wanaka. Виа феррата включает в себя участок, ведущий к 60-метровому водопаду, и является самым высоким водопадом виа феррата в мире.

Оман

В Омане пять маршрутов; три находятся в ведении Министерства туризма; Джебель-Шамс, Вади-Бани-Ауф (Змеиное ущелье) и Бандар-Хайран (Западный остров), которые не работают с 2012 года. В настоящее время работают только два; которыми в частном владении управляет Алила Джабал Ахдар - один находится на уровне 2, а второй - на уровне 5, включая подвесной мост (22 метра) через вход в пещеру.

Перу

Расположен в Священная долина инков (2650 метров), между Куско и крепостью Оллантайтамбо. Виа Феррата достигает высоты 300 метров по вертикали, включая подвесной мост на высоте 250 метров, и имеет общую длину 700 метров. Частный маршрут. Промежуточный уровень. Выход осуществляется по 100-метровому спуску.

Объединенные Арабские Эмираты

В Объединенных Арабских Эмиратах есть один маршрут, расположенный в эмирате Рас-Аль-Хайма. Маршрут проходит вдоль Джебель-Джайса и имеет общую протяженность один километр, с 3 зиплайнами частью маршрута.

США

В одной публикации названы «лучшие» виа ферраты в Соединенных Штатах: Каньон Водопад, Юта; Торрент-Фолс, ущелье Ред-Ривер, Кентукки; Нельсон Рокс, Западная Вирджиния; Горный курорт Джексон-Хоул, Вайоминг; Теллурайд, Колорадо; и Тахо Виа Феррата, Курорт Скво Вэлли, Калифорния. Другие маршруты включают Мост Королевского ущелья в Каньон-Сити, Колорадо ; Пик Пикачо в Государственном парке Пикачо Пик в Аризоне ; и курорт Амангири на юге штата Юта. Закон 2011 года о расширении возможностей для отдыха поддерживает строительство виа феррата на государственной земле.

См. Также
Ссылки
Дополнительная информация
  • Джон Смит; Грэм Флетчер (2002). Виа ферраты итальянских Доломитовых Альп: Том 1 [Север, центральный и восточный]. Cicerone Press. ISBN 1-85284-362-4.
  • Джон Смит; Грэм Флетчер (2003). Виа ферраты итальянских Доломитовых Альп: Том 2 [Южные Доломиты, Брента и озеро Гарда]. Цицерон. ISBN 1-85284-380-2.
  • Табачные карты от Casa Editrice Tobacco.
  • Kompass Maps от Kompass Wanderkarten.
Последняя правка сделана 2021-06-18 12:09:51
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте