Люди везо

редактировать
Везо
Vezo fisher.jpg Рыбак Везо
Общая численность населения
1,200
Регионы со значительной численностью населения
Мадагаскар
Языки
Сакалава малагасийский, диалект Везо
Религия
Религия предков
Родственные этнические группы
Масикоро

Везо - это термин, полу- кочевые прибрежные народы южного Мадагаскара используют для обозначения людей, которые привыкли жить морской рыбной ловлей. Везо говорят на диалекте малагасийского языка, который является ветвью малайско-полинезийской языковой группы, производной от языков барито, на которых говорят на юге Борнео. В настоящее время они населяют большую часть прибрежной зоны вдоль западного побережья Мадагаскара между Толиара и Махаджанга.

«Везо» буквально означает людей, которые ловят рыбу, но также известно, что означает «бороться с море '.

Содержание
  • 1 Этническая принадлежность
  • 2 История
  • 3 Общество
    • 3.1 Семейная принадлежность
  • 4 Культура
    • 4.1 Фади
    • 4.2 Похоронные обряды
  • 5 Язык
  • 6 Экономика
  • 7 См. Также
  • 8 Примечания
  • 9 Ссылки
  • 10 Внешние ссылки
Этническая идентичность
Распределение малагасийских этнических групп. Везо классифицируются с народом сакалава.

Везо идентифицируют себя не с определенной малагасийской этнической группой, а со своим образом жизни. В настоящее время они населяют большую часть прибрежной зоны западного побережья Мадагаскара между Толиара и Махаджанга. Как и большинство других мадагаскарских этнических групп, их происхождение можно напрямую проследить до того первоначального смешения австронезийских поселенцев из Азии и мигрантов банту из материковой части Восточной Африки. Известно, что они категорически заявляют, что у них нет необходимости иметь общее происхождение или общую сущность друг с другом. Их идентичность зависит от контекста и достигается в результате действий, воплощенных в приобретенных навыках, таких как рыбалка или плавание, а также в мозолях, которые они производят, а не в крови, генах или цвете кожи. Из-за их полукочевых морских миграций их популяцию трудно определить, и она была оценена путем подсчета долбленых каноэ, называемых пирогами (лаканы на малагасийском языке ) вокруг Мадагаскара.

История

В этой истории есть две части, которые имеют отношение к взгляду Везо на окружающую среду: как и почему первоначальные кланы Андавадока покинули свою бывшую деревню и как они пришли к выбору сайта, который сейчас называется Андавадоака. Три клана, основавшие Andavadoaka, переехали, чтобы избежать регулярного вторжения бандитов. Мародеры из внутренних племен регулярно нападали на старую деревню в нескольких километрах к северу. Как пацифисты, Везо редко защищают свою собственность и часто подвергаются нападкам со стороны других. Жители деревни хотели положить конец этим нападениям, поэтому использовали свои знания о местной рыбе, чтобы поймать ядовитых крылаток и бычков, которых они приготовили и рассыпали по деревне прямо перед ожидаемым нападением. Подготовив ядовитую ловушку, жители деревни отправились на своих пирогах на отдаленные острова, чтобы спрятаться от бандитов. В ожидании пустой деревни, зная, что Везо всегда спасаются бегством от атак, ничего не подозревающие бандиты прибыли и съели оставшуюся еду. Многие бандиты погибли. По возвращении жители деревни видели трупы отравленных бандитов и называли их теми, кто умер от поедания крылатки (морой), и с тех пор называли деревню «мертвыми мороя» или «тратна ами морой». название села и по сей день - Анцацаморой.

Атаки бандитов продолжаются и сегодня. С декабря 2003 г. по январь 2004 г., с марта по октябрь 2005 г. и с марта по май 2006 г. угонщики скота, дахало или, угрожали сельским жителям и угоняли скот на пастбищах в колючем лесу вдали от деревни. Были инциденты с участием местных жителей - один был смертельно ранен в результате стрельбы после преследования вооруженного маласо после нападения на деревню. Каждый раз многие жители деревни Везо складывают свои ценности в пироги и отправляют женщин и детей в целях безопасности на отдаленные острова (в частности, на Нуси Хао и Нуси Ве) - иногда почти полностью обезлюдивая деревню.

Вторая часть истории Андавадоаки - как кланы пришли к выбору Андавадоаки - связана с местным ландшафтом. Утомленные атаками, жители искали место, скрытое как от суши, так и от моря, где мародерам было бы труднее случайно встретить деревню. Выбранное ими место представляло собой впадину между окружающими обнажениями известняка на плоских песчаных дюнах укрытой бухты. Описание, данное месторасположению села, - это впадина (лавака) между холмами. К востоку от деревни есть холм, пронизанный туннелями. Вопрос «лавака айза?» (Где находится дыра?) И ответ «лавака лоака» (дыра в скале) дали название деревне - «Андавадоака».

Общество
Традиционная рыбалка лакана с парусом из крабовых когтей из Мадагаскара

Везо - это процесс трансформации. Это идентичность, которая раскрывается во времени, а не фиксируется во времени. Везо - рыбацкий народ, населяющий прибрежную полосу, простирающуюся от Интамполо на юге до Морондавы на севере юго-запада Мадагаскара. Андавадоака - это деревня, население которой принадлежит к племени Везо. Население составляет 1 200 человек, из которых более 50% моложе 15 лет. Доходы семьи в основном от рыболовства. Рыбаки используют мангровые заросли для заготовки древесины, древесины и рыбной ловли. Рыбаки участвуют в кустарном промысле, основанном на пирогах (каноэ, сделанных путем выдолбления большого бревна), приводимых в движение парусом и веслом, и большая часть рыбалки происходит в 5 км или меньше от берега. Мужчины преимущественно ловят рыбу с помощью лески, сетей и копий. Женщины собирают на рифах беспозвоночных, в том числе осьминогов и морских огурцов. Продажи, переработка и торговля рыбой дополняют местный доход, равно как и туризм и местная торговля.

Везо традиционно торговали с соседними агро-лесниками Масикоро. Везо также торгуют с Микеей, обменивая рыбу на мед и клубни. Однако рост торговли изменил экономику с бартера на наличный расчет. Кроме того, рост экспорта рыбы из Мадагаскара стимулировал работу в регионе компаний по переработке и экспорту рыбы, таких как Murex и Copefrito (в настоящее время работающие на юго-западе страны). Их покупка морепродуктов повысила спрос на рыбу и укрепила денежную экономику. Помимо уборки с рифов, женщины продают улов, который им приносят мужчины. На свои заработки женщины покупают рис, основные продукты питания, другие основные продукты питания и различные предметы роскоши. Дети ходят в школу в здании одной сельской школы, где работают два назначенных учителя. Однако из-за ухудшения государственного управления на Мадагаскаре здание и учителя почти никогда не бывают заняты. Когда дети находятся в здании и если у учителя не кончился мел, обучение в основном состоит из копирования букв, цифр и коротких предложений с классной доски на классную доску размера A5 самого ребенка. Понятно, что многим детям, у которых нет доски, разрешается играть на палящей жаре на улице.

Семейные узы чрезвычайно важны для Везо, и старшие пользуются большим уважением в обществе. Семьи часто обеспечивают друг друга, а более молодые члены строят лодки для пожилых людей. Сохранение семейных связей важно для обеспечения ухода за человеком в старости, после несчастного случая или болезни. Семейные отношения особенно важны для рыбаков Весо, поскольку они определяют доступ к морским ресурсам и рыболовным снастям.

Семейная принадлежность

Хазоманга - старейшина в семье или клане, который действует как посредник между предки и член его семьи. В его обязанности входит наблюдение за церемониями и консультирование предков, когда это необходимо. Старшая деревня Хазоманга в Андавадоаке также является деревенским историком и является членом одного из трех кланов-основателей Андавадоаки. Он посещает деревенские мероприятия, когда община считает, что они требуют разрешения или внимания предков. Хазоманга поливает землю ромом во время каждой консультации с предками. Если событие особенно важно, местный скот, зебу, может быть принесен в жертву.

.

Культура

У Везо есть официальные культурные церемонии, называемые Фомба. К ним относятся Било, Тромба, Саваце, Такаси и Соро. Все эти церемонии, кроме Такаси, практикуются (с некоторыми вариациями) соседними народами масикоро, живущими внутри страны.

Церемония обрезания обычно длится с 4 до 9 часов утра. Родители просят мудрого старейшину предложить лучшую дату и время для церемонии и выбрать медсестру или врача, которые знают, как делать обрезание. Члены семьи приглашаются на церемонию, и один из дядей держит ребенка во время церемонии. После физического порезания следует употребление алкоголя. После церемонии ребенка зовут саватсе.

Фади

Общественная жизнь Везо, как и повсюду на Мадагаскаре, определяется многочисленными фади (табу). В течение жизни мужчина Везо подвергается опасности заразиться - очень неприятной болезни, которая поражает только мужчин. «Болезнь» буквально означает «опухшая / полная от еды», что делает ее мужской беременностью. Мужчина, больной ханимбоки, не может ходить в ванную, из-за чего его живот раздувается, пока не станет напоминать живот беременной женщины. Заболевание вызывается пищей, которую принимали и ели от нее родственники сексуально активной женщины. Пища считается грязной, поскольку предполагается, что женщина приобрела ее с «острым» подарком, который ей преподносит любовник за секс с ним. Следовательно, когда мужчина принимает пищу от одной из своих родственниц, это как если бы он получал пищу от любовника женщины; если бы мужчина принял такую ​​пищу, он оказался бы в очень низком положении. По сути, любовники их дочери или сестры обращаются с ними как с женщинами.

Также модно проливать кровь черепахи на песок.

Похоронные обряды

Кладбища Везо лежат в лесу, далеко от деревень и настолько хорошо скрыты растительностью, что считаются «невидимыми для глаз». Кладбища должны быть скрыты таким образом, потому что вид могил делает людей грустными и несчастными. Кладбища - не место, куда Везо любит часто бывать. У кладбища просто не прогуляешься. Живые подходят к кладбищу только тогда, когда они несут труп или когда им приходится «работать» для мертвых, например копать могилы и строить гробницы.

На западном Мадагаскаре Сакалава и Везо Погребальная скульптура известна во всем мире своими эротическими деревянными фигурами, которые часто изображаются во время совокупления и демонстрируют огромные фаллосы и груди. Неизвестно, почему скульптуры имеют такой эротизм, но, возможно, это связано с удовлетворением растущего туристического спроса.

Даже после того, как их предки скончались, Везо вовлекают их во многие разные дела. Многие события в производственной, репродуктивной и социальной жизни любой семьи Везо требуют, чтобы мертвые были незамедлительно проинформированы, например, если кто-то намеревается переехать во временное место рыбалки, если он переезжает в недавно построенный дом или запускает новое каноэ., если у кого-то тяжелые роды или если новорожденный впервые выходит из дома, если кто-то собирается сдавать школьные экзамены, если были произнесены трудные слова, от которых сердце отяжелело от гнева, если посещение антрополог приезжает или уезжает и т. д. Старший глава семьи обязан позвонить мертвым и поговорить с ними, просить их защиты или прощения и следить за тем, чтобы они были в курсе жизненных событий, потому что всякий раз, когда у мертвых есть причины для «удивления», "они захотят задавать вопросы, тем самым создавая проблемы для живых.

Мертвые общаются со своими живыми потомками через сны, которые они вызывают в них. Это потому, что, когда человек умирает, дыхание останавливается, тело становится жестким, холодным и вскоре начинает вонять и разлагаться. Но когда человек умирает, «дух» - известный до момента смерти как фанахи - навсегда покидает тело. В своей новой бестелесной, призрачной форме, дух - теперь известный как ангаце - невидим и движется, как ветер. Чтобы его видели живые люди, он входит в их сны, где он появляется вместе со своим изначальным неповрежденным телом, как это было при жизни человека.

.

Язык

Везо говорят на ди выбор малагасийского языка, который является ветвью малайско-полинезийской языковой группы, происходящей от языков барито, на которых говорят в южных Борнео.

Экономика

У побережья Мадагаскара перелов стал серьезной проблемой. Везо полностью полагаются на рыбную ловлю, которые в течение последних 2000 лет путешествовали по участку Индийского океана, который отделяет Мадагаскар от африканского континента, в пирогах ручной работы. Торговые суда, в основном из Азии и Европы, все чаще ловят рыбу в тех же водах. Таким образом, традиционным рыбакам сложно конкурировать на рынке. В ответ многие Везо прибегают к рыбалке за сотни миль от берега, проводя от шести до девяти месяцев в году в бурных и опасных водах в поисках акул и морских огурцов, которые пользуются большим спросом на азиатских рынках морепродуктов. Некоторые приносят свои семьи и все свое имущество и разбивают лагерь на отмелях вдали от цивилизации.

Рыбаки считают, что нынешние методы рыбной ловли должны измениться, сохраняя успешные навыки, устраняя разрушительные методы рыболовства и внедряя новые рыболовные технологии. Отсутствие системы, позволяющей местным пользователям иметь общую оценку условий рыбной ловли и определять общее видение, является основной проблемой для традиционных рыболовов Везо. Они так хорошо отслеживают изменения в уловах рыбы с течением времени и лучше понимают различные варианты использования доступных мест обитания, но когда дело доходит до объединения их знаний в одну систему, они просто не могут сделать это сами. Это показывает, что традиционные способы решения проблем не дожили до наших дней. Традиционные лидеры раньше играли важную роль в сохранении благосостояния сообщества, давая рекомендации пользователям ресурсов в соответствии с наилучшими доступными суждениями. Эта роль была ослаблена несколькими факторами, включая его социальный статус.

Еще хуже то, что в краткосрочной перспективе нет значительного улучшения доходов семьи за счет создания морского заповедника, есть надежда, что этот подход, вероятно, принесет гораздо большее воздействие на целевые промыслы в среднесрочной и долгосрочной перспективе. С биологической точки зрения, например, более крупная самка осьминога имеет тенденцию откладывать намного больше яиц, чем молодые. Предоставляя еще несколько месяцев для роста в закрытом рыболовном угодье, он позволяет осьминогам увеличиваться в размерах.

Везо имеют долгую историю эксплуатации черепах для пропитания и связанные с ними культурные традиции. Согласно местному законодательству, черепахи охраняются Декретом 24, принятым в 1923 году, но этот закон редко применяется. Низкий репродуктивный потенциал и задержка половой зрелости черепах делают все виды непригодными для интенсивного промысла. Еще в начале двадцатого века сообщалось, что черепахи играют важную роль в малагасийском рыболовстве. Наблюдается сокращение численности черепахи-ястреба и исчезновение гнездящихся популяций. Набеги на гнезда черепах и охота за мясом и панцирями считаются основными причинами сокращения численности четырех из пяти видов в регионе.

В настоящее время проводится ряд мероприятий по восстановлению рыбных запасов и поддерживать образ жизни Везо. является ключевой НПО в этих усилиях и имеет текущую программу, направленную на улучшение биоразнообразия и биомассы рыб за счет создания искусственных местообитаний.

См. также
  • карта Портал Африки
Примечания
Ссылки
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-18 12:06:31
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте