Весара - один из нескольких терминов, обозначающих особую стилистическую традицию индийской индуистской храмовой архитектуры в Декане, частях Северной Индии и Центральной Индии, между Виндхьями и рекой Кришна (В.К. Агнихотри, Индийская история, стр. Б-34). Двумя другими известными способами или стилями являются дравида или дравидийский Южной Индии и нагара Северной Индии. Весара представляет собой сочетание черт этих двух храмовых стилей и его собственных оригинальных характеристик.
Этот термин использовался древними писателями, но, возможно, не в том же значении, что и в современном употреблении. По этой и другим причинам его избегают некоторые авторы, такие как Адам Харди. Альтернативные термины для всего временного промежутка традиции, с 7 по 13 века н.э., включают Карната Дравида (выбор Харди), «стиль центральноиндийской храмовой архитектуры», «Деканская архитектура» или, короче, периоды, термины, относящиеся к местным династиям, такие как «архитектура Чалукья», или, точнее, Ранняя Чалукья или архитектура Бадами Чалукья и позже или Архитектура Западной Чалукьи и Архитектура Хойсала (см. Более подробные статьи об этом).
Среди тех, кто действительно использует «весару», есть некоторые разногласия относительно того, в какие периоды его использовать. Такие разногласия в значительной степени ограничиваются вопросами номенклатуры: полезен ли этот термин, и если да, то что он должен охватывать, в частности, включен ли ранний и поздний халукья в «Весару». По большинству аспектов реально существующих построек существует общее согласие.
Этимологически термин весара, как полагают некоторые, произошел от санскритского слова вишра, означающего место для долгой прогулки. Кварталы буддийских и джайнских монахов, покинувших городские районы, чтобы жить в пещерных храмах, назывались вихарами. С другой стороны, это слово происходит от слова, означающего мул, в связи с гибридной природой стиля.
Подобно Нагаре и Дравиде, этот термин используется как на севере и древние тексты южной Индии для основного типа храмового дизайна, но в настоящее время общепризнано, что южноиндийские тексты относятся не к недравидским стилям, а к конкретным типам плана этажей, и все это в храмах южной Дравиды. Именно в северных индийских текстах Нагара и Дравида относятся к разным формам, языкам или стилям храмовой архитектуры, обнаруженным соответственно на севере и юге Индии. Эти два термина очень широко используются в современных источниках. Но каково первоначальное значение слова Весара в таких текстах, остается несколько неясным.
Стиль Везара (если он определен как начинающийся только с Западного Чалукья в конце 10-го века) содержит элементы стилей Дравида и Нагара. В частности форма надстройки над святилищем обычно имеет пирамидальный профиль и короче северной шикхара башни. В плане стены и надстройка имеют широкую круговую форму или прямолинейный конус, хотя его геометрия основана на вращении квадрата, наложенного на окружность. У него совсем другой декор и мотивы. Один из распространенных мотивов - миниатюрные шикхары, часто типа бхумиджа, что свидетельствует о том, что архитекторы хорошо знали северные стили. Подобно южной надстройке виманы, эквивалент Весары сильно разделен на этажи или ступеньки, но их больше, а мотив крыши, столь распространенный в современных южных виманах, менее доминирующий.
Джордж Мичелл описывает характерную особенность здания как «затемнение внешнего профиля здания за счет увеличения выступов стен и надстройки; они беспокойно перемещаются из одной плоскости в другую, полагаясь на эффекты света и тени для придают зданию солидность и форму ".
Обычно есть выступающие суканаса выступы из башни на крышу над антарала прихожей к святилищу. Мандапа обычно больше святилища и его виманы. Дальнейшие открытые мандапы могут быть еще больше. Возникают храмы с более чем одной святыней, особенно с тремя. Обычно они имеют три входа с одной и той же мандапы, как в храме Ченнакесава, Соманатхапуре и храме Кедарешвара, Баллигави ; две боковые святыни расположены под углом 90 ° к центральной, главной.
Историки согласны с тем, что стиль весара возник на территории современной Карнатаки. По некоторым данным, этот стиль был основан Чалукьями Бадами (500-753 гг. Н. Э.), Чья архитектура Раннего Чалукья или Бадами Чалукья строила храмы в стиле, в котором смешались некоторые черты нагара и стили дравида, например, с использованием как северного шикхара, так и южного вимана типа надстройки над святилищем в разных храмах аналогичной даты, как в Паттадакале. Однако Адам Харди и другие считают этот стиль по сути формой дравиды. Этот стиль был дополнительно усовершенствован Раштракутас из Маняхета (750-983AD) на таких сайтах, как Эллора.
, хотя явно существует значительная преемственность с Бадами. или стиль Раннего Чалукья, другие авторы датируют начало Весары только более поздним Западным Чалукьясом Кальяни (983-1195 гг. н.э.), в таких местах, как Лаккунди, Дамбал, Итаги и Гадаг, и продолжено империей Хойсала (1000-1330 гг. Н.э.).
Храмы Хойсала в Белуре, Халебиду и Сомнатпура являются ведущими примерами стиля Весара. Эти храмы теперь внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО.