Вертумн

редактировать
Вертумн и Помона (ок. 1618 г.) Питер Пауль Рубенс

В римской мифологии, Vertumnus (Латинское произношение: ; также Vortumnus или Vertimnus ) - бог времен года, перемен и роста растений, а также садов и фруктовых деревьев. Он мог менять свою форму по желанию; используя эту силу, согласно Метаморфозы (xiv) Овидия, он обманом заставил Помону поговорить с ним, переодевшись старухой и получив доступ к ее сад, а затем с помощью повествовательного предупреждения об опасностях отказа от жениха (встроенная история о Ифис и Анаксарете ), чтобы соблазнить ее. Сказание о Вертумне и Помоне было названо «первой исключительно латинской сказкой».

Праздник Вертумна назывался Вертумналия и проводился 13 августа.

Содержание

  • 1 Культ и происхождение
  • 2 Классическая традиция
  • 3 Современные интерпретации
  • 4 Ссылки
  • 5 Внешние ссылки

Культ и происхождение

Вертумн и Помона (1682–1683) Лука Джордано

Имя Вортумнус, скорее всего, происходит от этрусского Вольтумна. На его формирование на латыни, вероятно, повлиял латинский глагол vertere, означающий «изменять», отсюда и альтернативная форма Vertumnus. Древние этимологии основывались на часто поверхностном сходстве звука, а не на принципах современной научной лингвистики, но отражали древние интерпретации функции божества. Рассказывая о Празднике Весты в своем стихотворении о Римском календаре, Овидий вспоминает времена, когда форум был еще тростниковым болотом, и «тот бог Вертумн, имя которого подходит многим. формы, / Еще не был так назван из-за перекрытия реки "(averso amne).

Варрон был убежден, что Фортумн был этрусским и главным богом. Культ Вертумна появился в Риме около 300 г. до н.э., и храм ему был построен на Авентинском холме в 264 г. до н.э., когда Вольсинии (этрусская Велзна) пали перед римлянами. Проперций, главный литературный источник бога, также утверждает, что бог был этрусским и происходил из Волсинии.

Картина Вертумн (ок. 1590) Джузеппе Арчимбольдо изображает Рудольфа II как Вертумна.

Проперций относится к бронзовой статуе Вортумна, сделанной легендарным Мамурием Ветурием, которому также приписывают двенадцать ритуальные щиты (анцилия ) Марса 'жрецы Салиев. Бронзовая статуя заменила древнюю кленовую статую (ксоанон ), предположительно привезенную в Рим во времена Ромула. Статуя Вортумна (signum Vortumni) стояла в простом святилище, расположенном в Vicus Tuscus недалеко от Forum Romanum, и была украшена в соответствии со сменой времен года. В своем стихотворении о боге Проперций заставляет статую Фортумна говорить от первого лица, как будто с прохожим.

Основание статуи было обнаружено в 1549 году, возможно, все еще находится на месте, но с тех пор его нет. был потерян. Надпись ознаменовала восстановление статуи при Диоклетиане и Максимиане в начале 4 века AD.

Классическая традиция

A рококо Вертумне и Помоне (1760) Жан-Батист Лемойн

Сюжет Вертумна и Помоны понравился европейским скульпторам и художникам XVI-XVIII веков, создав замаскированный эротический подтекст в сценарии, в котором юная женская красота противопоставлялась престарелой старухе. Рассказывая историю в Метаморфозах, Овидий заметил, что поцелуи Вертумна никогда не давались старухе: «Улыбка Цирцеи скрывает злое намерение, и горячие поцелуи Вертумна плохо подходят для переодевания старухи ».

Этот сюжет даже был вплетен в гобелен в серии с общей темой« Любовь богов », из которой середина XVI - век Брюссельский гобелен в Museu Calouste Gulbenkian, Лиссабон, сотканный из карикатур, приписываемых Яну Вермейену, должен быть одним из самых ранних. Франсуа Буше разработал дизайн для ткача по гобеленам Мориса Жака на гобеленовой мануфактуре для серии, в которую входили Вертумн и Помона (1775–1778). Похожая тема эротической маскировки обнаруживается у Юпитера, ухаживающего за Каллисто в облике Дианы, пример которой находится в J. Музей Поля Гетти.

Вертумн и Помона (1717) Франческо Пенсо, в аллее Летнего сада, Санкт-Петербург

мадам де Помпадур, который хорошо пел и изящно танцевал, сыграл роль Помоне в пастырской, представленной небольшой аудитории в Версале ; скульптура Жана-Батиста Лемуана (1760) намекает на это событие.

Камилла Клодель вылепила чувственную мраморную версию «Вертумна и Помоны» в 1905 году (Музей Родена, Париж).

Иосиф Бродский написал стихотворение о Вертумне.

Современные интерпретации

Дэвид Литтлфилд обнаруживает в эпизоде ​​движение от изнасилования к взаимному желанию, совершенное против упорядоченного, «цивилизованного» латинского ландшафта..

И наоборот, Роксана Джентилкор читает в своей дикции и повествовательной стратегии образы обмана, завуалированной угрозы и соблазнения, в которых Помона, прирученная гамадриада, теперь воплощающая фруктовый сад, не имеет голоса..

Ссылки

Внешние ссылки

Викискладе есть материалы, связанные с Вертумнусом.
Последняя правка сделана 2021-06-18 11:51:34
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте