Венецианское стекло

редактировать
Традиции стекловарения из Венеции, Италия

Чаша из синего стекла Украшенная чаша из Мурано инструменты, держащие стеклянную лошадь в форме Инструменты для изготовления стекла с фигуркой стеклянной лошади

Считается, что венецианское стекло (итал. : vetro veneziano) производилось более 1500 лет, и производство было сосредоточено на венецианском острове Мурано с 13 века. Сегодня Мурано известен своим художественным стеклом, но помимо своей художественной славы он имеет долгую историю инноваций в стекольном производстве - и был главным центром стеклоделия в Европе со времен Средневековья до Возрождения. В 15 веке мастера муранского стекла создали cristallo, который был почти прозрачным и считался лучшим стеклом в мире. Производители муранского стекла также разработали стекло белого цвета (молочное стекло, называемое латтимо), которое выглядело как фарфор. Позже они стали лучшими в Европе мастерами зеркал.

Первоначально Венеция находилась под контролем Византийской империи, но со временем стала независимым городом-государством. Он процветал как торговый центр и морской порт. Его связи с Ближним Востоком помогли его стекольникам получить дополнительные навыки, поскольку производство стекла было более развито в таких областях, как Сирия и Египет. Хотя производство венецианского стекла на заводах существовало еще в 8 веке, оно было сконцентрировано в Мурано по закону, начиная с 1291 года. Поскольку стекольные фабрики часто загорались, это исключало возможность крупных пожаров в городе. Венецианские стеклодувы разработали секретные рецепты и методы изготовления стекла, а концентрация стеклоделия Венеции на острове Мурано позволила лучше контролировать эти секреты.

Мурано стал элитным центром стеклоделия Европы, достигнув пика популярности в 15-16 веках. Доминирование Венеции в торговле создало класс богатых купцов, которые были сильными ценителями искусства. Это помогло установить спрос на художественное стекло и другие инновации. Распространение талантов в области стеклоделия в Европе в конечном итоге уменьшило значение Венеции и ее производителей муранского стекла. Оккупация и роспуск венецианского государства Наполеоном Бонапартом в 1797 году усугубили трудности стекольной промышленности Мурано. Возрождение производства муранского стекла началось в 1920-х годах. Сегодня Мурано и Венеция являются туристическими достопримечательностями, а Мурано является домом для многочисленных стекольных заводов и нескольких индивидуальных студий художников. Его Museo del Vetro (Музей стекла) в Палаццо Джустиниан содержит экспонаты, посвященные истории стеклоделия, а также образцы стекла с египетских времен до наших дней.

Содержание
  • 1 Предпосылки
    • 1.1 Остров Мурано
  • 2 Основные продукты и инновации
    • 2.1 Авантюрин
    • 2.2 Бусины
    • 2.3 Calcedonio
    • 2.4 Люстры
    • 2.5 Cristallo
    • 2,6 Филиграна
    • 2,7 Латтимо
    • 2,8 Миллефиори
    • 2,9 Зеркала
    • 2,10 Муррин
    • 2,11 Соммерсо
  • 3 Золотой век, упадок и возрождение
  • 4 Изготовление стекла
    • 4,1 Инструменты
  • 5 Сегодня
  • 6 См. Также
  • 7 Примечания
    • 7.1 Сноски
    • 7.2 Цитаты
    • 7.3 Ссылки
  • 8 Дополнительная литература
  • 9 Внешние ссылки
История вопроса
карта Венеции, Мурано и Италии Венеция и Мурано

Венецианский город-государство вырос во время упадка Римской империи, когда люди бежали от варварских вторжений на безопасные острова в Венецианская лагуна. В лагуне росли небольшие сообщества, и Венеция стала самой известной. Город Венеция стал очень успешным торговым портом и к 11 веку доминировал в торговле между Европой, Северной Африкой и Ближним Востоком. У него также был сильный флот. Многие европейские крестоносцы проходили через Венецию на пути в Святую землю и обратно. В Венеции покупались и продавались самые разные сокровища: специи, драгоценные металлы, драгоценные камни, слоновая кость, шелк и стекло. Успешная торговля породила богатый купеческий класс в дополнение к знати, и богатые стали покровителями знаменитого искусства и архитектуры Венеции.

Считается, что производство стекла в Венеции началось около 450 г. стеклодувы из Аквилеи бежали на острова, спасаясь от варварских захватчиков. Самые ранние археологические свидетельства существования стекольной фабрики в этом районе происходят с острова венецианской лагуны Торчелло и датируются 7-8 веками. К оригинальным венецианским мастерам стекла присоединились мастера из Византии и с Ближнего Востока, что обогатило их знания о стекловарении. Стекло производилось на Ближнем Востоке задолго до того, как оно было произведено в Европе, хотя древнеримское стекло, производимое в Италии, Германии и других странах, могло быть чрезвычайно изысканным. Ранние продукты включали бусы, стекло для мозаики, ювелирные изделия, маленькие зеркала и оконное стекло.

Производство венецианского стекла стало играть важную роль в экономике города. Около 1271 года местная гильдия стеклодувов установила правила, помогающие сохранить секреты производства стекла. Было запрещено разглашать коммерческую тайну за пределами Венеции. Если стеклодув уезжал из города без разрешения, ему приказывали вернуться. Если он не вернется, его семью посадят в тюрьму. Если он все же не вернется, наемного убийцу пошлют, чтобы убить его. Дополнительные правила определяли ингредиенты, используемые для изготовления стекла, и тип древесины, используемой в качестве топлива для печей.

Остров Мурано

Dignit Посетите стекольный завод в Мурано Дож посещает Мурано

Закон от 8 ноября, 1291 ограничил большую часть стекольной промышленности Венеции на «острове Мурано ». Мурано на самом деле представляет собой группу островов, соединенных короткими мостами, расположенных менее чем в 2 км к северу от материковой части Венеции в Венецианской лагуне. Печи, используемые для производства расплавленного стекла, были пожароопасными, особенно в городах с деревянными постройками поблизости. Перенос стекольной промышленности на Мурано устранил угрозу катастрофического пожара в Венеции. Этот шаг также сохранил технологию производства стекла и производителей стекла только на Мурано. Это предотвратило распространение опыта производства венецианского стекла среди потенциальных конкурентов. Стеклодувам не разрешалось покидать остров без разрешения правительства. Уход без разрешения или разглашение коммерческой тайны каралось смертью. Размещение промышленности на одном острове также облегчило правительству контроль за импортом и экспортом.

Мурано в 1200-х годах был летним курортом, где аристократы Венеции строили виллы с садами и садами. Чтобы добраться на лодке из Венеции до Мурано, потребовалось около часа. Хотя стеклодувы не могли покинуть остров, у знати не было таких ограничений. Несмотря на ограничения на передвижение, стеклодувы жили на красивом острове, находились под прямым управлением Венецианского Совета десяти (Венецианский комитет государственной безопасности ) и пользовались дополнительными привилегиями. Они не работали жарким летом, когда производился ремонт и обслуживание печи. В 1300-х годах ежегодные летние каникулы длились пять месяцев. В 1400-х годах венецианское правительство сократило летние каникулы до трех с половиной месяцев. Мастера муранского стекла иногда жаловались, что они недостаточно работают. Производители стекла также пользовались повышенным социальным статусом. 22 декабря 1376 г. было объявлено, что если дочь стеклодува выходит замуж за дворянина, не происходит лишения социального сословия, поэтому их дети - дворяне.

Основные продукты и инновации
стеклянные кувшины с блестящими нитями Графины с нитями из авантюринового стекла многоцветную цветные стеклянные бусины Бусины Миллефиори Стекло на ножке Cristallo белая банка с тонкими полосками Банка в филигранном стиле белая чашка с изображением человека Эмалированное стекло латтимо разноцветную чашу Чаша около 1870-х годов

Венецианские стеклодувы Мурано известны множеством инноваций и изысков в производстве стекла. Среди них бусы из муранского стекла, кристалл, латтимо, люстры и зеркала. Дополнительные украшения и украшения: голдстоун, разноцветное стекло (millefiori ) и имитация драгоценных камней из стекла. Помимо защиты своих секретных процессов и рецептов стекла, венецианские / муранские производители стекла стремились к красоте своим стеклом.

Авантюрин

Авантюриновое стекло, также известное как стекло голдстоуна, полупрозрачное коричневатое с металлическим ( медь) пятнышки. Он был разработан венецианскими мастерами по стеклу в начале 15 века. Впервые он упоминается в исторических документах в 1626 году. Название авантюрин используется потому, что он был обнаружен случайно.

Бусины

Стеклянные бусы (также известные как бусины из муранского стекла) были сделаны венецианцами, начиная с 1200-х годов.. Бусины использовались как четки и украшения. Они также были популярны в Африке. Христофор Колумб отметил, что люди Нового Света (коренные американцы) были «в восторге» от бусин в качестве подарков, и бусы стали популярны среди американских индейцев.

Кальцедонио

Кальцедонио - это стекло под мрамор, похожее на полудрагоценный камень халцедон. Этот тип стекла был создан в 1400-х годах Анджело Баровье, который считается величайшим мастером стекла Мурано. Баровье был искусным стеклодувом, возродил эмаль, а также работал с цветным стеклом. Его семья занималась изготовлением стекла по крайней мере с 1331 года, и семья продолжала заниматься этим бизнесом после его смерти. Он умер в 1460 году.

Люстры

В 1700-х годах Джузеппе Бриати прославился своей работой с орнаментированными зеркалами и люстрами. Стиль люстры Бриати назывался ciocche - буквально букет цветов. Типичная люстра Бриати была большой, с множеством рожков, украшенных гирляндами, цветами и листьями. Одним из распространенных способов использования огромных люстр из муранского стекла было внутреннее освещение театров и важных комнат во дворцах. Бриати родился в Мурано в 1686 году, и его семья занималась изготовлением стекла. Ему разрешили работать на фабрике богемского стекла, где он узнал секреты работы с богемским хрусталем, который становился более популярным, чем Murano cristallo. В 1739 году Совет десяти разрешил ему перенести свою печь из Мурано в Венецию, потому что его работа вызвала такую ​​ревность, что он и его рабочие опасались за свою жизнь. (Его отец был зарезан в 1701 году). Бриати вышел на пенсию в 1762 году, и его племянник стал менеджером стекольного завода. Бриати умер в Венеции в 1772 году и похоронен на Мурано.

Cristallo

Cristallo - это стакан с содовой, созданный в 15 веке Анджело Баровье из Мурано. Самое старое упоминание о кристалло датируется 24 мая 1453 года. В то время кристалло считалось самым прозрачным стеклом в Европе и было одной из главных причин, по которым Мурано стал «самым важным центром стекла». Он был похож на кварц, который, как говорили, обладал магическими свойствами и часто использовался в религиозных предметах. Кристалло стал очень популярным. Стекло этого типа было хрупким и его трудно было разрезать, но его можно было покрыть эмалью и выгравировать. Марганец был ключевым ингредиентом секретной формулы, используемой для изготовления кристаллов.. Легкая модификация кристалла, сделанного в Мурано, заключалась в том, чтобы создать его матовую или хрустящую версию.

Филиграна

Стиль филиграна (он же филигрань) был разработан на Мурано в 1500-х годах. Встраивая стеклянные трости (обычно белые, но не всегда) в бесцветное стекло, стеклянная посуда приобретает полосатый вид. Vetro a fili имеет прямые белые полосы, vetro a retortoli - витой или спиральный узор, а vetro a reticello - два набора линий, скрученных в противоположных направлениях. Франческо Зено упоминается как изобретатель vetro a retortoli.

Lattimo

Lattimo, или молочное стекло, начали производить на Мурано в 15 веке, и Анджело Баровье приписывают его возведение -открытие и развитие. Это непрозрачное белое стекло должно было напоминать эмалированный фарфор. Его часто украшали эмалью с изображением священных сцен или видов Венеции.

Миллефиори

Стекло миллефиори - это разновидность мурринской техники, сделанная из цветных тростей в прозрачном стекле и часто образует цветочные узоры. Итальянское слово millefiori означает тысяча цветов. Эта техника была усовершенствована в Александрии, Египет, и начала использоваться на Мурано в 15 веке.

Зеркала

Маленькие зеркала делались на Мурано в начале 1500-х годов, и у производителей зеркал были свои собственные гильдия началась в 1569 году. Зеркала из муранского стекла были известны не только своим качеством, но и художественными работами на раме, в которой находилось зеркало. К 1600-м годам зеркала из муранского стекла пользовались большим спросом. Однако к концу века зеркала английского производства имели лучшее качество. К 1772 году только один стеклянный дом в Мурано все еще производил зеркала.

Муррин

Техника Муррина начинается с наслаивания цветного жидкого стекла, нагретого до 1040 ° C (1900 ° F), что составляет затем растянуты в длинные стержни, называемые тростью. После охлаждения эти прутья разрезаются на поперечные сечения, что позволяет увидеть слоистый узор. Эрколе Баровье, потомок величайшего стеклодува Мурано Анджело Баровье, получил множество наград в 1940-х и 1950-х годах за свои инновации с использованием техники муррина.

Sommerso

Sommerso («затопленный» по-итальянски), представляет собой разновидность художественного муранского стекла, которое имеет слои контрастных цветов (обычно два), которые формируются путем погружения цветного стекла в другое расплавленное стекло с последующим выдуванием комбинации до желаемой формы. Самый внешний слой или оболочка часто бывает прозрачной. Sommerso был разработан в Мурано в конце 1930-х годов. Флавио Поли был известен использованием этой техники, и она стала популярной благодаря Сегузо Ветри д'Арте и семье Мандруззато в 1950-х годах. Этот процесс является популярным для изготовления ваз и иногда используется для скульптур.

Золотой век, упадок и возрождение
банка на подставке с крышкой, несколько цветов Баровье эмалированное стекло

16 век был золотым веком венецианского производства стекла на Мурано. Основными торговыми партнерами были Испанская Индия, Италия, Испания, Османская Турция и немецкоязычные государства. В 1581 году на Мурано было по крайней мере 28 стекловаренных печей. В течение этого столетия Мурано посетили множество лидеров и сановников, в том числе королева Франции, герцоги, принцы, генералы, кардиналы, архиепископы и послы. Среди коллекционеров муранского стекла были Генрих VIII Английский, Папа Климент VII, король Венгрии Фердинанд, Франциск I Франции и Филипп II Испанский.

В конце концов, господству cristallo пришел конец. В 1673 году английский торговец стеклом Джордж Равенскрофт создал прозрачное стекло, которое он назвал кристаллическим, но оно было нестабильным. Три года спустя он улучшил это стекло, добавив оксид свинца, и было создано свинцовое стекло (также известное как кристалл). Равенскрофт, много лет проживший в Венеции, сделал кристалл свинца, который был менее хрупким, чем кристалл. В 1674 году богемский стеклодув Луи Ле Вассер изготовил кристалл, похожий на хрусталь Равенскрофта. В 1678 году Йохан Фридрих Кункель фон Левенштейн изготовил хрустальное стекло в Потсдаме. Богемское и прусское стекло позже было модифицировано добавлением извести и мела. Это новое стекло приписывается богемскому стеклодуву Михаэлю Мюллеру в 1683 году. Богемское стекло не подходило для художественных работ на стекле в стиле Мурано. Однако это более твердое стекло производилось как более толстое стекло, пригодное для гравировки и шлифования. Чешское и английское стекло со временем стало более популярным, чем хрусталь, изготовленный на Мурано. К 1700-м годам муранское стекло продавалось в основном с итальянскими государствами и Турецкой империей. Небольшие количества продавались с Англией, Фландрией, Нидерландами и Испанией.

Наполеон завоевал Венецию в мае 1797 года, и Венецианская республика подошла к концу. Падение Венецианской республики вызвало тяжелые времена для стеклоделия на Мурано, и некоторые из методов Мурано были утеряны. Под контролем Франции и Австрии производство стекла в Венеции стало убыточным из-за пошлин и налогов, а выжившие стеклоделы были вынуждены производить в основном бусы. Наполеон закрыл фабрики венецианского стекла в 1807 году, хотя производство простой посуды и бус продолжалось. В 1830-х годах аутсайдеры пытались возродить отрасль. Однако только в 1866 году, когда Венеция стала частью Италии, производство муранского стекла пережило возрождение. Примерно в то же время местные лидеры, такие как аббат Винченцо Занетти (основатель Музея муранского стекла ), вместе с владельцами фабрик Мурано начали заново изобретать более ранние методы изготовления стекла из Мурано. Антонио Сальвиати, венецианский юрист, который оставил свою профессию в 1859 году, чтобы посвятить время стекольному производству, также сыграл важную роль в возрождении стекловарения на Мурано.

Изготовление стекла

Из Начиная с момента падения Венецианской республики, муранское стекло в основном представляло собой очень высококачественное известково-натриевое стекло (используя сегодняшнюю терминологию), внешнему виду которого уделялось особое внимание. Стекло того времени обычно содержало от 65 до 70 процентов кремнезема. Добавляли флюс, обычно сода (оксид натрия, составляющий от 10 до 20 процентов композиции стекла), чтобы позволить кремнезему плавиться при более низкой температуре. Стабилизатор, обычно известь (оксид кальция, составляющий около 10 процентов стекла), также был добавлен для обеспечения прочности и предотвращения растворимости в воде. В стакан были добавлены небольшие количества других ингредиентов, в основном для улучшения внешнего вида. Обычным источником кремнезема является песок. Для изготовления некоторых видов стекла производители муранского стекла использовали кварц в качестве источника кремнезема. Кварцевую гальку измельчали ​​в мелкий порошок. Двумя источниками песка были Крета и Сицилия. Кварцевая галька была отобрана из рек Тичино и Адидже в Северной Италии. Источником соды была так называемая allume catina - зола растений, найденная в восточных странах Ближнего Востока. Начиная с 16 века allume catina также импортировали из прибрежных средиземноморских регионов Испании и Франции.

Смешивание и плавление партии ингредиентов было двухэтапным процессом. Сначала в специальной печи непрерывно перемешивали примерно равные количества кремнезема и флюса. Печь называлась кальхерной печью, а смесь - фриттой. На втором этапе фритта смешивалась с отобранными переработанными отходами стекла (стеклобоя) и плавилась в другой печи. В зависимости от типа и цвета стекла применялись другие добавки. Для получения белого непрозрачного стекла (латимо) добавляли свинец и олово. Кобальт использовался для изготовления синего стекла. Медь и железо использовались для зеленого и для различных оттенков зеленого, синего и желтого. Марганец использовался для удаления красок. Хотя природный газ сегодня является предпочтительным топливом для стекловарения, в XIII веке на Мурано в качестве топлива использовались древесина ольхи и ивы. Во время этого второго этапа поверхность расплавленного стекла снималась для удаления нежелательных химикатов, влияющих на внешний вид стекла. По мере развития стекловарения использовались дополнительные методы. Для улучшения прозрачности расплавленное стекло помещали в воду, а затем повторно плавили. Другой метод заключался в очистке флюса путем кипячения и фильтрации.

Инструменты

У венецианских стеклодувов был набор инструментов, который мало изменился за сотни лет. Ferro sbuso, также называемый canna da soffio, - это выдувная трубка, необходимая для извлечения расплавленного стекла и начала процесса формования. Борсель - это инструмент в виде щипцов различных размеров, используемый для придания формы еще не затвердевшему стеклу. Borselle puntata - похожий инструмент, только на нем есть узор, который можно запечатлеть на стекле. Понтелло - это железный стержень, который удерживает стекло во время работы по краю стекла. Тагианти - это большие ножницы, которыми режут стекло до того, как оно затвердеет. Скагно - это верстак, которым пользуется стеклодув. «Хорошие инструменты - это хорошо, но хорошие руки лучше», - гласит старая муранская поговорка, которая усиливает идею о том, что стеклодувы Мурано полагаются на свое мастерство, а не на преимущества, полученные от специальных инструментов.

Сегодня
современная двухцветная ваза стеклянная лошадь на задних лапах Современное муранское стекло

Некоторые из исторических стекольных заводов Венеции на Мурано остаются хорошо известными брендами и сегодня, в том числе De Biasi, Gabbiani, Venini, Salviati, Barovier Toso, Pauly, Berengo Studio, Seguso, Formia International, Simone Cenedese, Alessandro Mandruzzato, Vetreria Ducale, Estevan Rossetto 1950 и другие. Самая старая стекольная фабрика - Antica Vetreria Fratelli Toso, основанная в 1854 году.

В целом отрасль сокращается по мере снижения спроса. Произведения-имитации (узнаваемые экспертами, но не типичными туристами) из Азии и Восточной Европы занимают от 40 до 45 процентов рынка муранского стекла, и вкусы публики изменились, а дизайн муранского стекла в основном остался прежним. Чтобы бороться с проблемой имитации, группа компаний и заинтересованных лиц в 1994 году создали товарный знак, удостоверяющий, что продукт был произведен на Мурано. К 2012 году около 50 компаний использовали товарный знак Artistic Glass Murano®.

Производство стекла - трудная и неудобная профессия, поскольку стеклодувы должны работать с продуктом, нагретым до чрезвычайно высоких температур. В отличие от 500 лет назад, дети стеклодувов не имеют никаких особых привилегий, лишнего богатства или брака с дворянами. Сегодня трудно набирать молодых стеклодувов. Зарубежные имитации и трудности с привлечением молодых работников привели к тому, что количество профессиональных стеклодувов в Мурано сократилось с 6000 в 1990 году до менее 1000 к 2012 году.

См. Также
Примечания

Сноски

Цитаты

Ссылки

Дополнительная литература
  • Баровье, Марино; Сонего, Карла (2004). Венецианское художественное стекло: американская коллекция, 1840-1970. Штутгарт: Арнольдше. п. 352. ISBN 978-3-89790-205-3. OCLC 56447139.
  • Хейреманс, Марк (2002). Муранское стекло: темы и вариации. Штутгарт: Арнольд. п. 223. ISBN 978-3-89790-163-6. OCLC 248786059.
  • Макфадден, Дэвид Ревер; Баровье, Марино; Франц, Сьюзан К. (2001). Венецианское стекло. Нью-Йорк: Американский музей ремесел. Стр. 249. ISBN 978-1-89038-505-7. OCLC 123123380.
  • Панини, Августо (2017). Мир в бусине. Собрание музея муранского стекла. Antiga Edizioni. п. 375. ISBN 978-8-89965-790-1. OCLC 1001512112.
  • Пинья, Лесли (2004). Фрателли Тосо: итальянское стекло 1854-1980 гг. Атглен, Пенсильвания: Shiffer Pub. п. 224. ISBN 978-0-76432-026-2.
  • Пинья, Лесли (2007). Архимед Сегусо: кружево и камень: стекло средней модификации из Мурано. Атглен, Пенсильвания: Shiffer Pub. п. 223. ISBN 978-0-76432-661-5. OCLC 74029385.
  • Сонего, Карла (2017). Паоло Венини и его печь. Милан: Скира Эдиторе. п. 532. ISBN 978-8-85723-354-3. OCLC 1003587576.
Внешние ссылки
Викискладе есть медиафайлы, связанные с изделиями из муранского стекла.
Викискладе есть медиафайлы, относящиеся к венецианской посуде.
Последняя правка сделана 2021-06-18 11:00:47
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте