Священники ведической религии являются официальными лицами ягьи службы. Яджна - важная часть индуизма, особенно Вед. люди, обученные ритуалу и опытные в его практике, назывались ṛtvij («регулярно - приносить в жертву »). Как члены социального класса, они были известны как випра «мудрец» или кави «провидец». Специализация ролей сопровождала разработку и развитие ритуального корпуса с течением времени. В конце концов, полный набор из шестнадцати Атвий стал обычным для крупных церемоний. Шестнадцать человек состояли из четырех первосвященников и их помощников.
Старые упоминания однозначно указывают на hotṛ как на председательствующего священника, и, возможно, только адхварью был его помощником в древние времена. Фраза «семь хотаров» неоднократно встречается в Ригведе. Гимн 2.1.2 Ригведы утверждает это следующим образом:
तवाग्ने होत्रं तव पोत्र मृत्वियं तव नेष्ट्रं त्व मग्नि दृतायतः। तव प्रशास्त्रं त्व मध्वरीय सि ब्रह्मा चासि गृहपतिश्च नो दमे ॥२॥
Твоя задача Вестника и Чистящего средства в срок; Ты вождь, а для благочестивого Киндлер. Ты - Директор, ты - священник-служитель: ты Брахман, Господь и Учитель в нашем доме.
— Ригведа 2.1.2В вышеупомянутом гимне священники перечисляются как хотṛ, потṣṭṛ, нех, агнидх, прашастх (имеется в виду майтраваруна) и адхварью.
Термин Брахман в вышеупомянутом гимне 2.1.2 относится к божеству Агни гимна 2.1.1.
Ригведические Брахманы, Айтарейя и Каушитаки, укажите семь хотраков для чтения шастр (литаний): хот:, брахманаччамсин, майтраваруна, поту, нэх, агнидх и аччавака. Они также несут легенду, объясняющую происхождение должностей субрахманья и гравастута.
Требования полностью разработанного ритуала были достаточно строгими, чтобы только профессиональные священники могли их адекватно выполнять.. Таким образом, в то время как в древние времена истинный жертвователь или предполагаемый получатель обряда мог быть непосредственным участником, в ведические времена он был только спонсором, яджаманой, где его место в ритуале занимал хотху или брахман. В этом отрывке лежат истоки растущего значения purohita (буквально «тот, кто стоит впереди»). Для пурохиты не было ничего необычного в том, чтобы быть горячим или брахманом при жертвоприношении для своего хозяина, помимо проведения других, более домашних (гохья ) ритуалов для него. В последнее время, с исчезновением ведической ритуальной практики, пурохита стало общим термином для «священника».
В систематическом изложении сутр шраута, которые датируются пятым или шестым веком до нашей эры, помощники классифицируются на четыре группы, связанные с каждым из четырех верховных жрецов, хотя классификации искусственны и в некоторых случаях неверны:
Эта последняя классификация неверно, так как формальные помощники брахмана на самом деле были помощниками хотё и адхварью.
Сравнение со священными текстами зороастризма, отличное религия с тем же происхождением, показывает древность терминов для священников, таких как * атхарван (ведический атхарван; родственны авестийскому āθrauuan / aθaurun) и * zhautar (вед. хотар; ав. заотар) «заклинатель, жертвователь». Хотя * zhautar хорошо изучено, первоначальное значение * atharwan неизвестно. Слово атхарван появляется в Ригведе (например, в RV 6.16.13, где сказано, что Агни был сброшен Атхарваном из разума каждого поэта). В Младшей Авесте āθrauuan / aθaurun появляется в контексте, который предполагает «миссионерство», возможно, по метатезису из индоиранского * arthavan «обладание целью». Однако недавняя теория указывает на то, что протоиндоиранский * atharwan, вероятно, представляет собой субстратное слово из неизвестного языка цивилизации BMAC в Центральной Азии. Его можно проанализировать как BMAC * athar- плюс индоиранский притяжательный суффикс * -wan, и в этом случае * atharwan будет «тот, кто обладает * athar». Хотя значение слова * athar неизвестно, Пино предполагает, что оно означало «превосходящая сила», и связывает его с тохарским словом, означающим «герой». В Упанишадах атхарван появляется, например, в atharvāngiras, соединении атхарвана и ангиры, либо двух одноименных риши, либо их фамилий.
В современной индийской зороастрийской (парси ) традиции слово «аторнан» используется для обозначения духовенства и мирян (бехдин). Эти подразделения (в историческом контексте Индии - касты) и термины, используемые для их описания, являются относительно недавними разработками, характерными для индийских зороастрийцев, и, хотя сами слова устарели, значение, которое они приобрели для парсов, определяется их влиянием. многовековое сосуществование с индуизмом. Похоже, что индийские зороастрийские жрецы повторно приняли древний āθrauuan / aθaurun (вместо традиционного и очень хорошо подтвержденного производного āsron) из-за его сходства с индуистским атхарваном, который, как потом дополнительно предположили священники-парсы, произошел от авестийского>ātar "огонь". Эта народная этимология, возможно, «возникла из-за того, что, вероятно, является ошибочным предположением о важности огня в древней индоиранской религии» (Boyce, 1982: 16).
Разделение священнических функций между хотарами, удгарами и адхварью сравнивается с кельтским священством, как сообщает Страбон, с друидами как первосвященники, барды исполняют пение, а ваты совершают фактическое жертвоприношение.