Ведда

редактировать
Ведда
Ведда, мужчина и ребенок, Шри-Ланка.jpg Ведда мужчина и ребенок.
Общая численность населения
Между 2,500 - 6600 . (менее 0,20% населения) (2001)
Регионы со значительной численностью населения
Шри-Ланка 2,500 (2002)
Языки
Ведда, сингальский, тамилы Шри-Ланки
Религия
Традиционные анимистические верования с буддизмом, индуизмом
Родственные этнические группы
сингальцы

Ведда (Сингальский : වැද්දා, Тамил : வேடர் Vēdar) или Ванниялаето - коренное меньшинство населения в Шри-Ланка, которым, среди других суб-сообществ, таких как Побережье Ведда, Анурадхапура Ведда и Бинтенн Ведда, присвоен статус коренного населения. Меньшинство веддов в Шри-Ланке находится под угрозой полной ассимиляции. Большинство говорит на сингальском вместо своих коренных языков, которые находятся на грани исчезновения. Была выдвинута гипотеза, что ведды, вероятно, были самыми ранними жителями Шри-Ланки и жили на острове еще до прибытия других этнических групп в Индию.

Ведды также упоминаются в История Роберта Нокса плена королем Канди в 17 веке. Нокс описал их как «диких людей», но также сказал, что есть «укротители», и что последние иногда служили в королевской армии.

Район Ратнапура, который является частью Сабарагамува Провинция, как известно, в далеком прошлом была заселена Веддами. Это было показано такими учеными. Считается, что само название Сабарагамува означало деревню Сабаров или «лесных варваров». Об этом свидетельствуют такие топонимы, как Ведда-гала (скала Ведда), Ведда-эла (канал Ведда) и Веди-Канда (гора Ведда) в районе Ратнапура. Как отмечает Виджезекера, в населении Ведда-гала и ее окрестностей заметен сильный элемент Ведды.

Содержание

  • 1 Этимология
  • 2 Население
    • 2.1 Антропология
    • 2.2 Генетика
  • 3 Язык
  • 4 Культурные аспекты
    • 4.1 Язык
    • 4.2 Религия
    • 4.3 Ритуалы
    • 4.4 Погребение
    • 4.5 Культ мертвых
    • 4.6 Одежда
    • 4.7 Музыка
  • 5 Средства к существованию
  • 6 Текущее состояние
  • 7 В зоологии
  • 8 См. Также
  • 9 Ссылки
  • 10 Дополнительная литература
  • 11 Внешние ссылки

Этимология

Этнонимы Ведды включают Вадда, Ведда, Ведда и Ваддо. «Ведда» - это либо дравидийское слово, и происходит от тамильского слова Vēdu, что означает охота, либо от санскритского vyādha («охотник») или veddhṛ («тот, кто кто пронзает ").

Родство населения

Антропология

Ведды часто рассматриваются как коренное население Шри-Ланки. Исследование стоматологических характеристик 2011 г. показало тесную связь между Веддой и другими выходцами из Южной Азии, а также населением Западной Евразии. Исследование черепов 2012 года показало, что Ведда имеет близкое родство с другими южноазиатскими популяциями, такими как другие жители Шри-Ланки, южные индейцы и пенджабцы (которые были классифицированы как имеющие европеоидное сходство) и значительно отличаются от жителей Андаманских островов.

Краниометрическое исследование 2013 г., проведенное Raghavan et al. показали, что Ведды тесно связаны с другими группами Шри-Ланки и Индии, особенно с сингальцами и тамилами, а также указали на глубокие связи между южноазиатским населением и современное население Европы, Ближнего Востока и Северной Африки. По данным Raghavan et al. По черепным характеристикам Ведда наиболее близка к другим южноазиатским и отличается от «австрало-меланезийцев». Рагхаван и др. также, отмечая различие между южноазиатскими (включая Ведду) и андаманскими черепами, объясните, что это не противоречит генетическим свидетельствам, указывающим на частичное общее происхождение (не-западноевразийский компонент, известный как «южно-индийские предки» или ASI ") и генетическая близость между выходцами из Южной Азии и коренными жителями андаманцев (которых иногда классифицируют как австрало-меланезийцы ), заявляя, что" отличительные особенности андаманских и южноиндийских черепов не должны подвергаться сомнению открытие Райхом и др. о происхождении «южно-индийских предков», разделяемых южными индейцами и андаманцами », и что различия могут быть частично связаны с большей краниометрической специализацией жителей Южной Азии по сравнению с андаманцами

Генетика

Группы, предки современных веддов, вероятно, были самыми ранними жителями Шри-Ланки. Их прибытие ориентировочно датируется примерно 40 000–35 000 лет назад. Они демонстрируют связь с другими популяциями Южной Азии и Шри-Ланки, но генетически отличаются от других народов Шри-Ланки и демонстрируют высокую степень внутригруппового разнообразия. Это согласуется с долгой историей существования небольших подгрупп, претерпевающих значительный генетический дрейф.

В одном исследовании материнских (митохондриальная ДНК) гаплогрупп в шри-ланкийских популяциях (ведда, шри-ланкийский тамильский и сингальский), Ведда было обнаружено, что они несут преимущественно гаплогруппы U и R и несут материнскую гаплогруппу M примерно на 17%, в отличие от тамилов и многих племенных групп материковых индейцев, среди которых какая гаплогруппа M является преобладающей. У людей ведды и сингальцев из низинной страны частота гаплогруппы R составила 45,33 и 25% соответственно. Было обнаружено, что Ведда отличается, но ближе к сингальцам, чем к другим южноазиатским группам (включая шри-ланкийских тамилов, которые, как полагают, имеют «более недавнее происхождение с материка» и менее распространены в Шри-Ланке, чем Ведда или Сингальский). В исследовании было определено, что ветви гаплогрупп R и U, «особенно распространенные в Ведде, произошли от предков на Индийском субконтиненте».

Другое исследование материнских гаплогрупп в Шри Ланкийские группы (также ведда, шри-ланкийские тамилы и сингальцы) получили аналогичные результаты, при этом ведда принадлежит преимущественно митохондриальной гаплогруппе N (которая «существует почти во всей Европе, океане и многие азиатские и индейские народы ») и его подгруппы U и R (с теми, которые составляют около двух третей их материнских линий), отличающиеся от других южноазиатских групп (таких как шри-ланкийские тамилы, сингалы и несколько индейских племенных групп) среди которых преобладает гаплогруппа М. Исследование также показало, что «южноазиатские (индийские) гаплогруппы были преобладающими» в трех шри-ланкийских группах (включая ведду), но что у сингальцев, шри-ланкийских тамильских и веддских популяций также «было значительное присутствие западно-евразийских гаплогрупп». Одно филогенетическое исследование гипервариабельных сегментов митохондриальной ДНК HVI и части HVII показало, что Ведда «генетически отличается от других основных этнических групп (сингальцев, шри-ланкийских тамилов и индийских тамилов) в Шри-Ланке». Другое исследование частоты аллелей альфа-2-HS-гликопротеина показало, что ведды и сингальцы более биологически связаны друг с другом, чем с большинством других этнических групп в Азии.

Язык

Самый выдающийся глава Ведд покойный Тисахами. Атто. Тисахами Атто с некоторыми женщинами-веддами. Малая Рата была историческим центром языка ведд, креола на основе сингала.

Исходным языком Вед является язык Вед, который сегодня используется в основном во внутренних Веддах Дамбана. Такие сообщества, как Прибрежные Ведды и Анурадхапура Ведды, которые не идентифицируют себя строго как Ведды, также используют язык Ведда для общения во время охоты и / или для религиозных песнопений. Когда в 1959 году было проведено систематическое полевое исследование, было установлено, что этот язык был ограничен веддами старшего поколения из Дамбаны. В 1990-х годах самоидентифицирующиеся ведды знали несколько слов и фраз на языке ведды, но были люди, которые знали этот язык всесторонне. Первоначально между лингвистами велись споры о том, является ли ведда диалектом сингальского или отдельным языком. Более поздние исследования показывают, что он отделился от своего предка в 10 веке и стал креольским и стабильным независимым языком к 13 веку под влиянием сингальского.

Исходного языка ведды ( s) имеет неизвестное генетическое происхождение, а сингальский относится к индоарийской ветви индоевропейских языков. Фонологически он отличается от сингальского более высокой частотой небных звуков C и J. Эффект также усиливается добавлением неодушевленных суффиксов. Класс слов в языке ведда морфологически разделен на существительные, глаголы и переменные с уникальными гендерными различиями неодушевленными существительными. Согласно своей креольской традиции, он сократил и упростил многие формы сингальского, такие как местоимения второго лица и обозначения отрицательных значений. Вместо того, чтобы заимствовать новые слова из сингальского, Ведда создавала комбинации слов из ограниченного лексического запаса. Ведда также поддерживает многие архаические сингальские термины до X-XII веков, как пережиток его тесных контактов с сингальцами. Ведда также сохраняет ряд уникальных слов, которые не могут быть производными от сингальского. Точно так же сингальский язык также заимствовал из исходного языка ведды, слова и грамматические структуры, что отличает его от родственных ему индоарийских языков. Ведда оказала субстратное влияние на формирование сингальского языка.

Ведды, принявшие сингальский, встречаются в основном в юго-восточной части страны, особенно в окрестностях Бинтенна в провинции Ува. Есть также ведды, усыновившие сингальцев, которые живут в районе Анурадхапура в Северо-центральной провинции.

Другая группа, часто называемая веддами восточного побережья, находится в прибрежных районах Восточной провинции. между Баттикалоа и Тринкомали. Эти Ведды приняли тамильский в качестве своего родного языка.

Культурные аспекты

Язык

Родитель языка Ведда имеет неизвестное языковое происхождение и считается изолятором языка. Ранние лингвисты и исследователи языка считали его либо отдельным языком, либо диалектом сингальского. Главным сторонником теории диалектов был Вильгельм Гейгер, но он также противоречил себе, утверждая, что ведда была рефлексивным языком аборигенов.

Ведды считают язык ведд отличаться от сингальцев и использовать его как этнический маркер, чтобы отличить их от сингальцев.

Религия

Исходная религия Вед - анимизм. Синхализованные внутренние Ведды следуют смеси анимизма и номинального буддизма ; в то время как ведды тамилизованного восточного побережья следуют смеси анимизма и номинального индуизма с народными влияниями среди антропологов.

Одной из наиболее отличительных черт религии Ведда является поклонение мертвых предков, которых в веддах, говорящих на сингальском языке, называют "наэ яку" и призывают для игры и ямса. Есть также особые божества, уникальные для Вед, такие как «Канде Якка».

Ведды, а также буддийские, индуистские и мусульманские <34 острова.>общины поклоняются храмовому комплексу, расположенному в Катарагама, демонстрируя синкретизм, который развился за 2000 лет сосуществования и ассимиляции. Катарагама считается местом, где индуистский бог Сканда или Муруган в тамильском встретился и женился на девушке из местного племени Валли, которая считается в Шри-Ланке

На острове есть несколько менее известных святынь, священных как для Вед, так и для других сообществ.

Ритуалы

Веддский ритуал, который должен состояться

Веддский брак - это простая церемония. Он состоит из того, что невеста связывает веревку из коры (дия ланува), которую она закручивает вокруг талии жениха. Это символизирует то, что невеста принимает мужчину как свою половинку и спутницу жизни. Хотя эндогамный брак между кросс-кузенами был нормой до недавнего времени, ситуация значительно изменилась: женщины-ведды даже заключают браки со своими сингальскими и маврскими соседями.

В веддовом обществе женщины во многих отношениях равны мужчинам. Они имеют право на аналогичное наследство. Моногамия является общим правилом, хотя вдова часто выходит замуж за брата своего мужа в качестве поддержки и утешения (левиратный брак ). Они также не практикуют кастовую систему.

Смерть тоже простое дело без показных похоронных церемоний, когда труп умершего сразу хоронят.

Погребение

С момента открытия схем колонизации, веддские захоронения изменились, когда они вырыли могилы глубиной 4–5 футов, а тело обернули тканью и покрыли листьями и землей. Ведды также клали тело между вырубленными стволами дерева гадумба перед тем, как похоронить его. В изголовье могилы хранились три открытых кокоса и небольшая связка дров, а у подножия могилы - раскрытый кокос и нетронутый кокосовый орех. Определенные виды кактусов (паток) были посажены на голове, середине и ноге. Также были захоронены личные вещи, такие как лук и стрелы, мешочек из бетеля. Эта практика варьируется в зависимости от сообщества. Содержимое бетеля мешка покойного было съедено после его смерти.

Культ мертвых

Ведды практикуют культ мертвых. Они поклонялись своему Наэ Якка (Относительный Дух) и произносили заклинания, после чего выполнялся другой традиционный ритуал (называемый Кири Кораха), который до сих пор остается в моде среди сохранившихся Гам Ведда Ратугала, Поллебедда Дамбана и переселения Хенанигала Ведды (в системах Махавели). от Махиянгане).

Они верили, что дух их мертвых будет преследовать их, вызывая болезни и бедствия. Чтобы умилостивить мертвого духа, они призывают благословения Наэ Якка и других духов, таких как Билинда Якка, Канде Якка, после чего следует танцевальный ритуал Кири Кораха.

Согласно Сарасин Казинс (1886 г.) и книге Селигмана. - «Ведды» (1910).

«Когда мужчина или женщина умирают от болезни, тело оставляют в пещере или каменном убежище, где произошла смерть, тело не моют, не одевают или не украшают каким-либо образом, но, как правило, разрешается в естественном положении лежа на спине и покрыт листьями и ветвями.Это было раньше универсальным обычаем и до сих пор сохраняется среди менее сложных ведд, которые иногда дополнительно кладут на грудь большой камень без объяснения причин, это наблюдается в Ситала Ванния (от Полле-бедда, недалеко от Маха Ойи), где тело все еще покрыто ветвями и оставлено там, где произошла смерть ».

Одежда

Групповой портрет мужчин-веддов в лесах между 1870 и 1904 годами.

До недавнего времени одежда Вед была на удивление скудной. У мужчин он состоял только из набедренной повязки, подвешенной шнурком на талии, в то время как у женщин это был кусок ткани, простирающийся от пупка до колен. Однако сегодня одежда ведды более закрывающая, мужчины носят короткие саронги, простирающиеся от талии до колен, а женщины одеты в одежду, подобную сингальской дия-редда который простирается от линии груди до колен.

Музыка

Бори Бори Селлам-Селлам Бедо Ваннита,

Паллеталава Навинна-Пита Госин Ветенне,

Malpivili genagene-Hele Kado Navinne,

Diyapivili Genagene-Thige Bo Haliskote Peni,

Ka tho ipal denne

(Народная песня веддского резчика сот)

Значение этой песни - Пчелы из того места холмы Палле Талава и Каде высасывают нектар из цветов и делают соты. Так зачем причинять им неоправданную боль, когда нет меда, разрезая соты.

Средства к существованию

Веддский охотник с луком и стрелами.

Ведды изначально были охотниками-собирателями. Они использовали луки и стрелы для охоты, гарпуны и ядовитые растения для рыбалки, собирали дикие растения, ямс, мед, фрукты и орехи. Многие ведды также занимаются земледелием, часто используя рубящую и выжженную или скрытую культивацию, которая на Шри-Ланке называется «хена». Ведды Восточного побережья также практикуют морскую рыбалку. Ведды известны своей богатой мясной диетой. Оленину и мясо кролика, черепахи, черепахи, варан, кабана и обыкновенной коричневой обезьяны употребляют с большим удовольствием. Ведды убивают только ради еды и не причиняют вреда молодым или беременным животным. Игра обычно используется в семье и клане. Рыбу ловят с помощью рыбных ядов, таких как сок гноя (Entada scandens) и далуккири (молоко кактуса).

Традиционный веддский лук и рыболовный гарпун.

Кулинарные блюда Ведды также заслуживают упоминания. Среди наиболее известных - гона перюм, разновидность колбасы, содержащая чередующиеся слои мяса и жира, и гойя-тел-перюм, представляющий собой хвост варановой ящерицы (талагойи), начиненный жиром, полученным с его сторон и поджаренным. в углях. Еще одно веддийское лакомство - это вяленое варенье, пропитанное медом. В старину ведды хранили такое мясо в дупле дерева, огораживая его глиной.

Некоторые из луков, используемых веддами.

Такое сочное мясо служило готовой пищей во времена дефицита. Ранняя часть года (январь – февраль) считается сезоном ямса, а середина года (июнь – июль) - сезоном фруктов и меда, а охота проводится круглый год. В настоящее время все больше и больше людей ведды принимают культивирование хены (разрезание и сжигание). Кураккан Eleusine coracana культивируется очень часто. Также выращиваются кукуруза, ямс, бахчевые культуры и дыни. В старину жилища Вед состояли из пещер и каменных убежищ. Сегодня они живут в скромных хижинах из плетня, мазни и соломы.

Во время правления короля Датусены (6 век н.э.) ганга Махавели была направлена ​​в Минипе в канал Минипе длиной почти 47 миль, который, как утверждается, был построен с помощью якка. Махавамса называет канал Яка-бенди-эла. Когда во времена царя Дутугемуну (2 век до н.э.) был построен Руванвели Сея, Ведды добывали необходимые минералы в джунглях.

Царь Паракрама Баху Великий (XII век) в своей войне против повстанцев использовал этих веддов в качестве разведчиков.

Во время правления короля Раджасингхе II (17 век) в его битве с голландцами у него был веддский полк. Во время неудавшегося восстания Ува-Велесса 1817-1818 гг. В британские времена, возглавляемого Кеппетиполой Дисаве, Ведды также сражались с повстанцами против британских войск.

Текущее состояние

Историческое население
ГодНаселение±%
18812200
18911,200-45,5%
19014,000+ 233,3%
19115,300+ 32,5%
19214,500-15,1%
19315,200+ 15,6%
19462,400-53,8%
1953800-66,7%
1963400-50,0%
1971
1981
1989 (оценка)
2001
2011
Источник:. Данные основаны на. переписи населения Шри-Ланки.

Некоторые наблюдатели заявили Ведды исчезают и сетуют на упадок своей особой культуры. Приобретение земли для массовых ирригационных проектов, ограничения государственных лесных резервов и гражданская война нарушили традиционный образ жизни Ведды. В период с 1977 по 1983 год в рамках проекта ускоренного развития Махавели и схем колонизации около 51468 гектаров были превращены в проект по ирригации гигантской гидроэлектростанции. Впоследствии создание национального парка Мадуру Оя лишило веддов их последних охотничьих угодий. В 1985 году вождю ведд Тисахами и его делегации запретили посещать Рабочую группу ООН по коренным народам. Доктор Вивека Стегеборн, антрополог, изучает Ведду с 1977 года и утверждает, что их молодых женщин обманом заставляют заключать контракты на Ближний Восток в качестве домашней прислуги когда на самом деле они будут проданы для проституции или проданы как секс-рабы.

Однако культурная ассимиляция Ведд с другим местным населением продолжается уже давно. «Ведда» использовалась в Шри-Ланке не только для обозначения охотников-собирателей, но и для обозначения любых людей, ведущих неустроенный и сельский образ жизни, и, таким образом, может быть уничижительным термином, не основанным на этнической группе.. Таким образом, со временем группы, не относящиеся к веддам, могут стать веддами в этом широком культурном смысле. В некоторых районах популяции ведды этого типа увеличиваются.

В зоологии

Род пауков, эндемичных для Шри-Ланки, был назван Ваннияла в знак посвящения старейшим цивилизованным людям Шри-Ланки.

Вид шри-ланкийских змей, Indotyphlops veddae, был назван в честь Ведды.

См. Также

Ссылки

На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с людьми Ведды.

Дополнительная литература

Кембриджская энциклопедия охотников и собирателей, редактор Ричард Б. Ли. (ISBN 978-0-521-60919-7 | ISBN 0-521-60919-4 )

Внешние ссылки

Большой объем информации о них можно найти на Vedda.org

Последняя правка сделана 2021-06-18 10:30:01
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте