Василий Сесеман (существует несколько других латинизации его имени, литовский : Восилиус Сеземанас, русский : Василий Эмильевич Сеземан) (11 июня 1884 г., Выборг - 23 марта 1963 г., Вильнюс ) русский и литовский философ, представитель марбургской школы неокантианства. Его больше всего помнят за его роль в развитии философии в новой независимой Литве и развитии литовского философского словаря (наиболее примечательными являются его переводы Аристотеля на литовский язык и вклад в литовские энциклопедии). Близкий соратник Виктора Жирмунского и [ru ], будучи узником ГУЛАГа, он также был неформальным наставником философии и сторонником буддизма писатель Бидиа Дандарон.
Родившийся в семье врача финско-шведского происхождения и балтийской немки матери, его первоначально звали Вильгельм Сеземанн, и он посещал лютеранскую школу (Katharinenschule) в Санкт-Петербурге. Петербург. По мере того, как он рос, он принял более русскую идентичность, изменив Вильгельма на Василия (Василия) и приняв русское православное христианство.
После двух лет медицинских исследований он обратился к философии, усердно изучая классических авторов под руководством Николая Лосский и классические языки при Тадеуше Стефане Зелинском в Петербургском университете. В 1909-1911 годах университет отправил его в Германию для подготовки к педагогической карьере. В Берлине и Марбурге он прошел курсы философии, психологии и педагогики у Германа Коэна, Пауля Наторпа, Эрнста Кассирера, Германа Александра Дильса и Генрих Вёльфлин. В Германии он также познакомился с Хосе Ортега-и-Гассет, который произвел на него большое впечатление, и восстановил давнюю дружбу с Николаем Хартманном, который в Санкт-Петербурге повлиял на решение Василия уйти от медицина к философии.
По возвращении в Санкт-Петербург Сесеман преподавал философию и классические языки до Первой мировой войны, когда он записался добровольцем в русскую армию.
С 1915 по 1917 год преподавал философию в качестве приватдоцента в Санкт-Петербургском университете, а с 1918 по 1919 год в Вятском педагогическом институте. Получил доцент в Саратове, где проработал (вместе с Виктором Жирмунским) до 1921 года.
Позже Сесеман, как гражданин Финляндии, эмигрировал в Финляндию, а затем в Берлин, где наконец нашел место преподавателя в Русский институт.
В 1923 году Сесемана пригласили стать профессором Каунасского университета в Литве. Когда Вильнюс был возвращен Литве, он переехал туда и работал в Вильнюсском университете, пока нацисты не закрыли его в 1943 году. Он работал как немецкий язык учитель во время немецкой оккупации, вел курс философии в еврейском гетто.
Согласно интервью его падчерицы, живя в бедности, в своем доме в центре Вильнюса он также спрятал от нацистов еврейскую девушку (которая позже исчезла) и снабжал евреев гетто фальшивыми документами, разрешающими эмиграцию. Он едва не был сожжен заживо за то, что был сторонником евреев, когда нацистские войска покидали город в пользу советских войск. Его усилия в интересах евреев были посмертно признаны литовским правительством, награжденным медалью.
В 1945-1950 годах он снова преподавал в Вильнюсском университете, но затем был арестован советскими властями, обвинен в «антисоветской деятельности» и «связях с сионистскими организациями» и приговорен к 15 годам исправительных работ. лагеря. В Сибири он встретил практикующего буддийскую тантру Бидию Дандарон, который многому научился у Сесемана, в результате чего он принял кантианские идеи и развил в своих трудах собственный синтез тибетского буддизма и европейской философской мысли. Их дружба продолжилась и после освобождения.
В 1956 году Сесеман был освобожден, в 1958 году реабилитирован и возобновил свою профессуру в Вильнюсе, где преподавал всю оставшуюся жизнь.
Сесеман любил называть свою философию «гносеологическим идеализмом», пытаясь возродить метафизику посредством переоценки метафизической традиции онтологии. Другой его философской целью было преодоление дихотомии между субъективно-психологическим и объективно-реалистическим в теории познания и метафизике в целом.
Он размышлял об опасности материализма и позитивизма для европейской мысли.
Забота Сесемана о формальных вопросах лингвистики и эстетики может сделать его предшественником современной семиотики.
Литовское издание сочинений Сесемана состоит из двух томов: