Василе Молдовяну (родился 6 октября 1935 года в Констанце) румын тенор.
Молдовяну изучал вокал в Музыкальном университете им. Чиприана Порумбеску в Бухаресте под руководством тенора [ro ] в качестве студента в классе, подготовленном [ro ]. Его дебют состоялся на Румынской опере. a в Бухаресте 9 января 1966 г.; он играл Арлекино в Пальяччи Руджеро Леонкавалло.
Его карьера в Румынии была относительно короткой: он выступал в Румынской опере в течение семи сезонов с 1966 по 1971 год. Он пел в 22 операх, в основном во второстепенных ролях, но также в главных ролях, таких как Ринуччио (Джанни Скикки ), Родольфо (Богема ), Дука ди Мантуя (Риголетто ), Эрнесто (Дон Паскуале ) и Тамино (Die Zauberflöte, которое было его последним выступлением в Румынии 23 июня 1972 г.). Он также играл второстепенные роли в первых оперных пластинках Electrecord (La traviata, Samson et Dalila и Carmen ).
В 1971 году он был приглашен агентствами Виктора Владарского и Фридриха Паша на серию прослушиваний в Германии. После первоначальных трудностей с получением визы, поскольку он не был членом Коммунистической партии Румынии, он прибыл в Германию в 1972 году и решил не возвращаться в Румынию. Власти начали расследование, и заочно он был приговорен к смертной казни, а его отказ вернуться в страну во время «миссии представительства румынского государства» был истолкован как измена. После внесения изменений в соответствующий уголовный кодекс в 1973 году дело было повторно рассмотрено в его отсутствие, и он был приговорен к пяти годам тюремного заключения с конфискацией имущества.
В 1972 году Молдовяну впервые выступил на международном уровне в роли Манрико в Il trovatore в Регенсбургской опере. Затем, в Амстердаме, он был Родольфо (Богема), за ним следовал Ил Дука ди Мантуя (Риголетто) в Св. Галлен Опера. Его дебютом в Венской государственной опере стал Альфредо («Травиата») в 1973 году; он вернулся в 1987 году как Де-Грие (Манон Леско ). В 1973 году он также впервые появился в роли Дона Карлоса в одноименной опере Верди , роль, которую он спел более 75 раз за свою карьеру.
В 1974 году он подписал четырехлетний контракт с Штутгартской оперой, которым в то время руководил Вольфганг Виндгассен. Там он пел во многих постановках, в том числе Лючия ди Ламмермур, «Богема», Бал в маске и «Травиата». В 1976 году он был брошен в «Риголетто» режиссера Романа Полански в Баварской государственной опере. Поющий в Дюссельдорфе, Штутгарте, Мюнхене, Берлине и Людвигсбурге, Молдовяну открыла Нелли Вальтер, вице-президент Columbia Artists Management, которая стала его менеджером на одиннадцать лет и предложила ему в Метрополитен-опера в Нью-Йорке. В 1979 году он дебютировал в Ковент-Гарден, Лондон, в «Дон Карлос», режиссер Лукино Висконти.
. В 1977 году Молдовяну был назван Каммерсенгером Штутгартской оперой..
Его первое выступление в Метрополитен-опера состоялось 19 мая 1977 года во время турне по Миннеаполису, штат Миннесота. Он появился как Родольфо в Богема, с Мими, играемой Ренатой Скотто, с которой он должен был петь в нескольких операх. В «Метрополитен» он спел в 105 выступлениях, больше, чем любой другой румынский тенор; он также является румынским оперным певцом, который больше всего играл в главных ролях после Второй мировой войны. Для сравнения: в те же годы, когда Молдовяну пел в Метрополитене (1977-1986), Лучано Паваротти выступил 100 раз, а Пласидо Доминго 149.
Он спел десять партий в Метрополитен-опера и транслировался в прямом эфире по телевидению в Дон Карло (1980), Il tabarro (1981) и Саймоне Бокканегре (1984). Кроме того, он спел Арриго в I Vespri Siciliani, Туридду в Cavalleria rusticana, Каварадосси в Тоске, Родольфо в Богеме, Де Грие в Манон Леско, Дука ди Мантова в Риголетто и Пинкертон в Мадам Баттерфляй. Он снизил свою активность в 1987 году после сложной операции, и его последние выступления в Соединенных Штатах были в роли Калафа (Турандот) и Де Грие (Манон Леско) в Денверской опере.
Молдовяну вернулся в Европу и продолжил его карьера в Париже (Манон Леско в 1991 и 1993 годах), Монако (I Vespri siciliani и Aida), Ницце (La fanciulla del West), Риме (Турандот), Лиссабоне (Манон Леско), Парме (Дон Карло), Претории, Южной Африка (Un балл в масках) и немецкие города, включая Штутгарт и Гамбург. Возможно, единственным важным оперным театром, где он не пел, был театр Ла Скала в Милане, хотя обсуждалась роль в «I Vespri siciliani».
Голос Молдовяну обладал ярким тембром, соответствующим характеристикам лирического тенора, который он считал собой. Тем не менее, у него был устойчивый и сильный острый регистр, который позволял ему успешно подходить к ролям, более типичным для теноров спинто (Калаф, Дон Карло, Дон Хосе, Манрико), а также к драматическим ролям (Радамес, Дик Джонсон). Его голос, иногда сравниваемый с голосами великих теноров прошлого, таких как Джованни Мартинелли и Франко Корелли, поддерживался стройной фигурой и пылкими глазами. Эти факторы сделали его высоко оцененным в некоторых ролях, таких как Луиджи из «Иль табарро»: после телетрансляции этого спектакля из Met Opera его поклонники и его коллеги начали обращаться к нему как «Луиджи»
Хотя у него была значительная карьера, особенно в Метрополитен-опера, и его продвигали СМИ в эпоху, когда прямые телетрансляции только начинались, Молдовяну малоизвестен в Румынии. В частности, это связано с цензурой, действовавшей в коммунистическую эпоху, когда он был на пике своей карьеры.
В 2010 году Молдовяну обжаловал приговор, по которому он был отправлен в тюрьму, и был полностью освобожден.
В 2012 году он стал командиром Ордена Звезды Румынии.
Молдовяну сейчас живет в Монте-Карло и дает мастер-классы для молодых певцов, в основном из Румынии.
Существует мало записей Молдовяну, хотя Intercord выпустила две пластинки с оперными ариями:
Есть многочисленные записи радиопередач из Метрополитен-опера в прямом эфире, в том числе контрафактные.
В отличие от студийных записей, видеосъемка Молдовяну более последовательна: