Васконы

редактировать
доримское племя, однофамильские предки басков Местоположение племени васконов в черном цвете. Монета с BARSCUNES в иберийском алфавите. Было высказано предположение, что это слово связано с Васконом. Монеты Арсаоса, Наварра, 150–100 гг. До н.э., демонстрирующие влияние римского стиля. Британский музей.

Васконы были до римского племени, которое после прихода римлян в I веке населяло территорию, которая простиралась между верхним течением реки Эбро и южного бассейна западных Пиренеев, региона, который совпадает с современной Наваррой, западным Арагоном и северо-восток Ла-Риоха, на Пиренейском полуострове. Васконов часто считают предками современных басков, которым они оставили свое имя.

Содержание

  • 1 Территория
    • 1.1 Римский период
    • 1.2 3-й и 4-й века
      • 1.2.1 Поздняя баскизация
      • 1.2.2 7 век
  • 2 История
    • 2.1 Римский период
    • 2.2 Поздняя античность и раннее средневековье
  • 3 Культура
    • 3.1 Язык и письмо
    • 3.2 Религия
  • 4 См. Также
  • 5 Примечания
  • 6 Источники
  • 7 Внешние ссылки

Территория

Римский период

Портрет Ливия, автора первого известного документа о Васконах .

Описание территории, на которой Васконы населяли во время древние времена встречается в текстах классических авторов между I веком до нашей эры и II веком нашей эры, например, Ливий, Страбон, Плиний Старший и Птолемей. Хотя эти тексты были изучены в качестве источников ссылок, некоторые авторы указали на очевидное отсутствие единообразия, а также на наличие противоречий в текстах, в частности со Страбоном.

Самый старый документ соответствует Ливий (59 г. до н.э. - 17 г. н.э.), который в кратком отрывке из своей работы о 76 г. до н.э. серторианской войне рассказывает, как после пересечения Эбро и города Calagurris Nasica, они пересекли равнину Vascones, или Vasconum agrum, пока не достигли границы своих ближайших соседей, Berones. Сравнивая другие разделы этого же документа, можно сделать вывод, что эта граница проходила на западе, в то время как южными соседями Васконов были кельтиберы с их городом Контребия Леукаде

Плиний Старший. в своей работе Естественная история упоминает текст до 50 г. до н.э., в котором Васконы располагались на западной оконечности Пиренеев, соседей Вардули и простирался до гор Оярсо и до берегов Бискайского залива, в местности, которую он назвал Vasconum saltus . Греческий географ Страбон во времена Августа (63 г. до н.э. - 14 г. н.э.) ссылается на Васконов (в Древнегреческий : Ούασκώνων), помещая их главный город, или полис, в Помпаэло, а также Каллагуррис.

Оба города, Калагурис, один из главных городов уасконес,... Этот же регион пересекает дорога, идущая из Терракона и ведущая к уасконесу, на границе Океана, Помпелона и Ойасона, города, построенного над тем же Океаном.

— Страбон Птолемей, который перечислил главные города Васконов.

Эта информация снова встречается в работы Птолемея, жившего в I и II веках нашей эры. В своей книге Geōgraphikḕ Hyphḗgēsis, глава 6, он приводит названия 15 городов на территории Васконов, помимо Оярсо : Итурисса, Помпаэло, Битурис, Анделос, Немантурисса, Curnonium, Iacca, Graccurris, Calagurris, Cascantum, Ercavica, Tarraga, Muscaria, Seguia и Алавона.

Территория Васконов во времена Римской республики и Римской империи соответствовала современной Наварре, северо-восточной оконечности Гипускоа и частям Ла-Риоха, Сарагоса и Уэска ​​, включая город Калагуррис.

3-й и 4-й века

Поздняя баскизация

В этот период, после времен Птолемея и современник времен нестабильности, вызванной германскими нашествиями, документы о васконах и других племенах северного Пиренейского полуострова немногочисленны, и поэтому информация о Vascones duri на этот раз.

вестготское королевство около 560 г. Васконы и Вардули на севере.

Летописец Иоанн Бикларо (ок. 540 - после 621 г.)) упоминает Васконов в рассказе об основании города Викториак вестготским королем Лювигильдом и Григорием Турским (538 –594) упоминает вторжения васконов в Аквитанию в течение 587 года. На основании этих отрывков, а также, поскольку соседние племена отсутствуют в историографии, Адольф Шультен (1870–1960) предложил теорию согласно которому в какой-то момент между серединой II века и концом IV века произошло расширение территории Васконов, сначала на западе, заняв земли Каристий, Вардули. и Autrigones, а позже на севере в Аквитании. Шультен считает, что это стало причиной принятия названия Гасконь, которое происходит от гасконского, которое происходит от Васкона и используется для обозначения региона, который включает в себя нынешнюю Северную Страну Басков.

Клаудио Санчес Альборнос, испанский историк (1893–1984), в своей работе «Los vascones vasconizan la depresión vasca» (Васконы «баскуют» баскскую депрессию), опубликованной в 1972 году, подробно остановился на этом. гипотеза, основанная на лингвистическом анализе: при вторжении на территории сегодняшнего Бискайского острова, Гипускоа и Алава сместились в Кастилию часть Каристий, Вардули и Аутригон, укрывшиеся в горах; те, кто не были перемещены, были «басками », в то время как, возможно, каристии, вардули и аутригоны уже говорили на языках, похожих или связанных с баскским языком.

Однако, исследования последних десятилетий поставили под сомнение возможность расширения на север (Дж. Дж. Ларреа). Вторжение васконов на равнины Аквитании в 587 году кажется недолгим - они возвращаются в горы, - и археологические находки в Озе или Оше не показывают нестабильности или разрушения в течение предполагаемого периода расширения до середины -7 век. Другая теория предполагает современное отождествление готов и франков из васконов (наиболее динамичного племени) со всеми баскоязычными, связанными с басками или не романизированными племенами.

7 век

Начиная с 7 века историки уже проводят различие между Спагновасконией, расположенной к юго-западу от Пиренеев, внутри Пиренейского полуострова и Гуаскония, к северо-западу от Пиренеев, в Аквитании. Шультен интерпретирует, что к этому времени Васконы уже отступили со своих территорий в римские времена и начали занимать земли на севере, что в будущем сделает Южную Страну Басков и северную Наварра. Шультен также цитирует хронику из Эйнхарда, Vita Karoli Magni, датируемого 810 годом, где впервые используется термин наваррский для обозначения людей, живущих на бывших территориях Васконов около Эбро..

История

Римский период

В отличие от аквитанцев или кантабрийцев, васконы, похоже, договорились о своем статусе в римском Империя. В серторианской войне, Помпей основал свою штаб-квартиру на их территории, основав Помпаэло. Романизация была довольно интенсивной в районе, известном как Ager Vasconum (долина Эбро), но ограничивалась горным Saltus, где свидетельства римской цивилизации появляются только в местах добычи, гаванях, дорогах и вехах, например Иассо. Территория была важна и для римлян как узел связи между северной Испанией и юго-западной Галлией, которые позаботились о размещении отрядов в различных точках основных коммуникационных линий.

Васконианская область представляет признаки переворотов (сожженные виллы, обилие монетных дворов для оплаты гарнизонов) в течение 4-5 веков, которые многие историки связывают с восстаниями багаудэ против феодализации., но также и грабежам мигрирующих германских и азиатских племен - вандалов, аланов, свевов, вестготов, возможно герулов - в Испанию.

Поздняя античность и раннее средневековье

В нашей эры 407 Войска васконов сражались по приказу римских военачальников Дидима и, отражая атаку вандалов, аланов и свев. В 409 году переход германских народов и сарматов в Испанию прошел беспрепятственно. Римская реакция на это вторжение и беспорядки, связанные с багаудами, заключалась в том, чтобы отдать Галлию Аквитанию и Hispania Tarraconensis вестготам в обмен на их услуги в качестве союзников по договору (foederati). Вестготам вскоре удалось изгнать вандалов в Африку.

После смерти летописца Гидация в 469 году не существует современных источников, сообщающих о социальной и политической ситуации в Васкониасах, как он сам выразился. В начале четвертого века Калагуррис все еще упоминается как город Васкон. В течение пятого и шестого веков пропасть между городской и сельской средой увеличивалась, и первая пришла в упадок. Между 581-7 годами хроники снова начинают упоминать Васконы, на этот раз происходящие из пустыни, в отличие от городов, которые остались привязанными к римской культуре или находились под германским влиянием. К седьмому-восьмому векам Васконы не ограничивались своими древними границами, а занимали гораздо большую территорию, от Алавы на западе до Луары на севере. Остров Олерон вместе с Иль-де-Ре образовали Vacetae Insulae «Вацетинские острова» согласно Cosmographia, где Vaceti Васконы под другим именем. Концепция, лежащая в основе средневекового названия, указывает на гораздо более широкую реальность, чем прежнее племенное определение Страбона, на этот раз охватывающее все баскоязычные племена.

Независимые Васконы стабилизировали свое первое государство под властью Меровингов: Герцогство Васкония, границы которого на юге оставались неясными. Со временем это герцогство стало Гаскони. Во время повторного включения Васконии в Францию ​​ после 769 года Карл Великий разрушил стены Памплоны после неудачной попытки завоевать Сарагосу, Васконы уничтожили его арьергард в Битва у перевала Ронсево в 778 году - франкские летописцы называют «wasconicam perfidiam». Позже Памплона была захвачена кордовским эмиром 'Абд аль-Рахманом I (781 г.), но в 806 г. ее захватили франки, которые передали ее правительство профранкскому местному жителю Беласко («аль-Галашки»).), вероятно, баск из современной Гаскони. Несколько десятилетий спустя, в 824 году, произошла вторая битва при Ронсево, которая привела к основанию королевства Памплона, основанного во главе нового государства Энеко Ариста, представленного Арабские источники как лидера Васконов (аль-Баскуниси). Однако сама экспедиция Каролингов 824 года включала две разные колонны, состоящие из франков и васконов (гасконцев).

После 9 века васконы (васконы, гвасконы) стали более точно идентифицироваться в записях с помощью нынешняя территория Гаскони, в то время все еще являвшаяся басконоговорящей территорией, но постепенно заменяемая новым восходящим романским языком, гасконским.

культурой

языком и письменностью

Несколько авторов указывают на то, что до прихода римлян и, как и другие народы, населявшие близлежащий регион, васконы говорили на языке, который лингвисты определяют как предшественник современного баскского языка, иногда называемого прото- Баскский язык или Аквитанский язык.

Однако, как указал Хенрике Кнёрр (1947-2008) , происхождение и родство баскского языка до сих пор остается загадкой и объектом исследования.. Есть несколько теорий о его происхождении; баскский лингвист Колдо Миткселена утверждает, что происхождение "на месте" является наиболее вероятным, и, таким образом, объясняет текущую диалектическую классификацию, в то время как другие теории выступают за предполагаемое родство между баскским языком и другими языковыми семьями, например языки Кавказа или связь между баскским и вымершим иберийским языком. Пока возможные связи между баскским и другими языками остаются недоказанными.

Другая проблема, которая возникает при изучении языка васконов, - это отсутствие прямых классических записей о языке, на котором говорят эти люди, с за исключением расплывчатого описания Страбона и Помпония Мела или описания, сделанного Юлием Цезарем на языке аквитанцев в его работе Commentarii de Белло Галлико.

Изучение эпиграфических документов представляло больший интерес, поскольку некоторые из них датируют появление письма у васконов во II веке. Среди них самыми древними являются нумизматические свидетельства как с монетных дворов Васкона , так и с других, расположенных поблизости. Большое значение придается погребальной стеле, найденной в Эрмитаже Санта-Барбара в Лерге, которая считается старейшим известным письменным свидетельством прото-баскского языка. Также считается, что иберийский язык оставил некоторые следы в баскском языке, как и в случае с иберийским термином ili, принятым в баскском языке как hiri со значением города или города и присутствующим в васконском названии города Помпаэло: " Ирунья ", а также в других названиях городов и поселков.

Религия

Эпиграфические и археологические свидетельства позволили экспертам определить некоторые религиозные обычаи, которые существовали у васконов со времен Римский приход и введение письменности. Согласно исследованиям, проведенным по этой теме, религиозный синкретизм существовал до I века; с этого момента и до принятия христианства между 4-м и 5-м веками римская мифология была преобладающей.

Васконские теонимы были найдены на надгробиях и алтарах, что еще раз доказывает синкретизм между дохристианскими римскими системами верований и религиями васконов. В Уджуэ были найдены два алтаря: один посвящен Лакубеги, отождествляемому с Богом нижнего мира, а другой посвящен Юпитеру, хотя датировать их не удалось. В Лерате и Барбарине были найдены два надгробия, оба посвященные Стелайце и датированные I веком.

См. Также

Примечания

Ссылки

  • Коллинз, Роджер. «Vaccaei, Vaceti и подъем Васконии». Studia Historica VI. Саламанка, 1988. Перепечатано в Роджере Коллинзе, Право, культура и регионализм в раннесредневековой Испании. Variorum, 1992. ISBN 0-86078-308-1.
  • Коллинз, Роджер (1990). Баски. Оксфорд, Великобритания: Бэзил Блэквелл. ISBN 0-631-17565-2.
  • Льюис, Арчибальд Р. (1965). Развитие южно-французского и каталонского общества, 718–1050. Остин: University of Texas Press. Cite имеет пустой неизвестный параметр: | coauthors =()
  • Sorauren, Mikel. Historia de Navarra, el Estado Vasco. Pamiela Ed., 1998. ISBN 84-7681-299-X.

Внешние ссылки

  • Васконс в Энциклопедии Ауньяменди, автор Бернардо Эсторнес Ласа.
Последняя правка сделана 2021-06-18 10:04:05
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте