Вардо (цыганский фургон)

редактировать
Традиционный конный фургон британских цыган Интерьер ридинг-вардо, используемый британскими цыганами (Романичал), подарено музею семьей из Ру.

A вардо (также вагон (g) на, вагончик, фургон и караван ) - традиционный конный тягловой повоз, используемый британскими романичалскими путешественниками в качестве дома. Обладая дымоходом, он обычно считается богато украшенным, замысловато вырезанным, ярко раскрашенным и даже позолоченным. Romanichal Traveler традиция вардо считается кульминационным моментом как художественного замысла, так и шедевром искусства мастеров по дереву. Расцвет живой повозки длился примерно 70 лет, с середины 1800-х годов до первых двух десятилетий двадцатого века. Сегодня они не используются для круглогодичного проживания, их показывают на ярмарках лошадей романичалов (британских цыган), проводимых круглый год, самая известная из которых - Appleby Horse Fair.

Содержание

  • 1 Дизайн
  • 2 История
    • 2.1 Фургон Burton
    • 2.2 Тележка щеток
    • 2.3 Тележка для чтения
    • 2.4 Фургон с выступом
    • 2,5 Носовая часть
    • 2.6 Открытый лот
  • 3 Украшение и покраска
  • 4 Похороны обряды
  • 5 Современное традиционное использование
  • 6 Другое использование
  • 7 См. также
  • 8 Ссылки
  • 9 Источники
  • 10 Внешние ссылки

Дизайн

Дизайн vardo включает большие колеса, установленные снаружи корпуса, боковые стороны которых значительно наклонены наружу по мере подъема к карнизу. Помимо этой характеристики, шесть типов караванов различаются по форме, размеру, расположению колес относительно кровати, месту изготовления и производителю. Крыши носового и открытого типа - брезентовые, натянутые на изогнутые деревянные рамы; остальные покрыты деревянной крышей. К середине 1800-х годов конструкции были почти полностью стандартизированы, и некоторые особенности были общими для всех типов. Дверь почти всегда находится спереди.

Маленькая чугунная кухонная плита была изобретена в Америке и стала доступна там и в Великобритании примерно с 1830 года и является обычным приспособлением для повозок. Кухонная плита требует дымохода для выхода дыма. Дымоход каравана всегда находится слева от него, если смотреть со стороны входного проема; поскольку караван движется по левой стороне дороги, дымоход в этом положении находится в меньшей опасности из-за низко свисающих веток дерева. Печь стоит в деревянном камине.

Интерьер фургона обычно оборудован встроенными сиденьями, шкафами, платяным шкафом, койками в задней части фургона, комодом и стеклянным фарфоровым шкафом. Окна есть слева и сзади. Некоторые типы имеют светильники, пропускающие свет и воздух. Над комодом напротив камина монтируется кронштейн для масляной лампы; верх сундука функционирует как стол. Внешний вид повозок может варьироваться от довольно простого до замысловатого резного, окрашенного в яркие цвета и местами обшитого сусальным золотом.

История

Тягач в романичальском стиле

Романичал прибыли на Британские острова к 1500 году нашей эры, но они не начали жить в вардосах примерно до 1850 года. До этого они путешествовали в наклонных телегах или пешком и спали либо под ними, либо в этих телегах или в маленьких палатках. Первоначально романихалы путешествовали пешком или на легких повозках, запряженных лошадьми, что типично для других цыганских групп, или строили палатки-изгибы - так назывались, потому что они были сделаны из гибких веток которые они загнуты внутрь, чтобы поддерживать водонепроницаемое покрытие. Расцвет цыганских караванов пришелся на конец XIX века.

Первоначально используя выброшенных лошадей и даже мулов, чтобы тянуть свои дымовые повозки, цыгане постепенно создали породу лошадей, известную как цыганский початок ( Великобритания, Новая Зеландия), Gypsy Horse (США, Великобритания, Австралия), Colored Cob (Великобритания, Ирландия, части континентальной Европы), Gypsy Vanner (США, Канада), Tinker Horse (части континентальной Европы) и Irish Cob (Ирландия), чтобы сделать это.

Фургоны впервые использовались в качестве жилого помещения (в отличие от перевозки людей или товаров) во Франции в 1810 году цирковыми труппами, не принадлежащими к цыганам. Большие транспортные вагоны объединяли складские и жилые помещения в одно транспортное средство, и их тянули упряжки лошадей. К 19 веку фургоны стали меньше, что уменьшило количество требуемых лошадей, и примерно в середине-конце 19 века (1840–1870 гг.) Романихалы в Великобритании начали использовать фургоны с жилыми помещениями внутри и добавили свои собственные. характерный стиль оформления. В The Old Curiosity Shop (гл. Xxvii) Чарльз Диккенс описал хорошо оборудованный фургон миссис Джарли:

«Половина его... была устлана ковром, и поэтому отделенный на дальнем конце для размещения спального места, построенный по образцу койки на борту корабля, затененный, как и окна, светлыми белыми занавесками... Другая половина служила кухней и была снабдили печью, небольшой дымоход которой проходил через крышу. В нем также находились чулан или кладовая, несколько сундуков, большой кувшин с водой, а также несколько кухонных принадлежностей и посуды. Эти последние предметы первой необходимости висели на стенах, которые в той части заведения, посвященной хозяйке каравана, были украшены такими более веселыми и легкими украшениями, как треугольник и пара хорошо натянутых бубнов ».

Эти небольшие повозки. на цыганском языке назывались «вардо» (происходит от осетинского слова вурдон) для телеги. Romani vardo превратились в одни из самых передовых форм передвижных повозок, которые ценятся за их практичность, а также эстетический дизайн и красоту. Нет более знакового или узнаваемого цыганского символа, чем богато украшенный романский вардо, и время его использования часто ласково называют «временем повозки» романичскими путешественниками. Вардо, как правило, заказывались семьями или молодожёнами из числа специалистов по строительству автобусов. Строительство вардо заняло от шести месяцев до года; при его строительстве использовались различные породы дерева, в том числе дуб, ясень, вяз, кедр и сосна.. Цыгане, а затем и нецыганцы, включая другие группы путешественников, ценили за их практичность и эстетическую красоту, вардос можно разделить на шесть основных стилей; это Brush wagon, Reading, Ledge, Bow Top, Open lot и Бертон . Общий дизайн менялся с течением времени и был назван в честь владельцев дома, в честь их традиционного стиля (Ледж), города, в котором он был построен (Рединг), или имени строителя.

Фургон Бертона

Популярный среди цыган, а также семей шоуменов и людей цирка, фургон Бертона является старейшим примером фургона, используемого в качестве дома в Британии. Первоначально неукрашенный универсал Burton превратился в замысловатый цыганский вардо, но из-за своих меньших колес он не подходил для использования на бездорожье.

Тележка щеток

Тележка щеток или болотная тележка, как ее еще называли, состоит из стандартного цыганского вардо с прямыми сторонами и колесами, расположенными снаружи кузова. Brush был похож по конструкции на Reading vardo, но, в отличие от других стилей, тележка для кистей имела две отличительные особенности: полу-дверь с застекленными ставнями, расположенную в задней части vardo, с рядом ступеней, расположенных вокруг напротив других вагонов и отсутствовал молликрофт (световой люк) на крыше. Экстерьер оборудован стеллажами и ящиками, установленными на внешней раме и загоне фургона, что позволяет владельцу носить с собой такие предметы торговли, как щетки, метлы, плетеные стулья и корзины. Вдобавок по всей крыше тянулись три легкие железные рельсы, которые использовались для укладки более объемных товаров, а иногда и досок торговых марок. Вагоны были тщательно и красочно окрашены.

Фургон для чтения

Романичал Рединг вардо, начало 20 века

Фургон для чтения или воздушного змея назван так из-за его прямых сторон, которые наклонены наружу к карнизу, высоких арочных колес и относительно небольшого веса; Нет другого вардо, олицетворяющего золотой век цыганских конных путешествий. Он датируется 1870 годом и является синонимом первоначального строителя, от которого вардо берет свое название. Фургон высоко ценился цыганами за его эстетичный дизайн, красоту и практичность, позволяющие преодолевать броды, преодолевать бездорожье и пересекать бездорожье, чего не могли сделать фургоны с меньшими колесами, такие как Burton. Фургон для чтения имеет длину 10 футов, с крыльцом спереди и сзади. Задние колеса были на 18 дюймов больше, чем передние. В начале 20 века в дизайн были включены приподнятые световые люки.

По обе стороны от кровати были широко распространены скошенные зеркала толщиной в четверть дюйма, которые были щедро украшены. Шкафы и запирающиеся сиденья были встроены для предотвращения движения во время путешествия. Боковые и задние окна были украшены и закрыты ставнями, а сам корпус вардо изначально должен был быть сделан из расшитой бисером шпунтовой доски, окрашенной в красный цвет с выделением желтого и зеленого цветов. Как и в случае с другими вардо, степень тщательно продуманного убранства отражала богатство семьи, украшенной резными головами львов и горгульями; они были бы окрашены золотом или широко украшены сусальным золотом. Сегодня уцелевшие фургоны Рединга являются ценными экспонатами музеев или частных коллекций. Прекрасный экземпляр находится в Университете Рединга в Музее английской сельской жизни.

Фургон на уступе

в ромнихальском стиле Ledge vardo

Фургон имел более прочную раму и жилую площадь, простирающуюся над большими задними колесами фургона. Латунные кронштейны поддерживали каркас фургона и сплошную арочную крышу, обычно 12 футов высотой, простирающуюся по длине фургона, образуя веранды с обоих концов и обшитых панелями с гребнем в пазах. Крыша крыльца поддерживалась железными скобами, а стены были украшены богато украшенными завитками и резьбой по всей длине фургона.

Bow Top

Основанный на конструкции фургона Ledge, Bow Top значительно легче и с меньшей вероятностью перевернется при сильном ветре. Конструкция включала легкий холщовый верх, поддерживаемый деревянной рамой: дизайн напоминал старые «палатки для загибов», которые использовали романичалы. Как задняя, ​​так и передняя стенки вагона были украшены завитками и пазами, а сам вагон был выкрашен в зеленый цвет, чтобы быть менее заметным в лесу. Внутри Bow Top также был такой же высокий завиток или ткань синели, с плитой, столом и двуспальной кроватью.

Обычно считается, что лук покрыт холстом бирюзового цвета. Считается, что это традиция, которая началась еще до Второй мировой войны, когда была доступна только хлопковая утка.

Открытый лот

Практически идентичный по размеру и конструкции универсал Bow Top, открытый лот или Yorkshire Bow имел тот же дизайн, но с занавеской вместо двери, характерной для других фургонов. [1] Вход в фургон был закрыт занавеской для уединения.

Декор и роспись

Дверная резьба традиционного романичальского чирикло (птицы). Ридинг Вардо, начало 20 века

Вардо были тщательно декорированы, вырезаны вручную и богато расписаны традиционными символами рома. Примеры известных художников-повозок, ответственных за раннее развитие искусства вардо, - Джим Берри, Джон Покетт, Том Стивенс, Томми Гаскин, Джон Пикетт. Современные декораторы, продолжающие формировать эту красочную традицию, включали таких художников, как Йорки Гринвуд и Лол Томпсон.

Большая часть богатства вардо была продемонстрирована в резьбе, которая включала такие аспекты образа жизни цыган, как лошади и собаки, а также предметы декора рисунки птиц, львов, грифонов, цветов, виноградных лоз и сложных завитков. Резные детали часто украшались золотом, либо крашенным, либо, в самых дорогих фургонах, использовалось от 4 до 15 книг сусального золота в качестве украшения. Многие производители были идентифицированы по их конкретному дизайну.

Похоронные обряды

Романичские похоронные обряды во времена повозок 19 и 20 веков включали сжигание повозки и вещей после смерти владельца. По обычаю ничего не продавалось, хотя часть имущества умершего, украшения, фарфор или деньги оставались семье. Остальное, включая вагон, было уничтожено.

Современное традиционное употребление

Цыганские путешественники в 1920-х годах гордо цеплялись за свои декоративные вардо, хотя экономика их образа жизни находилась в упадке из-за спада в конной индустрии и изменения от их традиционных ремесел. В наши дни романихалы чаще живут караванами. Традиция действительно сохранилась, в основном за пределами цыганской культуры. Было подсчитано, что к 1940 году только около 1% цыганских путешественников все еще жили в традиционном вардо, запряженном лошадьми.

Сегодняшние романичалы все еще посещают конные ярмарки, самая известная из которых - Appleby Horse Fair. Некоторые посетители ярмарок путешествуют туда традиционным способом на конных вардо. Американский фотограф Джон С. Хокенсмит задокументировал такое путешествие в 2004 году, путешествуя с семьей Харкеров и фотографируя 60-мильную поездку в Эпплби в носовых жилых фургонах.

Другое использование

Британский писатель Роальд Даль приобрел традиционное вардо в 1960-х годах, которое использовалось как игровой домик для его детей; позже он использовал вардо как письменную комнату, в которой написал: Дэнни, чемпион мира.

Джон Леннон Rolls-Royce Phantom V был раскрашен в стиле цыганской повозки художника Стива Уивера из частного производителя автобусов JP Fallon Ltd.

См. также

Ссылки

Источники

Внешние ссылки

На Викискладе есть материалы, связанные с Вардо (цыганский вагон).

Последняя правка сделана 2021-06-18 09:48:59
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте