Vaqueiros de alzada

редактировать
Vaqueiros de alzada
Vaqueiros d'alzada
Бода Вакейра.jpg Свадьба в стиле Vaqueiros
Общая численность населения
Неизвестно
Регионы со значительной численностью населения
Испания (Астурия и Леон ) со значительной диаспорой в Аргентине, Кубе, Франция, Мадрид, Мексика и США
Астурия6 448 (оценка 1980 г.)
Языки
астурийский / леонский, испанский
Религия
Преимущественно католицизм смешанный с этнической религией
родственные этнические группы
Пасиегос, Марагатос

Вакейрос де Альзада (астурийский : Вакейрос д'Алзада, «кочевые пастухи » в астурийском языке, от слова корова, родственника испанского вакеро ) - северный испанский кочевой народ в горах Астурии и Леон, который традиционно занимается отгонным животноводством, i. е. сезонное перемещение скота.

Вакейрос имеют культуру, отличную от их соседей, не принадлежащих к Вакейро, астурийцев и леонцев, и их часто можно отличить по фамилиям, многие из которых уникальны для Вакейрос, включая Асеро, Алонсо, Антон, Ардура, Арнальдо, Бердаско, Бото, Кальсон, Кано, Фейто, Ганседо, Гарридо, Гавилан, Гайо, Паррондо, Редруэлло, Риесго, Рубио, Сирго и Вердаско и другие.

Содержание

  • 1 Распространение
  • 2 История
    • 2.1 Имя
    • 2.2 Происхождение
    • 2.3 Ранние источники
    • 2.4 Современность
  • 3 Демография
  • 4 Отгонное животноводство
    • 4.1 Аррьериа
  • 5 Экономика
  • 6 Культура
    • 6.1 Религия
    • 6.2 Родство
    • 6.3 Музыка
    • 6.4 Язык
    • 6.5 Сельское хозяйство и кухня
  • 7 Дискриминация и расизм
  • 8 Генетика
  • 9 Признание
  • 10 Известные люди происхождения Вакейро
  • 11 Библиография
  • 12 Ссылки
  • 13 Внешние ссылки

Распространение

Исконная территория Вакейрос находится в западной Астурии и северо-западном Леоне. Традиционные общины, или (es ), вакейрос можно найти в астурийских муниципалитетах Бельмонте-де-Миранда, Кангас-дель-Нарсеа, Кудильеро, Хихон, Гозон, Лланера, Навиа, Овьедо, Правиа, Лас-Регуэрас, Салас, Сьеро, Сомьедо, Теверга, Тинео, Вальдес, Астурия и Вильяйон и леонские комарки Ласианы и (es ).

Диаспора проживает по всей Испании, Латинской Америке и США с особенно большой диаспорией в Мадриде. Большие районы иммиграции вакейро можно найти на Кубе, Аргентине, Мексике. и Франция со значительным населением в штатах Флорида, Нью-Йорк, Западная Вирджиния и Западные Соединенные Штаты, особенно Невада.

История

Имя

Слово Vaqueiro является экзонимом и до недавнего времени этот термин не часто использовался самими Вакейрос. На территории Вакейро и прилегающих районах термин Вакейро используется исключительно для обозначения племени Вакейро-де-Альзада и имеет коннотации расы и этнической принадлежности, а не профессии. Де Альзада был добавлен Гаспаром Мельчором де Ховельяносом, чтобы помочь отличить вакейрос от пастушьей популяции, не принадлежащей к вакейро. Оно происходит от астурийского глагола alzar, поднимать или подниматься, после того, как Ховельянос заметил, что Вакейро каждое лето возводили или возводили свои дома в более высокие летние браны. Полное название Vaqueiros de Alzada, которое чаще всего используется во внешних источниках, не часто используется в Астурии и Леоне.

Вакейрос относятся к живущим в долинах не-вакейрос как ксальдос, а живущим на побережье не-вакейрос как к марнуэто, марануэтос или маринуэто, хотя в последние годы термин марнуэто стал больше не использоваться в пользу обозначения всем не-вакейрос как ксальдос.

Происхождение

Точное происхождение вакейро неизвестно. Люди, не принадлежащие к вакейро, исторически считали вакейро потомками мусульман морисков, особенно морисков из Альпухаррас, хотя большинство антропологов считают это маловероятным.

Ранние записи

Вакейрос не имеют традиции письма и, следовательно, не имеют собственных ранних письменных документов.

Первое конкретное письменное упоминание о Вакейросах датируется 1433 годом н.э. в квитанции (es ), в которой подробно описаны его платежи группе вакейросов, мигрировавших в Ласиану. 52 года спустя, в 1485 году нашей эры, в письменном отчете о нападениях на вакейро и их скот упоминается, что вакейро считают себя народом.

Большая часть ранней письменной истории вакейро зафиксирована в гражданских делах, возбужденных Vaqueiros против дискриминации, физических нападений и кражи земли.

Современность

Призыв в армию людей Вакейру был одной из первых причин ассимиляции Вакейроса в общество, не принадлежащее к Вакейру. Во время гражданской войны в Испании в ходе боев были сожжены важные Vaqueiro brañas, в том числе El Puerto (Somiedo) и (es ) в Бабии, которые сгорели в 1937 году.

Первая свадьба и фестиваль Вакейро были проведены в 1958 году.

С 1960-х по 1980-е годы последние кочевые браны стали вести оседлый образ жизни. Хотя немногие целые браны по-прежнему кочуют, отгонное животноводство все еще существует в общине вакейро на территории Вакейро.

Совет культуры вакейро был основан в 2016 году в бране Эль-Певидал в Саласе и провел свой первый Форум культуры вакейро

Демография

Точное количество вакейросов на территории Вакейро и за рубежом не определено, и большинство последних оценок относятся к концу 20-го века. По оценкам 1965 года, население вакейро в Астурии составляло около 15000 человек, а в 1980 году - 6448 вакейро в Астурии.

В диаспоре больше вакейро, чем осталось на территории Вакейро, а в Мадриде, по оценкам, больше вакейро.

Отгон

Дом в летней бране Лас-Табиернас, 1927 г.

Традиционно люди вакейро практикуют отгон своего крупного рогатого скота, vaca roxa, Крупный рогатый скот Астурийской долины, но большинство вакейро сегодня стали вести оседлый образ жизни, а многие ассимилировались в обществе, не принадлежащем к вакейро. Вакейрос проводит летние месяцы в летних бранях в Кантабрийских горах, а зимние месяцы в зимних бранях, ближе к побережью Кантабрийского моря. Отгонное животноводство вакейро можно отличить от отгонного скотоводства, не связанного с вакейро, тем, что все вакейро традиционно круглый год жили на бранях, которые они считали своим истинным домом и исконной землей, где, поскольку отгонные пастухи, не относящиеся к вакейро, не жили со своими семьями в своих бранях, которые просто служили сезонными пастбищами.

Вакейрос, живущие в бранях дальше на восток, проводят больше времени в летних бранях, с апреля по октябрь, в то время как Вакейрос, живущие в более западных бранях, проводят больше времени в зимние браны, проводящие только с июня по август в летних бранях. Существует меньшинство вакейросов, которые участвуют в отгонке на более короткие расстояния, при этом летние браны также расположены недалеко от побережья и ближе к зимним браням, особенно в Тинео и Кангас-дель-Нарсеа.

Арриериа

Значительное меньшинство Вакейроса участвовало в торговле и перевозке товаров мулом, называемым арриериа и трахинериа. Вакейрос, участвовавший в arriería, перевозил товары между Астурией и Кастилией, в то время как Vaqueiros, участвовавший в trajinería, работал более короткими маршрутами. В более поздние века Вакейрос, участвовавшие в arriería, также перевозили путешественников между Мадридом и Астурией пешком или на мулах.

Экономика

Вакейрос традиционно зарабатывал себе на жизнь продажей телят на ярмарках крупного рогатого скота. Дополнительные деньги были получены от продажи льна, масла, молока и сыров на рынках городов, не относящихся к Вакейро.

Культура

Религия

Хотя Вакейрос считают себя Римско-католический, Вакейрос традиционно исповедуют смесь римского католицизма и традиционной народной религии. Вакейрос исторически считались «плохими христианами» из-за их веры и преданности своим животным и преследовались церковью.

Вакейрос почитают своего святого покровителя, ла Вирхен дель Асебо, Деву с падуба., , чья святыня находится в Кангас-дель-Нарсеа, рядом со Святым Антонием (оба Антоний Падуанский и Антоний Великий ). Верования вакейро также включают поклонение предкам анимов, душ мертвых.

Религия вакейро обозначает существа и предметы как благословенные или проклятые и делит мир на три области: небо, Земля и подземелье, на которые делятся все живые и неживые существа, включая природные явления, дни недели и фазы Луны. Болезни и несчастья вызваны беспорядком в этих сферах. Вакейро-исцеление осуществляется духовными целителями и традиционной медициной для поддержания всеобщего порядка. Христианское понятие ада является чуждым для Вакейроса понятием. Хотя мир Вакейро разделен на небо, землю и подземелье, ад не связан с подземельем и не имеет пространственного положения. Напротив, «плохое место» ассоциируется со страданиями и несчастьями жизни.

Родство

Могилы Вакейру Могилы Вакейро с семейным домом и браной в Браньялонге

Общество Вакейро в основном патрилинейное и патрилокальный. Он опирается на систему casa, или дома, как на систему наследования и как более широкую духовную концепцию. Дом включает в себя его живых членов, умерших членов, предков, физические дома, землю, связанную с физическими домами, животных в доме и все физическое имущество дома. Глава дома несет ответственность за принятие лидерских и финансовых решений для дома, и лидерство передается полностью, когда предыдущий глава умирает, или частично, когда предыдущий глава не может выполнять обязанности главы дома. Дом может быть унаследован только одним человеком, чтобы не делить дом, и глава может выбрать любого, кому передать дом, независимо от возраста и пола, хотя почти всегда он передается по наследству старшему сыну.

Традиционно браки устраивались, и целью семьи невесты было выдать ее замуж в доме более престижном, чем их собственный. Браки заключались с нейтральным посредником, и семья невесты давала приданое, которое часто состояло из скота или сельскохозяйственных продуктов, но не земли. Вакейро традиционно эндогамны внутри своей этнической группы, женятся только на других вакейро, и экзогамны между домами, заключают брак только вне дома.

У домов вакейро есть отдельные имена. от их фамилий. Вне дома Вакейросов называют по имени их дома, и после их смерти название их дома вместе с именем их браны указано на их могиле вместе с их именем и фамилиями.

Танцевальная группа из Вакейрос в Хихоне, начало 1920-х гг.

Музыка

Самая популярная форма музыки Вакейро - это вакейрада, стихи, обычно расположенные на 3/8 или 6/8 времени и характеризующиеся сложными ритмами на пандейру, традиционный рамочный барабан. Популярным уникальным инструментом вакейро является пайэта или пайэца, железная сковорода, по длинной ручке которой поглаживают большой металлический ключ для создания звука, на котором обычно играет старейшина Вакейра.

Язык

Традиционно вакейрос говорят на своем собственном диалекте астурлеонского диалекта, который больше всего похож на Paḷḷuezu, за исключением восточных вакейросов, которые мигрируют между Торрестио и говорят на своем собственном диалекте, который больше похож на центральный диалект Астурлеонский диалект. che vaqueira (es ) характерен для диалекта вакейро и назван в честь племени вакейро. Сегодня большинство вакейросов говорят на испанском.

сельском хозяйстве и кухне

Кочевники Вакейрос участвовали в натуральном хозяйстве и занимались нелегальным сельским хозяйством, что является редкостью в Испании.. Вакейрос обычно выращивают клевер, пшеницу, люцерну, рожь, кукурузу и картофель <38.>. Внедрение кукурузы сильно повлияло на сельское хозяйство Вакейро, поскольку кукуруза растет быстрее, чем пшеница или другие основные продукты питания. Многое из того, что выращивают вакейрос, должно потребляться их скотом. Дома Вакейро традиционно содержали двух свиней и забивали одну свинью раз в год в праздничный день. Вакейрос не часто забивал собственный скот, за исключением ритуальных жертвоприношений.

Самая символическая еда культуры вакейро - гурупу, смесь кукурузной муки, супа и бекона. Пулиентас, блюдо из кукурузной муки, смешанной с картофелем и водой, также является популярным блюдом вакейро. Куаяда - распространенный молочный продукт, который едят семьи Вакейро. Поскольку пшеничная мука часто была непомерно дорогой для Вакейроса, пшеничный хлеб ели в особых случаях, например, пан дель чору, пшеничный хлеб, который ели в дни свадьбы.

Дискриминация и расизм

Дискриминация в отношении Вакейроса был записан почти со времен первой письменной записи Вакейроса. Вакейрос были изолированы в большинстве общественных мест, особенно в церкви, и им было запрещено баллотироваться в местные органы власти или голосовать. Поскольку вакейрос были кочевниками и жили в бранях, некоторые вакейрос не платили налогов или десятины, что привело к принудительной оседлости Вакейроса с целью сбора налогов.

Церковь г. Браньялонга с заполненной дверью слева, которая раньше была дверью для Вакейроса

На протяжении большей части своей известной истории Вакейрос считались отдельной и низшей расой по сравнению с не-вакейро астурийцами и леонцами и концепцией чистоты крови был вызван для подавления Вакейроса на том основании, что они были низшей расой. В 1551 году регидор дон Диего дас Маринас приказал кастрировать мужчин Вакейру, чтобы предотвратить размножение Вакейроса. Вакейрос были объектами научного расизма, в частности, в начале 20-го века, когда вакейрос из браны Бусполя в Саласе были объектами френологических исследований, в которых они были считаются монголоидами. Ученые-расовые ученые и их соседи, не принадлежащие к вакейро, считали вакейро брахицефалами из-за инбридинга, хотя оказалось, что они не более брахицефальны, чем соседние популяции, не принадлежащие к вакейро.

Сегрегация Вакейрос встречается в церквях, кладбищах, барах и на праздничных фестивалях. Ранняя церковная сегрегация чаще всего представлялась как классовая сегрегация между дворянами, крестьянами и вакейросами, причем вакейрос находился в самом низу иерархии и в конечном итоге превратился в этническую сегрегацию, разделив не-вакейросов и вакейросов. В барах Вакейрос не разрешалось пить из стаканов, вместо этого их заставляли пить из чашек, сделанных из рогов животных. В 1844 году был принят закон, запрещающий сегрегацию, однако он в значительной степени игнорировался и мало что сделал для обуздания сегрегации Вакейроса. Трудно сказать, когда именно закончилась сегрегация Вакейросов, но есть сообщения о сегрегированных церквях уже в 1955 году.

A эпидемия самоубийств среди вакейросов активна, по крайней мере, с 1960-х годов, и у вакейросов есть одна из них. самый высокий уровень самоубийств в Европе - не менее 28.

Сегодня Вакейрос сталкивается с экологическим неравенством и отсутствием возможностей. Многие Вакейра-бранья не имеют достаточного количества дорог, у некоторых нет электричества, а у других нет водопровода. Многие Vaqueiro brañas сталкиваются с такими экологическими угрозами, как добыча полезных ископаемых. В 2007 году против протестов Вакейрос в бране Бусполь в Саласе была установлена ​​электрическая подстанция. В июле 2019 года река, которая снабжает водой бранью Концернозо в Вальдесе, была заражена, когда находящийся поблизости завод по производству биошламовых удобрений прекратил сбор навоза. Несмотря на это, Coordinadora Ecoloxista d’Asturies утверждала, что вода все еще пригодна для питья.

Генетика

Исследование митохондриальной ДНК Вакейро, проведенное Педро Меркадер Гомес и др. в 2013 году предполагает, что вакейро являются коренными жителями западной Астурии и имеют общее происхождение с не-вакейро, но эволюционировали, чтобы стать генетически отличными от не-вакейро астурийского и леонского населения.

Признание

В настоящее время испанское правительство не признает народ вакейру как этническую группу.

Регион Вакейро, или (es ), существует в Астурии как преимущественно туристический регион и не охватывает всю территорию Вакейро и не предоставляет какие-либо права на землю Вакейро как народу.

Известные люди происхождения Вакейро

Библиография

  • Асеведо-и-Уэльвес, Бернардо (1915) [1893]. Los vaqueiros de alzada en Asturias (Второе издание) [на испанском языке]. Овьедо: Oviedo Escuela Tipográfica del Hospital Provincial.
  • Катедра, Мария; пер. Кристиан, Уильям А. (1992) [1988]. Этот мир, другие миры: болезнь, самоубийство, смерть и загробная жизнь среди Вакейрос-де-Альсада в Испании. Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-09716-9.
  • Консепсьон Суарес, Хулио; Гарсиа Мартинес, Адольфо; Мэр Лопес, Матиас (2008). Las brañas asturianas: un estudio etnográfico, etnobotánico y toponímico (на испанском языке). Овьедо: Real Instituto de Estudios Asturianos. ISBN 978-8-487-21273-4.
  • Фернандес Родригес, М. Октавио (2017). Los vaqueiros de alzada (на испанском языке). Хихон: Ediciones Lima Limón. ISBN 978-8-494-63771-1.
  • Гарсиа Мартинес, Адольфо (2009) [1988]. Los vaqueiros de alzada de Asturias: un estudio histórico-antropológico (второе издание) [на испанском языке]. Овьедо: KRK Ediciones. ISBN 978-8-483-67229-7.
  • Миллариега, Джозеф (2019). Cezures: más cerca del cielo (на испанском языке). ISBN 978-1-086-01002-2.
  • Урия Риу, Хуан (1976). Los vaqueiros de alzada: y otros estudios, de caza y etnografía (на испанском языке). Овьедо: Biblioteca Popular Asturiana. ISBN 978-8-460-00633-6.

Ссылки

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-18 09:45:05
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте