Королевство вандалов

редактировать
Германское королевство в Северной Африке
Королевство вандалов и аланов. Regnum Vandalorum et Alanorum. Vandaliric
435–534 гг. Нашей эры
Монета с изображением Гелимера (530–534) из Королевства вандалов Монета с изображением Гелимера (530–534)
Наибольшая протяженность Королевства вандалов ок. 476 Величайшие пределы Королевства вандалов ок. 476
СтолицаГиппо Царственный 435–439. Карфаген 439–534
Обычные языкиЛатинский (на нем говорят представители элиты и духовенства). Вульгарная латынь и Африканский романс (говорят простые люди). Вандализм (говорят среди элиты). Пунические (. Нумид (говорят среди простых людей в сельской местности). Средневековый греческий (говорят среди простых людей)
РелигияАрианство (среди элиты). никейское христианство. затем халкидонское христианство
правительстводофеодальная монархия
король
• 435– 477Гейзерик
• 477–484Гунерик
• 484–496Гунтамунд
• 496–523Трасамунд
• 523–530Хильдерик
• 530–534Гелимер
История
Вандалы получают земли в Мавретании и Нумидии 435 г. н.э.
Завоевание Византийская империя 534 г. н.э.
, предшествовавшая, преемница
Африка (римская провинция)
вандалы
Сицилия (римская провинция)
Преторианская префектура Африки
Восприятие вандалов в XVI веке, проиллюстрированное в рукописи «Театр де тус лесов и наций с привычками и водолазами, tant anciens que modernes, усердие на природе». Написал Лукас д'Эр во второй половине XVI века. Сохранено в библиотеке Гентского университета.

Королевство вандалов (латинское : Regnum Vandalum) или Королевство вандалов и аланов (Latin : Regnum Vandalorum et Alanorum) был основан немецкими вандалами людьми при Гейзерике. Он правил в Северной Африке и в 435–534 гг.

В 429 г. н.э. вандалы, численность которых, по оценкам, составляла 80 000 человек, переправились на лодке из Испании в Северную Африку. Они продвигались на восток, завоевывая прибрежные районы нынешних Марокко, Алжира и Туниса. В 435 году Римская империя, тогда правившая Северной Африкой, позволила вандалам поселиться в провинциях Нумидия и Мавретания, когда стало ясно, что армия вандалов не могли быть побеждены римскими войсками. В 439 г. вандалы возобновили наступление на восток и захватили Карфаген, важнейший город Северной Африки. Затем молодое королевство завоевало управляемые римлянами острова Майорка, Сицилия, Сардиния и Корсика в западном Средиземноморье. В 460-х годах римляне предприняли две неудачные военные экспедиции по морю в попытке свергнуть вандалов и вернуть себе Северную Африку. Завоевание Северной Африки вандалами было ударом для осажденной Западной Римской Империи, поскольку Северная Африка была основным источником доходов и поставщиком зерна (в основном пшеницы ) в город Рим.

Хотя прежде всего запомнился разграблением Рима в 455 году и их преследованием никейских христиан в пользу арианского христианства., вандалы также были покровителями знаний. Продолжались грандиозные строительные проекты, школы процветали, а Северная Африка способствовала появлению многих из самых новаторских писателей и естествоиспытателей конца латыни говорящих Западной Римской империи.

Вандалов Королевство закончилось в 534 году, когда оно было завоевано Велизарием в вандалистской войне и включено в состав Восточной Римской империи (или Византийской империи ).

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Основание
    • 1.2 Торговля зерном
    • 1.3 Разграбление Рима
    • 1.4 Поздние годы
    • 1.5 Завоевание Восточной Римской империей
  • 2 Религиозная политика
  • 3 См. Также
  • 4 Примечания
  • 5 Источники

История

Вид из Гибралтарского пролива в Северную Африку, где вандалы перешли в Африку.

Основание

Вандалы под руководством своего нового короля Гейзериха (также известного как Генсерик или Гейзерик) перешли в Африку в 429 году. Хотя их число неизвестно, и некоторые историки спорят о достоверности оценок, основанных на Утверждение Прокопия о том, что вандалы и аланы насчитывали 80 000 человек, когда они двинулись в Северную Африку, Питер Хизер оценивает, что они могли выставить армию численностью около 15 000–20 000 человек. Согласно Прокопию, вандалы пришли в Африку по просьбе Бонифация, военного правителя региона. Однако было высказано предположение, что вандалы мигрировали в Африку в поисках безопасности; на них напала римская армия в 422 г., и они не смогли заключить с ними договор. Продвигаясь на восток вдоль африканского побережья, вандалы осадили обнесенный стеной город Гиппо Регий в 430 году. Внутри Святой Августин и его жрецы молились о помощи от захватчики, зная, что падение города будет означать обращение или смерть для многих никейских христиан. 28 августа 430 года, через три месяца осады, 75-летний святой Августин умер - возможно, от голода или стресса, так как пшеничные поля за пределами города лежали в бездействии и не были убраны. Спустя 14 месяцев голод и болезни опустошали как жителей города, так и вандалов за стенами. В конце концов, город пал перед вандалами, которые сделали его своей первой столицей.

Мир был заключен между римлянами и вандалами в 435 году посредством договора между Валентинианом III и Гейзериком, дав вандалам контроль прибрежных Нумидии и частей Мавретании. Гейзерих решил разорвать договор в 439 г., когда он вторгся в провинцию Африка Проконсулярис и осадил Карфаген. Город был взят без боя; вандалы вошли в него, в то время как большинство жителей посещали скачки на ипподроме. Гайзерих сделал его своей столицей и называл себя Королем вандалов и аланов, чтобы обозначить включение своих союзников-аланов в его царство. Завоевав Сицилию, Сардинию, Корсику, Мальту и Балеарские острова, он построил свое королевство в могущественное государство. Аверил Кэмерон предполагает, что новое правление вандалов, возможно, не было нежелательным для населения Северной Африки, поскольку предыдущие землевладельцы, как правило, были непопулярны.

Впечатление, произведенное такими источниками, как Виктор из Виты, Кводвултдей и Фульгентий из Руспе заключили, что захват вандалами Карфагена и Северной Африки привел к повсеместным разрушениям. Однако недавние археологические исследования опровергли это утверждение. Хотя одеон Карфагена был разрушен, сеть улиц осталась прежней, а некоторые общественные здания были отремонтированы. Политическим центром Карфагена была Бирса-Хилл. В этот период в городах возникли новые промышленные центры. Историк Энди Меррилс использует большое количество африканской красной плетеной посуды, обнаруженной в Средиземном море, которая датируется периодом вандалов в Северной Африке, чтобы опровергнуть предположение, что правление вандалов в Северной Африке было временем экономической нестабильности. Когда вандалы совершили набег на Сицилию в 440 году, Западная Римская империя была слишком занята войной в Галлии, чтобы отреагировать. Феодосий II, император Восточной Римской империи, отправил экспедицию для борьбы с вандалами в 441 году, но она продвинулась только до Сицилии. Западная империя при Валентиниане III заключила мир с вандалами в 442 году. По договору вандалы получили Бизакену, Триполитанию и часть Нумидии. и подтвердили свой контроль над Проконсульской Африкой.

Торговля зерном

Историки, начиная с Эдварда Гиббона, рассматривали захват Северной Африки вандалами и аланами как " смертельный удар »и« величайший удар »по Западной Римской империи в ее борьбе за выживание. До вандалов северная Африка была процветающей и мирной, требующей лишь небольшого процента вооруженных сил Римской империи, и была важным источником налогов для империи и зерна для города Рим. Ученый Иосиф в I веке н.э. сказал, что Северная Африка кормила Рим восемь месяцев в году, а остальные четыре месяца зерно приходилось из Египта.

Римская потребность в зерне из Северной Африки, возможно, уменьшилась к 5-му веку, потому что население города Рима упало, а количество римских солдат уменьшилось. Более того, договор 442 года между Римом и вандалами, похоже, обеспечил продолжение поставок зерна. Однако с точки зрения прекращения боевых действий между Римом и вандалами этот договор соблюдался больше в нарушении, чем в соблюдении, и римляне уделяли первоочередное внимание восстановлению Северной Африки и восстановлению своего контроля над зерном у Королевства вандалов.

Расположение Карфагена, столицы вандалов.

Разграбление Рима

Разграбление Рима, автор Карл Брюллов.

Мирный договор 442 года не остановил набеги вандалов в западном Средиземноморье. В течение следующих 35 лет Гейзерих использовал свой большой военно-морской флот, чтобы грабить побережья Восточной и Западной империй. Однако после смерти Аттилы Гунна в 453 году римляне снова обратили внимание на вандалов, которые теперь контролировали некоторые из богатейших земель, ранее управляемых Римом.

Стремясь привлечь вандалов в лоно Империи, Валентиниан III предложил руку своей дочери Евдокии в браке с сыном Гейзериха Гунерик, когда Евдокия и Гунерик были детьми. Однако они еще не поженились, когда в 455 году Валентиниан III был убит сообщниками узурпатора Петрония Максима, добивавшегося контроля над Империей. Максим немедленно женился на вдове Валентиниана, императрице Лицинии Евдоксии, и он также отменил обручение Евдокии с Гунериком и женил ее вместо своего собственного сына, Палладия. Дипломатия между Римом и Королевством вандалов рухнула. Евдокия написала письмо Гейзериху, умоляя его прийти ей на помощь. Утверждая, что разорванная помолвка между Гунериком и Евдокией аннулировала его мирный договор с Валентинианом, Гейзерих разграбил Рим, спас Евдокию, Евдокию и младшую дочь Евдокии Плацидию (последняя была замужем за будущим непризнанным императором Олибрием ). Максимус и Палладий были убиты разъяренной толпой при бегстве из города.

Летописец Проспер Аквитанский предлагает единственный отчет V века о том, что 2 июня 455 года Папа Лев Великий принял Гайзериха и умолял его воздержаться от убийств и уничтожение огнем и довольство грабежом. Вандалы ушли с бесчисленными ценностями, в том числе с добычей Храма в Иерусалиме, добычей, принесенной в Рим Титом. Евдокия и ее дочери были доставлены в Карфаген, где вскоре после этого Евдокия вышла замуж за Хунерика.

Более поздние годы

Карта операций вандалистской войны.

Вандалы разграбили Рим, пиратство в Средиземном море и необходимость римлян восстановить контроль над торговлей зерном привели к разрушению Королевства вандалов приоритетом для Римской империи. Император Западной Римской империи Майориан начал организовывать наступление летом 458 года. Морские силы, развернутые из Картахены в Испании, должны были занять Мавретанию а затем марш на Карфаген, в то время как одновременный штурм под командованием Марцеллина вернет Сицилию. Император собрал свой флот в 460 году, но Гейзерих узнал о надвигающемся нападении и «ввел в действие политику выжженной земли в Мавретании - зачистил землю и отравил колодцы перед запланированным имперским наступлением». Вдобавок Гейзерих повел свой флот против силы Майориана и победил римлян в Картахене.

В 468 году и Западная, и Восточная империи снова попытались завоевать Африку с помощью «самой амбициозной кампании». когда-либо запущенных против государства вандалов ". Первичные источники предполагают, что флот насчитывал 1113 кораблей и имел на борту 100 000 человек, но эта цифра была отвергнута современной историографией, поскольку Хизер предлагает 30 000 солдат и 50 000 солдат и матросов вместе взятых, исходя из 16 000 римских солдат, перемещенных на 500 кораблях в 532 году. Энди Меррилс и Ричард Майлз заявили, что операция, несомненно, была обширной и «заслуживает восхищения своим логистическим великолепием». В морском сражении на мысе Бон, Тунис, вандалы уничтожили Западный флот и часть Восточного флота с помощью огневых кораблей. После атаки вандалы попытались вторгнуться на Пелопоннес, но были отброшены маниотами в Кениполисе с большими потерями. В ответ вандалы взяли 500 заложников на Закинфе, разрубили их на куски и выбросили за борт на обратном пути в Карфаген.

В 470-х годах римляне отказались от своей политики война против вандалов. Западный германский генерал Рицимер заключил договор с вандалами, и в 476 году Гайзерик смог заключить «вечный мир» с Константинополем. Отношения между двумя государствами казались нормальными. Начиная с 477 года вандалы выпускали собственные монеты, но ограничивались бронзовыми и серебряными монетами низкого достоинства. Хотя имперские деньги низкого достоинства были заменены, большие достоинства не были, что, по словам Меррилла, продемонстрировало «нежелание узурпировать имперскую прерогативу».

Гейзерик умер 25 января 477 года в возрасте 88 лет. Согласно закону о наследовании, который он обнародовал, преемником должен был стать старейший член королевского дома мужского пола. Таким образом, ему наследовал его сын Хунерик (477–484), который сначала терпел никейских христиан из-за своего страха перед Константинополем, но после 482 года начал преследовать манихеев и никейцев.

Гунтамунд (484–496), его двоюродный брат и преемник, искал внутреннего мира с никейцами и снова прекратил преследования. Внешне власть вандалов со времени смерти Гейзериха пошла на убыль; Гунтамунд потерял значительную часть Сицилии из-за остготов Теодориха и должен был противостоять растущему давлению местных берберов.

преемника Гунтамунда Трасамунда (496–523).) был религиозным фанатиком и враждебно настроен по отношению к никейцам, но он довольствовался бескровными гонениями.

Завоевание Восточной Римской империей

преемник Трасамунда Гильдерик (523–530) был королем вандалов, наиболее терпимым к тринитарным христианам. Он предоставил свободу вероисповедания, и поэтому католические соборы снова стали проводиться в Северной Африке. Однако он мало интересовался войной и оставил ее своему племяннику. Когда Хоамер потерпел поражение от берберов, фракция ариан в королевской семье подняла восстание, и двоюродный брат Хоамера Гелимер (530–534) стал королем. Хильдерик, Хоамер и их родственники были брошены в тюрьму. В 533 году Хильдерик был казнен, когда византийская армия подошла к Карфагену.

Византийский Император Юстиниан I объявил войну с заявленным намерением вернуть Хильдерика на трон вандалов. Пока шла экспедиция, брат Гелимера Цазо привел большую часть армии и флота вандалов на Сардинию, чтобы справиться с восстанием готского дворянина Годас. Это позволило армиям Византии под командованием Велизария беспрепятственно высадиться в 10 милях (16 км) от Карфагена. Гелимер быстро собрал армию и встретился с Велисарием в битве при Ad Decimum, в которой преобладали вандалы, пока брат Гелимера Амматас и племянник Гибамунд не пали в битве. Гелимер упал духом и сбежал. Велизарий быстро взял Карфаген, пока выжившие вандалы продолжали сражаться.

15 декабря 533 г. Гелимер и Велизарий снова столкнулись в битве при Трикамаруме, примерно в 20 милях (32 км) от Карфагена. Опять же, вандалы хорошо сражались, но сломались, на этот раз, когда Цазо пал в битве. Велисарий быстро двинулся к Гиппо, второму городу Королевства вандалов. В 534 году Гелимер, осажденный герулианским генералом Фарасом, сдался византийцам, положив конец царству вандалов.

Территория вандалов в Северной Африке (ныне северный Тунис и восточный Алжир) стала византийской провинцией. Лучшие воины вандалов были сформированы в пять кавалерийских полков, известных как вандали-юстиниани, и размещены на персидской границе. Некоторые поступили на частную службу Велисарию. С самим Гелимером обращались с почетом и даровали ему большие поместья в Галатии, где он жил в старости. Ему также было предложено звание патриция, но он отказался от него, так как не хотел переходить из арианства в никейское христианство. Большинство вандалов осталось в Северной Африке и было поглощено коренным берберским населением. По словам историка Роджера Коллинза : «Оставшиеся вандалы были затем отправлены обратно в Константинополь для включения в состав имперской армии. Как отдельная этническая единица они исчезли».

Религиозная политика

Начиная со вторжения в Северную Африку в 429 году, вандалы, которые были преимущественно последователями арианства, преследовали никейских христиан. Это преследование началось с неограниченного насилия, примененного к церкви во время вторжения Гейзериха, но с легитимизацией Королевства вандалов угнетение укоренилось в «более последовательной религиозной политике». Виктор из Виты «История преследований вандалов» подробно описывает «злобную жестокость», примененную к церковной собственности, и нападения на «многих… выдающихся епископов и благородных священников» в первые годы завоевания; Точно так же епископ Гоноратус пишет, что «на наших глазах мужчин убивают, женщин насилуют, а мы сами падаем под пытками». Ссылаясь на эти и другие подтверждающие источники, Меррилс утверждает, что «мало сомнений» в том, что первоначальное вторжение было «жестоко насильственным». Он также утверждал вместе с Ричардом Майлзом, что вандалы изначально преследовали Никейскую церковь по финансовым, а не религиозным причинам, стремясь отнять у нее ее богатство.

Однажды Гейзерик закрепил свою власть над Нумидией. и Мавретания в договоре 435 г., он работал, «чтобы разрушить власть Никейской церкви на своих новых территориях, захватив базилики трех самых непримиримых епископов и изгнав их из их городов». Подобная политика продолжилась и с захватом Карфагена в 439 году, когда король вандалов приложил усилия, чтобы одновременно продвигать арианскую церковь и подавлять никейские обычаи. Хизер отмечает, что четыре основные церкви в городских стенах были конфискованы для ариан и наложен запрет на все никейские службы в районах, где поселились вандалы; У Гейзериха также был Кводвултдей, епископ Карфагена, и многие из его духовенства были изгнаны из Африки и отказались «разрешить рукоположение... так что общее число никейских епископов в королевстве вандалов уменьшилось». Миряне были отстранены от должности и часто подвергались конфискации их имущества.

Однако дипломатические соображения преобладали над религиозной политикой. В 454 году по просьбе Валентиниана III Гейзерих назначил Деограция новым епископом Карфагена, должность, которая оставалась пустой после отъезда Кводвултдея. Хизер утверждает, что это присоединение было предназначено для улучшения отношений между вандалами и римлянами, поскольку Гайзерих договаривался о браке своего сына Гунерика с принцессой Евдокией. Однако после того, как Валентиниан был убит и отношения вандалов с Римом и Константинополем ухудшились, Гейзерих возобновил свою репрессивную религиозную политику, оставив епископство пустым еще раз после смерти Деограция в 457 году.

Хизер утверждает, что Гейзерих продвигал арианскую церковь. и сопровождавшееся преследованием Никейской церкви имели политические мотивы. Он отмечает «ключевое различие» между «антиникейским характером» действий Гейзериха в Проконсуларе и остальной части его королевства; преследование было наиболее интенсивным, когда оно происходило в непосредственной близости от его арианских последователей. Хизер предполагает, что арианство было для Гейзериха средством сохранить единство и контроль над своими последователями; везде, где его люди взаимодействовали с никейцами, эта стратегия подвергалась угрозе. Однако Хизер также отмечает, что «личная вера, должно быть, также сыграла существенную роль в принятии решения Гейзерихом».

Гунерик, сын и преемник Гейзериха, продолжал и усиливал репрессии против никейской церкви и пытался сделать арианство главным. основная религия в Северной Африке; действительно, большая часть повествования Виктора из Виты сосредоточена на зверствах и преследованиях, совершенных во время правления Хунерика. Священникам было запрещено совершать литургию, хомоусианские книги были уничтожены, а почти 5000 епископов были сосланы в пустыню. Насилие продолжалось: «мужчины и женщины… подвергались серии мучений, включая снятие скальп, принудительный труд и казнь мечом и огнем». В 483 году Хунерик издал королевский указ, предписывающий всем католическим епископам Африки присутствовать на дебатах с представителями ариан. После конференции он запретил никейскому духовенству собираться или проводить крещения или рукоположения и приказал закрыть все никейские церкви и конфисковать никейское имущество. Эти церкви затем были переданы для царского фискального или для арианского церковного использования.

Хотя первоисточники мало что говорят о религиозной политике Гунтамунда, существующие свидетельства действительно предполагают, что новый король был «в целом более настроен к католической вере, чем его предшественник [Хунерик]» и сохранял период терпимости. Гунтамунд положил конец изгнанию в пустыню епископа по имени Евгений, а также восстановил никейский храм святого Агилея в Карфагене.

Трасамунд положил конец политике терпимости своего покойного брата, взойдя на престол в 496 году. Он вновь ввел «суровые меры против католической церковной иерархии», но «работал над поддержанием позитивных отношений с романо-африканской мирской элитой», его намерением было разделить лояльность двух групп.

За исключением Хильдериха, большинство царей вандалов преследовали никеанцев (а также донатистов ) в большей или меньшей степени, запрещая обращение вандалов и изгнанных епископов.

См. также

    Примечания

    Источники

    • Бери, Джон Багнелл (1923), История Поздняя Римская империя, от смерти Феодосия I до смерти Юстиниана (395–565 гг.), II, Макмиллан
    • Кам Эрон, Аверил (2000). «Завоевание вандалов и правление вандалов (429–534 гг. Н. Э.)». Кембриджская древняя история. Поздняя античность: Империя и преемники, 425–600 гг. Н. Э. XIV . Издательство Кембриджского университета. С. 553–559. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
    • Роджер Коллинз (2000). «Vandal Africa, 429–533». Кембриджская древняя история. Поздняя античность: Империя и преемники, 425–600 нашей эры. XIV . Cambridge University Press. Стр. 124–126. CS1 maint: ref = harv (link )
    • Питер Хизер (2005). The Fall Римской империи: новая история Рима и варваров. Оксфорд и Нью-Йорк: Oxford University Press. ISBN 978-0-19515-954-7. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
    • Питер Хизер (2007), «Христианство и вандалы в правление Гейзериха», Бюллетень Института классических исследований 50, стр. 137–146.
    • Масса, Майкл (редактор) (2014) Кембриджский компаньон эпохи Аттилы. Кембридж: Cambridge University Press, ISBN 9781139128964
    • Меррилс, Энди (2004). «Вандалы, римляне и берберы: понимание поздней античной Северной Африки». Вандалы, римляне и берберы: новые перспективы поздней античной Северной Африки. Ashgate. Стр. 3–28. ISBN 0-7546-4145-7. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
    • Меррилс, Эндрю; Майлз, Ричард (2010). Вандалы. John Wiley Sons. ISBN 978-1405160681. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
    • Виктор из Виты (1992) История преследования вандалов, перевод Джона Мурхеда, Ливерпуль: Liverpool University Press, ISBN 0853231273.
    Последняя правка сделана 2021-06-18 09:30:06
    Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
    Обратная связь: support@alphapedia.ru
    Соглашение
    О проекте