A Сеть ценностей - это графическая иллюстрация социальных и технических ресурсов внутри / между организациями и способов их использования. Узлы в сети создания ценности представляют людей (или абстрактно роли). Узлы связаны взаимодействиями, которые представляют результаты. Эти результаты могут быть объектами, знаниями или деньгами. Сети создания ценности фиксируют взаимозависимость. Они составляют ценность продуктов и услуг. Компании имеют как внутренние, так и внешние сети создания ценности.
Внешние сети включают клиентов / получателей, посредников, заинтересованных лиц, дополнительные, сети открытых инноваций и поставщики.
Внутренние сети сосредоточены на ключевых действиях, процессах и отношениях, которые выходят за рамки внутренних границ, таких как выполнение заказов, инновации, обработка потенциальных клиентов и поддержка клиентов. Стоимость создается через обмен и отношения между ролями.
Кристенсен определяет сеть создания ценности как:
«совокупность поставщиков восходящего потока, нисходящих до рынка, и вспомогательных поставщиков, которые поддерживают общую бизнес-модель в рамках Когда потенциальные разрушители входят в существующие сети создания ценности, они должны адаптировать свои бизнес-модели для соответствия сети создания ценности и, следовательно, терпеть неудачу при сбое, потому что они становятся кооптированными ».
Fjeldstad и Stabell объявляют сеть создания ценности одним из трех способов создания ценности организацией. Остальные - это цех создания добавленной стоимости и цепочка создания стоимости.
Их сети ценностей состоят из следующих компонентов:
Одним из примеров сети создания ценности является сеть, созданная пользователями социальных сетей. Компания предоставляет услуги, пользователи заключают договор с компанией и сразу получают доступ к сети создания ценности других клиентов.
Менее очевидный пример - компания по страхованию автомобилей: компания предоставляет страхование. Клиенты могут путешествовать и взаимодействовать различными способами, ограничивая при этом подверженность рискам. Страховые полисы представляют собой контракты компании и внутренние процессы.
Концепции F / S и Кристенсена касаются того, как компания понимает себя и свой процесс создания ценности, но они не идентичны. Сети создания ценности Кристенсена обращаются к отношениям между компанией и ее поставщиками, а также к требованиям, предъявляемым клиентами, и к тому, как они взаимодействуют при определении того, что представляет собой ценность в производимой продукции.
Сети создания ценности Fjeldstad и Stabell подчеркивают, что ценность создается между взаимодействующими клиентами, чему способствуют сети создания ценности.
Норманн и Рамирес в 1993 году утверждали, что стратегия не является фиксированным набором действий в цепочке создания стоимости. Вместо этого следует сосредоточить внимание на системе создания стоимости. Все заинтересованные стороны обязаны создавать ценность. Успешные компании воспринимают стратегию как систематические социальные инновации.
Verna Allee определяет сети ценностей как любую сеть отношений, которая генерирует как материальные, так и нематериальные ценности посредством сложных динамических обменов между двумя или более людьми, группами или организациями. Любая организация или группа организаций, участвующих как в материальном, так и в нематериальном обмене, может рассматриваться как сеть создания ценности, будь то частный сектор, государственный или государственный сектор.
Алли разработал Анализ сети ценностей, подход к картированию и анализу всей системы для понимания создания материальной и нематериальной стоимости участниками системы предприятия. Выявление скрытых сетевых шаблонов, стоящих за бизнес-процессами, может обеспечить прогнозный анализ, когда производительность рабочего процесса находится под угрозой. Она считает, что анализ сети создания ценности предоставляет стандартный способ определения, сопоставления и анализа участников, транзакций, а также материальных и нематериальных результатов, которые вместе образуют сеть создания ценности. Алли говорит, что анализ сети ценностей может привести к глубоким сдвигам в восприятии проблемных ситуаций и мобилизации коллективных действий для реализации изменений
Любой обмен товары, услуги или доход, включая все транзакции, включающие контракты, счета-фактуры, возврат заказов, запрос предложений, подтверждения и платежи, считаются материальной стоимостью. Продукты или услуги, приносящие доход или ожидаемые как часть услуги, также включаются в поток материальных ценностей товаров, услуг и доходов (2). В государственных учреждениях это будет обязательным видом деятельности. В организациях гражданского общества это будут официальные обязательства по предоставлению ресурсов или услуг.
В нематериальную ценность включены две основные подкатегории: знания и выгоды. Обмен нематериальными знаниями включает стратегическую информацию, знания о планировании, знания о процессах, технические ноу-хау, совместное проектирование и разработку политики; которые поддерживают сеть материальной ценности продуктов и услуг. Нематериальные выгоды также считаются услугами, которые могут быть предложены одним человеком другому. Примеры включают предложение кому-то политической или эмоциональной поддержки. Другой пример нематериальной ценности - это когда исследовательская организация просит кого-то добровольно посвятить свое время и опыт проекту в обмен на нематериальную выгоду в виде престижа за счет принадлежности (3).
Все биологические организмы, включая человека, функционируют в режиме самоорганизации как внутри, так и снаружи. То есть элементы нашего тела - вплоть до отдельных клеток и молекул ДНК - работают вместе, чтобы поддерживать нас. Однако нет центрального «начальника», который бы контролировал эту динамическую деятельность. Наши отношения с другими людьми также развиваются по тому же круговому, беспрепятственному процессу, поскольку мы ищем результаты, которые лучше всего подходят для нашего благополучия. При правильных условиях эти социальные обмены могут быть чрезвычайно альтруистическими. И наоборот, они могут быть весьма эгоистичными и даже агрессивными. Все зависит от контекста ближайшего окружения и вовлеченных людей.
Целью сетей создания ценности является создание максимальной выгоды для людей, вовлеченных в сеть (5). Нематериальная ценность знаний в этих сетях так же важна, как и денежная ценность. Чтобы добиться успеха, необходимо делиться знаниями, чтобы создавать лучшие ситуации или возможности. Сети создания ценности - это то, как идеи попадают на рынок и к людям, которым необходимо их услышать.
Поскольку сети создания ценности играют важную роль в развитии бизнеса и институциональной практики, анализ сети создания ценности может быть полезен в самых разных бизнес-ситуациях. Некоторые типичные из них перечислены ниже.
Управление взаимоотношениями обычно фокусируется только на управлении информацией о клиентах, поставщиках и деловых партнерах. Подход сети создания ценности рассматривает отношения как двусторонние взаимодействия, создающие ценность, которые сосредоточены на реализации ценности, а также предоставлении ценности.
Развертывание, доставка, рыночные инновации, обмен знаниями и время выхода на рынок зависят от качества, согласованности и жизнеспособности соответствующих сетей создания ценности, бизнес-сети и бизнес-экосистемы.
Предлагаемые продукты и услуги постоянно меняются, как и процессы их внедрения, проектирования, производства и доставки. Множественные, взаимозависимые и параллельные процессы слишком сложны для традиционного картирования процессов, но их можно очень быстро проанализировать с помощью метода сети создания ценности.
Слияния, поглощения, сокращение штата, выход на новые рынки, новые группы продуктов, новые партнеры, новые роли и функции - в любое время отношения меняются, взаимодействия ценностей и потоки тоже меняются.
Понимание динамики транзакций жизненно важно для целенаправленных сетей всех видов, включая сети и сообщества, ориентированные на создание ценности знаний. Анализ сети ценностей помогает сообществам практиков договариваться о ресурсах и демонстрировать их ценность различным группам внутри организации.
Поскольку подход сети создания ценности касается как финансовых, так и нефинансовых активов и обменов, он расширяет показатели и индексы за пределы запаздывающие индикаторы финансовой отдачи и операционных показателей - в том числе опережающие индикаторы стратегических возможностей и оптимизации системы.