Валентина Гризодубова | |
---|---|
Родилась | 27 апреля [ОС 14 апреля] 1909. Харьков, Харьковская губерния, Российская Империя |
Умер | 28 апреля 1993 (1993-04 гг.) -28) (83 года). Москва, Россия |
Верность | Советский Союз |
Служба / отделение | ВВС СССР |
Звание | Коло nel |
Имеющиеся команды | |
Награды | Герой Советского Союза. Герой Социалистического Труда |
Валентина Степановна Гризодубова (Русский : Валентина Степановна Гризодубова, Украинский : Валентина Степанівна Гризодубова Валентина Степановна Гризодубова; 27 апреля [OS 14 апреля] 1909 г. в Харькове - 28 апреля 1993 г. в Москве ) была одной из первых женщин-летчиц в Советском Союзе удостоена звания Героя Советского Союза и единственная женщина-Герой Советского Союза, которой также присвоено звание Герой Социалистического Труда.
Родился в Харькове, в Харьковской губернии Российской Империи (ныне Украина ), она была дочерью Степана Васильевича Гризодубова, пионера авиаконструктора. В четырнадцать лет она самостоятельно летала на планере. Играла на фортепиано, окончила консерваторию и Харьковский технический институт. Она говорила на нескольких иностранных языках. В 1929 году окончила Пензенский авиаклуб военизированного объединения ОСОАВИАХИМ. Также обучалась в Харьковском летном училище.
В 1933 году окончила Тульское Высшее летное училище. Здесь она стала летным инструктором и подготовила 86 летчиков-мужчин, многие из которых стали Героями Советского Союза. С 1934 по 1938 год она летела в эскадрилье «Пропаганда» имени Максима Горького.
. Летала на многих типах самолетов и установила семь мировых рекордов, в том числе один по максимальной высоте, достигнутой пилотом-женщиной на двухместном гидросамолете., 3267 метров (10718,5 футов) 15 октября 1937 года (номер файла записи FAI 121.16), три рекорда скорости и один - на дальние полеты между Москвой и Актюбинском вместе с Мариной Расковой.
Он 24–25 сентября 1938 г., летя в качестве командира воздушного судна с Мариной Расковой в качестве штурмана и Полиной Осипенко в качестве второго пилота, она завершила полет протяженностью 5910 километров под названием «Родина» (с русского «Родина»). на самолете «Антонов» АНТ-37, установив международный рекорд среди женщин по дальности полета по прямой (номер файла рекордов FAI 10444). Накануне исторического события она уже налетела 5000 часов; после полета она и члены ее экипажа стали первыми женщинами, удостоенными звания Героя Советского Союза 2 ноября 1938 года, а также получили награду в размере 25000 рублей.
с марта 1942 г. участвовала в советско-германской войне. Ее назначили командиром сформированной в мае 1942 года армии, насчитывавшей около трехсот человек: летчиков, штурманов, инженеров и наземного вспомогательного персонала. Ее подразделение было оснащено транспортным самолетом Лисунов Ли-2 (Douglas DC-3, построенным по лицензии) с пилотами, призванными из Гражданского воздушного флота.
Ли Гризодубовой -2s имел экипаж из шести авиаторов : пилот, второй пилот, штурман, борттехник, радист. и воздушный стрелок. Первоначально перед подразделением стояла задача бомбить войска противника, вылетать к партизанам и - в июне 1942 года - обеспечивать снабжение блокадного Ленинграда. Впоследствии 101-му дальнему бомбардировочному авиаполку было приказано бомбить части вермахта, прорвавшие Брянский и Юго-Западный фронты и направлявшиеся на Воронеж. Гризодубова вела свой полк почти каждую ночь, преодолевая сильную зенитную оборону и Люфтваффе ночные истребители в Курске, Орле и Льгов зоны.
В сентябре 1942 года 101-й авиаполк дальней авиации был передан в распоряжение Центрального штаба партизанского движения. Отряд совершил более 1850 боевых вылетов в районы, удерживаемые партизанами, доставив около 1500 тонн оружия и боеприпасов и сотни тонн радиооборудования, печатных станков, пленочных фотоаппаратов и материалов для чтения для советских партизанских лидеров. Полк эвакуировал 2500 раненых партизан и бомжей-сирот. Однако плохие взлетно-посадочные полосы и истребители противника были постоянной угрозой для Ли-2 и их экипажей. По инициативе Гризодубовой к марту 1943 года партизаны построили на правом берегу Днепра модернизированную взлетно-посадочную полосу, где днем можно было припарковать до десятка самолетов. 27 мая 1944 года ее полк был удостоен почетного звания Красносельский за участие в прорыве блокады Ленинграда. К моменту отзыва Гризодубовой в Москву в июне 1944 года она совершила около 200 боевых вылетов. Через два месяца, 30 августа, 101-й полк дальней авиации был награжден орденом Красного Знамени, а затем и почетным званием «Гвардейский».
1940-е годы она была единственной женщиной-членом «Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию преступлений, совершенных немецко-фашистскими захватчиками и их пособниками» (Чрезвычайная государственная комиссия; ЧГК), назначенной для расследования нацистской нацистской комиссии. 23>военные преступления в Советском Союзе и возмещают государству причиненный ущерб. Также она помогла будущему космонавту Светлане Савицкой стать летчиком-испытателем.
Гризодубова на российской марке 2010 годаГризодубова была Почетным званием Гражданин Пензы. Памятник в Москве посвящен Валентине Гризодубовой.