Вахтанг Чабукиани

редактировать
Молодой Чабукиани в Грузии 1920-х.

Вахтанг Михейлис дзе Чабукиани (Русский : Вахта́нг Миха́йлович Чабукиа́ни, грузинский : ვახტანგ ჭაბუკიანი) (27 февраля 1910 г. (по юлианскому календарю) / 12.03.1910 (по григорианскому календарю) - 5 апреля 1992 г.) был советским Артист балета, хореограф и педагог, получивший признание как в своей стране, так и за рубежом. Он считается одним из самых влиятельных танцоров мужского балета в истории и известен тем, что создал большую часть хореографии мужских вариаций, которые составляют репертуар классического балета. Сюда входят такие известные балеты, как Корсар и Баядерка.

Он также известен своим возрождением балета в 1941 году Баядерка для Киров / Мариинский балет, который до сих пор остается в репертуаре труппы (часто именуемый «советской версией»). Эта версия балета легла в основу почти всех постановок за пределами России, в том числе Рудольфа Нуриева и Натальи Макаровой.

Содержание

  • 1 Жизнь и начало карьеры
  • 2 Тарас Бульба (балет)
  • 3 Возвращение в Тбилиси
  • 4 Фильм Венецианский мавр - Отелло 1960
  • 5 вариаций
  • 6 отрывков из статей
  • 7 Ссылки
  • 8 Внешние ссылки

Жизнь и начало карьеры

Родился в Тбилиси в семье грузина по отцу и латышки матери, Чабукиани окончил местную хореографическую студию Марии Перини в 1924 году. В 1926-1929 годах продолжил обучение в Ленинградском хореографическом училище. Дебютировал в Государственном академическом театре им. С.М. Кирова. Опера и балет в Ленинграде в 1929 году, гастролировал с первыми советскими балетами в Италии и США в 1930-е годы. Вахтанг быстро зарекомендовал себя как искусный артист, оставаясь ведущим солистом Кировского театра. В 1920 году танцовщик и хореограф Михаил Мордкин занял пост режиссера и продолжил акцентировать внимание на классическом русском репертуаре, ставя такие произведения, как «Лебединое озеро».

Только после появления Вахтанга Чабукиани классический балет приобрел истинно грузинский характер в 1930-е годы. Героизм и романтизм были характерными чертами стиля Чабукиани как танцора, так и хореографа. При этом он также регулярно бросал вызов утонченной изысканности балета и давал мужчинам-танцорам активную ведущую роль в работе. В конце концов, он объединил классический балет с традициями грузинского народного танца, чтобы создать вид танца, который является уникальным грузинским.

16 мая 1930 г. Чабукиани выступил в роли Зигфрида в пьесе Чайковского Лебединое озеро. Галина Уланова, одна из легендарных исполнительниц в роли Одетты, писала: «Такой партнер, как Константин Сергеев, придает моей танцевальной интерпретации больше лиризма, а, с другой стороны - Чабукиани добавляет темперамента ». Его исполнение Людвига Минкуса Дон Кихот 16 ноября 1930 года сделало его известным и любимым не только в Ленинграде, но и во всем СССР. Когда один из величайших теноров России Леонид Собинов впервые увидел его, он воскликнул: «Это чудо природы». Советская пресса писала:

Чабукиани родился с танцем в крови и, вероятно, вернул ему часть спины к танцу... Его мужественный вид, взрывной темперамент, мощь и откровенно виртуозный танец, символизирующий героическое происхождение, были ожидаемы. Советский балет. Танцовщица не отошла на второй план партнеров, [а] как бы вызвала всеобщее соревнование, упивалась свободой, парила [взлетала] в прыжках, [поднималась] в безумных, казалось бы, бесконечных вращениях...

В своей книге «Советский балет 1945» известная английская писательница и журналист Айрис Морли написала:

... [В] пытаясь описать этого необычного и великолепного танцора, [я] испытал ту же трудность., как при попытке описать торнадо. Он овладевает всей сценой, предавая чудесную ярость, иногда угасая так, что ошеломленная публика может видеть тело, словно высеченное Роденом, видишь орла, упавшего на скалы Кавказа... Он и то, и другое великий классический танцор, наследник всех традиций Ленинграда и воплощение богатого фольклора родной Грузии...

Перед турне по Америке Чабукиани и его партнер давали концерты в Латвии и Эстония, где они исполнили pas de deux из Flames of Paris, Le corsaire и Дон Кихот. В 1938 году Государственный академический театр оперы и балета им. С.М. Кирова представил собственный балет Чабукиани «Сердце гор» на музыку Андрия Баланчивадзе (брата Баланчина ). В 1939 году Чабукиани написал балет Лауренсия по пьесе Фуэнте Овехуна по Лопе де Вега и музыке Александра Крейна. В этом спектакле Чабукиани попытался совместить принципы хореодрамы и виртуозного классического танца.

На вопрос корреспондента Майи Плисецкой, чем было положено начало советского балета, она ответила: «балеты Чабукиани...»

Тарас Бульба (балет)

В 1939 году фашистская Германия напала на Польшу. Советский Союз поддержал Германию и участвовал в аннексии Польши. Страны Европы и США отказались помочь Польше. Вторая мировая война началась.

Правительство СССР требовало работ, поддерживающих политику СССР. Таким произведением стал балет. Повесть Тарас Бульба Николая Гоголя была помещена в сюжет балета.

У Тараса Бульбы два сына, Остап и Андрей. Андрей влюбился в польскую девушку и решил ее спасти. Тарас Бульба посчитал сына предателем и убил его. Тарас Бульба и его сын Остап были положительными персонажами, а Андрей - отрицательным.

Премьера балета состоялась 12 декабря 1940 г. - Ленинград, Театр оперы и балета ; Роль Андрея исполнил Вахтанг Чабукиани. Он настолько хорошо сыграл роль, что его отрицательный персонаж стал восприниматься положительным. Коммунистические руководители обвиняли танцора в неверно сыгранной роли. В балете приняли политическую сторону. Вахтанг Чабукиани был исключен из известного ленинградского театра и переведен в Тбилиси.

Возвращение в Тбилиси

В 1941 году Чабукиани вернулся в Грузию и до 1973 года работал главным танцором и хореографом Тбилисского театра оперы и балета, когда возглавил Тбилисское хореографическое училище. Он сыграл большую роль в развитии балета в Грузии и в обучении нового поколения танцоров. Среди учеников-учеников Чабукиани были такие великие артисты балета, как: Владимир Джулухадзе, Ирина Яндиери, Нино (Нина) Ананиашвили, Ирма Ниорадзе, Николай Цискаридзе и Игорь Зеленский, а также Давид Махатели, Лали Канделаки, Захария Амонашвили и др. «Мои принципы остаются неизменными, - писал В.Чабукиани, - Грузинский классический балет должен быть построен на национальной основе, элементы фольклора должны органично сливаться с классическими, но пропорции должны быть тщательно распределены и строго определены... ».

В документальном фильме «Волшебник танца» - Вахтанг Чабукиани, известный грузинский и советский заслуженный артист Котэ Махарадзе вспоминает тбилисскую премьеру балета «Сердце гор»: " Грузинский народный танец воинов «Хоруми» из третьего акта, обогащенный неожиданными пассажами, аккордами и каскадами балетных шагов, завершился зажигательным танцем «Мтиулури (Горный танец)», исполненным Чабукиани в дуэте с выдающимся народом. танцор, основатель Национального балета Илико Сухишвили.И когда два великих мастера разной пластики скрещивали руки на сцене искусства, это становилось настоящим фейерверком танца... Именно этот танец стал первым камнем строительства в возбужденном Грузинском национальном балете. »

Чабукиани также работал над несколькими фильмами и ставил балеты по всему миру:« Слава Кирова »1940 г.,« Звезды русского балета »1953 г.,« Мастера грузинского балета 1955 г. »и« 143 ». Венецианский мавр - Отель ло 1960.

В 1958 году в Москве, по случаю Десятилетия грузинского искусства, он исполнил триумфальную премьеру своего Венецианского мавра - Отелло сочинения Александра Мачавариани, где главные роли исполнили звезды Вахтанг Чабукиани, Вера Цигнадзе и. Знаменитый Симон (Солико) Вирсаладзе занимался сценографией. Награжден Ленинской премией (второй по балету после Галины Улановой 1957). Майя Плисецкая писала: «Мавр в лице Вахтанга Чабукиани несравненен. Его Отелло олицетворяет простоту, простоту, мудрость и детскую наивность. Это слава людям, создавшим этот незабываемый шедевр». Кировская премьера «Отелло» была отмечена прессой как поистине «спектакль Шаляпина ». Ховард Томпсон в обзоре New York Times киноверсии киноверсии «Отелло» г-на Чабукиани 1960 года описал ее как «Шекспир с электричеством». В 1961 году Чабукиани поставил хореографию Мориса Равеля Болеро, в 1967 году новый балет «Восход солнца / განთიადი» на музыку Ф.Глонти, в 1980 году одноактный балет «Апасионата» на музыку Бетховена

На протяжении своей карьеры Чабукиани получил множество наград и званий, в том числе заслуженный артист РСФСР (1939), заслуженный артист Грузинской ССР (1943), Народный. Артист СССР (1950), Государственной премии СССР (1941, 1948, 1951) и Ленинской премии (1958).

Фильм Венецианский мавр - Отелло 1960

Фильм-балет из трагедии Уильяма Шекспира Отелло

Режиссер и хореограф: Вахтанг Чабукиани. Художник-постановщик: Симон (Солико) Вирсаладзе. Композитор: Александр Мачавариани. Дирижер: Одиссей Димитриадис. Оркестр: Тбилиси Захкария Палиашвили Государственная опера Оркестр. Продюсер: Тбилисская киностудия

Вахтанг Чабукиани пригласил Михаила Дудко на р. оле Брабанцио - это был смелый и честный поступок при советской власти.

РольИсполнитель
ОтеллоВахтанг Чабукиани
ДездемонаВера Цигнадзе
Яго
ЭмилияЛейла Митиашвили
БьянкаЭтер Чабукиани
КасиоБекар Монавардишвили
БрабантиоМихаил Дудко

Вариации

Сегодня Баядерка представлена ​​в первую очередь в одной из двух разных версий - спектаклях, созданных по мотивам произведений Вахтанга Чабукиани и возрождения 1941 года для Кировского балета, и спектаклей, основанных на версии Натальи Макаровой 1980 года для Американского театра балета. ; который сам заимствован из версии Чабукиани и Пономарева.
Grand pas d'action
Для вариации Чабукиани в Grand pas d'action Легат выбрал вариацию, добавленную Минкусом к Петипа Возрождение 1874 года Taglioni / Offenbach Le Papillon. В 1941 году Вахтанг Чабукиани заново хореографировал эту вариацию, которую до сих пор исполняют все танцоры, исполняющие партию Солора в «Баядерке».
Pas d'esclave
Сегодня вариация исполнена в хореографии, созданной Вахтангом Чабукиани в 1931 году.
The Le corsaire pas de deux
Наиболее влиятельную руку в творчестве сыграл известный премьер-танцовщик Кировского балета Вахтанг Чабукиани. переделка мужского танца «Корсар па де де». В своих выступлениях в па в 1930-е годы он придал мужской роли больше атлетических и виртуозных хореографических элементов. Его интерпретация мужской роли стала, по сути, эталоном, и остается таковой до наших дней.
К тому времени, когда в 1930-е годы премьер балета Кировского театра танцевала эту роль, персонаж уже был одет. костюм, который состоял из мешковатых штанов и цепей, обвязанных вокруг туловища без рубашки. Когда Петр Гусев поставил свое возрождение «Корсара» для Малого театра в 1955 году, персонажа Раба звали Али, и ему отводилась более значительная роль в действии балета. Это изменение в характере от простого поклонника к рабу также повлекло за собой пересмотр хореографии Le corsaire pas de deux, при этом многие танцоры, выступавшие в этой роли, добавили более спортивные и экзотические элементы хореографии.
В 1936 году балет Кирова поставил еще одно возрождение «Корсара» с Натальей Дудинской в роли Медоры в роли Конрада и Вахтангом Чабукиани в роли Рабыни (или Раба, как персонаж был известен в России.). Это была первая постановка полнометражного произведения, в которую вошли редакция Вагановой оперы «Корсар па де де» 1931 года в постановке Дудинской для выпускного спектакля.
Grand Pas d'action
Принц Исторически сложилось так, что знаменитая вариация Зигфрида была приписана великому танцору балета Кирова / Мариинского театра Вахтангу Чабукиани, который, как говорят, был первым, кто танцевал соло в 1930-х годах в Кировском театре, хотя, скорее всего, он выучил вариацию у Горского. Сегодня в партитуре Кировского / Мариинского балета для «Лебединого озера» эта вариация названа с рубрикой «Вариация Чабукиани», и это же соло используется почти в каждой труппе, когда они исполняют па-де-де «Черного лебедя», хотя часто бывают различия в звучании. музыка, касающаяся оркестровки от постановки к постановке (например, версия этой музыки для балета Кирова / Мариинского театра оркестрована для гобоя соло в начале, тогда как на западе обычно играет всю скрипичную секцию).
Агриппина Ваганова для Кировского балета в 3-х действиях. Кировский театр оперы и балета, Ленинград, 3 апреля 1935 года. Возрожден специально для балерины Татьяны Вечесловой. Ваганова добавила «новое» па-д'акшн для балерины Галины Улановой и танцора Вахтанга Чабукиани, которое она аранжировала из Па-де-Диана из балета Петипа 1868 года «Царь Кандавл» (он же Le Roi Candaule) на музыку Пуни и Дриго. известные сегодня как Диана и Актеон Па де де.
Па де де Ла Эсмеральда
Когда танцор Кировского балета Вахтанг Чабукиани выступал в Па де де Ла Эсмеральда в 1930-х годах, он добавил музыку из оригинальной партитуры Пуни в качестве вариации для себя. Сегодня эта вариация сохранена в пьесе и остается популярной среди танцоров.

Отрывки из статей

New York Times, 13 января 1934 г. - «Взял Нью-Йорк штормом в САМЫЙ СЕНСОРНЫЙ УСПЕХ СЕЗОНА!»

Культурные отношения с СССР возобновились вчера вечером, когда Вечеслова и Чабукиани из Мариинского театра в Ленинграде дебютировали в Америке на самых веселых мероприятиях, которые украшали танцевальную площадку за многие сезоны. Чабукиани - смуглый молодой великан с лихими манерами и способностью выполнять невероятные технические трюки. Его прыжки, его повороты, его подъемы феноменальны. Вечеслова поддерживает его в том же духе.
Политическое влияние советских танцев не вызывает опасений. Его свобода и обезоруживающий дух чрезвычайно сильны. Публика просто обожала это и искренне бравировала весь вечер. Спектакль по праву можно назвать бунтом!
  • Джулиан Симэн
Старт успеха! Благодаря чистой молодости и электрической энергии Вечеслова и Чабукиани сразу же завоевали громкое одобрение переполненного дома. Оба прошли обучение в традициях Императорского балета; оба имеют большой опыт работы в своей стране и в других странах; оба - художники самого высокого ранга. Редко можно увидеть такую ​​совершенную координацию и контроль над человеческим телом. В их движениях было что-то такое изящное и интенсивное, что я подбадривал всех остальных. Я не знаю лучшего способа восстановить веру в старый балет, чем увидеть эту юную девушку из советского царства.
  • Генриетта Вебер
Большая публика собралась в Карнеги-холле и приветствовала их бурными аплодисментами. Они это заслужили. Оба - опытные танцоры, хорошо обученные техники. Чабукиани выглядит потрясающе и обладает магнетизмом, который проецируется на публику. Вечеслова также чрезвычайно хорошо обучена и опытна.
  • Генри Бекетт
Вечеслова и Чабукиани могут прыгать выше и кружиться быстрее, чем, возможно, любые живые танцоры, и прошлой ночью их ловкость и азарт очень порадовали публику в Карнеги-холле, судя по энтузиазм, это событие, несомненно, имело кассовый успех. Это восхитительно и блестяще.

Величайшая овация, вызванная любой танцевальной привлекательностью С НАЧАЛА АМЕРИКАНСКОГО ДЕБЮТА LA ARGENTINA .

Направление тура: METROPOLITAN MUSICAL BUREAU, Inc.
Подразделение Columbia Concerts Corporation of Columbia Broadcasting System
113 West 57th Street, New York, NY
По договоренности с ЭД ПЕРКИНС

Ссылки

Внешние ссылки

Ссылки на видео
Часть 1 на YouTube
Часть 2 на YouTube
Фридрих Гульда и Вахтанг Чабукиани - Концерт Моцарта для фортепиано с оркестром №20 in D K.466 - 2. Романс на YouTube
Клара Хаскил и Вахтанг Чабукиани.- JS Бах «Токката ми минор BWV 914» на YouTube
Последняя правка сделана 2021-06-18 08:20:49
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте