Вагиф Мустафазаде. Вагиф Мустафазадə | |
---|---|
Справочная информация | |
Родился | (1940 -03-16) 16 марта 1940 г.. Баку, СССР |
Умер | 16 декабря 1979 (1979-12-16) (39 лет). Ташкент, Узбекская ССР |
Жанры | Джаз |
Род занятий | Композитор, музыкант |
Инструменты | Фортепиано |
Годы активности | 13 лет |
Веб-сайт | www.vagif.musigi-dunya.az |
Вагиф Мустафазаде (азербайджанец : Вагиф Мустафазадə; март 16, 1940 - 16 декабря 1979), также известный как Вагиф Мустафа-Заде, был азербайджанским джазовым пианистом и композитором, известным за сплав джаза и традиционная азербайджанская народная музыка, известная как мугам. По мнению многих всемирно известных джазовых музыкантов, Мустафазаде является одним из пионеров и «архитектором джаза в Азербайджане».
Родился Мустафазаде в Старом Городе, историческом центре Баку, 16 марта 1940 года. Его имя было выбрано известным поэтом Самедом Вургун по просьбе его мать, которая была преподавателем фортепиано в местной музыкальной школе и сыграла очень влиятельную и неизмеримую роль в его успехе.
В 1963 году он окончил Бакинское Государственное Музыкальное Училище имени Асафа Зейналлы и через год поступил в Азербайджанскую Государственную Консерваторию. Сначала он прославился в музыкальной школе, где учился, давая там концерты, а затем выступая на вечеринках и вечерах в университетах и клубах, вскоре после этого он стал одним из самых влиятельных музыкальных исполнителей в Азербайджане. Выступая в клубах, он в основном играл классический джаз, а также блюз и танцевальную музыку.
Музыкальные запреты в 1940-х и 1950-х годах означали, что исполнение джаза было запрещено в СССР, включая Азербайджан. Поскольку возможности достать джазовые записи нигде не было, Мустафазаде слушал джазовые пьесы, учился по фильмам, где он слышал джазовую музыку и радио BBC, и пел Мейхана, ритмическую поэзию, которая имела также был забанен. Прослушав радио, он и его друг Вагиф Самедоглу попытались воссоздать музыку на фортепиано.
С 1960-х годов запреты на джазовую музыку были постепенно сняты, и, таким образом, конец 1960-х и 1970-е годы стали временем, когда Баку был настоящим центром местного джаза. К этому времени Мустафазаде пробивался к своей аудитории, и его популярность росла. Его имя часто упоминалось среди других джазовых музыкантов, он участвовал в фестивалях, проводимых на родине, а также в странах Советского Союза и за их пределами. С тех пор как он произвел сильное впечатление в первые годы учебы в колледже, его музыка прогрессировала и популярность росла; он выступал на многих фестивалях.
В 1966 году Уиллис Коновер, дирижер радиопередачи «Jazz Time», даже зашел так далеко, что сказал: «Вагиф Мустафазаде - выдающийся пианист. Его невозможно идентифицировать. Он самый лиричный пианист, которого я когда-либо знал.
В 1965 году он бросил консерваторию и уехал в Тбилиси, чтобы возглавить музыкальный ансамбль "Ореро". Позже он создал " Джазовое трио «Qafqaz» при Государственной филармонии Грузии. В 1970 году им были сформированы женский квартет «Лейли» и в 1971 году вокально-инструментальный ансамбль «Севиль». До 1977 года руководил коллективами. В период с 1977 по 1979 год до самой смерти руководил коллективом ». Инструментальный ансамбль «Мугам», который также был организован им. Вагиф посетил Всесоюзный джазовый фестиваль «Таллинн-66» и азербайджанский джазовый фестиваль «Каз-69» и был награжден там как лауреат. Мустафазаде также был избран лауреатом конкурса Донецк Всесоюзный джазовый фестиваль, проводившийся в 1977 году. Был избран лучшим пианистом конкурса «Тбилиси-78 ». Занял первое место на восьмое место за его композицию «В ожидании Азизы» в Монако в 1978 году и был награжден белым роялем, но умер в следующем году. Вагиф Мустафазаде был назван Заслуженным артистом Азербайджанской ССР, а после его смерти удостоен Государственной премии Азербайджана.
Мустафазаде - основоположник азербайджанского джазового мугама, возникшего в конце 1960-х и 1970-х годов в Баку в результате смешения этих двух стилей.. Он начал искать новые способы структурировать свои импровизации, исследуя модальную музыку. Им были применены более новаторские подходы, и его влияние распространилось на более поздние разработки этого стиля.
Мустафазаде скончался от сердечного приступа вскоре после концерта в Ташкенте, а также незадолго до дня рождения своей жены ( 17 декабря) и дочь (19 декабря).
Мустафазаде был дважды женат; От первого брака у него родилась дочь по имени Лала, талантливая классическая пианистка. Она выиграла главный приз на конкурсе пианистов в Эпинале, Франция, в 1991 году. Его второй брак был с Элизой, и от этого союза родился Азиза Мустафа Заде, также джазовый музыкант.
Его работы и исполнение получили высокую оценку всемирно известных ведущих мировых музыкантов, таких как Уиллис Коновер и BB. Король. Однажды, когда Кинг находился на одной сцене с Мустафазаде, он услышал, как тот играет на блюзовом пианино, и сказал, что никто не может играть блюз так, как он, а потом сказал Вагифу, что «люди называют меня королем блюза, но если бы я мог играть на пианино, как он, вы знаете, я бы назвал себя Богом ».
Спустя более трех десятилетий после смерти Мустафазаде, большее количество его записей всех периодов его карьеры более широко доступно в магазинах, чем когда-либо в течение его жизни.
По инициативе бывшего министра культуры Полада Бюльбюльоглу был создан Дом-музей Вагифа Мустафазаде. Сначала музеем руководила мать джазмена Зивар ханум. После этого она передала музей своей племяннице Афаг. Афаг Алиева возглавляет музей с 1997 года. В 2004 году по ее инициативе были отреставрированы экспозиции, а также здание музея. С 2004 года музей функционирует как государственный музей под контролем Министерства культуры Азербайджанской Республики.