Народ Ва

редактировать
Wa. (Ва, Ава, Параук, Бараог). 佤族
Жители деревни Ва 02.jpg Две женщины Ва в традиционной одежде
Общая численность населения
ок. 1,2 миллиона
регионов со значительным населением
800000
400000
10,000
Языки
Wa. Дополнительные языки:
Религия
Анимизм. Буддизм. Христианство
Государства Ва в начало 20 века Имперский справочник Индии карта.

Народ Ва (Wa : Vāx; бирманский : ဝ လူမျိုး, ; Китайский : ; пиньинь : Wǎzú; Тайцы : ว้า) - этническая группа, проживающая в основном в северной Мьянме, в северной части штата Шан и восточной части штата Качин., вблизи и вдоль границы Бирмы с Китаем, а также в провинции Юньнань Китая.

Исторически ва населяли государства Ва, территорию, которая они с незапамятных времен считались землей своих предков. Это изрезанный горный район, расположенный между Меконгом и рекой Салуин, с протекающей по нему Нам Хкой. Ва традиционно занимались натуральным сельским хозяйством, выращивая рис, горох, бобы, мак и грецкие орехи. Они разводили буйволов, которых использовали в основном для жертвенных целей. В целом, традиционные обычаи ва, а также их образ жизни очень похожи на народ нага на северо-западе.

Многие из ва - анимисты, а небольшая часть населения следует производным от буддизма или христианства. Ва когда-то были известны британцам как «Дикая Ва» из-за их практики охоты за головами.

Содержание
  • 1 Культурная история
    • 1.1 Язык и письменность
    • 1.2 Британское правление и стойкие предрассудки
    • 1.3 После Второй мировой войны
    • 1.4 Военная деятельность и производство наркотиков
  • 2 Географическое распределение
    • 2.1 Китай
      • 2.1.1 Бенрен
    • 2.2 Бирма
    • 2.3 Таиланд
  • 3 См. Также
  • 4 Библиография
    • 4.1 Художественная литература
  • 5 Ссылки
  • 6 Внешние ссылки
История культуры
Раннее бирманское изображение Ва Ом Зием, деревня народа ва в Автономный округ Цанъюань Ва, Юньнань

Согласно сэру Джорджу Скотту в мифах о происхождении Ва первый Ва произошел от двух предков женского пола Я Хтаум и Я Хтай, который провел свою раннюю фазу в виде головастиков (райрох) в небольшом озере, известном как Наунг Хкаео. Озеро расположено на северо-востоке территории Ва в пограничной зоне между Китаем и Мьянмой.

О ранней истории Ва известно очень мало. То, что известно, в основном состоит из местных легенд, повествующих о том, что в далеком прошлом историческое государство Ва и все территории восточного Шанского государства, а также большие участки прилегающих территорий современного Китая имели принадлежал Wa. В районе бывшего государства Кенгтунг ва были перемещены около 1229 года и позже были побеждены королем Манграем. Во время британского правления в Бирме шань составляли большинство в штате Кенгтунг, с другими группами, такими как акха и лаху. значительные сообщества. Ва в настоящее время составляют меньшинство, составляющее лишь около 10% в районе Кенгтунг, несмотря на то, что они были коренными жителями.

Ва изначально имели анимистические религиозные верования, основанные на ритуальных кровавых жертвоприношениях. В деревнях был духовный целитель (Tax Cao Chai), и традиционный способ борьбы с болезнью или другими проблемами заключался в том, чтобы принести в жертву курицу, свинью или более крупное животное, в зависимости от величины недуга. Согласно местной легенде, практика отрезания человеческой головы была задумана как ритуальное жертвоприношение с целью повышения плодородия рисовых полей. В традиционных деревнях также были святилища (Nyiex Moeg), где раз в год приносили в жертву буйвола на специальном Y-образном столбе под названием Khaox Si Gang, на котором совершали подношение крови, мяса и кожи. Животных также приносили в жертву на торжествах, таких как бракосочетание и погребальные ритуалы среди традиционного поклонения духу ва, практика, которая до сих пор существует среди христиан ва. Однако ва, находившиеся под буддийским влиянием, развили разные традиции.

В традиционном обществе ва моногамный брак был нормой, и до брака существовала сексуальная свобода как для мужчин, так и для женщин. Жевание бетеля с орехом арека ранее также было важным обычаем. У ва есть разные виды традиционных танцев. Один важный танец в их культуре сопровождается биением большого пустотелого деревянного барабана. Этот способ танцев, среди других танцев Ва, таких как танец с волосами и фестивали, рекламируется туристическими властями Юньнани в Китае как туристическая достопримечательность.

У народа Ва также есть хорошо укоренившаяся культура употребления алкоголя, где производится большое количество местного самогона, и, как широко считается, в среднем потребляется самое большое количество алкоголя в Китае.

Язык и письменность

Письменность и культурные символы ва на букве T -shirt

язык ва образует языковую группу, принадлежащую к палаунгской ветви австроазиатской языковой семьи. Раньше у него не было письменности, и несколько грамотных ва использовали китайские иероглифы, в то время как другие использовали шанский язык и его письменность. Христианская миссионерская работа среди ва началась в начале 20 века сначала в бирманских, а затем и в китайских областях территории Ва. Его возглавил Небраска. Первая транскрипция языка ва была изобретена Янгом и Сарой Яу Шу Чин в 1931 году с целью перевода Библии. Этот первый алфавит ва был основан на латинском алфавите, а первая публикация была сборником гимнов ва в 1933 году, а Ва Новый Завет был завершен в 1938 году. Эта транскрипция, известная как «библейская орфография», на китайском языке известна как «老 佤 文» (léowǎwén; «старая орфография ва») и в настоящее время используется в основном в районах бирманского ва и среди народа ва в Таиланде. Пересмотренная орфография Библии была принята как «официальное написание ва» властями самоуправляемого округа Ва в Пангкхаме, которые опубликовали серию букваров с целью повышения грамотности населения штата Ва. Армейские войска. Кроме того, после 2000 г. жители Ва в социальных сетях, таких как Facebook и другие онлайн-СМИ, а также авторы песен Ва в караоке текстах песен Ва используют этот официальный Ва (пересмотренную Библия) Мьянмы. орфография "в ее основных вариантах.

В Китае транскрипция адаптирована к новой пиньинь латинизации, известной как« орфография КНР »или« официальная орфография Китая », был разработан для народа ва в 1956 году. Однако его публикации, распространяемые в основном через администрацию Юньнани, еще не достигли широкой публики, помимо академических кругов. Этот новый алфавит ва считается первым формальным письмом ва.

Западные лавы официально считаются частью меньшинства ва в Китае и также известны как «ручная ва».

Британское правление и стойкие предрассудки

главы ва в Британской Бирме.

О народе ва написано очень мало, за исключением китайского языка. Район, где они живут, традиционно управлялся Саофа, потомственным вождем Шан. Во второй половине XIX века британские власти в Бирме сочли территорию Ва отдаленной и труднодоступной. Таким образом, за исключением Манг Лон, где проживали саофа, британцы оставили государство Ва без администрации, а его граница с Китаем не определена. Такая ситуация вполне устраивала ва, поскольку на протяжении всей своей истории они всегда предпочитали, чтобы их оставляли в покое.

Ва в основном изображались колониальными администраторами как дикие и грязные люди из-за их практики охоты за головами. Однако китайские документы, написанные до двадцатого века, редко упоминают ва как охотников за головами, и тем не менее именно этот аспект культуры ва цитируется чаще, чем любой другой, чтобы подчеркнуть примитивность ва.

предрассудки сохраняются и в наше время, когда ва, которые экономически мало чем отличаются от других этнических горных племен в этом районе, таких как народ лаху, широко известны своей повстанческой армией и вовлечены в торговлю наркотиками, затмевая другие аспекты своей культуры.

После Второй мировой войны

Женщина Ва кормит маленькую девочку

Международная граница, которая была определена между Бирмой и Китаем, сделала Ва люди были разделены между двумя странами. Регионы Ва в Бирме в основном оставались в покое до 1950-х годов, когда остатки Чан Кайши Национально-революционной армии бежали от коммунистической революции 1949 года в Китае. Спустя полтора десятилетия регион оказался под влиянием Коммунистической партии Бирмы, которая очень активно действовала в этом районе. В течение этого времени выращивание и продажа опиума росли, древняя традиционная жизнь была нарушена, но также административная система, которая собирала доходы и поддерживала значительную вооруженную силу, а также рудиментарную инфраструктуру, открыла регион Ва в современную эпоху.

В 1989 году власти Ва изгнали Коммунистическую партию Бирмы и договорились о прекращении огня с тогдашним лидером военной хунты Бирмы Кхин Ньюнт. Они основали Объединенную армию штата Ва и Объединенную партию штата Ва с централизованным командованием. В обмен на согласие с запретом выращивания опийного мака и производства опиума регион пережил массовый приток международной помощи в целях развития. Особый регион Ва 2 был создан на северо-востоке штата Шан со столицей в Пангкхаме.

Военная деятельность и производство наркотиков

Объединенный штат Ва Армия была одной из крупнейших нарко армий мира, с вооруженными силами до 10 000 человек. До 1996 года UWSA участвовал в конфликте с армией Монг Тай, что соответствовало целям Татмадау в этом районе. Во время этого конфликта армия Ва заняла районы, близкие к границе с Таиландом, в конечном итоге получив контроль над двумя отдельными участками территории к северу и югу от Кенгтунга. В 1999 году, когда бирманские военные потребовали от бойцов Ва вернуться в северные районы, UWSA отказалось.

В 1990-е годы в районах, контролируемых UWSA, производилось героин. В 2000-х годах Объединенная армия штата Ва сосредоточила свое внимание на производстве амфетамина. Записи об официальных изъятиях, собранные Организацией Объединенных Наций, показывают, что в 2006 году Мьянма была источником половины азиатского метамфетамина, известного в Таиланде как yaba, и некоторые эксперты полагают, что большинство лабораторий по производству наркотиков находится в районах, контролируемых Ва.

Географическое распространение
Молодые люди ва из Пьингсая, около Кенгтунг Карта Бирмы с изображением Самоуправляемого округа Ва, коричневого цвета.

Земля, на которой жили ва Традиционное проживание делится между Бирмой и Китаем. Международная граница сокращает исконный регион Ва примерно вдвое.

Китай

Ва - одна из 56 этнических групп, официально признанных Китаем. В Китае ва живут компактными сообществами в автономном округе Сименг Ва (в Ва: Менг Ка или Си Моунг), автономном округе Цанюань Ва, Менглиан Дай, Лаху и автономный округ Ва (Гаенг Лиам), Генгма Дай и автономный округ Ва (Гаенг Миекс или Гаенг Макс), Линцан (Менг Лам), Шуанцзян Лаху, Автономный уезд Ва, Бланг и Дай (Си Нбланг или Мэн Мэн), Уезд Чжэнкан и Уезд Юндэ на юго-западе Юньнани. Их население в Китае оценивается примерно в 400 000 человек.

Бенрен

Бенрен (本人) округа Юндэ и округа Чжэнкан, Юньнань, официально классифицируются китайским правительством как Ва, но считают себя отдельной этнической группой из Ва. Их автоним - «Сива» (斯 佤). Бэнрен распространены в:

  • городке Менггун 勐 汞 佤族 乡 (недавно включенный в город Деданг 德 党 镇), округ Юндэ: в Менггун 勐 汞, Даба 大坝, Сонглин 松林, Дапинчжан 大平 掌, Хунай 户 乃, Сяодифан小 地方, Лиели 列 列. По состоянию на 2010 год в поселке проживает 10 289 Бенрен.
  • Городок Десили 德思 里 彝族 佤族 乡, Уезд Фэнцин
  • Городок Мангка 芒 卡 镇, Автономный уезд Цанъюань Ва

Бирма

Цикады поймали народ Ва, чтобы раздавить их чили в смеси, подобной тайской Нам Фрик

Ва - одна из 135 официально признанных этнических групп Мьянмы. Их доля в общей численности населения Мьянмы составляет 0,16. Хотя о древней истории Ва известно немного, другие доминирующие этнические группы в государстве Шан, такие как Тай Яй, признают их коренными жителями этого района.

В Бирме Ва живут в основном в небольших деревнях около Кенгтунг и к северу и северо-востоку от границы с Китаем, а также на небольшой территории к востоку от Тачилейк. Особый район Ва 2 штата Северный Шан или штат Ва был сформирован Объединенной армией штата Ва (UWSA) и остатками бывшей повстанческой группировки Коммунистической партии Бирмы, которая рухнула в 1989. Штат Ва и UWSA заключили хрупкое соглашение о прекращении огня с военным правительством Бирмы. Западные правительства обвиняли их в причастности к незаконному обороту наркотиков, но они запретили производство опиума с 2005 года и получили помощь Организации Объединенных Наций в улучшении законного сельского хозяйства.

В соответствии с Конституцией Бирмы 2008 года, 20 августа 2010 года было создано самоуправляемое подразделение Ва. Он должен управляться народом ва, и его территория находится между ущельями Меконга и Салуин, в восточной части штата Шан, недалеко от границы с китайской провинцией Юньнань.

Таиланд

В последнее время некоторые общины ва из Бирмы пересекли границу и поселились в Таиланде, где они не имеют официального статуса горного племени. Ва живут в основном в районе Мэ Сай и подрайоне Маэ Яо в провинции Чианграй, а также в районе Вианг Па Пао на юге провинции Чианг Рай и округа Чианг Дао в провинции Чиангмай. В Таиланде ва, недавно пришедших из Бирмы, часто называют «лава », хотя они не принадлежат строго к последней этнической подгруппе.

См. Также
Библиография
  • Библиография материалов на языке и культуре ва или о них
  • Journal of Burma Studies 17.1 (2013), специальный выпуск о народе ва
  • Харви, GE Wa Précis. Рангун, 1933.
  • Линтнер, Бертил. Бунт в Бирме: опиум и мятежи с 1948 года. Чиангмай, 1999.
  • Маршалл, Эндрю. Брючные люди: история Бирмы в тени империи. Лондон: Пингвин; Вашингтон: Counterpoint, 2002. ISBN 1-58243-120-5.
  • Миттон, Джеральдин Скотт с холмов Шан. Лондон: Джон Мюррей, 1936.
  • Скотт, Дж. Г. Бирма и другие. London, 1932.
  • Скотт, Дж. Г. Ведущий вестник Верхней Бирмы и Шанских государств. 5 томов. Рангун, 1900–1901.
  • Виннингтон, Алан. Рабы Холодных Гор. Берлин: Семь морей, 1959.
  • Виннингтон, Алан. Рабы холодных гор: древние социальные условия и изменения, которые сейчас происходят на удаленных юго-западных границах Китая. Лондон: Lawrence Wishart, 1959.
  • Fiskesjö, Magnus. «Введение в исследования ва». Journal of Burma Studies 17.1 (2013), 1-27.
  • Фискешо, Магнус. «Автономия наименования: родство, власть и этнонимия на землях Ва на границах Юго-Восточной Азии и Китая». В Чарльз Макдональд и Янвен Чжэн, ред. Личные имена в Азии: история, культура и идентичность. Сингапур: Издательство Сингапурского университета, 2009, стр. 150–74. ISBN 9971-69-380-1.
  • Фискешо, Магнус. «Рабство как превращение людей в товар:« рабы »ва и их китайские« сестры »». Focaal-Journal of Global and Historical Anthropology 59 (весна 2011 г.), 3-18.
  • Фискешо, Магнус. «Горнодобывающая промышленность, история и антигосударственная Ва: политика автономии между Бирмой и Китаем». Journal of Global History 5.2 (июнь 2010 г.), 241-64.
  • Фискешо, Магнус. «Опьянение участников и динамика самопознания в контексте Ва». Азиатско-Тихоокеанский журнал антропологии 11.2 (июнь 2010 г.), 111–27.
  • Такано, Хидеюки. «Берег за пределами добра и зла: отчет из опиумного королевства Бирмы». Токио: Kotan Publishing, 2002. На английском языке.
  • Kramer, Tom. «Объединенная государственная партия Ва: нарко-армия или этническая националистическая партия?» Вашингтон, округ Колумбия: Центр Восток-Запад Вашингтон; Сингапур: Институт исследований Юго-Восточной Азии, 2007.
  • Крамер, Том. «От золотого треугольника к резиновому поясу ?: будущее запретов на опиум в регионах Коканг и Ва». Амстердам: Транснациональный институт, 2009. http://www.tni.org/

Художественная литература

  • Скотт, Дж. Г., и Миттон, Джеральдин. В тисках дикой ва. Лондон, 1913.
  • Виннингтон, Алан. "Kopfjäger" [ins Deutsche übertragen von K. Heinz]. Берлин: Verlag Volk und Welt, 1983. Серия: Roman-Zeitung; Heft 398. [немецкий перевод романа «Охотники за головами»].
Ссылки
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-20 06:01:34
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте