Две женщины Ва в традиционной одежде | |
Общая численность населения | |
---|---|
ок. 1,2 миллиона | |
регионов со значительным населением | |
800000 | |
400000 | |
10,000 | |
Языки | |
Wa. Дополнительные языки: | |
Религия | |
Анимизм. Буддизм. Христианство |
Народ Ва (Wa : Vāx; бирманский : ဝ လူမျိုး, ; Китайский : 佤 族 ; пиньинь : Wǎzú; Тайцы : ว้า) - этническая группа, проживающая в основном в северной Мьянме, в северной части штата Шан и восточной части штата Качин., вблизи и вдоль границы Бирмы с Китаем, а также в провинции Юньнань Китая.
Исторически ва населяли государства Ва, территорию, которая они с незапамятных времен считались землей своих предков. Это изрезанный горный район, расположенный между Меконгом и рекой Салуин, с протекающей по нему Нам Хкой. Ва традиционно занимались натуральным сельским хозяйством, выращивая рис, горох, бобы, мак и грецкие орехи. Они разводили буйволов, которых использовали в основном для жертвенных целей. В целом, традиционные обычаи ва, а также их образ жизни очень похожи на народ нага на северо-западе.
Многие из ва - анимисты, а небольшая часть населения следует производным от буддизма или христианства. Ва когда-то были известны британцам как «Дикая Ва» из-за их практики охоты за головами.
Согласно сэру Джорджу Скотту в мифах о происхождении Ва первый Ва произошел от двух предков женского пола Я Хтаум и Я Хтай, который провел свою раннюю фазу в виде головастиков (райрох) в небольшом озере, известном как Наунг Хкаео. Озеро расположено на северо-востоке территории Ва в пограничной зоне между Китаем и Мьянмой.
О ранней истории Ва известно очень мало. То, что известно, в основном состоит из местных легенд, повествующих о том, что в далеком прошлом историческое государство Ва и все территории восточного Шанского государства, а также большие участки прилегающих территорий современного Китая имели принадлежал Wa. В районе бывшего государства Кенгтунг ва были перемещены около 1229 года и позже были побеждены королем Манграем. Во время британского правления в Бирме шань составляли большинство в штате Кенгтунг, с другими группами, такими как акха и лаху. значительные сообщества. Ва в настоящее время составляют меньшинство, составляющее лишь около 10% в районе Кенгтунг, несмотря на то, что они были коренными жителями.
Ва изначально имели анимистические религиозные верования, основанные на ритуальных кровавых жертвоприношениях. В деревнях был духовный целитель (Tax Cao Chai), и традиционный способ борьбы с болезнью или другими проблемами заключался в том, чтобы принести в жертву курицу, свинью или более крупное животное, в зависимости от величины недуга. Согласно местной легенде, практика отрезания человеческой головы была задумана как ритуальное жертвоприношение с целью повышения плодородия рисовых полей. В традиционных деревнях также были святилища (Nyiex Moeg), где раз в год приносили в жертву буйвола на специальном Y-образном столбе под названием Khaox Si Gang, на котором совершали подношение крови, мяса и кожи. Животных также приносили в жертву на торжествах, таких как бракосочетание и погребальные ритуалы среди традиционного поклонения духу ва, практика, которая до сих пор существует среди христиан ва. Однако ва, находившиеся под буддийским влиянием, развили разные традиции.
В традиционном обществе ва моногамный брак был нормой, и до брака существовала сексуальная свобода как для мужчин, так и для женщин. Жевание бетеля с орехом арека ранее также было важным обычаем. У ва есть разные виды традиционных танцев. Один важный танец в их культуре сопровождается биением большого пустотелого деревянного барабана. Этот способ танцев, среди других танцев Ва, таких как танец с волосами и фестивали, рекламируется туристическими властями Юньнани в Китае как туристическая достопримечательность.
У народа Ва также есть хорошо укоренившаяся культура употребления алкоголя, где производится большое количество местного самогона, и, как широко считается, в среднем потребляется самое большое количество алкоголя в Китае.
язык ва образует языковую группу, принадлежащую к палаунгской ветви австроазиатской языковой семьи. Раньше у него не было письменности, и несколько грамотных ва использовали китайские иероглифы, в то время как другие использовали шанский язык и его письменность. Христианская миссионерская работа среди ва началась в начале 20 века сначала в бирманских, а затем и в китайских областях территории Ва. Его возглавил Небраска. Первая транскрипция языка ва была изобретена Янгом и Сарой Яу Шу Чин в 1931 году с целью перевода Библии. Этот первый алфавит ва был основан на латинском алфавите, а первая публикация была сборником гимнов ва в 1933 году, а Ва Новый Завет был завершен в 1938 году. Эта транскрипция, известная как «библейская орфография», на китайском языке известна как «老 佤 文» (léowǎwén; «старая орфография ва») и в настоящее время используется в основном в районах бирманского ва и среди народа ва в Таиланде. Пересмотренная орфография Библии была принята как «официальное написание ва» властями самоуправляемого округа Ва в Пангкхаме, которые опубликовали серию букваров с целью повышения грамотности населения штата Ва. Армейские войска. Кроме того, после 2000 г. жители Ва в социальных сетях, таких как Facebook и другие онлайн-СМИ, а также авторы песен Ва в караоке текстах песен Ва используют этот официальный Ва (пересмотренную Библия) Мьянмы. орфография "в ее основных вариантах.
В Китае транскрипция адаптирована к новой пиньинь латинизации, известной как« орфография КНР »или« официальная орфография Китая », был разработан для народа ва в 1956 году. Однако его публикации, распространяемые в основном через администрацию Юньнани, еще не достигли широкой публики, помимо академических кругов. Этот новый алфавит ва считается первым формальным письмом ва.
Западные лавы официально считаются частью меньшинства ва в Китае и также известны как «ручная ва».
О народе ва написано очень мало, за исключением китайского языка. Район, где они живут, традиционно управлялся Саофа, потомственным вождем Шан. Во второй половине XIX века британские власти в Бирме сочли территорию Ва отдаленной и труднодоступной. Таким образом, за исключением Манг Лон, где проживали саофа, британцы оставили государство Ва без администрации, а его граница с Китаем не определена. Такая ситуация вполне устраивала ва, поскольку на протяжении всей своей истории они всегда предпочитали, чтобы их оставляли в покое.
Ва в основном изображались колониальными администраторами как дикие и грязные люди из-за их практики охоты за головами. Однако китайские документы, написанные до двадцатого века, редко упоминают ва как охотников за головами, и тем не менее именно этот аспект культуры ва цитируется чаще, чем любой другой, чтобы подчеркнуть примитивность ва.
предрассудки сохраняются и в наше время, когда ва, которые экономически мало чем отличаются от других этнических горных племен в этом районе, таких как народ лаху, широко известны своей повстанческой армией и вовлечены в торговлю наркотиками, затмевая другие аспекты своей культуры.
Международная граница, которая была определена между Бирмой и Китаем, сделала Ва люди были разделены между двумя странами. Регионы Ва в Бирме в основном оставались в покое до 1950-х годов, когда остатки Чан Кайши Национально-революционной армии бежали от коммунистической революции 1949 года в Китае. Спустя полтора десятилетия регион оказался под влиянием Коммунистической партии Бирмы, которая очень активно действовала в этом районе. В течение этого времени выращивание и продажа опиума росли, древняя традиционная жизнь была нарушена, но также административная система, которая собирала доходы и поддерживала значительную вооруженную силу, а также рудиментарную инфраструктуру, открыла регион Ва в современную эпоху.
В 1989 году власти Ва изгнали Коммунистическую партию Бирмы и договорились о прекращении огня с тогдашним лидером военной хунты Бирмы Кхин Ньюнт. Они основали Объединенную армию штата Ва и Объединенную партию штата Ва с централизованным командованием. В обмен на согласие с запретом выращивания опийного мака и производства опиума регион пережил массовый приток международной помощи в целях развития. Особый регион Ва 2 был создан на северо-востоке штата Шан со столицей в Пангкхаме.
Объединенный штат Ва Армия была одной из крупнейших нарко армий мира, с вооруженными силами до 10 000 человек. До 1996 года UWSA участвовал в конфликте с армией Монг Тай, что соответствовало целям Татмадау в этом районе. Во время этого конфликта армия Ва заняла районы, близкие к границе с Таиландом, в конечном итоге получив контроль над двумя отдельными участками территории к северу и югу от Кенгтунга. В 1999 году, когда бирманские военные потребовали от бойцов Ва вернуться в северные районы, UWSA отказалось.
В 1990-е годы в районах, контролируемых UWSA, производилось героин. В 2000-х годах Объединенная армия штата Ва сосредоточила свое внимание на производстве амфетамина. Записи об официальных изъятиях, собранные Организацией Объединенных Наций, показывают, что в 2006 году Мьянма была источником половины азиатского метамфетамина, известного в Таиланде как yaba, и некоторые эксперты полагают, что большинство лабораторий по производству наркотиков находится в районах, контролируемых Ва.
Земля, на которой жили ва Традиционное проживание делится между Бирмой и Китаем. Международная граница сокращает исконный регион Ва примерно вдвое.
Ва - одна из 56 этнических групп, официально признанных Китаем. В Китае ва живут компактными сообществами в автономном округе Сименг Ва (в Ва: Менг Ка или Си Моунг), автономном округе Цанюань Ва, Менглиан Дай, Лаху и автономный округ Ва (Гаенг Лиам), Генгма Дай и автономный округ Ва (Гаенг Миекс или Гаенг Макс), Линцан (Менг Лам), Шуанцзян Лаху, Автономный уезд Ва, Бланг и Дай (Си Нбланг или Мэн Мэн), Уезд Чжэнкан и Уезд Юндэ на юго-западе Юньнани. Их население в Китае оценивается примерно в 400 000 человек.
Бенрен (本人) округа Юндэ и округа Чжэнкан, Юньнань, официально классифицируются китайским правительством как Ва, но считают себя отдельной этнической группой из Ва. Их автоним - «Сива» (斯 佤). Бэнрен распространены в:
Ва - одна из 135 официально признанных этнических групп Мьянмы. Их доля в общей численности населения Мьянмы составляет 0,16. Хотя о древней истории Ва известно немного, другие доминирующие этнические группы в государстве Шан, такие как Тай Яй, признают их коренными жителями этого района.
В Бирме Ва живут в основном в небольших деревнях около Кенгтунг и к северу и северо-востоку от границы с Китаем, а также на небольшой территории к востоку от Тачилейк. Особый район Ва 2 штата Северный Шан или штат Ва был сформирован Объединенной армией штата Ва (UWSA) и остатками бывшей повстанческой группировки Коммунистической партии Бирмы, которая рухнула в 1989. Штат Ва и UWSA заключили хрупкое соглашение о прекращении огня с военным правительством Бирмы. Западные правительства обвиняли их в причастности к незаконному обороту наркотиков, но они запретили производство опиума с 2005 года и получили помощь Организации Объединенных Наций в улучшении законного сельского хозяйства.
В соответствии с Конституцией Бирмы 2008 года, 20 августа 2010 года было создано самоуправляемое подразделение Ва. Он должен управляться народом ва, и его территория находится между ущельями Меконга и Салуин, в восточной части штата Шан, недалеко от границы с китайской провинцией Юньнань.
В последнее время некоторые общины ва из Бирмы пересекли границу и поселились в Таиланде, где они не имеют официального статуса горного племени. Ва живут в основном в районе Мэ Сай и подрайоне Маэ Яо в провинции Чианграй, а также в районе Вианг Па Пао на юге провинции Чианг Рай и округа Чианг Дао в провинции Чиангмай. В Таиланде ва, недавно пришедших из Бирмы, часто называют «лава », хотя они не принадлежат строго к последней этнической подгруппе.